Доброго времени суток! Вы находитесь на сайте районного клуба творческих личностей "МАСТЕРА".
 
Рубрики
Творчество Мастеров Творчество наших читателей Библиотека История Покровского края История Орловского края Покровская районная библиотека Мир духовный Заметки на доброту дня Фотографии Покровского края Видеотека Поездки и заседания Доска объявлений Новости О сайте "Мастера" Обратная связь RSS - лента Виджет для Яндекса Приложение для Android

Серебряное кольцо


МКУК ПМЦРБ

Сайт районной библиотеки


Нужна помощь!

Поможем, земляки?


Стена сайта
Всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Просмотров сегодня:
Яндекс.Метрика
Посетителей сегодня:


Главная » История Орловского края

Единственный (Дважды Герой Советского Союза Георгий Паршин)
Опубликовано: 11.04.2019.

1 мая 1945 года в 943 штурмовом авиационном полку, участвовавшем на заключительном этапе войны в разгроме гитлеровцев в Восточной Пруссии, прошёл настоящий праздник. На месте базирования аэродрома, в местечке Гросс Оттенхаген (ныне – п.Берёзовка Гвардейского района Калининградской области – А.П.), по случаю нелётной погоды, состоялся парад частей гарнизона, который принимал командир полка, Дважды Герой Советского Союза, Георгий Михайлович Паршин.

Первомайский парад в Гросс Оттенхагене

По завершении шествия, в 12.00, начались физкультурные соревнования и различные игры, в которых с огромным удовольствием поучаствовали лётчики, воздушные стрелки и механики. Что и говорить, праздник удался на славу! Небесные воины славно порепетировали недалёкий уже День Победы.

А для самого командира полка праздник продлился дольше, чем у его подчинённых. К концу дня Георгий Паршин получил почту, с которой пришёл и очередной номер армейской газеты «Боевая тревога». В ней, рядом с сообщением о водружении советскими солдатами победного знамени над Берлином, было напечатано письмо ленинградок Бариновых, дочери и матери, обратившихся непосредственно к своему старому знакомому:

«Дорогой Георгий Михайлович! Поздравляем Вас с боевой наградой,— писали они.— Вы теперь дважды Герой Советского Союза. Мы гордимся этим. Очень приятно, что, воюя на самолете «Месть Бариновых», Вы стали таким известным человеком...».

Дважды Герой Советского Союза Георгий Паршин

Он же – в лётном шлеме

В тот же вечер Паршин писал в Ленинград:

"Добрый день, дорогие хозяева моей любимой машины, на которой я закончил битву с фашистской Германией. Я получил через "Боевую тревогу" ваше письмо. Очень вам благодарен. За время войны я сделал 253 вылета на штурмовку, из них более 100 вылетов на подаренной вами машине, штурмовал крепости врага, жёг танки, топил баржи, в воздушных боях сбивал самолёты противника.

Поздравляю вас с победой. Скоро я надеюсь прилететь к вам на своём крылатом, на котором написано "Месть Бариновых" и нарисовано десять звёзд. Это означает, что всего мною за Отечественную войну сбито в воздушных боях десять фашистских пиратов. Даю слово большевика-лётчика, что отдам все свои силы и способности для дальнейшего укрепления нашей авиации, а если придётся снова столкнуться в бою с врагами нашей Родины, то буду так же стойко драться за счастье великого советского народа, за дело партии Ленина".

Да, к концу войны уроженец села Сетуха Новосильского уезда (ныне – в составе Залегощенского района – А.П.), действительно был известен не только в своём полку и 277 штурмовой авиадивизии, но и во всей 1-ой Воздушной армии и даже на всём 3-ем Белорусском фронте. Не так уж много к этому времени имелось в Красной Армии Дважды Героев Советского Союза – чуть больше сотни.

765-ой штурмовой – начало боевого пути

И прежде чем, дорогой читатель, я расскажу тебе, как и когда пережившие ленинградскую блокаду Прасковья Васильевна и Евгения Бариновы познакомились с лучшим лётчиком 943 штурмового авиаполка, мне надо несколько слов посвятить биографии нашего знаменитого земляка.

Георгий Михайлович Паршин родился 23 мая 1916 года в селе Сетуха в обычной крестьянской семье. По окончании семилетки уехал на Украину, где в Днепропетровске трудился слесарем-электриком рельсобалочного цеха завода им. Петровского. Как и многих представителей молодого поколения тех лет, его тянуло в небо. В 1936 году поступил Георгий в Днепропетровский аэроклуб и в том же году окончил Херсонскую школу лётчиков-инструкторов ГВФ, а затем и высшую парашютную школу, после чего работал лётчиком-инструктором сначала в Днепропетровске, а перед самой войной – в Москве, в Центральном аэроклубе имени В. П. Чкалова. 23 июня 1941 года Химкинский райвоенкомат призвал Георгия Паршина в Красную Армию и направил его в один из авиационных полков Московского военного округа, где он начал службу лётчиком-инструктором 28-го запасного авиационного полка. Почти сразу же попытался Георгий попасть из него на фронт, но удалось ему этого добиться только через семь месяцев. А непосредственного участия в боевых вылетах пришлось ждать и того дольше.

