Доброго времени суток! Вы находитесь на сайте районного клуба творческих личностей "МАСТЕРА".
 
Рубрики
Творчество Мастеров Творчество наших читателей Библиотека История Покровского края История Орловского края Покровская районная библиотека Мир духовный Заметки на доброту дня Фотографии Покровского края Видеотека Поездки и заседания Доска объявлений Новости О сайте "Мастера" Обратная связь RSS - лента Виджет для Яндекса Приложение для Android

Серебряное кольцо


МКУК ПМЦРБ

Сайт районной библиотеки


Нужна помощь!

Поможем, земляки?


Стена сайта
Всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Просмотров сегодня:
Яндекс.Метрика
Посетителей сегодня:


 

Художница Антонина Софронова

 

Как много известных писателей вспоил на своих мелких водах Орел, мы знаем из слов Николая Семеновича Лескова. А вот что касается художников, то здесь орловскому краю повезло меньше. Обычно упоминают Григория Мясоедова (уроженца села Паньково Новодеревеньковского района), Николая Жукова и Василия Мешкова (уроженцы Ельца, ныне Липецкой области), нашего современника А.И. Курнакова.

И редко кто из орловчан вспомнит известную в 20-е годы  XX века художницу-авангардистку Антонину Софронову, дочь земского врача Фёдора Софронова.

Разносторонность интересов Федор Васильевич Софронов привил трём своим дочерям. Младшая – Антонина (близкие чаще называли ее Нина) тоже писала стихи, занималась музыкой, но закончила в 1909 году женское коммерческое училище в Киеве (там, где учился отец). Училище было закончено блестяще – с золотой медалью, но дальнейший выбор профессии Антонина Федоровна осуществляла не в сфере коммерции, а между музыкой и живописью.

В 1909 – 1910 годы она училась в Орловской музыкальной школе, но, не закончив ее, уехала в Москву и поступила в художественную школу Ф.И. Рерберга. Закончив ее, Антонина Софронова занимается в студии живописи и рисования И.И. Машкова (1913 – 1917 г.г.).

За время обучения в этой студии Нина Софронова многое успела и многому научилась. Легко и крепко она рисовала обнаженную натуру, натюрморты, один из которых в 1914 году был принят на выставку «Бубнового валета».

В 1915 году Софронова выходит замуж за художника Генриха Блюменфельда, а в 1917 году у них рождается дочь Ирина. Во время учебы в Москве каждое дето Антонина приезжала в гости к родителям, которые с 1909 по 1919 год жили в Орле.

В годы гражданской войны для семьи Софроновых начались тяжелые испытания – в Орле, после заболевания тифом, умерли ее мать – Александра Николаевна и племянница – Наташа. Федор Васильевич Софронов после этих трагических событий, опасаясь все усиливающихся в Орле голода, холода и эпидемий, увозит всю семью – дочерей и внуков в село Дросково, где он ранее проработал более двадцати лет земским врачом.

Вместе с отцом переезжает в Дросково Антонина Федоровна с маленькой дочкой Ириной. Муж, Генрих Матвеевич Блюменфельд, в то время преподавал в Пензенских художественных мастерских, где и скончался в апреле 1920 года от прогрессирующего туберкулеза.

Тяжелые это были времена для художницы Софроновой. Лишь работа спасала ее от тяжелых раздумий. Около года Антонина Федоровна давала уроки рисования в Дросковской школе, а по вечерам и на каникулах занималась творческим делом.

Вот несколько цитат из ее дневника этого периода:

12 июля 1919 года (с. Покровское).

«Классический час русской природычас заката, сумерек. Час наибольшей насыщенности тонов, цветов, божественной тишины, ароматности воздуха, четкости звуков, значительности слов, лиц, движений».

1 апреля 1920 года (с. Дросково).

«Утром встаешь и видишь нежный сизый туман на полях. Сквозь талый снег все шире проступают черно-фиолетовые пятна земли. Белое кружево на темном бархате. От солнца на деревьях как бы налет золотистой пыли».

10 мая 1920 года (с. Дросково).

«Прохлада и тишина действуют успокоительно. Сижу на ступеньках в саду. Пахнет цветущими яблонями. Слушаю пение баб. Простое и монотонное, оно кажется высокохудожественным по своей слитности с пейзажем».

