Доброго времени суток! Вы находитесь на сайте районного клуба творческих личностей "МАСТЕРА".
 
Рубрики
Творчество Мастеров Творчество наших читателей Библиотека История Покровского края История Орловского края Покровская районная библиотека Мир духовный Заметки на доброту дня Фотографии Покровского края Видеотека Поездки и заседания Доска объявлений Новости О сайте "Мастера" Обратная связь RSS - лента Виджет для Яндекса Приложение для Android

Серебряное кольцо


МКУК ПМЦРБ

Сайт районной библиотеки


Нужна помощь!

Поможем, земляки?


Стена сайта
Всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0
Просмотров сегодня:
Яндекс.Метрика
Посетителей сегодня:


 

Антонина Софронова:

«Господи! Помоги мне быть только художником!»

(к 120-летию со дня рождения)

 

О том, что Орёл  «вспоил на своих мелких водах» множество известных русских писателей, сказал ещё в XIX веке один из них - Николай Семенович Лесков. С художниками же орловскому краю повезло меньше. Но не в том плане, что бедна ими земля орловская. Совсем нет. Наверняка, любителям искусства знакомы имена выдающегося художника-«передвижника» Григория Мясоедова, исторического живописца, академика Вячеслава Шварца, мастера батальных картин Николая Струнникова, на  слуху пока  ещё творчество нашего современника, Народного художника СССР, автора диорамы «Орловская наступательная операция», Андрея Курнакова (к сожалению, недавно скончавшегося).  Специалисты назовут ещё несколько  имён современных живописцев, которые уже оставили свой неповторимый след на живописных полотнах, изображающих Орловщину.

 Но так уж получается, что об этих деятелях культуры мы говорим гораздо реже, нежели о писателях. Если же вмешивается в дело политика, то о некоторых именах выдающихся земляков мы вспоминаем только после их ухода в мир иной.

Почти 40 лет об Антонине Фёдоровне Софроновой ничего не сообщала советская пресса. Этой художницы как будто не существовало. И хотя, в отличие от некоторых её товарищей, её не посадили, не сослали в места отдалённые, но жилось ей не на много лучше. Отлучение публичного человека (а художник всегда является таковым) от зрителя всегда страшно: ты не видишь результатов воздействия своих произведений на конкретных людей.

Начало творческой биографии

Живописец, график, книжный иллюстратор, плакатист и педагог Антонина Фёдоровна Софронова родилась 1 (14 марта по новому стилю – А.П.) 1892 года в селе Дросково Малоархангельского уезда Орловской губернии (ныне – Покровский район). Её отцом был земский врач Фёдор Васильевич Софронов – личность во всех отношениях неординарная. Он, кроме основной профессии, в которой приобрёл непререкаемый авторитет у местных жителей, успевал заниматься и другими  делами: писал стихи и статьи для научных журналов, ставил как режиссёр любительские спектакли в Дросково, а на деньги от продажи билетов приобрёл оборудование для местной пожарной дружины, которой сам и руководил.

Разносторонность интересов Федор Васильевич Софронов привил четырём своим дочерям. Третья по старшинству, Антонина (близкие чаще называли ее Нина), тоже участвовала в любительских спектаклях, писала стихи (хотя при жизни никогда никому их не показывала), занималась музыкой, но училась первоначально  в женском коммерческом училище (в Киеве), которое закончила в 1909 году с золотой медалью. Однако дальнейший выбор профессии Антонина осуществляла уже не в сфере коммерции, а выбирала между музыкой и живописью.

В 1908 году  земский врач Софронов был заподозрен в сочувствии к революционерам и отстранён от заведования Дросковской больницей, которой он отдал 20 лет своей жизни. По этой причине семья в 1909 году переехала в Орёл, где Фёдору Васильевичу удалось найти частную практику. Тогда же, завершив обучение в Киеве, приехала к родителям и Антонина.

