Доброго времени суток! Вы находитесь на сайте районного клуба творческих личностей "МАСТЕРА".
 
Рубрики
Творчество Мастеров Творчество наших читателей Библиотека История Покровского края История Орловского края Покровская районная библиотека Мир духовный Заметки на доброту дня Фотографии Покровского края Видеотека Поездки и заседания Доска объявлений Новости О сайте "Мастера" Обратная связь RSS - лента Виджет для Яндекса Приложение для Android

Серебряное кольцо


МКУК ПМЦРБ

Сайт районной библиотеки


Нужна помощь!

Поможем, земляки?


Стена сайта
Всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Просмотров сегодня:
Яндекс.Метрика
Посетителей сегодня:


Доброго времени суток! Вы находитесь на сайте районного клуба творческих личностей "МАСТЕРА"
ГлавнаяИстория Покровского края →☺


Барышня и боярышник

(или как любили в старину)

 

Каждый раз, бывая осенью в селе Вязовое (Покровский район – А.П.) и неторопливо проходя по окраине его, недалеко от вязовского кладбища,  удивлялся я полыхавшим алым цветом у самой дороги зарослям боярышника. Дело в том, что кустарник этот сравнительно редок для наших краёв, а уж в таком количестве – тем более.

В конце сентября этого года, приехав в Вязовое специально за ягодами боярышника (очень полезны они при разных заболеваниях), разговорился я с местным старожилом, чей дом находится как раз напротив этих живописных и ярких колючек. Назову его «Григорий» (почему не   раскрываю настоящее имя  моего собеседника – поймёте дальше – А.П.).

«Знаете, а ведь все эти боярышниковые заросли – дело рук одного человека. Не было раньше у нас в Вязовом таких ягод. Сто лет тому назад он их посадил, а теперь вот кусты разрослись», - так начал Григорий Ильич свою не совсем обычную историю.

 

Любовь кавалериста

Всё, что поведал мне рассказчик, он, по его словам,  узнал от бабушки, Прасковьи Ивановны. Итак, в пяти верстах от Вязового,  в деревне Зиновьевой, жили в конце XIX века барин с барыней, фамилию которых, за давностью лет, Прасковья Ивановна запамятовала, но утверждала, что начинается она на букву «Ч» - то ли Черниковы, то ли Черемисины, то ли Черкасовы  (эти фамилии распространены в наших местах и по сей день  – А.П.). В Вязовом барин с барыней появлялись изредка, по большим праздникам посещая местную Спасскую церковь.

Помещики для местных крестьян вообще были людьми  другого сорта, а эти, подъезжая тройкой  лошадей, на красивой карете, и вели себя необычно. Барин, выходя сам, подавал руку жене, помогая ей спуститься по ступеньке, а потом, взяв её под руку, вёл в церковь.

Про зиновьевского помещика вязовским мужикам и бабам рассказал его кучер, привозивший «Чер…-ых» в Вязовое. Его неграмотное, но красочное  повествование поразило деревенских до глубины души.

Когда «Чер-у» было лет 25, служил он в кавалерийской части, квартировавшей где-то в Малороссии. Красивый, статный, грамотный, умевший вести светский разговор, пользовался барин у тамошних прелестниц большой популярностью. Но однажды угораздило его встретиться на окраине села с барышней, которую он ещё не знал. Красавица писаная, скромница, она в этот момент  боярышник собирала (как потом оказалось, батюшка её очень любил вино из этих ягод).

Любовь была мгновенной, страстной и  взаимной. Через две недели молодые уже жить не могли друг без друга, и зашла речь о свадьбе. Но родители  и жениха, и невесты были категорически против брака дворянина и дочки попа.

И тогда «Чер…» оставил военную службу и тайком увёз жену в своё имение, где обвенчались они сразу же  и зажили душа в душу. Когда родился у молодых уже третий ребёнок, простили их и родители.

Потом началась война с турками. Ушёл барин волонтёром воевать,  вернулся через год весь израненный, врачи сказали, что не жилец он на белом свете. Но барыня какими-то травами и ежедневным уходом спасла приговорённого мужа. Поправился он. И к жене своей ещё крепче привязался, никогда не покидал её надолго.

И так получилось, что умерла она раньше его. Вот с тех пор вязовские жители стали видеть барина  гораздо чаще, потому что могилу жены на местном кладбище он посещал почти каждую неделю.

Но как-то отсутствовал помещик больше месяца, а когда приехал - привёз большой мраморный памятник, на котором  выбито было имя покойной супруги. Установил барин этот памятник, могилу жены благоустроил, а по углам ограды посадил какие-то необычные для здешних мест кусты.

А на следующий год помещик  скончался сам. Похоронили его, как он завещал, рядом с женой. Дети их к этому времени стали взрослыми и, похоронив отца, разъехались по своим домам. Зиновьевское родительское имение они продали.

 

Склеп, памятник, память

Лет сорок потом прошло. Уже и забывать про «Чер…-ых» в Вязовом стали. Церковь Спасскую в начале 30-ых годов XX века сначала закрыли, а потом всё имущество её растащили в разные стороны. Дошла очередь и до надгробных плит со старого кладбища. Здешний председатель колхоза приказал их на фундамент для строящегося коровника использовать. А некоторые из местных жителей, воспользовавшись моментом, надгробные памятники для своих нужд  приспособили.

