Доброго времени суток! Вы находитесь на сайте районного клуба творческих личностей "МАСТЕРА".
 
Рубрики
Творчество Мастеров Творчество наших читателей Библиотека История Покровского края История Орловского края Мир духовный Заметки на доброту дня Фотографии Покровского края Видеотека Поездки и заседания Доска объявлений Новости О сайте "Мастера" Обратная связь RSS - лента Виджет для Яндекса Приложение для Android

Нужна помощь!

Реквизиты для оказания финансовой помощи по строительству часовни во имя Вознесения Господня в селе Трудки


Стена сайта
Всего: 5
Гостей: 4
Пользователей: 1
admin
Просмотров сегодня:
Яндекс.Метрика
Посетителей сегодня:


Твиттер "Мастеров"

Главная » История Орловского края

Ерохины из далекой Сибири…
Опубликовано: 26.01.2018.

25 декабря 2017 года на почту клуба «Мастера» пришло письмо, которое я полностью процитирую:

«Уважаемый Александр Михайлович, в течение года являюсь читателем вашего сайта. Интересно все: статьи, фото, интервью с творческими людьми. Вот решилась написать. Я ищу родственников Ерохина Абрама Даниловича. Фамилия, конечно, распространенная в этих краях. Ерохин Абрам Данилович, русский, православный, 1884 г. рождения, его жена Федосья Максимовна (Михайловна) 1881 г.р. (девичья фамилия Колесник). Их сын Павел 1907 г.р. Они - переселенцы из Орловской губернии, Малоархангельского уезда, Рождественской волости в Акмолинскую губернию, Тюкалинский уезд, Покровскую волость (ныне – в составе Омской области). Абрам Данилович был первым старостой новой деревни, названной Орловкой. Так старались переселенцы, чтобы связь с родиной не исчезала, вот и называли свои новые обетованные места в честь старых. Приехал не один: вместе были его земляки Колесник, Ламыкины, Карташевы.

Возможно, среди современных Ерохиных найдутся люди, которым интересна эта тема. Возможно, вы мне подскажите пути, по которым мне дальше продолжать поиск. Хотелось бы найти и село, из которого вышли наши Ерохины. Верю, что мир не без добрых людей.

Якименко Елена Васильевна».

Я ответил сибирячке: «Мне приятно, что Вам нравится наш сайт. Мы стараемся, чтобы было интересно читать и что-то полезное для себя находить.

Что касается Вашей просьбы, то давайте поступим так. У Вас есть фотографии Ваших родственников? Присылайте их мне плюс расскажите, как сложилась дальше жизнь переселенцев и их детей. С помощью Вашего рассказа я выставлю материал на сайте "Мастера", может, кто-то откликнется. Это первый вариант. А второе - можно попытаться найти корни Ваших предков в архиве Орловской области. Этим я занимаюсь давно. Рождественская волость - с центром в селе Рождественское (Ивановское) - это в настоящее время территория Колпнянского района Орловской области.

Я после Нового года (10 января) узнаю, сохранились ли метрические книги и исповедные ведомости по Рождественской церкви и сообщу Вам, потом можно будет поработать с ними, чтобы отыскать Ерохиных и других (из названных Вами фамилий)

С уважением, Полынкин Александр Михайлович».

Так начиналось наше общение, которое продолжается и по сей день. Елена Васильевна Якименко родилась и детство провела в деревне Орловка Оконешниковского района Омской области. В 1981 году окончила филологический факультет Омского Государственного педагогического института и с 1986 года работает учителем русского языка и литературы в Крестинской средней школе Оконешниковского района Омской области.

Некоторое время назад она стала, как и многие люди в наше время, интересоваться своими родословными корнями. Оказалось, что они – на Орловщине. Вот поэтому Елена Якименко и обратилась ко мне с просьбой помочь. Кажется, в чём-то у меня это получилось. И своими находками я поделюсь после рассказа самой Елены Васильевны. Привожу его в полном объёме, без сокращений.

