Доброго времени суток! Вы находитесь на сайте районного клуба творческих личностей "МАСТЕРА".
 
Рубрики
Творчество Мастеров Творчество наших читателей Библиотека История Покровского края История Орловского края Покровская районная библиотека Мир духовный Заметки на доброту дня Фотографии Покровского края Видеотека Поездки и заседания Доска объявлений Новости О сайте "Мастера" Обратная связь RSS - лента Виджет для Яндекса Приложение для Android

Серебряное кольцо


МКУК ПМЦРБ

Сайт районной библиотеки


Нужна помощь!

Поможем, земляки?


Стена сайта
Всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0
Просмотров сегодня:
Яндекс.Метрика
Посетителей сегодня:


Главная » История Орловского края

«А жизнь короткая такая…» (Герой Советского Союза Иван Федяков)
Опубликовано: 04.03.2019.

Есть в Тельмановском районе Донецкой Народной Республики большое (почти 900 жителей) село Староласпа (Старая Ласпа – А.П.). Расположено оно на правом берегу реки Кальмиус, в 63 километрах от Донецка. Основан был населённый пункт в 1778 году греками, переселенцами из крымских сел Ласпи, Алсу и Качи-Кальен.

Из Малоархангельска – в Чугуев

С 2014 года Старая Ласпа находится почти на самой линии разграничения войск ДНР и вооружённых сил Украины, и потому здесь время от времени рвутся мины и снаряды. Война в последние пять лет как будто бы возвратилась из далёкого 1943 года, когда село освободили части Красной Армии.

Указатель на село Старая Ласпа

В Староласпинской школе существует музей, в котором значительная роль уделена как раз событиям Великой Отечественной, землякам – участникам войны и освободителям этого края. Одним из них стал уроженец села Александровка Малоархангельского района Орловской области Иван Федяков.

Его отец, Лаврентий Семёнович, был участником гражданской войны, а после её окончания занимал различные хозяйственные должности в Малоархангельске, куда его семья переселилась в середине 20-ых годов. Сын Иван закончил в 1939 году 10 классов Малоархангельской школы и сразу же поступил в Чугуевское военное авиационное училище лётчиков-истребителей. В связи с военной обстановкой заканчивал ускоренный курс, был выпущен в звании младшего командира и направлен в Челябинскую школу стрелков-бомбардиров. Эту школу осенью 1941 года переформировали в 686 ночной бомбардировочный авиаполк, который 15 ноября вошёл в состав ВВС 49-й армии Западного фронта.

По минному полю

Базировался полк на аэродроме близ Лопасни. В ходе контрнаступления под Москвой поддерживал наступление наземных войск на калужском направлении. Материальную базу полка составляли в тот период самолёты Р-5 (один из самых массовых самолётов-бипланов 1930-х годов в СССР: более 5000 штук имелось их в РККА - разведчиков, лёгких бомбардировщиков и штурмовиков до начала 1940-х годов – А.П.). На одном из таких самолётов уже 26 ноября 1941 года старший сержант, пилот Иван Федяков, защищая Москву, в составе звена из трёх экипажей, получил задание разбомбить штаб немецкого полка. Все три лётчика точно вышли на цель и «сбросили груз на головы врага», уничтожив 7 вражеских офицеров и 16 солдат.

В «Наградном листе» на присвоение И.Л.Федякову звания Героя Советского Союза написано, что гитлеровский штаб находился в городе Алексино (Тульская область), и результаты налёта подтверждены нашей наступающей пехотой и местными жителями. Но в данном случае налицо явные несоответствия. Дело в том, что 26 ноября 1941 года Алексин был ещё наш, его защищала в период битвы за Тулу и Москву 238 стрелковая дивизия, и только 29 ноября под натиском противника эта дивизия была вынуждена оставить город. А освободили Алексин части Красной Армии уже 17 декабря 1941 года.

Этот наградной лист (третий и последний, уже посмертный – А.П.) на старшего лейтенанта Федякова командир 503 штурмового авиаполка майор Калябин писал 2 октября 1943 года, спустя почти два года после описанных выше событий и едва ли будучи знакомым с «Журналом боевых действий» прежнего полка. Так что здесь точно ошибка фактическая: или бомбардировка немецкого штаба в Алексине была в другой день, в промежуток между 30 ноября и 16 декабря, или гитлеровский штаб на указанную дату размещался не в Алексине.

