Доброго времени суток! Вы находитесь на сайте районного клуба творческих личностей "МАСТЕРА".
 
Рубрики
Творчество Мастеров Творчество наших читателей Библиотека История Покровского края История Орловского края Покровская районная библиотека Мир духовный Заметки на доброту дня Фотографии Покровского края Видеотека Поездки и заседания Доска объявлений Новости О сайте "Мастера" Обратная связь RSS - лента Виджет для Яндекса Приложение для Android

Серебряное кольцо


МКУК ПМЦРБ

Сайт районной библиотеки


Нужна помощь!

Поможем, земляки?


Стена сайта
Всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0
Просмотров сегодня:
Яндекс.Метрика
Посетителей сегодня:


 

Население и населённые пункты

прихода  Вознесенской церкви села Трудки в XVIIIXX веках

 

Первые землевладельцы

Исторических данных ранее XVIII века о  населённых пунктах и населении тех мест, где располагается сейчас Вышнетуровецкое поселение, к сожалению,  в нашем распоряжении почти нет. Первые отрывочные сведения появляются благодаря данным «ревизских сказок» за 1782 год (4-а ревизия податного населения). Из них нам известно, что к концу XVIII века уже существуют такие населённые пункты, как Вязоватое (Везоватое), Трудки Туровец,  и Усть-Труд-Липовица.

Причём, и Вязоватое, и Трудки названы сёлами, то есть в них действовали церкви: в Вязоватом – Георгиевская, в Трудках – Вознесенская.

В данных «Ревизских комиссий Малоархангельского уезда» за 1782 год названы владельцы земли в окрестностях этих населённых пунктов. Так, к примеру, у  Вязоватого располагались участки, которые принадлежали: капитанше, княгине Анне Голицыной, секунд-майору Фёдору Мухортову, подпоручику Ивану Мухортову, кадету Ивану Кузнецову, прапорщику Максиму Кузменкову, ротмистру Фёдору Кузменкову, подпрапорщику Андрею Баркову, кадету Ефиму Мезенцову и некоторым другим помещикам.

Однако подавляющее большинство жителей Вязоватого, Туровца, Трудок и Усть-Труд-Липовицы, всё-таки, были однодворцами, то есть бывшими служилыми людьми, которые  за свою службу получали от царя участок земли, за счёт его они  кормили себя и семью.

В протоколах Малоархангельского уездного суда от 17 декабря 1804 год я обнаружил любопытное дело, которое рассматривал уездный судья Воронов. Помещица Анна Дурова, вступив в права наследства, предъявила претензии к некоторым из соседей-землевладельцев.

Но однодворцы деревни Усть-Труд-Липовица Осип Семёнович, Егор Семёнович и Тит Митрофанович Селютины сумели себя защитить. Они доказали суду, что 20 четвертей земли, которыми они владеют в окрестностях села Липовица и деревни Кунач,  были пожалованы их деду Никите Даниловичу Селютину ещё в 1688 году. В доказательство они представили выписки из купчих и поколенную роспись своего рода.

Аналогичные документы подали в суд  однодворцы этой же деревни Усть-Труд-Липовица Аврам, Савватей, Марк Петровичи Селютины, Афанасий Васильевич, Семён Яковлевич, Ефим Алексеевич Даниловы. Они доказали, что 40 четвертей земли, которыми они владеют в окрестностях села Липовица и деревни Кунач, были пожалованы их предкам Макару Семёновичу Селютину и Савелью Андреевичу Даниловым в 1692 году.

 

О Вознесенской церкви, её служителях и прихожанах

Я упомянул уже, что некоторое время в здешних местах было сразу два храма. Но, по всей видимости, церковь в  Вязоватом прекратила своё существование в самом начале XIX века, и осталась только Вознесенская  в селе Трудки. Как и все первые храмы нашего края, первая церковь Вознесения Господня была деревянной. Кирпичный храм в селе Трудки был возведён в конце XVIII – начале XIX века, а во второй половине XIX века к церкви пристроили колокольню. В таком виде она просуществовала до 30-ых годов XX века, когда была закрыта.

В Государственном архиве Орловской области хранятся несколько метрических книг Вознесенской церкви за XIX век (1848, 1850, 1859, 1897-1900 годы), которые позволяют нам узнать некоторые подробности о приходском населении.

Итак, в приход церкви, кроме самого села Трудки, входили следующие деревни: Вязоватая, Туровец (без разделения на Вышний и Нижний), Балчик, Усть-Труд-Липовица, Дерягина, Верх Кондратьев, Змеинец. Все населённые пункты, кроме Змеинца, были населены однодворцами, которые с 1848 года стали называться казёнными (или государственными) крестьянами.

В деревне Змеинец до отмены крепостного права жили дворовые и крепостные крестьяне господ Брусенцовых (Александра Петровича и Александры Петровны).

С конца 90-ых годов XIX века в метрических книгах прихода  начинают упоминаться ещё две деревни – Мелевая и Долматова (Скарятина).