«Первым побывал в Сибири Абрам Данилович Ерохин. Он был разведчиком. Почему поехал именно он, сейчас уже трудно сказать. Возможно, он был старше всех. А шел ему 27 год. Остальные были моложе: кому 25, кому 23. Одно ясно - трудности никого не пугали.

Весной 1911 года ехали уже семьями. Спешили. Надо сеять. Переселенцы уже приближались к выбранному месту, когда Федосья Максимовна принялась рожать. Пришлось оставить её с маленьким ребенком в с. Пресновка, не доезжая 10 километров до своих участков. 8 мая 1911 года на свет появилась Ерохина Александра Абрамовна. Старшему сыну Абрама Степану уже было 4 года. Так велика была мечта о лучшей доле, сытой жизни, что ехали в Сибирь даже с маленькими детьми.

(Историческая справка. До 1898 года переселенцы должны были ехать в Сибирь в обычных вагонах 3 класса. Затем для их перевозки стали использовать специальные поезда, состоявшие из товарных вагонов. В них сколачивались нары в два ряда, посредине ставили небольшую железную печь. В таких вагонах помещалось 30-40 человек, а в эшелоне насчитывалось обычно 10-11 вагонов. С этого времени правительством стала выделяться дополнительная денежная помощь –75 – 120 рублей. Немалая по тем годам сумма. Лошадь, к примеру, тогда стоила 12-15 рублей, корова- 5-7 рублей).

Там, на Родине, земли не было. А здесь, вот она. Паши, работай, обустраивайся. Надеяться приходилось только на себя, на плечо друга, на своего родственника. Вот и Ерохин Абрам Данилович приехал не один.

(Историческая справка. На месте, где позже возникла Орловка, был большой пустырь. Одним из первых здесь поселился Абрам Данилович Ерохин. Произошло это в 1910 году, а уже в 1911 семьи Ерохиных, Давыдовых, Ломыкиных, Колесниковых, Нефёдовых из Орловской губернии основали деревню. Вначале она называлась Долгинское, по названию леса, простиравшегося более чем на два километра. Но не прижилось оно, Орловка стала роднее как память о далёкой родине).

Как жили первое время? Работали, не разгибаясь. Рядом были старожильческие села Пресновка и Крестики. Там люди жили хорошо: во многих семьях было несколько пар выездных лошадей. У наших переселенцев не хватало и рабочих. Не было крестьянской утвари, ютились в землянках.

(Историческая справка Пожелавшие переселиться в Сибирь освобождались на несколько лет от налогов, они могли получить общинный надел или собственный земельный участок – отруб, а так же денежное пособие).

Лет пять надо было трудиться на земле, прежде чем земля начнет тебя кормить.

Да и погода в Сибири сурова: зимой мороз под 30 градусов, снега, а летом жара тоже до 30 градусов.

Не успели обжиться - случилась революция, затем Гражданская война. И под Колчаком были, и от красных горя хлебнули. Семья росли: у Ерохиных было уже пятеро детей.

Семья росли: у Ерохиных было уже пятеро детей. Степан был рожден в 1907 г еще в «Рассее», так называли здесь, в Сибири, далекую Родину, Александра - 1911 г рождения, унаследовала от отца его характер, Аксинья - 1918 г рождения, Федор и Василий - 1930 г.

В 1934г умирает глава семьи Ерохин Абрам Данилович. Свое дело сделали и непосильная работа, и трудности, и русская привычка «закладывать за воротник». Федосья Максимовна остается с маленьким Василием, ей суждено было прожить долгую-долгую жизнь: умерла в 1971 году. Александра, маленькая и ловкая, вышла замуж в 1931 году за Петра Алексеевича Евстигнеева 1910 г р. Многочисленное семейство Евстигнеевых было тоже из Орловской губернии. Но никаких материалов, указывающих на то, из какой они волости не сохранилось. Мы с сестрой как-то расспрашивали бабушку Александру Абрамовну: «Почему ты вышла замуж за деда Петра?» На что она ответила: «Он был высокий, красивый, веселый да играл на гармошке». Бабушка точно подметила доминирующую черту - все Евстигнеевы - высокие, с белыми волосами.