В 1909 – 1910 годах она училась в Орловской музыкальной школе, но, не закончив ее, уехала в Москву и поступила в художественную школу Ф.И. Рерберга. Обучаясь в ней, в 1911 году получила свидетельство Московского учебного округа о прохождении испытаний на звание домашнего учителя по ряду предметов школьной программы. К этому периоду относится и первое её участие в выставках – ученической в Москве (1912 год)  и организованной Обществом изящных искусств в Орле (1914 год).

Это была первая полноценная выставка Софроновой, на которой её полотна (орловские пейзажи, портреты родных, натюрморты) соседствовали с картинами такого известного мастера, как Константин Коровин (он был почётным членом Орловского Общества изящных искусств – А.П.).

Разочаровавшись в «скуке академических рамочек» Рерберга, Антонина Софронова в начале 1913 года перешла  в студию живописи и рисования И.И. Машкова. Проведя в ней четыре с половиной года,  молодая художница  многому научилась. Легко и крепко она рисовала обнаженную натуру, натюрморты, один из которых («Натюрморт с пирожными») в 1914 году был принят на выставку «Бубнового валета»  (это был единственный рисунок, отобранный представительным жюри из большого количества работ учеников Машкова – А.П.).

 

Антонина Софронова и Гарри Блюменфельд

В первый же год занятий у нового наставника Нина познакомилась с молодым преподавателем его студии – Генрихом (Гарри)  Блюменфельдом, а через два года  вышла за него  замуж. История их любви и короткой совместной жизни достойна большого романа (причём, в письмах – А.П.), но я  ограничусь коротким рассказом.

Студийцы Ильи Ивановича Машкова часто собирались  у музыканта Иды Хвасс, на её квартире на Садово-Каретной улице. «Закусывали и пили чай прямо в портняжной мастерской, за длинными столами». Пока Ида играла отрывки из модного в том году «Лебединого озера», за столами разгорались ожесточённые споры студийцев с поклонниками классической живописи. На 20-летнего Блюменфельда, учившегося у лучших мастеров в Париже и Мюнхене и после возвращения в Москву сразу же, как равного, вошедшего в круг «Бубнового валета», обратили своё восхищённое внимание сразу две лучшие подруги, красавицы, ставшие поклонниками Гарри – Вера Шлезингер и Антонина Софронова. Лиля Брик, хорошо знавшая обеих подруг и Блюменфельда в те годы, так описала его: «Всё, начиная с внешности, было в нём необычно. Очень смуглый, волосы чёрные, лакированные, брови-крылья, глаза светло-серые, мягкие и умные. Где бы он ни оказался, он немедленно влюблял в себя окружающих. Разговаривал он так, что его, мальчишку, часами слушали бородатые люди»… Почти два года продолжалось  тесное общение троих (чаще - в рамках общих встреч студийцев, на выставках и диспутах о современном искусстве – А.П). Но когда Гарри стал оказывать Антонине знаки внимания уже не как друг, а как мужчина по отношению к красивой женщине, то старой дружбе тут же пришёл конец.

 В сентябре 1915 года, перед призывом  Блюменфельда на военную службу, он и Софронова обвенчались. Произошло это в Пименовском храме в Нововоротниковском переулке Москвы. При венчании новоиспечённая жена сохранила девичью фамилию. Медовый месяц их длился всего лишь три дня. А потом Гарри уехал в Саратовскую губернию, где находился его запасной полк. И с тех пор у молодых были  лишь короткие встречи, перемежавшиеся длинными-предлинными разлуками.

 Они очень любили друг друга. Вот отрывок из письма Гарри, отправленного из Москвы в Орёл  12 мая 1915 года: «…Как тебе может показаться, что я о тебе не думаю? Я тебя люблю всем существом. Теперь, когда в одиночестве и разлуке я понял сердцем, что ты - незабвенная и дорогая, любовь и подруга. Мы будем вместе в этой жизни, вдвоём, друг для друга!»