Иван Федяков

Гораздо лучше о подвигах Ивана Федякова в начальный период войны знал и описал их в первом «Наградном листе» от 8 декабря 1941 года командир 686 ночного бомбардировочного авиаполка подполковник Кулаков-Павлов: «…Имеет 8 налётов ночью и один днём…Бомбил и сжигал 9 населённых пунктов, занятых противником. В дневном полёте получил приказание зажечь пункт Тарутино (село в Калужской области, в 35 километрах от Малоярославца – А.П.)… Вышел на цель, где и был встречен ураганным огнём противника. Выполняя поставленную задачу, сбросил бомбы, зажёг пункт, обстрелял с бреющего полёта врага». Но в процессе выполнения этого задания самолёт получил 4 пробоины от огня зенитной артиллерии и ещё несколько от пулемётно-ружейного огня противника, у машины были пробиты бензобаки, вышел из строя и заклинился мотор.

Однако, умело планируя, Федяков «произвёл посадку на минном поле противника. Немцы начали обстреливать экипаж миномётами и автоматными очередями. Отстреливаясь, экипаж стал отходить на свою территорию и на пути наскочили на мину. От взрыва летнабу (лётчику-наблюдателю – А.П.) оторвало ступню правой ноги, и он не мог самостоятельно двигаться. Тов. Федяков не бросил товарища в беде, а рискуя собой, на плечах вынес своего боевого соратника в расположение наших войск и сдал в госпиталь».

Самолёт же удалось чуть позже доставить в разобранном виде на аэродром, где после ремонта он вновь вошёл в строй. За этот подвиг старший сержант, военный пилот 1-ой авиаэскадрильи 686 ночного бомбардировочного авиаполка Федяков был представлен к награждению орденом Красного Знамени, который он и получил согласно приказу №21 Военного Совета Западного фронта от 6 января 1942 года.

В сражении за Сталинград

До марта 1942 года 686-й ночной бомбардировочный авиационный полк находился в подчинении Западного фронта и участвовал в Ржевско-Вяземской стратегической операции. В апреле-мае полк прошёл укомплектование, перевооружение на штурмовики Ил-2, переобучение лётчиков и стал именоваться 686-м штурмовым.

В августе 1942 года полк был переброшен на Сталинградский фронт и включён в 206-ю штурмовую авиационную дивизию 8-й воздушной армии. составе этого полка, а затем – 503-го штурмового, тоже входившего в 206-ю штурмовую авиационную дивизию, И. Л. Федяков принимал участие в обороне Сталинграда, в контрнаступлении под Сталинградом (19 ноября 1942 – 2 февраля 1943 года), участвовал в воздушной блокаде окружённой группировки противника, осуществлял авиационную поддержку наземных войск при разгроме Котельниковской группировки врага.

Вот всего лишь два эпизода, перечисленных в наградных листах старшего лейтенанта И.Л.Федякова.

Герой Советского Союза Иван Лаврентьевич Федяков

«8 августа 1942 года, в 11.42, в составе восьми ИЛ-2, производил штурмовку мотомеханизированных войск противника в районе станции Абганерово…». Здесь происходили события, известные как «Сражение у разъезда 74-ый километр (сражение у станции Абганерово)» - первая попытка прорыва вермахта к Сталинграду силами 4-й танковой армии в августе 1942 года. Бои в этом месте продолжались с 3 по 24 августа, и в конечном итоге, 64-я армия под командованием М.Шумилова сумела остановить немецкие войска на подступах к Сталинграду. Штурмовики же Ил-2 из 686 штурмового авиаполка 8 августа «…несмотря на сильное сопротивление зенитной артиллерии и истребительной авиации противника, группой произвели три захода на цель, в результате чего уничтожили 5 танков, 7 автомашин и зажгли 1 самолёт противника на аэродроме». Несомненно, это помогло в тот день нашим наземным войскам.

