Доброго времени суток! Вы находитесь на сайте районного клуба творческих личностей "МАСТЕРА".
 
Рубрики
Творчество Мастеров Творчество наших читателей Библиотека История Покровского края История Орловского края Покровская районная библиотека Мир духовный Заметки на доброту дня Фотографии Покровского края Видеотека Поездки и заседания Доска объявлений Новости О сайте "Мастера" Обратная связь RSS - лента Виджет для Яндекса Приложение для Android

Серебряное кольцо


МКУК ПМЦРБ

Сайт районной библиотеки


Нужна помощь!

Поможем, земляки?


Стена сайта
Всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Просмотров сегодня:
Яндекс.Метрика
Посетителей сегодня:


ГлавнаяТворчество мастеровТворческая страница Левина А.В..→☺

 

 

Тайная  история  монголов. 

Юность  Тэмучжина. 

 

Откуда  пошёл  род  Чингисхана

 

Некогда, в глубинах Азии распалось огромное государство  выходцев  из  Южной  Сибири – Тюркский  каганат.1    Отпавшие  от  него  племена-осколки  пожаром  рассыпались  по  Великой степи.  Одна  из  ветвей  знатного  тюркского  рода  Ашина2  добралась  до  верховьев  реки  Онон  и  подчинила,  кочевавших  здесь,  косоплётов  Дунху (предков  монголов).  Здесь,  на  вновь  обретённой  родине,  рождается  великий  багатур  Бортэ-Чино (Бурый  волк).  Вот  от  него-то  и  пошёл  род  Чингисхана,  род  Кият-борчжигин.

 

Род  сероглазых  монголов 

Особенностью  людей  рода  Кият-борчжигин  была  необычная  для  монголов  сероглазость  и  высокий  рост.  «Сокровенные  сказания  монголов»  это  явление  объясняют   через  рассказ  праматери  монгольских  родов  Алун-Гоа.  Оставшись  вдовой,  она  родила  трёх  необычных  сероглазых    и  светловолосых  сыновей.  Считалось,  что  они  сыновья  Неба(?).  Вот  как  это  объясняла  Алун-Гоа:

«Каждую  ночь,  когда  солнце  уже  закатилось,  а  луна  ещё   не  взошла,  входит  через  дымник  юрты,  бывало  ко  мне  светло-русый(!)  человек,  и  свет  его  проникает  мне  во  чрево…   Ведь, если  уразуметь всё  это, то и выйдет, что они сыновья  Неба».1

Степь  без  хозяев  не  бывает: тюрки 

Тюркоязычные народы (тюрки, уйгуры и др.) занимали VI-IX вв.  огромную  территорию  в  Южной  Сибири,  Средней  Азии,  Восточном  Туркестане,  Западной  и  Центральной  Монголии.  Монголы же  этого  периода  характеризуются  как  «люди  бедные и  слабые»,  были  покорны  тюркам  и  обитали  в  Восточной  Монголии,  на  самом  краю  Великой  степи.  Некоторые  из  них  были  вынуждены  приспосабливаться  к  жизни  в  тайге   и  осваивать  из-за  малоземелья  суровое  Забайкалье. 

      Однако  уже  в  IX веке  положение  резко  меняется;  на  хозяев  монгольской  степи,  могущественных  уйгуров,  неожиданно  нападают свирепые племена енисейских кыргызов(предки хакасов).  Уйгуры,  разбитые  в  840 году,  поспешно  откочёвывают    к  западным  окраинам  Китая. 

