Доброго времени суток! Вы находитесь на сайте районного клуба творческих личностей "МАСТЕРА".
 
Рубрики
Творчество Мастеров Творчество наших читателей Библиотека История Покровского края История Орловского края Покровская районная библиотека Мир духовный Заметки на доброту дня Фотографии Покровского края Видеотека Поездки и заседания Доска объявлений Новости О сайте "Мастера" Обратная связь RSS - лента Виджет для Яндекса Приложение для Android

Серебряное кольцо


МКУК ПМЦРБ

Сайт районной библиотеки


Нужна помощь!

Поможем, земляки?


Стена сайта
Всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Просмотров сегодня:
Яндекс.Метрика
Посетителей сегодня:


Доброго времени суток! Вы находитесь на сайте районного клуба творческих личностей "МАСТЕРА"
ГлавнаяТворчество мастеровТворческая страница Полынкина А.М.→☺

Благотворители земли Покровской 


Так уж складывалось исторически, что любое важное общественное событие на Руси не обходилось без конкретного вклада в него отдельных, радеющих за народное благо, лиц.

Особенно это касалось такого Богоугодного дела, как строительство храмов.

На территории современного Покровского района к началу XX века находилось 22 православных церкви. Начиная от самой ранней из построенных – Михаило-Архангельской - в селе Дросково – до самой последней по времени - Вознесенской - в селе В-Жерновец – все они создавались на пожертвования местного населения.

Нам известно очень немногое о дарителях и благодетелях храмов, но некоторые сведения сохранились в исторических источниках.

К постройке двух церквей в нашем крае – в с. Покровское и селе Троицкое имели отношение помещики из рода Мацневых. Кузьма Мацнев пожертвовал землю и деньги на Покровский храм, а Николай Мацнев полностью на свои средства выстроил церковь Святой Живоначальной Троицы в одноименном селе, а потом постоянно оказывал материальную помощь служителям этой церкви.

К 1828 году в селе Алексеевка (Липовское) появился величественный двухпрестольный храм Трех святителей – Петра, Алексея и Ионы.

Его создавал на свои средства в течение нескольких лет местный землевладелец, один из богатейших людей края, князь Алексей Куракин. Трехсвятительская церковь, построенная в стиле классицизма, стала одной из наиболее своеобразных в Орловской губернии.

Храм этот сохранился до настоящего времени и до сих пор, несмотря на частичные разрушения, украшает облик села.

Много личных сбережений внесли в создание храма Владимирской Божьей матери в селе Федоровка помещики Мухортовы. Один из них, хороший знакомый писателя И.С. Тургенева, гофмейстер Двора Его Императорского Величества, Захар Николаевич Мухортов, скончался в 1876 году в С.-Петербурге, но завещал похоронить себя в склепе, под полом родной церкви.

Жертвовали на нужды храмов помещики Оловенниковы, Казины, Якушкины, Чиркины. Не оставались в стороне многие купцы – Ильинские, Басовы, Лисичкины и подавляющее большинство живших в селах и деревнях крестьян, которые несли в Божий Дом иногда последнюю копейку.

Но благотворительность, меценатство в те годы не ограничивались помощью только храмам, ведь были и другие, важнейшие для простых людей заведения – например, школы, больницы, начавшие свое существование в нашем крае со второй половины XIX века.

Помещик Николай Покатилов и помещица Рошток предоставили две десятины своей земли под строительство Покровской земской больницы, которая удобно расположилась на берегу реки Липовец, рядом с почтовым трактом Орел-Ливны.

Врачами в этой больнице работали потом его сыновья Константин и Владимир (основное здание больницы существует и до сих пор, а фамилия «Покатилов» сохранилась в названии заречной части поселка Покровское – А.П.)

Помещики Киреевские стали почетными попечителями Дросковской земской больницы. Эта добровольная должность предусматривала для ее обладателей только обязанности (оказывать объекту попечения постоянную помощь – А.П.), а вот прав никаких не давала.

Но многие из помещиков и купцов края в силу благородства и щепетильности своей души и не требовали от уездного или губернского начальства каких-либо привилегий для себя: они помогали развитию здравоохранения, образования, культуры совершенно бескорыстно, иногда даже в ущерб своему личному благополучию.

Дворянин Михаил Оловенников, владелец имения в д. Юрьево, начав строительство народной школы в своей деревне, не рассчитал финансовых возможностей, в результате чего влез в долги, но школу все-таки открыл. Мало того, жалованье учительнице он платил затем из своего кармана, а его жена, Наталья, ставшая попечительницей, заботилась о том, чтобы школа содержалась в хорошем состоянии.

Сергей Оловенников, старший брат Михаила, хозяйствовавший в селе Покровское, открыл в своем имении публичную бесплатную библиотеку, брать книги в которой могли все желающие. (В настоящее время центральная районная библиотека носит имя Сергея Оловенникова – А.П.).

Чуть позже такие же библиотеки появились в селах Троицком и Столбецком у помещиков Мацневых.

На добровольные пожертвования верующих содержалась богадельня при Богоявленском Храме села Верхососенья, в которой доживали свой век оставшиеся без средств к существованию одинокие старики.

Ежемесячные, опять-таки добровольные, взносы делали жители сел Дросково и Смирные на содержание Вольных пожарных дружин, несколько раз спасавших населенные пункты от сильных пожаров.