9 августа 1942 года (в другом «Наградном листе» названо 12 августа – А.П.) старший лейтенант Федяков, в составе такой же группы ИЛ-2, бомбардировал скопление вражеских самолётов на аэродроме Подольховский (это Сталинградская область – А.П.), где было «уничтожено 8 самолётов типа Ю-88», но «На втором заходе на цель Ил-2 был сбит истребителями. С горящего самолёта Федяков выбросился с парашютом на аэродром противника, получив сильные ожоги лица и всего тела». Приземлившись на вражеском аэродроме, воспользовался замешательством противника и незаметно пробрался в росшие неподалёку камыши, где, просидев три дня, сумел затем выбраться в расположение советских войск.

Схема боевых действий 503 ШАП на Сталинградском фронте

После лечения в госпитале Федяков снова возвратился к полётам – уже на другом самолёте. Произвёл в дальнейшем на Северо-Кавказском и Южном фронтах 16 боевых вылетов в качестве ведущего.

Освобождая Донбасс

Когда именно старший лейтенант Федяков из 686 штурмового полка был переведён в соседний, 503-й штурмовой той же 206-й авиадивизии, по документам проследить не удалось, но летом 1943 года он уже командует эскадрильей в новой части и делает это успешно. Членом экипажа его Ил-2 стал младший лейтенант, воздушный стрелок Худай Берген Мамутов.

Во второй половине июля – первой половине августа 1943 года эскадрилья Ивана Федякова совершала боевые вылеты почти ежедневно, участвуя в Миусской наступательной операции, начавшейся 17 июля 1943 года. В целом это наступление войск Южного фронта по освобождению Донбасса завершилось неудачей для советских войск, но лётчики-штурмовики из 503 авиаполка отличились в ходе боёв неоднократно.

20 июля 1943 года экипаж ИЛ-2 Федякова уничтожил вражеский аэростат вместе с наблюдателем.

25 июля – принимал участие в штурмовке войск противника и его наблюдательных пунктов на высоте 277,9 (знаменитая «Саур-могила», одна из высочайших точек Донецкой области, за которую и в районе которой в ходе Миусской наступательной операции шли кровопролитные бои; здесь же несколько недель продолжались ожесточённые схватки ополченцев ДНР и войск ВСУ в 2014 году - А.П.). Старший лейтенант Федяков и воздушный стрелок Мамутов отразили в этот день 6 атак пары немецких истребителей «МЕ-109».

26 июля 1943 года, вылетев эскадрильей на задание по штурмовке и бомбардировке наблюдательных пунктов противника на той же «Саур-Могиле», Федяков (цитирую «Наградной лист» - А.П.) «…заметил группу бомбардировщиков типа «Ю-87» и сразу принял решение строем шести ИЛ-2 атаковать бомбардировщиков. В результате лично сбил один «Ю-87», который потерял управление и врезался в землю… Строй остальных вражеских машин рассыпался, сбросив в беспорядке бомбы и со снижением ушли вглубь своей территории. Задание на штурмовку высоты 277,9 группа выполнила отлично. Зайдя со стороны солнца, пулемётным и пушечным огнём старший лейтенант Федяков подавил две зенитные точки, а на втором заходе сбросил бомбы. Наземные войска в этот день, после обработки авиацией, высоту 277,9 взяли в свои руки…».

«1 августа 1943 года, при атаке цели, от прямого попадания зенитной артиллерии, самолёт загорелся. Пламя обдавало лицо, задыхаясь от едкого дыма, Федяков сумел у самой земли выхватить самолёт из крутого пикирования и сбил пламя. Старший лейтенант Федяков третий раз получил сильные ожоги».

Горел, но не сгорал…

А уже на следующий день, 2 августа, не дождавшись их заживления, командир эскадрильи отправляется со своими товарищами на очередное боевое задание и снова попадает в очередную переделку (цитирую «Наградной лист», написанный самим Иваном Федяковым на своего воздушного стрелка Худай Бергена Мамутова – А.П.): «…при штурмовке цели в районе Первомайск самолёт был атакован тремя «МЕ-109», два из которых встретили огневую завесу и отвалили в сторону, но третий дал очередь и ранил младшего лейтенанта Мамутова в плечо, руки и ноги. Но, несмотря на ранения, напрягая силы, он выбросил одну за другой 18 горящих ракет (они воспламенились от немецкой пулемётной очереди – А.П.) и спас самолёт от пожара над территорией противника. Истекая кровью, напрягая все силы, воздушный стрелок отразил ещё две атаки «МЕ-109».

