Доброго времени суток! Вы находитесь на сайте районного клуба творческих личностей "МАСТЕРА".
 
Рубрики
Творчество Мастеров Творчество наших читателей Библиотека История Покровского края История Орловского края Покровская районная библиотека Мир духовный Заметки на доброту дня Фотографии Покровского края Видеотека Поездки и заседания Доска объявлений Новости О сайте "Мастера" Обратная связь RSS - лента Виджет для Яндекса Приложение для Android

Серебряное кольцо


МКУК ПМЦРБ

Сайт районной библиотеки


Нужна помощь!

Поможем, земляки?


Стена сайта
Всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Просмотров сегодня:
Яндекс.Метрика
Посетителей сегодня:


 


 

 

Легенды Никольской церкви

Эту почти мистическую историю, события в которой оказались растянуты во времени более чем на сто лет, рассказал мне пенсионер, ветеран труда из деревни Кромской Покровского района Леонид Терентьевич Гусев.

          Вымирающая деревня, состоящая сейчас из девяти разбросанных далеко друг от друга домиков, называлась вначале Дворы Старые, а чуть позже у нее появилось другое имя – Кромская. Рядом с Кромской расположился еще один населенный пункт – Никольская. До начала 30-х годов XIX века эта была большая и зажиточная крестьянская деревня, в которой, по мнению местных мужиков, имелось почти все необходимое для нормальной жизни: хорошие земли, мельница, кузня. Не хватало только церкви.

И собрали тогда никольские мужики сход, пригласив на него жителей соседних деревень. Сход решил, что церковь нужна обязательно. Епархия дала разрешение, собрали средства для начала строительства, но возникла проблема с местом для церкви. Самое удобное, красивое и возвышенное  было в деревне Кромской. Никольские мужики согласились на этот вариант, но в просторечии церковь, все-таки, называли никольской, а не кромской.

Неизвестный архитектор спроектировал замечательный, буквально парящий в воздухе храм, получивший  имя Святого Архистратига Михаила. Когда строительство церкви близилось к завершению, сход мирян решил, что для такой красоты обычного креста на купол будет недостаточно. Решили отправить  в Киев  десять самых надежных и уважаемых мужиков, чтобы принести оттуда освященный крест для новоявленной церкви. Одним из десяти мужиков оказался прадед нашего рассказчика.

Подробности этого путешествия-паломничества скрылись за завесой времени, но известно, что тяжелый металлический крест никольские и кромские бородачи, постоянно меняясь, доставили к уже построенной церкви почти через год. Никому не доверяя, водрузили они святыню на купол.

Когда храм освятили, и приглашенный из Малоархангельска звонарь в первый раз ударил в новый колокол, все собравшиеся упали на колени и закрестились истово, с поклонами. Звон колокола Никольской церкви в тихую погоду слышен был за пятнадцать верст.

С батюшками новому храму везло с самого начала – настоящие ревнители веры Христовой служили в Михаило-Архангельской церкви, готовые всегда прийти на помощь прихожанам. Побывать в Никольской церкви, крест на куполе которой из самой Киево-Печерской лавры, стремились прихожане других храмов уезда и даже губернии.

В конце XIX века церковь перестраивали, но знаменитый крест оставили на новом куполе. Приход у храма был большой, имелось в нем два притча: два батюшки, сменяя друг друга, службу вели. В 20-е годы прошлого века веру в Бога у местных жителей поддерживали отец Леонид и отец Иван.

При Советской власти в первые послереволюционные годы Михаило-Архангельский  храм действовал, как и до революции: так же несли сюда младенцев для крещения, так же венчались молодые пары и отпевали умерших. В начале 30-х годов, когда Советская власть развернула решительное наступление на остатки капитализма в стране, началась коллективизация в сельской местности, и стали повсеместно закрывать церкви.

В 1932 году отец Леонид и отец Иван крестили последних младенцев (среди них был и наш рассказчик). К концу того же года начались гонения на церковь, и оба батюшки, предчувствуя аресты, спешно уехали из Никольского. После этого следы священнослужителей затерялись где-то в больших городах, хотя слухи изредка доходили (по одному из них – отца Леонида расстреляли во время Великой Отечественной войны).

Без батюшек и прихожан церковь осиротела и некоторое время стояла закрытой. Ее судьбу решил, пользуясь покровительством начальства, председатель местного колхоза имени Ворошилова. На заседании правления было решено построить колхозную конюшню. Когда строительных материалов найти не удалось, председатель приказал разобрать церковь. Приказ вызвал волнение среди местных жителей, и они отказались крушить храм. Председатель долго уговаривал, убеждал и угрожал мужикам, пока не нашел первых добровольцев.