Именно в этот период Антонина Федоровна много рисует пейзажи и пишет портреты своих близких. Но почти ничего из Дросковского периода не сохранилось. Портрет Федора Васильевича Софронова дольше других существовал в семье Евгении Федоровны, но и он сгорел во время войны – в Мценске в 1941 году.

Осенью 1920 года Антонина Федоровна Софронова, с согласия отца и сестры, оставив маленькую дочь на их попечение (дочь приехала к матери через 5 лет), уезжает из Дросково в Тверь.

С 1921 года Антонина Федоровна уже навсегда переселяется жить и работать в Москву, где преподает живопись и рисунок, сотрудничает в качестве оформителя в журналах и книжных издательствах. Но летом художница всегда выезжает на природу – в Орел, в Подмосковье, на Украину, на Кавказ. Во время войны Антонина Федоровна эвакуируется на Урал, но в 1943 году возвращается снова в Москву.

И все время – работает, работает, работает. В 1962 году, к ее 70-летию в Центральном Доме литераторов организуется большая персональная выставка. 14 мая 1966 года Антонина Федоровна Софронова умерла в Москве, где и была похоронена.

Что же оставила после себя художница Софронова? Прежде всего – весь богатый сельский «сбор» наблюдений и впечатлений от природы средней полосы России, который, живя в деревне, крепко отстоялся в ее душе, донесла она до своих полотен 20-30-х годов.

В собрании Орловского музея изобразительных искусств есть рисунки из серии 1924-1925 годов, которые условно можно назвать «Типы улиц». Многие специалисты считают, что одних этих рисунков достаточно, чтобы упрочить за Софроновой место в истории русского искусства. А в произведениях 20-30-х годов она предстает уже сложившимся мастером со своим почерком, участвует в выставках -  в СССР и за границей.

В 1930 году Софронова – участница выставки «Группы 13», где публике были предоставлены ее московские пейзажи. М. Милашевский, один из организаторов выставки, писал о ее картинах: «Как очарователен бархат черных красок Софроновой и легкая «горчинка» всей ее гаммы». К несчастью для Антонины Федоровны, выставка «13» 1931 года получила плохую прессу, а ее участников назвали «13 блаженными» и «13 кустарями-одиночками», после чего вход на многие выставки для них был закрыт. Именно с 30-х годов имя художницы Софроновой становится все менее и менее упоминаемым в печати.

Однако Антонина Федоровна продолжает плодотворно работать, много иллюстрирует классику – А. Блока, А. Белого, А. Грина.

Дочь художницы, тоже художница, И.А. Евстафьева вспоминала, что творческий настрой Софронову не покидал, она жила и творила, отключаясь от любых помех.

Более пятисот живописных, графических полотен и рисунков к литературным произведениям оставила после себя Антонина Федоровна Софронова. К ее живописи подходят слова, записанные когда-то в дневнике ее рано умершим мужем Блюменфельдом: «Живопись должна быть скромная, простая и хорошая. Как настоящее красивое лицо. Чтобы сразу незаметно было».

Лучшие картины Антонины Федоровны Софроновой находятся в Государственном музее изобразительных искусств имени Пушкина, в Государственном Русском музее, в Государственной Третьяковской галерее.

Есть ее картины и на родине – в Орловском музее изобразительных искусств, где художнице посвящён целый зал.

Закончить рассказ об Антонине Софроновой нам хочется ее стихами (она писала их всю жизнь, хотя никогда не пыталась публиковать):

 

          Под голубыми парусами

          Готова мысль игрою стать,

          И мир обеими руками,

          Как чашу пенную принять. 

 

Приложение

 

Дочь художницы Антонины Софроновой –

о семье Софроновых и о селе Дросково

 

Ирина Евстафьева

 

Дросковские корни.

 

Детские годы и годы ранней юности моей мамы, Антонины Фёдоровны Софроновой, прошли в деревне. Это было большое волостное село Дросково Орловской губернии, раскинувшееся среди необозримых полей. До железной дороги 30 верст. Ближайшие станции: в одном направлении – Ливны, в другом – Малоархангельск.