В семье Александры один за другим появилось 4 мальчишек. Жить бы да жить, но война перечеркнула все. С войны не дождалась Александра ни брата Степана, ни мужа, он пропал без вести уже в 1941 году. В каждую семью маленькой Орловки, что на юго-востоке Омской области постучала беда.

Но ерохинский характер Александры сделал свое дело: она смогла поднять и вырастить всех своих сыновей. Чего только она не испытала: изнуряющую крестьянскую работу, болезни детей, страшный голод. Но при этом она осталась добрейшим и светлым человеком, моя бабушка. Она как-то совсем по-другому воспринимала жизнь. Она ощущала себя частью Природы, потому не страшилась смерти: «Что смерть? Пора уходить, пожила», - говаривала она. Она любила людей, и годы невзгод не озлобили ее. Сколько себя помню, она привечала всех: у нас ночевали то цыгане, то просто путники, застрявшие в непогоду, то охотники. Со всеми бабушка вела долгую обстоятельственную беседу, и ее тихий мягкий голос раздавался далеко за полночь.

Александра Абрамовна Евстигнеева

Она же – в окружении своих многочисленных родственников

В 1991 году я вместе со школьниками была на Родине И. С. Тургенева. Сейчас понимаю, что тогда я упустила многое: ведь я была на Родине своих предков. Но понимание кровной связи со своими предками пришло позже. Бабушка тогда спрашивала: «Лена, как там Рассея?» Я ответила: «Хороша».

Ученики Крестинской средней школы Оконешниковского района Омской области в Орле у памятника Н.С.Лескову (Елена Васильевна Якименко – в последнем ряду, в берете – прямо под коленями писателя)

Бабушка в деревне так и осталась до 80 годов - Сашечкой.

Она не умерла, ушла, тихо, спокойно, достойно в 1996 году.

Маленькая деревенька Орловка продолжает свою трудовую жизнь, в ней живут и трудятся потомки тех Ерохиных и Колесниковых, которые заселили ее в 1911, приехав из Орловской губернии. Они носят сейчас фамилии не только Ерохиных и Колесниковых, но и Евстигнеевых, Крачковских, Козловых, Берзиных, Якименко, Пожидаевых, Куликовых… Они разлетелись по всей необъятной родине: живут в Карелии, в Нижневартовске, в Москве и Омске, в Перми и Краснодаре. Они работают учителями и врачами, пашут родную землю, управляют большими компаниями, словом, трудятся. Да так и должно быть, ведь жизнь продолжается.

Якименко Елена Васильевна, правнучка Ерохина Абрама Даниловича и Федосьи (как оказалось) Евгеньевны.

Ерохины и не только

А теперь, уважаемый читатель, - приложение, основанное на моих поисках в Государственном архиве Орловской области, где я просмотрел метрические книги Рождество-Богородицкой церкви села Рождественское (Ивановское) Малоархангельского уезда. Выводы по этой работе я отправил письмом Елене Якименко. Цитирую его:

«Добрый вечер, Елена!

Я обработал все имеющиеся метрические книги по Рождество-Богородицкой церкви (Вы их назвали) села Рождественское (Ивановское) Малоархангельского уезда.

Выводы такие:

Ерохины и Колесниковы – родом из деревни Жерихань Рождественской волости. Колесниковых было в деревне очень много (я выписал несколько родившихся у Колесниковых детей), Ерохиных – гораздо меньше.

Давыдовы – из самого села Рождественское (запись привёл одну в качестве образца).

Мне удалось найти и запись о бракосочетании Ваших предков в Рождество-Богородицкой церкви, там названы их имена по святцам. Отчество Федосьи в документе – не Максимовна, а Евгениевна, но она действительно из рода Колесниковых.

Поручители – это свидетели, они могли быть только мужчинами и со стороны жениха, и со стороны невесты.

