К 75-летию Победы
28 июля текущего года по телевизионному каналу «Россия-24» был показан документальный фильм Сергея Брилёва «Огненная кругосветка», посвящённый беспримерному плаванию в годы Великой Отечественной войны вспомогательного крейсера и (одновременно) ледокола «Анастас Микоян».
11000 тонн и 9900 лошадей
Долгое время (вплоть до начала 60-ых годов XX века) этот эпизод девятимесячной протяжённости вообще оставался неизвестным широкой аудитории из-за его засекреченности, да и позже о нём почти не говорили и не писали, хотя моряки с «Микояна», начиная с празднования 30-летия Победы, стали встречаться и вспоминать своё славное боевое прошлое. И ведь было что!
Корабль, о котором я поведу речь, уважаемый читатель, был заложен на Николаевских государственных верфях (территория современной Украины – А.П.) как ледокол, предназначенный для проводки грузовых судов Северным морским путём.
При создании ледоколов этой серии советские конструкторы максимально использовали имевшийся богатый опыт арктических навигаций: корпуса яйцевидной формы, для предохранения от повреждения во время сжатия во льдах, изготовили из высококачественной стали, по всей длине корабля установили двойное дно и сделали 12 водонепроницаемых переборок. Отдельные отсеки соединили между собой дверями, которые управлялись из рулевой рубки.
Стальную махину в сто шесть метров длиной и водоизмещением 11 000 тонн перемещали по морским просторам три паровые машины мощностью по 3300 лошадиных сил каждая, обеспечивая ледоколу скорость в 15 с половиной узлов. Запас угля (2900 т) позволял пройти расстояние до 6000 миль.
Экипажу из 138 человек были созданы самые комфортные для тех лет условия: 2- и 4-местные каюты и кают-компании, столовые и библиотеки, души и баня, лазарет и механизированная кухня. Спасательные средства включали восемь быстроходных шлюпок и моторных катеров, а три мощные радиостанции обеспечивали связь на огромное расстояние.
В июне 1941 года вовсю шли ходовые испытания ледокола, которые должны были завершиться государственной приёмкой и последующим введением корабля в строй. Но планы нарушила война. Николаевские верфи подверглись первым бомбардировкам гитлеровской авиации.
На защите Одессы, Новороссийска и Севастополя
И тогда на заводе, по приказу вышестоящего начальства, началось срочное переоборудование корабля во вспомогательный крейсер, который планировалось использовать для обороны побережья от вражеских десантов. Одновременно на нём продолжались наладочные работы и испытания. Командиром корабля был назначен капитан 2 ранга Сергей Михайлович Сергеев.
Капитан II ранга Сергей Сергеев
Участник гражданской войны и войны в Испании, дважды орденоносец (очень редкое явление для тех лет – А.П.), с марта 1939 года до 1 июля 1941 года он командовал эскадренным миноносцем «Быстрый» в Севастополе. Сергеев в состав нового экипажа включил лучших командиров и краснофлотцев своей миноносной команды, а другую часть составили заводские рабочие, пожелавшие бить врага «на своём корабле».
На «Микояне» установили семь 130-мм, четыре 76-мм и шесть 45-мм орудий, а также четыре 12,7-мм зенитных пулемета ДШК. Теперь по мощности артиллерийского вооружения ледокол не уступал отечественным эскадренным миноносцам. Его 130-мм орудия могли стрелять своими почти 34-килограммовыми снарядами на дальность свыше 25 километров и со скоростью до 10 выстрелов в минуту.
Как вспомогательный крейсер «Анастас Микоян» приказом командующего Черноморским флотом вице-адмирала Октябрьского был включен в отряд кораблей северо-западного района Черного моря и с 14 сентября до конца октября 1941 года принимал активное участие в обороне Одессы, Новороссийска и Севастополя. Только за первые пять стрельб по врагу микояновцами было выпущено 466 снарядов главного калибра. Зенитчики корабля отражали многочисленные атаки вражеской авиации, сбив один из гитлеровских самолётов.
В осаждённый же Севастополь, систематически совершая рейсы из Новороссийска, «Микоян» доставлял пополнение, военные грузы, вывозил раненых и гражданское население. На нём эвакуировали более 1000 раненых, личный состав и оружие 2-й бригады торпедных катеров, начали вывозить демонтированную художественную и историческую ценность — «Панораму обороны Севастополя».