Глава семейства Фёдор Васильевич Софронов работал в Дросково земским врачом с 1888 по 1908 год. Семья Софронова состояла из его жены, Александры Николаевны Софроновой (в девичестве – Кулаковой), и их четырёх дочерей – Елены, Лидии, Антонины и Евгении, а также приёмной дочери – Вари Чирковой, осиротевшей племянницы Фёдора Васильевича. Большая семья жила в казённой квартире в доме для врачей напротив больницы.

По своим убеждениям и взглядам Фёдор Васильевич был типичным представителем той интеллигенции конца XIX века, которую волновали социальные и философские проблемы, литература и поэзия, стихи Некрасова и Надсона. Сам Фёдор Васильевич тоже писал стихи, и в Киеве, где он учился на медицинском факультете университета, вышел в свет сборник его ранней поэзии под псевдонимом «Ф. Орловский». Некоторые его философские статьи печатались в журнале «Вопросы философии и психологии», издававшемся в Москве. Приезжал он в Москву и с докладом о творчестве норвежского драматурга-символиста Г.Ибсена. Впоследствии он много лет посвятил разбору теории относительности Эйнштейна. Пытался обосновать эту теорию с философской стороны, без математики.

По своей натуре доктор Софронов был живой и деятельный человек. Стремясь улучшить жизнь крестьян, он развил большую общественную деятельность. Организовал строительство новой большой больницы. Затем, для предохранения села от пожаров, под его руководством, была построена плотина и вырыт пруд. Организована и обучена пожарная дружина, и куплено противопожарное оборудование.

Все эти приобретения делались на деньги, вырученные от любительских спектаклей. В эти спектакли Фёдор Васильевич вкладывал много энергии и любви. Он был инициатором создания Дросковского народного театра, в котором был и организатором, и постановщиком, и актёром. Он приобщал к театральным постановкам местную молодёжь. Старшие дочери Елена и Лидия Софроновы (она стала впоследствии актрисой) также играли в спектаклях. Ставили Островского, Чехова, водевили. Афиши печатали типографским способом в Малоархангельске.

А в школе, при участии друга семьи, учителя Александра Васильевича Руднева, проводили для местных жителей вечера художественного чтения, музыкальные вечера. Общественная деятельность Ф.В. Софронова дала свои плоды. В начале XX столетия о Дросково заговорили как о культурном земском центре.

Ко всему этому надо добавить, что Фёдор Васильевич пользовался большой известностью и авторитетом среди крестьян волости как хирург и глазной врач. Больные приезжали к нему издалека, а порой он сам выезжал к ним в одноколке. Крестьяне окрестных деревень за глаза называли его «чародеем».

Своим детям родители стремились дать хорошее воспитание. До поступления их в гимназию с ними занималась приглашённая из орла учительница, Ольга Михайловна Бонч-Осмоловская.

В доме были две библиотеки, для взрослых и для детей. Литературу выписывали из Орла и из Москвы, в том числе и журналы для детского чтения.

Нина – так маму звали близкие и друзья – была в семье третьим ребёнком. Она научилась читать в четыре года, во многом благодаря семейной традиции чтения вслух. Начинали читать с русских народных сказок, Майн Рида, Жюля Верна, затем переходили к Пушкину, Некрасову, Толстому. Родители читали старшим сёстрам, а те – младшим.

А ещё впечатлительную девушку воспитывала в раннем детстве природа родного края. Я хорошо помню наши родные места: просторную улицу, а в конце её двухэтажное здание волостного правления, больницу с аптекой. Под раскидистой липой посреди больничного двора обычно располагались в ожидании приёма крестьяне, приехавшие из дальних деревень. Тропинка вела через фруктовый сад к спуску к пруду. По другую сторону его – подъём на большой выгон, покрытый зеленью, окружённый домиками с церковкой на краю. На выгоне бывали базары и ярмарки с характерной симфонией звуков из скрипа телег, мычания коров, визга поросят, говора крестьян, перелива голосистых свистулек.

