Доброго времени суток! Вы находитесь на сайте районного клуба творческих личностей "МАСТЕРА".
 
Рубрики
Творчество Мастеров Творчество наших читателей Библиотека История Покровского края История Орловского края Покровская районная библиотека Мир духовный Заметки на доброту дня Фотографии Покровского края Видеотека Поездки и заседания Доска объявлений Новости О сайте "Мастера" Обратная связь RSS - лента Виджет для Яндекса Приложение для Android

Серебряное кольцо


МКУК ПМЦРБ

Сайт районной библиотеки


Нужна помощь!

Поможем, земляки?


Стена сайта
Всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Просмотров сегодня:
Яндекс.Метрика
Посетителей сегодня:


Главная » История Орловского края

Cтаршина II статьи Плахов с ледокола «Анастас Микоян» (часть первая)
Опубликовано: 20.11.2019.

К 75-летию Победы

28 июля текущего года по телевизионному каналу «Россия-24» был показан документальный фильм Сергея Брилёва «Огненная кругосветка», посвящённый беспримерному плаванию в годы Великой Отечественной войны вспомогательного крейсера и (одновременно) ледокола «Анастас Микоян».

11000 тонн и 9900 лошадей

Долгое время (вплоть до начала 60-ых годов XX века) этот эпизод девятимесячной протяжённости вообще оставался неизвестным широкой аудитории из-за его засекреченности, да и позже о нём почти не говорили и не писали, хотя моряки с «Микояна», начиная с празднования 30-летия Победы, стали встречаться и вспоминать своё славное боевое прошлое. И ведь было что!

Корабль, о котором я поведу речь, уважаемый читатель, был заложен на Николаевских государственных верфях (территория современной Украины – А.П.) как ледокол, предназначенный для проводки грузовых судов Северным морским путём.

При создании ледоколов этой серии советские конструкторы максимально использовали имевшийся богатый опыт арктических навигаций: корпуса яйцевидной формы, для предохранения от повреждения во время сжатия во льдах, изготовили из высококачественной стали, по всей длине корабля установили двойное дно и сделали 12 водонепроницаемых переборок. Отдельные отсеки соединили между собой дверями, которые управлялись из рулевой рубки.

Стальную махину в сто шесть метров длиной и водоизмещением 11 000 тонн перемещали по морским просторам три паровые машины мощностью по 3300 лошадиных сил каждая, обеспечивая ледоколу скорость в 15 с половиной узлов. Запас угля (2900 т) позволял пройти расстояние до 6000 миль.

Экипажу из 138 человек были созданы самые комфортные для тех лет условия: 2- и 4-местные каюты и кают-компании, столовые и библиотеки, души и баня, лазарет и механизированная кухня. Спасательные средства включали восемь быстроходных шлюпок и моторных катеров, а три мощные радиостанции обеспечивали связь на огромное расстояние.

В июне 1941 года вовсю шли ходовые испытания ледокола, которые должны были завершиться государственной приёмкой и последующим введением корабля в строй. Но планы нарушила война. Николаевские верфи подверглись первым бомбардировкам гитлеровской авиации.

На защите Одессы, Новороссийска и Севастополя

И тогда на заводе, по приказу вышестоящего начальства, началось срочное переоборудование корабля во вспомогательный крейсер, который планировалось использовать для обороны побережья от вражеских десантов. Одновременно на нём продолжались наладочные работы и испытания. Командиром корабля был назначен капитан 2 ранга Сергей Михайлович Сергеев.

Капитан II ранга Сергей Сергеев

Участник гражданской войны и войны в Испании, дважды орденоносец (очень редкое явление для тех лет – А.П.), с марта 1939 года до 1 июля 1941 года он командовал эскадренным миноносцем «Быстрый» в Севастополе. Сергеев в состав нового экипажа включил лучших командиров и краснофлотцев своей миноносной команды, а другую часть составили заводские рабочие, пожелавшие бить врага «на своём корабле».

На «Микояне» установили семь 130-мм, четыре 76-мм и шесть 45-мм орудий, а также четыре 12,7-мм зенитных пулемета ДШК. Теперь по мощности артиллерийского вооружения ледокол не уступал отечественным эскадренным миноносцам. Его 130-мм орудия могли стрелять своими почти 34-килограммовыми снарядами на дальность свыше 25 километров и со скоростью до 10 выстрелов в минуту.

Как вспомогательный крейсер «Анастас Микоян» приказом командующего Черноморским флотом вице-адмирала Октябрьского был включен в отряд кораблей северо-западного района Черного моря и с 14 сентября до конца октября 1941 года принимал активное участие в обороне Одессы, Новороссийска и Севастополя. Только за первые пять стрельб по врагу микояновцами было выпущено 466 снарядов главного калибра. Зенитчики корабля отражали многочисленные атаки вражеской авиации, сбив один из гитлеровских самолётов.

В осаждённый же Севастополь, систематически совершая рейсы из Новороссийска, «Микоян» доставлял пополнение, военные грузы, вывозил раненых и гражданское население. На нём эвакуировали более 1000 раненых, личный состав и оружие 2-й бригады торпедных катеров, начали вывозить демонтированную художественную и историческую ценность — «Панораму обороны Севастополя».

Военный приказ для мирного корабля

В начале ноября 1941 года «Микоян» перебазировался в порт Поти, а потом – в Батуми, где 5 ноября командир корабля Сергеев получил неожиданный приказ: полностью снять вооружение. За пять дней все орудия были демонтированы, личный состав сдал пулемёты, винтовки и пистолеты. Капитану 2 ранга Сергееву с большим трудом удалось оставить 9 пистолетов для офицеров и охотничье ружьё. Корабль снова превратился в гражданский ледокол, на котором даже военную форму было приказано сжечь.