Однако счастливой семейной жизни не получилось. Гарри Блюменфельд был давно  и хронически  болен, по причине чего периодически лечился – то в Крыму, то в Финляндии. Изредка к нему в дальние края приезжала Антонина. После одного из таких месячных визитов в крымский Судак, где они, как никогда, были счастливы, 24 июля 1917 года, в Орле, у Антонины Фёдоровны родилась  дочь Ирина. Вот тогда впервые проявились странности в поведении отца ребёнка. Гарри к рождению дочери отнёсся спокойно, если не сказать, равнодушно. В одном из писем к Антонине он спрашивает, как здоровье девочки и как её зовут (словно речь идёт о чьём-то чужом ребёнке, а не о его собственном – А.П.), тратя на расспросы о дочке всего семь слов. Зато своей живописи он далее посвятил две страницы. А в другом письме, вообще,  просит жену не писать пока об Ирине.

Для Гарри Блюменфельда всю его короткую жизнь главным в ней было искусство, вокруг которого вращалось всё. И даже любовь к Антонине не изменила для него смысла  существования, а появление дочери казалось ему чем-то отвлекающим от любимой живописи.

21 мая 1918 года он пишет из Москвы в Орёл: «Нина, забудь обо всём, и я обо всём забуду. Работай обязательно, работай с новыми силами, новыми мыслями, идеями, надеждами. Тебя уже начала давить и портить среда, ребёнок и т.д. Не дай погибнуть таланту, противься всему. Думай больше всего о своём таланте и своей работе».

Во многом Антонина Софронова была согласна с мужем. Во многом… Но считать дочь объектом помех для творчества она согласиться не могла. Да и родители её не одобряли такое отношение зятя к их любимой внучке. Поэтому, когда весной 1918 года Гарри приехал в Орёл к жене, все Софроновы надеялись, что Блюменфельд, наконец-то, обратит внимание на дочь. Однако он как будто не замечал Ирины, да и в трудное материальное положение родственников жены не вникал – только «запоем» писал пейзажи, видимые из окна мезонина дома на Левашовой горе, где жили тогда Софроновы. Такое отношение зятя обидело Фёдора Васильевича и Александру Николаевну, отношения их с мужем дочери (и так натянутые) обострились. Произошла размолвка, в результате которой Гарри Блюменфельд покинул Орёл раньше намеченного срока.

После этого отъезда Антонина и Гарри только переписывались. 4 марта 1920 года из Пензы, где Блюменфельд  в то время  преподавал в Государственных художественных мастерских, он прислал в Орёл письмо, в котором просил Нину простить его и приехать: «Мой дорогой друг, моя Нина! Я телеграфировал тебе в январе, ответа не получил. Я снова прошу тебя о том же. Только ты действительно до конца близка мне, только ты нужна мне, только ты знаешь и понимаешь всё во мне. Я всё время думаю о тебе и о нашем ребёнке, которого я особенно полюбил за последние дни, какая-то она стала теперь моя Ирина!» А в конце этого предпоследнего своего обращения к жене Гарри, как будто прощаясь, просил Антонину поцеловать и обнять за него тёщу, Александру Николаевну (Гарри не знал, что её уже около года нет в живых – А.П.), и поклониться тестю, Фёдору Васильевичу.  А закончил  своё исповедальное послание  раскаявшийся муж так: «Дочку мою целую нежно. Твой Гарри».

На следующий день, 5 марта, как будто вдогонку, Блюменфельд отправил жене последнее письмо, закончил которое пророческими словами: «Вот уж, действительно, душа с телом расстаётся».

Оба письма пришли в Орёл одновременно и с большим опозданием. К этому времени к больным лёгким Гарри прибавились сыпной тиф и тяжелейшие осложнения после него. Провалявшись четыре месяца в больнице, пригвождённый к постели, художник Гарри (после принятия православия  получивший имя Андрей) Блюменфельд скончался в Пензе 29 апреля 1920 года и был похоронен у стены Пензенского мужского монастыря. Его рукописи и последние картины Антонина Фёдоровна после посещения могилы мужа в Пензе привезла потом в Москву. Гарри Блюменфельд  в истории русской живописи остался как талантливый художник, написавший несколько замечательных полотен, но не успевший раскрыть свой талант до конца: он умер в 27 лет!