Одним из храбрых оказался родной дядя нашего рассказчика Иван Афонин. Он взобрался на купол и несколько часов усердно трудился, выковыривая и выпиливая крест из гнезда, в которое сто лет тому назад поставил этот крест его родной дед. Пару раз Иван едва не сорвался, но, пересиливая себя, все же, сумел расшатать крест, потом привязал к нему длинную толстую веревку. Десяток стоявших внизу крепких мужиков дергали крест до тех пор, пока он не упал на землю, издав странный болезненный звук, от которого вздрогнули и закрестились испуганные мужики.

Председатель колхоза приказал сбросить колокола, а потом разобрать кровлю. Когда дошла очередь до церковных стен, выяснилось, что кирпичи – главное, для чего разбирали храм – взять почти невозможно. Только отдельные из них удавалось отделить друг от друга, да и то ценой немыслимых усилий. Большинство же спрессовалось намертво, поэтому приходилось крушить стены, превращая кирпичную массу в щебенку.

Сброшенные колокола и освященный в Киеве крест погрузили на телеги и отвезли в Малоархангельск. По пути с одной из подвод пропал колокол. Лишь перед самой войной обнаружили его в соседней деревне, где до 80-х годов колокол висел на большой раките – местные жители использовали его как пожарный.

Иван Афонин, который начал крушить  храм, уехал в Сибирь. Долго о нем никто ничего не слышал, но в 1953 году он приехал в родные места. Во время Великой Отечественной Иван воевал, пока не был тяжело ранен. Своему племяннику Леониду Гусеву он сказал: «Вот, племяш, видишь, ногу в госпитале отрезали. Думаю, что это наказание Божие за грехи мои. Молод был, глуп».

Обломки, битый кирпич Никольского храма в послевоенные годы использовали при заливке фундамента Кромской школы, которую построили в пятидесяти метрах от разрушенной церкви. Школа эта полностью сгорела в 1988 году. Через восемь лет перестроенная школа сгорела еще раз. Пожар уничтожил Никольский медпункт, в двух семьях живьем сгорели дети. Кто-то скажет: случайность. Кто-то подумает: кара Божья!

P.S. До революции на территории Покровского района действовало 22 храма: 19 из них стерты с лица земли, три полуразрушены и бездействуют. А единственный старинный колокол, чудом сохранившийся из всех колоколов 22 церквей района,  хранится в настоящее время в музее поселка Покровское.

 

Александр Полынкин

 

 

 

ГлавнаяИстория Покровского края →☺
 
Нашли ошибку? Есть что добавить? Напишите нам: klub.mastera@yandex.ru
Облако тегов

Надоела реклама?

Смотреть панорамы Покровского: 360 градусов.


Внимание! Акция.

Создадим вместе, покровчане!


Мнения читателей
Последние комментарии:
21.04.2024
Это вторая съемка Андрея. Первую - мы смотрели всей компанией.  

16.04.2024
16.04.2024
02.04.2024
Спасибо, Всем. Встреча мне очень понравилась.
С уважением, Владимир Зайцев.

01.04.2024
Два раза - жаль. Первый раз жаль: то что Покровский артефакт ушел в другой район, а второй раз жаль: то что испортили сам экспонат: просверлив в нем отверстия и прикрепив табличку а ля кладбищенскую.....

29.02.2024
Анатолий, последние три - это, почти стопроцентно, один и тот же населённый пункт. В сельце обязательно должен быть помещичий дом, в данном случае, так и было. А вот деревня Медвежий Колодезь - это, скорее всего, современная деревня Медвежка, но нужно, всё-таки, разбираться...

29.02.2024
...ненаселённой земли, находящейся  Малоархангельского уезда  в деревне Медвежьем Колодезе, именуемой Степью". Александр Михайлович, вопрос к вам. Можно ли считать деревню Медвежий Колодезь (что в тексте),  сельцо Медвежья (18 века), сельцо Медвежка (19 века) и д. Казинка (за свинокомплексом, где бывший колхозный сад) – одним и тем же населенным пунктом? Согласно старым картам - последние три указанных населенных пункта - это одна и та-же деревня или сельцо (в прошлом).

19.02.2024
Я слышал, что упало 22 столба, причем бетонных!!!


Погода

Регистрация

 Индекс цитирования Клуб "Мастера" 2.0 ©  2011г.-2024г.