Население и населённые пункты
прихода Вознесенской церкви села Трудки в XVIII –XX веках
Первые землевладельцы
Исторических данных ранее XVIII века о населённых пунктах и населении тех мест, где располагается сейчас Вышнетуровецкое поселение, к сожалению, в нашем распоряжении почти нет. Первые отрывочные сведения появляются благодаря данным «ревизских сказок» за 1782 год (4-а ревизия податного населения). Из них нам известно, что к концу XVIII века уже существуют такие населённые пункты, как Вязоватое (Везоватое), Трудки Туровец, и Усть-Труд-Липовица.
Причём, и Вязоватое, и Трудки названы сёлами, то есть в них действовали церкви: в Вязоватом – Георгиевская, в Трудках – Вознесенская.
В данных «Ревизских комиссий Малоархангельского уезда» за 1782 год названы владельцы земли в окрестностях этих населённых пунктов. Так, к примеру, у Вязоватого располагались участки, которые принадлежали: капитанше, княгине Анне Голицыной, секунд-майору Фёдору Мухортову, подпоручику Ивану Мухортову, кадету Ивану Кузнецову, прапорщику Максиму Кузменкову, ротмистру Фёдору Кузменкову, подпрапорщику Андрею Баркову, кадету Ефиму Мезенцову и некоторым другим помещикам.
Однако подавляющее большинство жителей Вязоватого, Туровца, Трудок и Усть-Труд-Липовицы, всё-таки, были однодворцами, то есть бывшими служилыми людьми, которые за свою службу получали от царя участок земли, за счёт его они кормили себя и семью.
В протоколах Малоархангельского уездного суда от 17 декабря 1804 год я обнаружил любопытное дело, которое рассматривал уездный судья Воронов. Помещица Анна Дурова, вступив в права наследства, предъявила претензии к некоторым из соседей-землевладельцев.
Но однодворцы деревни Усть-Труд-Липовица Осип Семёнович, Егор Семёнович и Тит Митрофанович Селютины сумели себя защитить. Они доказали суду, что 20 четвертей земли, которыми они владеют в окрестностях села Липовица и деревни Кунач, были пожалованы их деду Никите Даниловичу Селютину ещё в 1688 году. В доказательство они представили выписки из купчих и поколенную роспись своего рода.
Аналогичные документы подали в суд однодворцы этой же деревни Усть-Труд-Липовица Аврам, Савватей, Марк Петровичи Селютины, Афанасий Васильевич, Семён Яковлевич, Ефим Алексеевич Даниловы. Они доказали, что 40 четвертей земли, которыми они владеют в окрестностях села Липовица и деревни Кунач, были пожалованы их предкам Макару Семёновичу Селютину и Савелью Андреевичу Даниловым в 1692 году.
О Вознесенской церкви, её служителях и прихожанах
Я упомянул уже, что некоторое время в здешних местах было сразу два храма. Но, по всей видимости, церковь в Вязоватом прекратила своё существование в самом начале XIX века, и осталась только Вознесенская в селе Трудки. Как и все первые храмы нашего края, первая церковь Вознесения Господня была деревянной. Кирпичный храм в селе Трудки был возведён в конце XVIII – начале XIX века, а во второй половине XIX века к церкви пристроили колокольню. В таком виде она просуществовала до 30-ых годов XX века, когда была закрыта.
В Государственном архиве Орловской области хранятся несколько метрических книг Вознесенской церкви за XIX век (1848, 1850, 1859, 1897-1900 годы), которые позволяют нам узнать некоторые подробности о приходском населении.
Итак, в приход церкви, кроме самого села Трудки, входили следующие деревни: Вязоватая, Туровец (без разделения на Вышний и Нижний), Балчик, Усть-Труд-Липовица, Дерягина, Верх Кондратьев, Змеинец. Все населённые пункты, кроме Змеинца, были населены однодворцами, которые с 1848 года стали называться казёнными (или государственными) крестьянами.
В деревне Змеинец до отмены крепостного права жили дворовые и крепостные крестьяне господ Брусенцовых (Александра Петровича и Александры Петровны).
С конца 90-ых годов XIX века в метрических книгах прихода начинают упоминаться ещё две деревни – Мелевая и Долматова (Скарятина).
В записях о рождении, венчании и об умерших в течение всего XIX века упоминаются практически те же самые фамилии, большая часть которых распространена в Трудках и окрестностях по настоящее время.
Вот самые распространённые из них в те годы (в алфавитном порядке): Басовы, Болачевцевы (Балачевцевы, Болычевцевы, Болочевцевы), Внуковы, Даниловы, Звягинцевы, Клепиковы, Мальцевы (Малцевы), Мишины, Никулины, Оболенские, Паршины, Паршиковы, Проскурнины, Ротановы, Сапелкины (Сопелкины), Сапрыкины, Селютины (это самая популярная трудкинская фамилия – А.П.), Семенихины, Труфановы, Хорошиловы, Черниковы, Шепелевы, Шеховцовы.
Из перечисленных фамилий можно выделить Оболенских, поскольку, наряду с двумя священниками Оболенскими в конце XIX века в Трудках проживал также и почётный гражданин села Трудок Димитрий Иосифович Оболенский. Почётным гражданином Трудок в те же годы был также Иван Петрович Раевский.
Что касается священнослужителей, то их фамилии почти всегда были отличными от коренных трудкинских (за некоторым исключением). Так, в середине XIX века службы в Вознесенской церкви вели отец Димитрий Кутепов и отец Василий Соболев, а помогали им дьякон Николай Попов, дьячки Пётр Троепольский, Михаил Покровский и пономарь Оболенский.
В конце XIX века на смену им пришли священники Николай Высотский и Михаил Одринский, дьякон Иван Лопаткин, псаломщики Пётр Горохов, Фёдор Чистяков и Иосиф Оболенский. Церковный причт в Трудках всегда был двухштатный (то есть вели службы по очереди два священника, каждый – со своими помощниками). Священно- и церковнослужителям принадлежало здесь 42 десятины земли.
Что касается прироста населения в течение всего XIX столетия, то он был достаточно постоянен: рождалось в приходе всегда больше 200 младенцев ежегодно, и, хотя в иные годы и умирало свыше ста человек, но рождаемость превышала смертность в среднем на 70 человек. А шло под венец каждый год в Вознесенской церкви не менее 40 пар местных женихов и невест.
По сведениям «Списка населённых мест Орловской губернии» на 1866 год, только в казённом селе Трудки проживало тогда в 83 дворах 598 жителей, имелись там же училище, кирпичный завод, три маслобойни, восемь мельниц и две крупорушни.
А по данным «Орловских епархиальных ведомостей», уже в 1917 году только прихожан мужского пола в приходе Вознесенской церкви села Трудок насчитывалось 2267 человек.
Если просто умножить эту цифру на два (такое же количество женщин), то мы поймём, что революционные события 1917 года в приходе Вознесенской церкви села Трудок встречало многочисленное, самостоятельное и во многом зажиточное население. А как оно стало жить при Советской власти – это отдельная история.
Вознесенская церковь села Трудки.
Трудки весной 2009 г.
Трудки.