 

Антонина  Софронова и Орловщина

Антонина Фёдоровна Софронова, пожалуй, единственная из крупных художников, творивших в XIX-первой половине XX века, кто не только родился на нашей благословенной земле, но и долгие годы был связан с нею крепчайшими узами. В волостном селе Дросково (Малоархангельского уезда) она родилась, постоянно проживала первые десять лет, а потом неоднократно сюда возвращалась. Знаковыми местами Орловщины для Софроновой стали также сам губернский центр, города Малоархангельск, Мценск, Ливны и село Покровское, в которых она или жила некоторое время, или регулярно их посещала. И – самое главное – после пребывания в них, уезжая снова в Москву или Питер, увозила с собой художница с родины  десятки набросков, эскизов или готовых к выставкам картин – пейзажей, натюрмортов, портретов.

Особенно  памятным среди всех орловских периодов стал для Антонины Фёдоровны промежуток с 1917 по 1920 год, включивший в себя  тяжелейшие испытания гражданской войны.

После рождения дочери Ирины художница только раз покидала Орёл: в декабре 1917 года отвозила свои орловские пейзажи на очередную выставку «Мира искусства». Но отбор картин уже был закончен, и Антонина Фёдоровна ограничилась тогда вступлением в недавно организованный профсоюз художников.

Вернувшись в Орёл, Софронова провела зиму 1918 года в заботах о дочери, семейных хлопотах, чтении и рисовании. С весны она начинает прогулки с дочкой по городскому парку и пишет пейзажи. Но экономическая ситуация в Орле, как и во всей России, становится катастрофической. Народу не до картин, которые никто не покупает. Пытаясь помочь семье, которая существовала на докторское жалованье отца и учительское старшей сестры Елены, художница 24 июня даёт объявление в «Орловскую правду» о наборе в Студию живописи и рисования Антонины Софроновой. Откликнулись только двое.

Осенью 1918 года, в попытке заработать на хлеб насущный, Софронова участвует в переписи населения и начинает вести уроки рисования в школах Орла (вот когда пригодилось свидетельство Московского учебного округа – А.П.).

В годы гражданской войны для семьи Софроновых начались тяжелые испытания:  в Орле, после заболевания тифом, умерли ее мать, Александра Николаевна, и племянница Наташа.

Федор Васильевич Софронов после этих трагических событий, опасаясь все усиливающихся в Орле голода, холода и эпидемий, увёз всю семью в село Дросково, где он ранее проработал более двадцати лет земским врачом.

Вместе с отцом переехала в Дросково Антонина Федоровна с маленькой дочкой Ириной. Тяжелые это были времена для художницы Софроновой. Лишь работа спасала ее от тяжелых раздумий. Около года Антонина Федоровна давала уроки рисования и трудового обучения  в Дросковской школе, а по вечерам и на каникулах занималась творчеством.

. Именно в нашем крае тогда были заложены основы мировидения художника Софроновой. В дневниковых записях, сделанных в Орле в 1918 году, она записала: «Искусство должно быть связано с природой. Искусство не должно дословно повторять природу, но корни свои оно должно иметь в природе». Это творческое кредо относится и к поэзии художника, наполненной «бликами теплоты», «незримой свободой» и «легчайшей светлой властью».

Вот ещё несколько цитат из ее дневника этого периода:

1 апреля 1920 года (с. Дросково).

«Утром встаешь и видишь нежный сизый туман на полях. Сквозь талый снег все шире проступают черно-фиолетовые пятна земли. Белое кружево на темном бархате. От солнца на деревьях как бы налет золотистой пыли».

10 мая 1920 года (с. Дросково).