Фруктовые сады, небольшая роща да орешник – вот и вся зелень села. Запомнились характерные для наших мест бескрайние степные просторы, убегающие линии горизонта и дорог, разноцветные прямоугольники полей, неожиданные преображения привычного пейзажа от освещения дня и вечерних закатов, утренние туманы, испарения влажной чёрной пахотной земли и нежные краски весенних цветов…

(Из книги «А.Софронова. Записки независимой. Дневники, письма, воспоминания», Москва, 2001, RA).

Примечание:

Евстафьева Ирина Андреевна,  живописец и график. Родилась в Орле

 24 июля 1917 г., скончалась 22 апреля 2001 г.

 Дочь художников Г.М.Блюменфельда (1893-1920) и А.Ф.Софроновой (1892-1966).

 1926 - переезд в Москву.

 1928 - начало систематических занятий живописью и рисунком под руководством матери.

 1933-1937 - учёба в художественном техникуме ОГИЗа в Москве.

 1935 - член Московского объединенного комитета художников-графиков.

 1937-1972 - работа в издательствах.

 1995 - член Международной федерации художников.

 Выставляется с 1948.

Персональные выставки:

1981 - Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова;

 1985 - Дом культуры "Искра" Ухтомского вертолетного завода им. Н. И. Камова, Москва;

 1988 - Звенигородский историко-архитектурный и художественный музей;

 1988 - Выставочный зал ВООПиК (храм св. Георгия на Псковской горке) в Москве;

 1996 - Государственный историко-литературный музей-заповедник А.С.Пушкина

 (Большие Вяземы);

 1997 - Государственный выставочный зал "Ковчег" в Москве.

      Произведения хранятся в Орловском музее изобразительных искусств, в Национальной картинной галерее Республики Коми, г. Сыктывкар, Звенигородском историко-архитектурном и художественном музее, Государственном историко-литературном музее-заповеднике А. С. Пушкина (Большие Вяземы), в частных собраниях в Москве и за рубежом)

 

Александр Полынкин

О Софроновых

№1. Книга А.Софроновой в серии Русский авангард

№1. Книга А.Софроновой в серии Русский авангард

1 2 3 4  

 

ГлавнаяТворчество мастеровТворческая страница Полынкина А.М.→☺
 
Нашли ошибку? Есть что добавить? Напишите нам: klub.mastera@yandex.ru
Облако тегов

Надоела реклама?

Смотреть панорамы Покровского: 360 градусов.


Внимание! Акция.

Создадим вместе, покровчане!


Мнения читателей
Последние комментарии:
29.02.2024
Анатолий, последние три - это, почти стопроцентно, один и тот же населённый пункт. В сельце обязательно должен быть помещичий дом, в данном случае, так и было. А вот деревня Медвежий Колодезь - это, скорее всего, современная деревня Медвежка, но нужно, всё-таки, разбираться...

29.02.2024
...ненаселённой земли, находящейся  Малоархангельского уезда  в деревне Медвежьем Колодезе, именуемой Степью". Александр Михайлович, вопрос к вам. Можно ли считать деревню Медвежий Колодезь (что в тексте),  сельцо Медвежья (18 века), сельцо Медвежка (19 века) и д. Казинка (за свинокомплексом, где бывший колхозный сад) – одним и тем же населенным пунктом? Согласно старым картам - последние три указанных населенных пункта - это одна и та-же деревня или сельцо (в прошлом).

19.02.2024
Я слышал, что упало 22 столба, причем бетонных!!!

13.02.2024
Спасибо, Александр Михайлович, за тёплые слова.

17.12.2023
Балы, красавицы, лакеи, юнкера
И вальсы Шуберта, и хруст французской булки.
Любовь, шампанское, закаты, переулки,
Как упоительны в России вечера...
Наступил 1917 год и народ стал громить усадьбы и храмы...
«Не приведи Бог увидеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный…»

13.12.2023
Юрий Иванович, сегодняшнее поколение такими телефонами не пользуется!!!! Сейчас у школьников iOS или Android)))

08.12.2023
Мероприятие 07.12. 2023г. в Военно патриотическом музее прошло познавательно - информативно. Спасибо ВСЕМ!                                   *** "Кто не любит прошлое - того казнит будущие" ***

17.11.2023
Очень интересно и познавательно. Спасибо!


Погода

Регистрация

 Индекс цитирования Клуб "Мастера" 2.0 ©  2011г.-2024г.