Военный приказ для мирного корабля
В начале ноября 1941 года «Микоян» перебазировался в порт Поти, а потом – в Батуми, где 5 ноября командир корабля Сергеев получил неожиданный приказ: полностью снять вооружение. За пять дней все орудия были демонтированы, личный состав сдал пулемёты, винтовки и пистолеты. Капитану 2 ранга Сергееву с большим трудом удалось оставить 9 пистолетов для офицеров и охотничье ружьё. Корабль снова превратился в гражданский ледокол, на котором даже военную форму было приказано сжечь.
Так началось выполнение необычайно трудного и ответственного задания, принятого Государственным комитетом обороны СССР: перегнать с Черного моря на Север и Дальний Восток три больших танкера («Сахалин», «Варлаам Аванесов», «Туапсе») и линейный ледокол «А. Микоян». Это объяснялось острой нехваткой кораблей для перевозки ленд-лизовских и внутренних грузов. На Черном море этим судам делать было нечего, а на Севере и Дальнем Востоке они были нужны до зарезу.
То есть, решение само по себе было бы вполне правильным, если бы не одно географическое обстоятельство. Идти ледоколу предстояло через Мраморное море в Средиземное, а затем не вокруг Европы (во избежание гарантированной гибели от немецких подлодок или от их же бомбардировщиков), а через Суэцкий канал в Индийский океан, потом через Атлантику и Тихий океан - на советский Дальний Восток (оттуда «Микоян» продолжил бы плавание по Северному морскому пути к Мурманску – А.П.).
Начало маршрута
Продолжение маршрута
Таким образом, предстояла почти кругосветка, причем, провести ее надо было в условиях войны: задача чрезвычайно сложная, в решение которой верилось с большим трудом.
Из-под Орла – на Чёрное море
Одним из членов экипажа, который и должен был, вместе с товарищами, совершить невозможное, оказался уроженец села Становое Орловского уезда (ныне – в составе Орловского района – А.П.) Варлам Плахов.
Обычный деревенский парень, 1915 года рождения, с пятиклассным образованием, волею судьбы и Орловского горвоенкомата оказавшийся в 1936 году в учебном отряде Черноморского флота, он в течение двух лет служил как раз на миноносце «Быстрый», под командованием капитана II ранга Сергеева. Когда, получив новое назначение, Сергеев переходил на ледокол «Анастас Микоян», он, в числе лучших своих младших командиров, забрал с собой и старшину II статьи Плахова. Капитан II ранга за два года узнал орловского парня не только как мастера на все руки и командира отделения интендантской службы, но и отличного артиллериста, ставшего на вспомогательном крейсере «Микоян» командиром расчёта орудия №3 калибра 76,2 мм.
Варлам Плахов
Артиллеристы Плахова и он сам внесли большой вклад в общее дело обороны Одессы, Новороссийска и Севастополя. А после превращения «Микояна» из крейсера в ледокол командир орудия стал судовым завхозом, который не только обеспечивал экипаж продуктами питания и предметами первой необходимости, но и был готов в любой момент к чрезвычайной ситуации, вплоть до затопления корабля, чтобы он не достался врагу.
Из одной части великого Советского Союза, из порта Батуми на Чёрном море, ледоколу предстояло добраться до другой части страны, в порт Анадырь на Беринговом море, преодолев несколько проливов, морей, океанов и свыше 25 тысяч миль (40000 километров – А.П.).
И почти весь путь, продолжавшийся 9 месяцев, старшина II статьи Варлам Плахов вёл дневник, записи которого я использую для рассказа о том, как проходило многомесячное плавание ледокола «Анастас Микоян», превратившееся в первый кругосветный переход на советском Военно-Морском флоте.
Но об этом, дорогой читатель, я поведаю тебе уже во второй части моего повествования…
Александр Полынкин
P.S. Автор благодарит внучку Варлама Андреевича Плахова, Наталию Владимировну Кургузову, за предоставленные документы и фотографии
Читайте также:
Нашли ошибку? Есть что добавить? Напишите нам: klub.mastera@yandex.ru
|