Через день, 4 августа 1943 года, ИЛ-2 старшего лейтенанта Федякова вылетел на штурмовку большого скопления танков и автомашин на перекрестке дорого северо-западнее высоты 168,5. Не знаю, был ли с ним Мамутов (всё-таки, раны он получил серьёзные – А.П.) или в полёт отправился другой воздушный стрелок, но командиру эскадрильи удалось в этот день уничтожить два танка, 4 автомашины и до 40 гитлеровцев.

Конец июля – начало августа 1943 года стали, пожалуй, самыми «урожайными» в плане боевых успехов экипажа старшего лейтенанта Ивана Федякова. Командир 503 штурмового авиаполка отправил представление на своего комэска к ордену Ленина, а сам Федяков подписал наградной лист на воздушного стрелка Мамутова к ордену Отечественной войны I степени. Но вышестоящее начальство обоим статус награды понизило: командир эскадрильи 30 августа узнал о своём втором ордене Красного Знамени, а его воздушный стрелок 23 августа стал кавалером ордена Отечественной войны II степени.

Не знаю, что думал о себе и своей судьбе старший лейтенант Иван Федяков, а вот его товарищи, наверняка, считали его «везучим». За 22 месяца участия в войне трижды его сбивали, а он умудрялся оставаться жив, два раза «сажая» свой самолёт (даже на минное поле – А.П.), а однажды выбросившись с парашютом. Трижды сильно обгорал – но снова, уже на следующий день, садился за штурвал и взлетал.

«Предпочёл героическую смерть»

К сентябрю 1943 года на счету Ивана Федякова было 70 боевых вылетов (на самолётах Р-5 и Ил-2) на штурмовку скоплений боевой техники и живой силы противника и сбитый вражеский самолёт (для лётчика-штурмовика – это большая редкость – А.П.).

А теперь – о последних мгновениях его жизни. Цитирую его «Наградной лист»: «7 сентября 1943 года старший лейтенант Федяков с группой штурмовиков получил задание штурмовать скопление техники и живой силы противника в районе населённого пункта Старая Ласпа. Штурмовики, развернувшись, сбросили груз бомб на скопление гитлеровцев, а затем ведущий перешёл на бреющий полёт и, увлекая своих ведомых, стал в упор расстреливать фашистских мерзавцев, временами снижаясь до 10 метров. Противник противодействовал огнём зенитной артиллерии и миномётов…Огнём миномёта, когда самолёт Федякова был на низкой высоте, машина ведущего получила сильные повреждения и не могла набрать высоту.

Самолёт тов. Федякова стал мало послушным, но воля героя направила его на скопление танков и автомашин врага. Силой энерции ИЛ-2, управляемый твёрдой рукой мужественного лётчика, сбил башню вражеского танка и загорелся, упав в расположении врага. Погиб товарищ Федяков смертью ГЕРОЯ, повторив мужественный поступок бессмертного Гастелло. На месте падения вспыхнул пожар и последовали взрывы – это рвались вражеские танки на собственных боеприпасах.

Вскоре после штурмовки населённый пункт Старая Ласпа был занят нашими войсками. Боевые друзья и командование полка выехало на место гибели тов. Федякова для похорон ГЕРОЯ. Прах мужественного лётчика и его воздушного стрелка, младшего лейтенанта Мамутова был похоронен с почестями. На месте гибели остались скелеты трёх сожжённых танков врага и обломки автомашин. Так погиб смертью храбрых неустрашимый Сталинский Сокол – Командир эскадрильи – старший лейтенант Федяков Иван Лаврентьевич».

«Наградной лист», с заключением, - «Тов. Федяков достоин высшей правительственной награды – Звания Героя Советского Союза – посмертно» командир 503 штурмового авиаполка майор Калябин подписал 2 октября 1943 года.