Скоро от Спасской церкви и кладбища вокруг неё остались только руины, заросшие колючим боярышником. Здесь  частенько играли в войну местные ребятишки. Был среди них и тогдашний ученик Гриша, мой собеседник.

Во время одной из баталий кто-то из вояк-пацанов внезапно провалился в незнакомую яму. Испугался вначале и даже заорал: «Ребят, помогите!» Мальчишки на помощь прибежали, вытащили товарища, а потом  уже добровольно заглянули в обнаруженное подземелье. И сначала тоже испугались увиденному. Но, подзуживая друг друга, всё-таки, рискнули забраться внутрь и обследовали подземное помещение. Это был склеп,  посреди которого стояли два гроба. Крышку одного ребята сумели сдвинуть, и маленький Гриша навсегда запомнил небольшой стеклянный флакон со стеклянной же пробкой на нём. Один из старших ребят эту пробку вынул, и всё подземелье заполнил аромат, которого никто из пацанов никогда не осязал: это были французские духи, стоявшие в изголовье погребённой в склепе женщины.

Вот тогда-то от бабушки услышал впервые Григорий историю жизни и удивительной любви барина и барыни. Бабушка потом не раз её, уже с новыми подробностями, повторяла.

Склеп же на следующий день по приказанию председателя колхоза бульдозером был засыпан землёй  так, чтобы никто не смог добраться до обнаруженного подземелья: боялся глава хозяйства несчастного случая и гибели детей. А уже через год всё пространство на месте происшествия поросло травой забвенья. Ничего не осталось на поверхности, что напоминало бы о тех стародавних событиях.

«И это всё?» - с сожалением спросил я Григория Ильича. «Ну да, почти, - загадочно улыбаясь, сказал он, - пойдёмте со мной, покажу кое-что».

Мы подошли к его дому, и хозяин обратил моё внимание на фундамент, одна из сторон которого, обращённая к дороге, представляла собой цельный блок длиной около двух метров.

Когда я к нему пригляделся, то ахнул: это была надгробная мраморная плита. Григорий Ильич дал согласие, чтобы я  немного откопал её от земли, очистил от грязи (лопату и воду он тут же принёс). И через пятнадцать минут работы мы уже вместе с ним смогли прочитать два коротких текста.

Верхний из них гласил: «Жена ротмистра Зинаида Ивановна Черкасова. Скончалась 7 мая 1895 года. В замужестве была 33 года».

На втором была  врезана в мрамор сентиментальная надпись в стихах:

«В заботах обо всех истратила ты жизнь и силы,

Была ты другом, доброю и верною женой.

Вырыл рядом я с тобой могилу,

И вместе будем мы в земле сырой,

Прося у Господа грехам прощенья

До дня всех мёртвых воскрешенья».

 

 Григорий Ильич объяснил мне, что дом этот купил он двадцать лет назад у одного из наследников умершего его хозяина. Плиту надгробную, вмонтированную в фундамент, обнаружил не сразу. И теперь каждый год по весне думает, как бы вытащить её и заменить кирпичной кладкой. Однако сделать это не так просто: старое здание может просто развалиться. А потому попытка извлечь памятник ротмистрше Черкасовой на свет Божий  откладывается до придумывания подходящего способа, гарантирующего сохранность дома.

Но, надеюсь, это, всё-таки,  произойдёт, и памятник Большой Любви займёт своё законное место у боярышниковых зарослей.

  Александр Полынкин

 

 

 

ГлавнаяИстория Покровского края →☺
Нашли ошибку? Есть что добавить? Напишите нам: klub.mastera@yandex.ru
Облако тегов

Надоела реклама?

Смотреть панорамы Покровского: 360 градусов.


Внимание! Акция.

Создадим вместе, покровчане!


Мнения читателей
Последние комментарии:
21.04.2024
Это вторая съемка Андрея. Первую - мы смотрели всей компанией.  

16.04.2024
16.04.2024
02.04.2024
Спасибо, Всем. Встреча мне очень понравилась.
С уважением, Владимир Зайцев.

01.04.2024
Два раза - жаль. Первый раз жаль: то что Покровский артефакт ушел в другой район, а второй раз жаль: то что испортили сам экспонат: просверлив в нем отверстия и прикрепив табличку а ля кладбищенскую.....

29.02.2024
Анатолий, последние три - это, почти стопроцентно, один и тот же населённый пункт. В сельце обязательно должен быть помещичий дом, в данном случае, так и было. А вот деревня Медвежий Колодезь - это, скорее всего, современная деревня Медвежка, но нужно, всё-таки, разбираться...

29.02.2024
...ненаселённой земли, находящейся  Малоархангельского уезда  в деревне Медвежьем Колодезе, именуемой Степью". Александр Михайлович, вопрос к вам. Можно ли считать деревню Медвежий Колодезь (что в тексте),  сельцо Медвежья (18 века), сельцо Медвежка (19 века) и д. Казинка (за свинокомплексом, где бывший колхозный сад) – одним и тем же населенным пунктом? Согласно старым картам - последние три указанных населенных пункта - это одна и та-же деревня или сельцо (в прошлом).

19.02.2024
Я слышал, что упало 22 столба, причем бетонных!!!


Погода

Регистрация

 Индекс цитирования Клуб "Мастера" 2.0 ©  2011г.-2024г.