 

Великая  Степьвремя  монголов 

Разгромив  уйгурское  степное  государство,   кыргызы («хагяс») вернулись  с  большой  добычей  к  себе   на  Енисей;  огромные  степные  пространства  оказались  свободными…

      Это  был  подарок  судьбы;  освободившиеся  пространства  стали немедленно занимать роды и племена монголоязычных народов: кидани, кереиты, найманы, меркиты, татаэр(татары).     Поближе  к  тайге  держались  «люди  длинной  воли»          или   «вольные монголы»

 

  Изгнанные  из  родных  кочевий   за  буйный  нрав,  они  ставили  свои  кочевья.  Некоторые  уходили  в  тайгу,  охотились,  ловили  рыбу.  Некоторые  сбивались  в  ватаги,  шарили  по  степи:  так  было  легче  выжить,  найти  добычу.  Счастье,  что  у  них  не  было  вождя! 

 

 Монгольский  дорбэн.3

    Новая  ветвь  родственных  и  политических  связей  монголов  стала  развиваться  среди  чиносов (потомков  Бортэ-Чино)4  при  правлении  Алун-Гоа  и  её  «небесных»  потомков,  которые  стали  всё  больше  ориентироваться  на  племена,  живущие  вниз  по реке  Онон.  За  сотню  лет  потомкам  Алун-Гоа  удалось  сколотить  ядро племён («союз мира и родства»), в которое вошли монголоязычные  мангуты, баргуты, унгираты и олхоноуты.  К  концу  XI  века  влияние  этого  союза племён распространялось до реки Керулен.  За рекой  были  уже  владения  великой  империи родственных  киданей.

.

Империя  киданей  и  вольные  монголы 

    Степная  империя  киданей (Ляо)  в  короткий  срок  раскинулась  от  Алтая  до  Тихого  океана.  Кроме  степных  районов,    населённых  племенами  найманов,  кереитов, татар,  чжуржэней,   империя  Ляо  включала  в  себя  ещё  16  округов  Северного  Китая.  На  севере  владения  империи  доходили  до  реки  Керулен,   за  которой  уже  жили  свободные  монгольские  племена;  отношения  с  ними  сложились  добрососедские.  В  императорской  хронике  «Ляоши»  рассказывается  о  дружественном  визите  вождя  вольных  северных  монголов  Тумбиная  в  империю  Ляо.5  «Сокровенное  сказание»  упоминает  его  с  новым  титулом – Тумбинай-Сэчэн (Мудрый  Тумбинай).

 

Хамаг  монгол  улус 

  Сын  Тумбиная  Хутула,  правивший  в  первой  половине  XII века,  получил  титул  хана.  Своеобразное  степное  государство  начинает  именоваться  Хамаг  монгол  улус – Государство  всех  монголов.

       Кидани  в  преддверии  тяжких  испытаний  нашли  в  лице  вольных  монголов  верного  союзника.  «Ляоши»  и  монгольские  родословные  позволяют  говорить  о  Хамаг  монгол  улусе,   как  о  заметной  силе.  Здесь  успешно  шёл  процесс  выделения  племенной знати – багатуров (богатырей)  и  нойонов (властителей).  Они  правили  кочевыми  родами,  члены  которых  делились  на  нукеров (воинов-дружинников)  и  пастухов-рабов(военнопленных).

        Монголы  в  начале  XII века  оказали  поддержку  киданям     в  трагические  для  империи  Ляо  годы  борьбы  с  чжуржэнями,   но  потерпели  поражение.

Чжуржэни  и  империя  Цзинь (золотая) 

    Чжуржэни,  народы  тунгусо-маньчжурской  группы,  были  первоначально  подданными  киданей  и  обитали  в  самых  дальних  северо-восточных пределах Ляо. Однако в начале XII в.  чжуржэни  восстали  и,  заключив  союз   с  южнокитайской  империей  Сун,  развернули  мощное  наступление  на  киданей.  На  сторону  чжуржэней  перешли  татары (заклятые  враги  вольных  монголов).  В  1147  году,  после  длительной  войны последний  император  киданей,  Тяньзо,  попытался  привлечь  на  свою  сторону  тангутское  государство,  но  во  время  переговоров  был  вероломно  схвачен  тангутами  и  выдан  чжуржэням.  Так  погибла  империя  Ляо,  а  вместо  неё примерно  на той же территории образовалась  чжуржэньская  империя  Цзинь (золотая).