Список безвозвратных потерь 206 штурмовой авиадивизии за сентябрь 1943 года (под №№2 и 3 –

старший лейтенант Федяков и младший лейтенант Мамутов)

Извещение

Генерал-майор Филин, командир 7 штурмового авиационного корпуса дополнил это заключение своими словами: «За доблесть, мужество и геройство, проявленные при совершении 70 боевых вылетов и героический подвиг, совершённый им 7 сентября 1943 года, когда его самолёт был подбит над целью, он предпочёл героическую смерть, нежели постыдный плен у врага, направил свою машину в гущу войск противника, погибая, убил своей машиной группу фашистов. Представляю тов. Федякова к высшей правительственной награде – ЗВАНИЮ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА».

Указ Президиума Верховного Совета СССР последовал 13 апреля 1944 года.

Не дождалась в Челябинске молодая жена Евгения Федякова своего мужа с фронта.

На месте гибели Героя, в селе Старая Ласпа (Тельмановский район Донецкой Народной Республики – А.П.), создан мемориальный комплекс, посвящённый старшему лейтенанту Ивану Лаврентьевичу Федякову: самолёт на постаменте (правда, не «ИЛ-2», а послевоенный «МИГ-19» - А.П.), с мемориальной табличкой под ним. За памятником бережно ухаживают учащиеся Староласпинской школы и местные жители, всегда приходящие сюда 9 Мая и в день освобождения села от фашистов.

7-9. Мемориальный комплекс в селе Старая Ласпа

Бюсты Федякова установлены в Малоархангельске, в Парке Победы, у Малоархангельской школы №1 и в селе Александровка Малоархангельского района. Имя Ивана Лаврентьевича выбито на Аллее Героев в городе Чугуев (Харьковская область Украины – А.П.) – как одного из выпускников здешнего военного авиационного училища лётчиков-истребителей.

Бюст Ивана Федякова в Малоархангельске

Бюст Героя Советского Союза Ивана Федякова в Александровке

Аллея Героев в Чугуеве (Харьковская область)

Александр Полынкин

Читайте также:

Нашли ошибку? Есть что добавить? Напишите нам: klub.mastera@yandex.ru
Рубрика: История Орловского края | Добавил: admin (04.03.2019)
Читали статью: 701 | Теги: Герои Советского Союза
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Войти ]
Облако тегов

Надоела реклама?

Смотреть панорамы Покровского: 360 градусов.


Внимание! Акция.

Создадим вместе, покровчане!


Мнения читателей
Последние комментарии:
21.04.2024
Это вторая съемка Андрея. Первую - мы смотрели всей компанией.  

16.04.2024
16.04.2024
02.04.2024
Спасибо, Всем. Встреча мне очень понравилась.
С уважением, Владимир Зайцев.

01.04.2024
Два раза - жаль. Первый раз жаль: то что Покровский артефакт ушел в другой район, а второй раз жаль: то что испортили сам экспонат: просверлив в нем отверстия и прикрепив табличку а ля кладбищенскую.....

29.02.2024
Анатолий, последние три - это, почти стопроцентно, один и тот же населённый пункт. В сельце обязательно должен быть помещичий дом, в данном случае, так и было. А вот деревня Медвежий Колодезь - это, скорее всего, современная деревня Медвежка, но нужно, всё-таки, разбираться...

29.02.2024
...ненаселённой земли, находящейся  Малоархангельского уезда  в деревне Медвежьем Колодезе, именуемой Степью". Александр Михайлович, вопрос к вам. Можно ли считать деревню Медвежий Колодезь (что в тексте),  сельцо Медвежья (18 века), сельцо Медвежка (19 века) и д. Казинка (за свинокомплексом, где бывший колхозный сад) – одним и тем же населенным пунктом? Согласно старым картам - последние три указанных населенных пункта - это одна и та-же деревня или сельцо (в прошлом).

19.02.2024
Я слышал, что упало 22 столба, причем бетонных!!!


Погода

Регистрация

 Индекс цитирования Клуб "Мастера" 2.0 ©  2011г.-2024г.