Так началось выполнение необычайно трудного и ответственного задания, принятого Государственным комитетом обороны СССР: перегнать с Черного моря на Север и Дальний Восток три больших танкера («Сахалин», «Варлаам Аванесов», «Туапсе») и линейный ледокол «А. Микоян». Это объяснялось острой нехваткой кораблей для перевозки ленд-лизовских и внутренних грузов. На Черном море этим судам делать было нечего, а на Севере и Дальнем Востоке они были нужны до зарезу.

То есть, решение само по себе было бы вполне правильным, если бы не одно географическое обстоятельство. Идти ледоколу предстояло через Мраморное море в Средиземное, а затем не вокруг Европы (во избежание гарантированной гибели от немецких подлодок или от их же бомбардировщиков), а через Суэцкий канал в Индийский океан, потом через Атлантику и Тихий океан - на советский Дальний Восток (оттуда «Микоян» продолжил бы плавание по Северному морскому пути к Мурманску – А.П.).

Начало маршрута

Продолжение маршрута

Таким образом, предстояла почти кругосветка, причем, провести ее надо было в условиях войны: задача чрезвычайно сложная, в решение которой верилось с большим трудом.

Из-под Орла – на Чёрное море

Одним из членов экипажа, который и должен был, вместе с товарищами, совершить невозможное, оказался уроженец села Становое Орловского уезда (ныне – в составе Орловского района – А.П.) Варлам Плахов.

Обычный деревенский парень, 1915 года рождения, с пятиклассным образованием, волею судьбы и Орловского горвоенкомата оказавшийся в 1936 году в учебном отряде Черноморского флота, он в течение двух лет служил как раз на миноносце «Быстрый», под командованием капитана II ранга Сергеева. Когда, получив новое назначение, Сергеев переходил на ледокол «Анастас Микоян», он, в числе лучших своих младших командиров, забрал с собой и старшину II статьи Плахова. Капитан II ранга за два года узнал орловского парня не только как мастера на все руки и командира отделения интендантской службы, но и отличного артиллериста, ставшего на вспомогательном крейсере «Микоян» командиром расчёта орудия №3 калибра 76,2 мм.

Варлам Плахов

Артиллеристы Плахова и он сам внесли большой вклад в общее дело обороны Одессы, Новороссийска и Севастополя. А после превращения «Микояна» из крейсера в ледокол командир орудия стал судовым завхозом, который не только обеспечивал экипаж продуктами питания и предметами первой необходимости, но и был готов в любой момент к чрезвычайной ситуации, вплоть до затопления корабля, чтобы он не достался врагу.

Из одной части великого Советского Союза, из порта Батуми на Чёрном море, ледоколу предстояло добраться до другой части страны, в порт Анадырь на Беринговом море, преодолев несколько проливов, морей, океанов и свыше 25 тысяч миль (40000 километров – А.П.).

И почти весь путь, продолжавшийся 9 месяцев, старшина II статьи Варлам Плахов вёл дневник, записи которого я использую для рассказа о том, как проходило многомесячное плавание ледокола «Анастас Микоян», превратившееся в первый кругосветный переход на советском Военно-Морском флоте.

Но об этом, дорогой читатель, я поведаю тебе уже во второй части моего повествования…

Александр Полынкин

P.S. Автор благодарит внучку Варлама Андреевича Плахова, Наталию Владимировну Кургузову, за предоставленные документы и фотографии

Читайте также:

Нашли ошибку? Есть что добавить? Напишите нам: klub.mastera@yandex.ru
Рубрика: История Орловского края | Добавил: admin (20.11.2019)
Читали статью: 600 | Теги: Герои - земляки
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Войти ]
Облако тегов

Надоела реклама?

Смотреть панорамы Покровского: 360 градусов.


Внимание! Акция.

Создадим вместе, покровчане!


Мнения читателей
Последние комментарии:
16.04.2024
16.04.2024
02.04.2024
Спасибо, Всем. Встреча мне очень понравилась.
С уважением, Владимир Зайцев.

01.04.2024
Два раза - жаль. Первый раз жаль: то что Покровский артефакт ушел в другой район, а второй раз жаль: то что испортили сам экспонат: просверлив в нем отверстия и прикрепив табличку а ля кладбищенскую.....

29.02.2024
Анатолий, последние три - это, почти стопроцентно, один и тот же населённый пункт. В сельце обязательно должен быть помещичий дом, в данном случае, так и было. А вот деревня Медвежий Колодезь - это, скорее всего, современная деревня Медвежка, но нужно, всё-таки, разбираться...

29.02.2024
...ненаселённой земли, находящейся  Малоархангельского уезда  в деревне Медвежьем Колодезе, именуемой Степью". Александр Михайлович, вопрос к вам. Можно ли считать деревню Медвежий Колодезь (что в тексте),  сельцо Медвежья (18 века), сельцо Медвежка (19 века) и д. Казинка (за свинокомплексом, где бывший колхозный сад) – одним и тем же населенным пунктом? Согласно старым картам - последние три указанных населенных пункта - это одна и та-же деревня или сельцо (в прошлом).

19.02.2024
Я слышал, что упало 22 столба, причем бетонных!!!

13.02.2024
Спасибо, Александр Михайлович, за тёплые слова.


Погода

Регистрация

 Индекс цитирования Клуб "Мастера" 2.0 ©  2011г.-2024г.