«Прохлада и тишина действуют успокоительно. Сижу на ступеньках в саду. Пахнет цветущими яблонями. Слушаю пение баб. Простое и монотонное, оно кажется высокохудожественным по своей слитности с пейзажем».

В дросковский период Антонина Федоровна много рисует пейзажи и пишет портреты своих близких. Но, к сожалению,   сохранилось лишь небольшое количество работ тех лет. Портрет Федора Васильевича Софронова дольше других существовал в семье Евгении Федоровны, но и он сгорел во время войны – в Мценске в 1941 году.

В одной из дневниковых записей сохранился для нас буквально крик её души: «Господи! Помоги остаться только художником!» Этому так трудно было следовать, но всю дальнейшую трудную, часто неустроенную жизнь она старалась придерживаться своего кредо.

Осенью 1920 года Антонина Федоровна Софронова, с согласия отца и сестры, оставив маленькую дочь на их попечение (Ирина приехала к матери через 5 лет), уехала  из Дросково в Тверь.

Жизнь в Москве.

А с 1921 года художница уже навсегда переселилась жить и работать в Москву, где стала преподать  живопись и рисунок, сотрудничать в качестве оформителя в журналах и книжных издательствах. Но летом Софронова всегда уезжала на природу –  в родные орловские места, в Подмосковье, на Украину, на Кавказ. Во время войны Антонина Федоровна ненадолго эвакуировалась на Урал, но в 1943 году  снова возвратилась в Москву.

И все это время – работала, работала, работала. В 1962 году, во время наступившей «оттепели», в Центральном Доме литераторов впервые после длительного перерыва, к  70-летию полузабытой художницы, была организована её большая персональная выставка.  А 14 мая 1966 года Антонина Федоровна Софронова умерла в Москве, в своём доме по Большому Афанасьевскому переулку, где прожила свыше 40 лет.

Что же оставила после себя художница?  Прежде всего – она донесла она нам со своих полотен 20-30-х годов весь богатый сельский «сбор» наблюдений и впечатлений от природы средней полосы России, который, живя в деревне, крепко отстоялся в ее душе, В собрании Орловского музея изобразительных искусств есть рисунки из серии 1924-1925 годов, которые условно можно назвать «Типы улиц». Многие специалисты считают, что одних этих рисунков достаточно, чтобы упрочить за Софроновой место в истории русского искусства.

 А в произведениях 30-х годов она предстает уже сложившимся мастером со своим почерком, который начинают узнавать и отличать от почерка других художников любители искусства. В выборе мотивов городских видов ее больше тянуло к таким, в которых есть «уходящая» линия: например, она любила изображать набережные или мостовые и тротуары переулков. А также простор и много неба, реку, сквозные деревья (не нагруженные листвой); освещение мягкое, не дающее резких теней.

В 1930 году Софронова – участница выставки «Группы 13», где публике были предоставлены ее московские пейзажи. М. Милашевский, один из организаторов этой выставки, писал о ее картинах: «Как очарователен бархат черных красок Софроновой и легкая «горчинка» всей ее гаммы».

На этих полотнах Антонины Фёдоровны было заметно влияние лучших мастеров французского искусства начала XX века. Ведь недаром ещё при жизни её называли «русским Марке» (французский художник первой половины XX века, любимые темы которого были связаны с индустриальным городским пейзажем – А.П.), а критик Эрих Голлербах в 1939-м году посвятил художнице стихотворение, где, в частности, говорилось:

«А Вы, Софронова, Марке

Приемлющая как собрата,

Я был у Вас на чердаке

В одной из улочек Арбата»… 

К несчастью для Антонины Федоровны, выставка «Группы 13» 1931 года получила плохую прессу, а ее участников назвали «13 блаженными» и «13 кустарями-одиночками», после чего вход на многие выставки для них был закрыт. Именно с того года имя художницы Софроновой становится все менее и менее упоминаемым в печати.

Однако Антонина Федоровна продолжала плодотворно работать, много иллюстрировала классику – А. Блока, А. Белого, А. Грина. Дочь Софроновой, тоже художница, Ирина Андреевна Евстафьева, вспоминала, что «творческий настрой  маму не покидал, она жила и творила, отключаясь от любых помех».