Есугэй-багатур 

    Двадцатилетняя  борьба  за  киданьское  наследство  против  союза  чжуржэней  и  татар  оказалась  несчастливой:  погибли  монгольские  ханы  Хутула  и  Амбагай.  Согласно  «сокровенному  сказанию»,  их  захватили  в  плен  татары  и  выдали  чжуржэням   на  мучительную  казнь.   Однако  в  этих  степных  войнах  уже  прославились  новые  вожди,  и  самыми  известными  из  них  стали отец  Чингисхана,  Есугэй-батыр  и  его  побратим  Тогрул (Ван-хан).

         Однажды,  Есугэй-батыр  возвращался  в  родное  стойбище.                              В  степи  был  мир,  и  он  ехал  один.  И  надо  же  было  так  случиться,  что  навстречу  ему  ехал  знатный  меркитский  воин  Эке-Чиледу    со  своей  молодой  женой,  красавицей-олоноуткой  Оэлун.   Она,  как  и положено невесте  была  в  закрытом возке.  Однако  при встрече ветер-проказник  распахнул полог возка,  и  Есугэй  увидел  прекрасную  монголку;  ту  единственную  о  которой  мечтают  всю  жизнь…  

 

Рождение  Тэмучжина 

         Поход  дорбэн-монгольских  племён  против  татар,  кочевавших   возле  озера  Буир-Нор,  был  стремителен  и  удачен.  Все  славили  молодого  вождя.  Но  сам  Есугей  больше  всего  гордился  своей  победой  над  знаменитым  багатуром  татар - Тэмучжином.  Какова  же  была  его  радость,  когда  он  узнал,  что  у  него,  пока  он  был  в  походе,  родился  сын.  Его  радость  не  была  поколеблена  ни  злыми  языками,  подвергавшими  сомнению  его  отцовство,  ни  страшной  приметой:  при  рождении  младенец  держал  в  руке  багровый  сгусток  крови,  что  не  предвещало  ничего  хорошего.     Недолго  думая,  Есугэй-багатур  объявил,  что  он  назовёт  своего  первенца  в  честь  пленённого  им  великого  татарского  богатыря,  Тэмучжином.    Шёл  1162  год …

Джамуха 

   Во  второй  половине  XII века  среди  степных  ханств  Центральной  Азии  возвышается  Кереитское  ханство.       При  дворе  Ван-хана  кереитов  среди  прочих  сыновей  степных  вождей  воспитываются  два  мальчика:  Тэмучжин  и  Джамуха.  Несмотря  на разность  характеров,  они  крепко  сдружились.  Настолько  крепко,  что  решили  скрепить  свою  дружбу  обрядом  побратимства.  И  было  им     по  девять  лет.    Уже  тогда  юные  завоеватели,  согласно  «сокровенным  сказаниям»,  мечтали  о  «приведении  всех  народов  под  единые  бразды  свои». 

 

Бортэ

       Когда  Тэмучжину  исполнилось  девять  лет,  его  отец  Есугэй  решил  найти  для  сына  достойную  невесту.

         Вскоре  Есугэй-багатур  прибыл  к  своему  другу  и  побратиму  Торгулу – хану  кереитов.  Поблагодарив  за  высокое  воспитание,  вождь  монголов-борчжигинов  забрал  сына  и  отправился   с  ним   домой.    По  преданию,  в  пути  им  повстречался  нойон  с  десятилетней  дочерью  из  племени  унгиратов.  Внимательно  посмотрев  на  подростка,  он  предрекает  ему  великое  будущее,  а  потому  согласен  отдать  за  него  свою  дочь  Бортэ:  «Мы,  племя  унгират,  испокон  веков  славимся  прелестью  наших  дочерей!»  Есугэю  девочка  понравилась,  и  он  согласился  оставить  сына    в  кочевье  унгиратов,  дабы  тот  получше  познакомился   с  будущей  женой.