Только 3 июня 1942 года младший лейтенант Георгий Паршин в составе 765 штурмового авиаполка отправился на выполнение своего первого задания по штурмовке вражеских позиций. Очень быстро наш земляк прошёл путь от простого лётчика до командира звена, а потом – до заместителя командира авиаэскадрильи, не раз отличившись на Западном, Калининском, Центральном и Северо-Кавказском фронтах. Вот что написал в первом наградном листе на Георгия Паршина командир 765 ШАП, майор Владимир Заноздра: «…с 3 июня по 30 октября 1942 года сделал 32 эффективных боевых вылета по уничтожению артиллерийско-миномётных позиций на поле боя, по поддержке группы Белова, по коммуникациям противника Вязьма – Сычёвка, Дорогобуж – Вязьма, Вязьма – Гжатск, по скоплению войск противника…В результате его штурмовых действий разрушено и уничтожено: танков – до 10, автомашин – 63, полевых орудий – 8, зенитных орудий – до 7, миномётов – до 8, солдат и офицеров – до 235, домов укреплённых – 23, повредил 2 вражеских самолёта и сбил в воздушном бою самолёт «МЕ-109»…

Командир полка представлял Паршина сразу к ордену Красного Знамени, но вышестоящее начальство посчитало, что для начинающего лётчика это чересчур, и приказом войскам Северо-Кавказского фронта от 15 февраля 1943 года тогда ещё младший лейтенант был награждён орденом Отечественной войны I степени.

Впрочем, это не сильно расстроило Георгия Паршина, он продолжил начатое дело ещё более умело. Вот выписка из его второго наградного листа от 17 марта 1943 года: «…Старший лейтенант Паршин во всех боевых вылетах являлся ведущим группы из 3-6 самолётов, на цель выводил точно и задания выполнял всегда отлично. В сложных метеоусловиях искусно ведёт бои с истребителями противника, умело отражая их атаки»… И тут же майор Заноздра приводит примеры этому:

«…8 февраля 1943 года, при штурмовке аэродрома Тимошевская (Краснодарский край – А.П.) тов. Паршин сбил в воздухе Ю-52, который упал на границе аэродрома и сгорел»…

«9 февраля 1943 года, ведущим группы 6 самолётов, при штурмовке аэродрома Славянск (Сталинская область Украины – А.П.), во время отхода от цели наших самолётов, их атаковали 4 «МЕ-109». С двумя завязался бой с Яками, а два прорвались к ИЛ-2. Старший лейтенант Паршин, умело маневрируя, вступил с ними в бой и огнём пушек и пулемётов расстрелял «МЕ-109», который врезался в землю на границе аэродрома Славянск».

Вообще-то, для лётчика – штурмовика два сбитых вражеских самолёта в течение двух дней подряд – это уникальное событие (а всего на его счету – десять немецких машин, что позволяет отнести Георгия Паршина к самым выдающимся советским асам – А.П.). Пока же, по итогам представления, старший лейтенант Паршин 5 апреля 1943 года был удостоен своего заслуженного ордена Красного Знамени (таких потом ещё будет три плюс ордена Александра Невского и Суворова III степени, не считая многочисленных медалей – А.П.).

За Бариновых, за Ленинград, за страну!

Вскоре после получения награды его направили на курсы усовершенствования офицерского состава, после окончания которых Георгий Михайлович уже не вернулся в 765 ШАП. С 27 августа 1943 года Паршин воюет командиром эскадрильи 943-го штурмового авиационного полка на Ленинградском фронте.

Из блокадного Ленинграда Георгий Паршин неоднократно совершал вылеты для разведки и нанесения штурмовых ударов по дальнобойным орудиям противника, по его технике и живой силе.

В вылете на авиаразведку в район Кингисеппа был подбит самолёт его лучшего друга Андрея Кизимы, и Георгий Паршин до самого аэродрома прикрывал товарища от обстрелов зенитной артиллерии. На следующий день Паршин и Кизима вылетели на штурмовку большой группы танков. Во время боя эскадрилья была атакована самолётами противника. Кизима, спасая товарища, сбил один из них. Тем не менее, самолёт Паршина был подбит и до линии фронта дотянуть не смог. Штурмовик упал на лес. Паршину и его воздушному стрелку Бондаренко удалось выскочить из горящего самолёта. В лесу они встретили разведчиков, которые выполняли задание по взятию пленного. Вместе с ними Паршин и Бондаренко, после выполнения разведчиками задания, на следующий день вернулись к своим.

9 июня 1944 года Георгий Паршин совершил первый вылет на новой машине - штурмовике, на левом борту которого было написано: "Месть Бариновых", а на правом – «За Ленинград». Этот самолёт был построен на средства матери и дочери - Прасковьи Васильевны и Евгении Петровны Бариновых и вручён капитану Паршину, как лучшему лётчику дивизии.