Две цифры в записи о рождении означают: первая – рождение, вторая – крещение.

Последняя запись – выделил красным, а чёрным в двух местах – родственники по линии Колесниковых.

Александр Полынкин

Метрическая книга о родившихся Богородице-Рождественской церкви села Рождественского (Ивановское) Малоархангельского уезда за 1907 год (без начала)

ГАОО, ф.101, оп.2, ед.хр.3417

 

19/20 мая 1907 – Константин

Родители: Деревни Жерихани крестьянин Василий Евтихиев Колесников и законная жена его Матрона Илариева.

Восприемники: деревни Жерихани крестьянин Авраам Авксентиев Колесников и села Речицы Ливенского уезда крестьянина Терентия Антониева Пальчикова жена Стефанида Иаковлева.

 

13/15 июля 1907 – Марина

Родители: деревни Жерихани крестьянин Михаил Никитин Колесников и Стефанида Иоаннова.

Восприемники: деревни Жерихани крестьянин Никита Логгинов Колесников и той же деревни запасного рядового Андрея Петрова Пашкова жена Христина Никитина.

 

7/9 сентября 1907 – Анна

Родители: деревни Жерихани запасной рядовой Пётр Леонтиев Колесников и законная жена его Васса Антониева.

 

9/10 сентября 1907 – Надежда

Родители: деревни Жерихани запасной рядовой Косма Ирадионов Колесников и Матрона Антониева.

Восприемники: деревни Жерихани крестьянин Димитрий Евтихиев Колесников и села Рождественского крестьянина Моисея Димитриева Скоморохова жена Пелагия Зотикова.

 

Восприемник – Авраам Авксентиев Колесников

 

17/18 ноября 1907 – Григорий

Родители: деревни Жерихани крестьянин Трифон Евсиев Колесников и Ирина Никитина.

Восприемники: деревни Жерихани запасный рядовой Феодор Евгениев Колесников и села Рождественского крестьянина Миосея Димитриева Скоморохова жена Пелагия Зотикова.

 

26/30 декабря 1907 – Анисия

Родители: деревни Жерихани запасной рядовой Евфимий Матфиев Ерохин и Анна Иоаннова.

Восприемники: деревни Жерихани крестьянин Никита Логгинов Колесников и села Рождественского крестьянина Лаврентия Филиппова Воронкова жена Хиония Матфиева.

Метрическая книга о родившихся Рождество-Богородицкой церкви села Рождественское (Ивановское) за 1906 год

ГАОО, ф.101, оп.2, ед.хр.3416

 

Давыдовы – село Рождественское (31 марта/1 апреля 1906 года у Алексея Петрова Давыдова и Домники Симеоновой родился сын Никита)

 

8/9 апреля 1906 – Мартин

Родители: деревни Жерихань крестьянин Вукол Васильев Колесников и Васса Спиридонова.

 

10/11 мая 1906 – Феодор

Родители: деревни Жерихань крестьянин Феодул Кодратов Колесников и Елена Константинова.

 

25/28 мая 1906 – Никита

Родители: деревни Жерихань крестьянин Михаил Симеонов Колесников и Ф.Павлова

 

19/23 июля 1906 – Николай

Села Рождественского крестьянин Косма Петров Давыдов и Любовь Александрова.

Восприемники: села Рождественского крестьянин Николай Максимов Давыдов и того же села крестьянина Федота Артемиева Чебатова жена Параскева Азариева.

Метрическая книга Рождество-Богородицкой церкви села Рождественское (Ивановское) Малоархангельского уезда за 1905 год

ГАОО, ф.101, оп.2, ед.хр.3415 (на 82 листах)

Л.55об.-56

О бракосочетавшихся

4 ноября 1905 года

Жених: деревни Жерихани крестьянина Даниила Андреева Ерохина сын Авраам, православного вероисповедания, первым браком, 21 год.

Невеста: деревни Жерихани крестьянина Евгения Иродионова Колесникова дочь, девица Феодосия, православного вероисповедания, первым браком, 20 лет.