 

Отравленный  кумыс 

        Дальше  путь  лежал  через  земли  враждебных  татар,  и  надо  было  бы  эти  земли  объехать  стороной,  но  в  степи      был  мир,  и  Есугэй  продолжил  путь  прямой  дорогой.

          Вскоре  он  повстречался  с  разъездом  татар.  Татары  были  чересчур  приветливы,  приглашали  в  своё  стойбище  отдохнуть  от  трудного  пути.  Это  непонятное  радушие  вначале  насторожило  Есугэя,  но  он  «не  боялся  собак»  и  согласился  заехать  в  татарское  стойбище.  Здесь  ему  предложили  отведать  кумыса…

            Уже  подъезжая  вечером  к  дому,  вождь  монголов  почувствовал  какое-то  недомогание;  он  понял,  что  его  отравили.  Понимая,  что  жить  ему  осталось  недолго,  Есугэй  посылает  верного  нукера  к  унгиратам  за  Тэмучжином.   Теперь  он  должен  стать  в  семье  и  роду  кият-борчжигинов  за  старшего.

 

Перемена

            Со  смертью  Есугэя   всё  изменилось:   борчжигины,  подстрекаемые старейшинами,   вскоре  поднялись  и  ушли,  оставив  семью  своего  вождя   наедине  со  своим  горем.           «Сероглазые  волки»  полностью  соответствовали  своему  названию,  набросившись  на  оставшееся  после  Есугэй-багатура  немалое  имущество, нажитое,  а  точнее  награбленное  за  годы  успешных  набегов;  угнали  скот,  лошадей  и  рабов,  увезли  добро.  Всё  пошло  прахом,  самая  знатная  семья  рода,  лишившись  защитника,  опустилась  на  самое  дно.   Оэлун  кинулась  было  со  своей  обидой  к  старейшинам  рода,  но  те  только  посмеялись:

«Хоть  бы  и  позвалине  стоит  даватьЕшьчто  придётся.

Хоть  бы  и  просилатак  не  стоит  даватьЕшьчто  придётся».

Племя  не  признало  Тэмучжина  наследником  Есугэй-багатура.

 

Мудрая  Оэлун 

      «Сокровенное  сказание»  с  большим  сочувствием  повествует  о  дальнейших  мытарствах  несчастной  вдовы:  «…  коротко  платье  поясом подбирала, бегала по реке Онон  вниз и вверх,  по зёрнышку  собирала,  с  диких  яблонь,  с  черёмухи,  копала  коренья…»  Однако  несчастья  не  сломили  упорную  семью  Есугэя.  

             Оэлун,  не  понаслышке,  знала  немало  «древних  слов»,  воспевающих  подвиги  монгольских  ханов:  их  прадеда,  великого  Тумбиная  и  его  сына  Хутула-хана,  которому  Есугэй приходился  племянником.  Ей  доставляло  какое-то  удовольствие  повторять,  что  их  род  сродни  ханскому  и,  что,  когда  братья  подрастут,  они  вместе  вернут  семье  прежний  блеск,  что  они  отомстят  роду  кият-борчжигин  за  их  предательство,  а  также  они  не  должны  забывать  и  о  главных  врагах – татарах,  подлых  убийц  их  отца.

 

Волчья  повадка 

        Однажды  Тэмучжин  и  его  младший  брат  Хасар  поймали  на  реке  огромного  тайменя.  Не  успели  они  порадоваться  своей  удаче,     как  появились  сводные  братья  и  отобрали  редкостную  добычу.  Оскорблённый  Тэмучжин  пожаловался  матери,   требуя  наказания    для  Бектера  и  Бельгуатая.  Оэлун  не  хотела  разжигать  детскую  сору  и,  понадеялась,  что  она утихнет  сама  собой…         Через  некоторое  время  в  юрту  вернулся  один  Хасар,  младший,  всегда  послушный  Тэмучжину  брат.  Сказав,  что  они  с  братом  пойдут  на  охоту  в  тайгу,    он  взял  луки  и  стрелы  и  тут  же  вышел.  