Мать и дочь Бариновы, работавшие во время войны в 27-й поликлинике Октябрьского района Ленинграда, внесли в фонд обороны доставшиеся им по наследству ценности и попросили построить самолёт, который назвался бы "Месть Бариновых".

"Пусть лётчик нашего самолёта не забудет о мучениях, перенесённых нами, ленинградцами, - писали Прасковья Васильевна и Евгения Петровна Бариновы, - Пусть не даёт он врагу покоя ни в воздухе, ни на земле! Пусть освобождает от фашистских орд родную землю!"

Мать и дочь лично приезжали в 943 штурмовой авиаполк, где и состоялось их знакомство с Георгием Паршиным. Самолёт оказался фартовым, и уже на следующий день после его вылета на боевое задание к четырём «звёздочкам» на правом борту (по счёту сбитых вражеских машин) прибавилась пятая. На именном самолёте «Месть Бариновых» долетал до конца войны, удостоившись вначале присвоения звания Героя Советского Союза (9 августа 1944 года), а затем и став Дважды Героем – Указом Президиума Верховного Совета СССР от 19 апреля 1945 года. Завершил Великую Отечественную Георгий Михайлович под Кенигсбергом - командиром 943 штурмового авиаполка, в звании майора.

С Бариновыми – у подаренного ими самолёта

Именной штурмовик

С воздушным стрелком Бондаренко

Отрывок из Журнала боевых действий 943 ШАП

с фотографией Дважды Героя Советского Союза Георгия Паршина

Фото - отдельно

Демобилизовавшись в 1946 году по состоянию здоровья, майор Паршин сумел спустя короткое время вновь вернуться в небо: летал как лётчик-испытатель и 13 марта 1956 года трагически погиб, совершая очередной испытательный полёт на первом советском реактивном фронтовом бомбардировщике ИЛ-28 (он был создан как носитель тактического ядерного оружия – А.П.)

Похоронили нашего земляка в Москве на Ваганьковском кладбище. На его могиле на 39-м участке установлен памятник с бюстом. Память Георгия Паршина, единственного из орловчан Дважды Героя Советского Союза, достойно увековечена: его именем названы улицы в Москве, Санкт-Петербурге, Днепропетровске, Залегощи и родном селе Сетухе

Бронзовый бюст Дважды Героя установлен в посёлке Залегощь Орловской области ещё в 1950 году, и Георгий Михайлович тогда, по приглашению земляков, побывал на его открытии.

Могила и памятник на Ваганьковском кладбище

Памятник Дважды Герою в Залегощи

Памятная плита – тоже в Залегощи

Ещё раз фото Георгия Михайловича – на долгие годы

Александр Полынкин

Читайте также:

Нашли ошибку? Есть что добавить? Напишите нам: klub.mastera@yandex.ru
Рубрика: История Орловского края | Добавил: admin (11.04.2019)
Читали статью: 1378 | Теги: Герой Советского Союза
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Войти ]
Облако тегов

Надоела реклама?

Смотреть панорамы Покровского: 360 градусов.


Внимание! Акция.

Создадим вместе, покровчане!


Мнения читателей
Последние комментарии:
29.02.2024
Анатолий, последние три - это, почти стопроцентно, один и тот же населённый пункт. В сельце обязательно должен быть помещичий дом, в данном случае, так и было. А вот деревня Медвежий Колодезь - это, скорее всего, современная деревня Медвежка, но нужно, всё-таки, разбираться...

29.02.2024
...ненаселённой земли, находящейся  Малоархангельского уезда  в деревне Медвежьем Колодезе, именуемой Степью". Александр Михайлович, вопрос к вам. Можно ли считать деревню Медвежий Колодезь (что в тексте),  сельцо Медвежья (18 века), сельцо Медвежка (19 века) и д. Казинка (за свинокомплексом, где бывший колхозный сад) – одним и тем же населенным пунктом? Согласно старым картам - последние три указанных населенных пункта - это одна и та-же деревня или сельцо (в прошлом).

19.02.2024
Я слышал, что упало 22 столба, причем бетонных!!!

13.02.2024
Спасибо, Александр Михайлович, за тёплые слова.

17.12.2023
Балы, красавицы, лакеи, юнкера
И вальсы Шуберта, и хруст французской булки.
Любовь, шампанское, закаты, переулки,
Как упоительны в России вечера...
Наступил 1917 год и народ стал громить усадьбы и храмы...
«Не приведи Бог увидеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный…»

13.12.2023
Юрий Иванович, сегодняшнее поколение такими телефонами не пользуется!!!! Сейчас у школьников iOS или Android)))

08.12.2023
Мероприятие 07.12. 2023г. в Военно патриотическом музее прошло познавательно - информативно. Спасибо ВСЕМ!                                   *** "Кто не любит прошлое - того казнит будущие" ***

17.11.2023
Очень интересно и познавательно. Спасибо!


Погода

Регистрация

 Индекс цитирования Клуб "Мастера" 2.0 ©  2011г.-2024г.