 

Возвращённая из забвения

Более пятисот живописных, графических полотен и рисунков к литературным произведениям оставила после себя Антонина Федоровна Софронова. К ее живописи подходят слова, записанные когда-то в дневнике ее рано умершим мужем Блюменфельдом: «Живопись должна быть скромная, простая и хорошая. Как настоящее красивое лицо. Чтобы сразу незаметно было».

Лучшие картины Антонины Федоровны Софроновой находятся в Государственной Третьяковской галерее, в Государственном Русском музее,  в Государственном музее изобразительных искусств имени Пушкина, в Государственном музее Андрея Белого в Москве, во многих других российских государственных музеях (в том числе на родине, в Орловском музее изобразительных искусств),  в частном музее русского искусства Р.Герра в Париже, в греческой коллекции Г.Костаки.

 К 100-летию со дня рождения А.Ф. Софроновой прошли две её персональные выставки – в Третьяковской картинной галерее и в Орловском музее изобразительных искусств. В 1993 году в Орле на доме по улице им. М. Горького (бывшая Садовая), в котором она некоторое время жила,  была установлена мемориальная доска, а на родине, в селе Дросково, именем художницы  назвали сельскую библиотеку.

Благодаря активности дочери, Ирины Евстафьевой, и её мужа, активных хранителей и пропагандистов творчества Антонины Софроновой, в 2001 году, в серии «Художники русского авангарда» вышла 600-страничная книга – «Антонина Софронова. Записки независимой». Так что к настоящему времени имя выдающейся русской художницы ХХ века, одной из «амазонок русского авангарда», после долгого забвения, наконец-то, стало звучать в полный голос.

Мы можем теперь   творчеством Антонины Софроновой насладиться в полной мере, как чашей благородного  вина, о чём она сама когда-то писала в одном из своих неопубликованных при жизни стихотворений.

 

 

Александр Полынкин

 

ГлавнаяТворчество мастеровТворческая страница Полынкина А.М. →☺

 

 
Нашли ошибку? Есть что добавить? Напишите нам: klub.mastera@yandex.ru
Облако тегов

Надоела реклама?

Смотреть панорамы Покровского: 360 градусов.


Внимание! Акция.

Создадим вместе, покровчане!


Мнения читателей
Последние комментарии:
16.04.2024
16.04.2024
02.04.2024
Спасибо, Всем. Встреча мне очень понравилась.
С уважением, Владимир Зайцев.

01.04.2024
Два раза - жаль. Первый раз жаль: то что Покровский артефакт ушел в другой район, а второй раз жаль: то что испортили сам экспонат: просверлив в нем отверстия и прикрепив табличку а ля кладбищенскую.....

29.02.2024
Анатолий, последние три - это, почти стопроцентно, один и тот же населённый пункт. В сельце обязательно должен быть помещичий дом, в данном случае, так и было. А вот деревня Медвежий Колодезь - это, скорее всего, современная деревня Медвежка, но нужно, всё-таки, разбираться...

29.02.2024
...ненаселённой земли, находящейся  Малоархангельского уезда  в деревне Медвежьем Колодезе, именуемой Степью". Александр Михайлович, вопрос к вам. Можно ли считать деревню Медвежий Колодезь (что в тексте),  сельцо Медвежья (18 века), сельцо Медвежка (19 века) и д. Казинка (за свинокомплексом, где бывший колхозный сад) – одним и тем же населенным пунктом? Согласно старым картам - последние три указанных населенных пункта - это одна и та-же деревня или сельцо (в прошлом).

19.02.2024
Я слышал, что упало 22 столба, причем бетонных!!!

13.02.2024
Спасибо, Александр Михайлович, за тёплые слова.


Погода

Регистрация

 Индекс цитирования Клуб "Мастера" 2.0 ©  2011г.-2024г.