            Однако  на  этот  раз  охота  была  не         на  зверей…    Бектер  пас  лошадей  на  поле,     за  стойбищем.  Увидев  Тэмучжина  и  Хасара      с  охотничьими  луками  в  руках,  он  испугался   и  сел  на  корточки,  прося  пощады.        Тэмучжин  выстрелил  первым,  в  спину…

 

Наказание 

    Старейшины  родового  племени  кият-борчжигинов  не  могли  терпеть  позора  братоубийства  и  решили  примерно  наказать  главного  виновника.  Вскоре  в  отдалённом  таёжном  стойбище  появились  нукеры.  Тэмучжин  скрылся  в  тайге.  Однако  нукеры  не  уезжали.  Разместившись  по  тёплым  юртам,  они  спокойно  ждали  беглеца.  Наступала  осень,  а  с  ней  время  холодов,  настоящих  сибирских  морозов.

     Девять  дней  Тэмучжин  скрывался  в  тайге,  терпя  голод  и  холод,  ибо  страх  был  больше.  Однако  на  девятый  день  голод   и  холод  настолько  возросли,  что  превысили  страх  наказания,  и  Тэмучжин сам вышел из леса. Тринадцатилетнего злодея связали и  отвезли в ставку кият-борчжигинов.  Здесь  его заковали  в  тяжёлые  колодки,  как  раба.  Началась  новая  рабская  жизнь  Тэмучжина…

 

_____________________________________

 

1В  630  году  пал  I  Тюркский  каганат. 

2Ашина (чино) – «волк» (тюрк.) 

1«Сокровенные  сказания  монголов» (21)   

3Дорбэнконфедерация (союзраннемонгольских  племён. 

4Потомками  Бортэ-Чино  считали  себя  родыборчжигинтайчжиуты, чжадараны 

5ЛЭЭ, 1959;  Лигетти, 1955, с. 137. 

 

 

 

ГлавнаяТворчество мастеровТворческая страница Левина А.В..→☺
 

Нашли ошибку? Есть что добавить? Напишите нам: klub.mastera@yandex.ru
Облако тегов

Надоела реклама?

Смотреть панорамы Покровского: 360 градусов.


Внимание! Акция.

Создадим вместе, покровчане!


Мнения читателей
Последние комментарии:
21.04.2024
Это вторая съемка Андрея. Первую - мы смотрели всей компанией.  

16.04.2024
16.04.2024
02.04.2024
Спасибо, Всем. Встреча мне очень понравилась.
С уважением, Владимир Зайцев.

01.04.2024
Два раза - жаль. Первый раз жаль: то что Покровский артефакт ушел в другой район, а второй раз жаль: то что испортили сам экспонат: просверлив в нем отверстия и прикрепив табличку а ля кладбищенскую.....

29.02.2024
Анатолий, последние три - это, почти стопроцентно, один и тот же населённый пункт. В сельце обязательно должен быть помещичий дом, в данном случае, так и было. А вот деревня Медвежий Колодезь - это, скорее всего, современная деревня Медвежка, но нужно, всё-таки, разбираться...

29.02.2024
...ненаселённой земли, находящейся  Малоархангельского уезда  в деревне Медвежьем Колодезе, именуемой Степью". Александр Михайлович, вопрос к вам. Можно ли считать деревню Медвежий Колодезь (что в тексте),  сельцо Медвежья (18 века), сельцо Медвежка (19 века) и д. Казинка (за свинокомплексом, где бывший колхозный сад) – одним и тем же населенным пунктом? Согласно старым картам - последние три указанных населенных пункта - это одна и та-же деревня или сельцо (в прошлом).

19.02.2024
Я слышал, что упало 22 столба, причем бетонных!!!


Погода

Регистрация

 Индекс цитирования Клуб "Мастера" 2.0 ©  2011г.-2024г.