Очень своеобразной формой скорее уже не меценатства, а взаимопомощи стали ссудно-кредитные товарищества, широко распространившиеся в нашем крае в самом начале XX века. Фактически же, иногда бравшие кредит крестьяне не могли полностью рассчитаться за него,  но никто из кредитных товарищей, понимая состояние должников, не брал грех на душу, требуя возврата во чтобы то ни стало. Так что налицо была уже благотворительность в чистом виде.

И это лишь отдельные факты проявления в те годы христианской заповеди «Помоги ближнему своему».

В советское время о традициях меценатства у нас как-то подзабыли, но сейчас они возвращаются в нашу повседневность, и хотя еще не так распространены, уже становятся заметны, особенно с приходом в 2002 году в Покровский район компании «Сет-инвест».

Ее руководство с самого начала пребывания у нас повело себя, как истинные благотворители – иначе как можно объяснить то, что они рассчитались с долгами селянам по заработной плате, оставшимися в наследство от предыдущих хозяев (агрофирм «Покровская нива» и «Покровская нива-2»).

Этими широкими жестами ЗАО «Сет-Орел-инвест» не ограничилось. Инвесторы закупили технические средства обучения и книги для Федоровской средней школы, помогли материально Алексеевской и Никольской школам.

Но самый щедрый подарок глава фирмы Александр Самусев, как истинно православный человек, сделал чуть позже.

Еще в 1999-м году была заложена в райцентре Покровском одноименная церковь. Но строительство через год практически замерло: денег у района для такого грандиозного объекта не оказалось, область не помогла, спонсоров не находилось.

В 2004 году, после настойчивых переговоров районных властей, председатель Совета директоров «Сет-инвест» А.Л. Самусев внес огромную (по нашим меркам, конечно) сумму – 10 млн. рублей - на строительство Покровской церкви. Строительство продолжилось ударными темпами, и к осени 2005 года храм открылся покровчанам во всем своем великолепии, блестя золочеными куполами, видными со всех сторон поселка.

Мало того, Александр Львович вскоре оплатил и половину стоимости замечательно красивого иконостаса с деревянным окладом.

18 октября 2005 года при большом стечении народа Покровский храм был освящен и открыт для всех верующих. На этом большом для Покровского района празднике присутствовали архиепископ Орловский и Ливенский Паисий, губернатор области Егор Семенович Строев, работники  районной администрации и, конечно же, человек, без которого праздник не состоялся бы – Александр Львович Самусев, глава «Сет-Холдинга». Архиепископ Паисий, говоря проникновенные слова по случаю открытия храма, поблагодарил всех – и строителей, и главу района И.А. Хохлова (за его настойчивость при достижении цели) и, конечно же, А.Л. Самусева.

Заслуги Александра Львовича владыка отметил и вручением ему православного ордена Святого Даниила Московского.

Да, многие великие дела в России делались и продолжают делаться людьми, верящими, что с ближними своими надо делиться и всегда думать не только о жизни земской, но и о вечной.

Храм Покрова Пресвятой Богородицы в поселке Покровском теперь останется в истории как один из вновь построенных на Орловщине усердием многих православных братьев и сестер, один из которых сделал вклад чуть больше других.

Имя его – раб Божий Александр Самусев. Жаль только, что после ухода из Покровского района в 2008 году «Сет-Холдинга» пришедшие ему на смену новые инвесторы оказались гораздо более прижимистыми и пока ничем себя (в плане благотворительности) не проявили.

Ау, меценаты! Помогите хотя бы гибнущей покровской культуре, которая если что сейчас поёт, так это свою лебединую песню.

 А.Л.Самусев и Е.С.Строев на освящении Покровского храма (18.10.2005,фото С.Антонова)

 


 Владыка Паисий и А.Л.Самусев

 

 Иконостас Покровской церкви.

 

ГлавнаяТворчество мастеровТворческая страница Полынкина А.М.→☺
Нашли ошибку? Есть что добавить? Напишите нам: klub.mastera@yandex.ru
Облако тегов

Надоела реклама?

Смотреть панорамы Покровского: 360 градусов.


Внимание! Акция.

Создадим вместе, покровчане!


Мнения читателей
Последние комментарии:
21.04.2024
Это вторая съемка Андрея. Первую - мы смотрели всей компанией.  

16.04.2024
16.04.2024
02.04.2024
Спасибо, Всем. Встреча мне очень понравилась.
С уважением, Владимир Зайцев.

01.04.2024
Два раза - жаль. Первый раз жаль: то что Покровский артефакт ушел в другой район, а второй раз жаль: то что испортили сам экспонат: просверлив в нем отверстия и прикрепив табличку а ля кладбищенскую.....

29.02.2024
Анатолий, последние три - это, почти стопроцентно, один и тот же населённый пункт. В сельце обязательно должен быть помещичий дом, в данном случае, так и было. А вот деревня Медвежий Колодезь - это, скорее всего, современная деревня Медвежка, но нужно, всё-таки, разбираться...

29.02.2024
...ненаселённой земли, находящейся  Малоархангельского уезда  в деревне Медвежьем Колодезе, именуемой Степью". Александр Михайлович, вопрос к вам. Можно ли считать деревню Медвежий Колодезь (что в тексте),  сельцо Медвежья (18 века), сельцо Медвежка (19 века) и д. Казинка (за свинокомплексом, где бывший колхозный сад) – одним и тем же населенным пунктом? Согласно старым картам - последние три указанных населенных пункта - это одна и та-же деревня или сельцо (в прошлом).

19.02.2024
Я слышал, что упало 22 столба, причем бетонных!!!


Погода

Регистрация

 Индекс цитирования Клуб "Мастера" 2.0 ©  2011г.-2024г.