В записях о рождении, венчании и об умерших в течение всего XIX века упоминаются практически те же самые фамилии, большая часть которых распространена в Трудках и окрестностях по настоящее время.

Вот самые распространённые из них в те годы (в алфавитном порядке): Басовы, Болачевцевы (Балачевцевы, Болычевцевы, Болочевцевы), Внуковы, Даниловы, Звягинцевы, Клепиковы, Мальцевы (Малцевы), Мишины, Никулины, Оболенские, Паршины, Паршиковы, Проскурнины, Ротановы, Сапелкины (Сопелкины), Сапрыкины, Селютины (это самая популярная трудкинская фамилия – А.П.), Семенихины, Труфановы, Хорошиловы, Черниковы, Шепелевы, Шеховцовы.

Из перечисленных фамилий можно выделить Оболенских, поскольку, наряду с двумя священниками Оболенскими в конце XIX века в Трудках проживал также и почётный гражданин села Трудок Димитрий Иосифович Оболенский. Почётным гражданином Трудок в те же годы был также Иван Петрович Раевский.

Что касается священнослужителей, то их фамилии почти всегда были отличными от коренных трудкинских (за некоторым исключением). Так, в середине XIX века службы в Вознесенской церкви вели отец Димитрий Кутепов и отец Василий Соболев, а помогали им дьякон Николай Попов, дьячки Пётр Троепольский, Михаил Покровский и пономарь Оболенский.

В конце XIX века на смену им пришли священники Николай Высотский и Михаил Одринский, дьякон Иван Лопаткин, псаломщики Пётр Горохов, Фёдор Чистяков и Иосиф Оболенский. Церковный причт в Трудках всегда был двухштатный (то есть вели службы по очереди два священника, каждый – со своими помощниками). Священно- и церковнослужителям принадлежало здесь 42 десятины земли.

Что касается прироста населения в течение всего XIX столетия, то он был достаточно постоянен: рождалось в приходе всегда больше 200 младенцев ежегодно, и, хотя в иные годы и умирало свыше ста человек, но рождаемость превышала смертность в среднем на 70  человек. А шло под венец каждый год в Вознесенской церкви не менее 40 пар местных женихов и невест.

По сведениям «Списка населённых мест Орловской губернии» на 1866 год, только в казённом селе Трудки проживало тогда в 83 дворах 598 жителей, имелись там же училище, кирпичный завод, три маслобойни, восемь мельниц и две крупорушни.

А по данным «Орловских епархиальных ведомостей», уже  в 1917 году  только прихожан мужского пола в приходе Вознесенской церкви села Трудок насчитывалось 2267 человек.

Если просто умножить эту цифру на два (такое же количество женщин), то мы поймём, что революционные события 1917 года в приходе Вознесенской церкви села Трудок встречало многочисленное, самостоятельное и во многом зажиточное население. А как оно стало жить при Советской власти – это отдельная история.

Вознесенская церковь села Трудки.

 

 

Трудки весной 2009 г.

 

Трудки.

 

ГлавнаяИстория Покровского края →☺
 
Нашли ошибку? Есть что добавить? Напишите нам: klub.mastera@yandex.ru
Облако тегов

Надоела реклама?

Смотреть панорамы Покровского: 360 градусов.


Внимание! Акция.

Создадим вместе, покровчане!


Мнения читателей
Последние комментарии:
21.04.2024
Это вторая съемка Андрея. Первую - мы смотрели всей компанией.  

16.04.2024
16.04.2024
02.04.2024
Спасибо, Всем. Встреча мне очень понравилась.
С уважением, Владимир Зайцев.

01.04.2024
Два раза - жаль. Первый раз жаль: то что Покровский артефакт ушел в другой район, а второй раз жаль: то что испортили сам экспонат: просверлив в нем отверстия и прикрепив табличку а ля кладбищенскую.....

29.02.2024
Анатолий, последние три - это, почти стопроцентно, один и тот же населённый пункт. В сельце обязательно должен быть помещичий дом, в данном случае, так и было. А вот деревня Медвежий Колодезь - это, скорее всего, современная деревня Медвежка, но нужно, всё-таки, разбираться...

29.02.2024
...ненаселённой земли, находящейся  Малоархангельского уезда  в деревне Медвежьем Колодезе, именуемой Степью". Александр Михайлович, вопрос к вам. Можно ли считать деревню Медвежий Колодезь (что в тексте),  сельцо Медвежья (18 века), сельцо Медвежка (19 века) и д. Казинка (за свинокомплексом, где бывший колхозный сад) – одним и тем же населенным пунктом? Согласно старым картам - последние три указанных населенных пункта - это одна и та-же деревня или сельцо (в прошлом).

19.02.2024
Я слышал, что упало 22 столба, причем бетонных!!!


Погода

Регистрация

 Индекс цитирования Клуб "Мастера" 2.0 ©  2011г.-2024г.