Поручители по жениху: крестьяне деревни Жерихани – Георгий Иовов Юрочкин и села Рождественского Леонтий Феодоров Чеботарёв; по невесте – деревни Жерихани крестьяне – Аристарх Леонтиев Колесников и села Энина деревни Маниной крестьянин Георгий Андреев Колосов.

Таинство венчания – священник Владимир Апраксин с дьяконом Фёдором Случевским.

И в заключение – ещё одна цитата – из письма Елены Васильевны Якименко: «Меня переполняет чувство гордости за наших предков - люди были замечательные. Нам, современным, даже трудно понять, как обживать совершенно не обжитое. Эти люди своей жизнью, ежедневной, будничной, совершали подвиг. Нашими находками мы обязательно поделимся и с читателями вашего сайта и с читателями нашей районной газеты, Это история и судьба не только моих предков, но и история страны».

Этот рассказ о переселенцах из Орловской губернии будет не последним, потому что в запасе – ещё одна история, связанная с Сибирью и Оренбургским краем.

(Александр Полынкин,

фото – из семейного архива Елены Якименко)

Читайте также:

Нашли ошибку? Есть что добавить? Напишите нам: klub.mastera@yandex.ru
Рубрика: История Орловского края | Добавил: admin (26.01.2018)
Читали статью: 581 | Комментарии: 1 | Теги: Орловские фамилии
Всего комментариев: 1
1 elenf07   (27.01.2018 05:46)
Спасибо автору сайта за помощь.  Надеюсь, что найдутся потомки   Ерохиных и Колесниковых    из Жерихани.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Войти ]
Облако тегов

Надоела реклама?

Смотреть панорамы Покровского: 360 градусов.


Внимание! Акция.

Создадим вместе, покровчане!


Мнения читателей
Последние комментарии:
15.02.2019
Эх! Найти бы фото Смирновской (Успенской) церкви!

04.02.2019
18.01.2019
Добрый день! 
Это автор списка (удалось зарегистрироваться, чтобы лично ответить).
Информация по результатам поиска содержит данные по следующим графам:

-ФИО;
-год рождения;
-место рождения;
-звание;
-должность;
-часть;
-дата выбытия;
-место первичного захоронения;
-причина исключения из списков;
-ссылка на источники.

Т.е. номера частей, именно они являются единицей классификации, наряду с местом захоронения, приведены по каждому воину.
Красным цветом выделена уточнённая на основе данных, в основном, ОБД Мемориал, информация.

Согласен, что не всегда точно определено место захоронения. Это, к сожалению, невозможно сделать только на основе имеющихся в публичном доступе материалов.
Но, если в списках захоронения указан хотя бы один павших воинов из донесения о безвозвратных потерях части, похороненный вместе со своими товарищами, то правомерным будет считать, что и остальные павшие с ним товарищи покоятся в той же могиле. Зачастую, когда проводишь поиск по документам, сталкиваешься с тем, что одного - два - нескольких из списка донесения о безвозвратных потерях увековечили, а остальных (порой несколько десятков воинов) - забыли.
Особенно это правомерно по отношению к перенесённым захоронениям. Иначе получается, что одних перенесли и увековечили, а других оставили и забыли.
Чем руководствовались совершенно непонятно.
И в паспортах захоронений указывали, что похороненных столько, известных столько - и, в основном, эти цифры совпадали.
Т.е. главное была не память о павших, а "красивая" цифра, которая показывала, что поиск провели, работу сделали, неизвестных нет.
А на самом деле, сотни павших остались забыты. 
Также считаю, что главным является именно увековечивание памяти павших. Допускаю, что определённая часть воинов покоятся не именно в этой братской могиле, а где-то недалеко, точное место захоронения утрачено. Но это не лишает их права быть на нашу память. 
И, как раз, нахождение точных мест захоронений - это предмет деятельности энтузиастов, проводящих именно полевой поиск.

13.01.2019
Cпасибо, Раиса Алексеевна, за добрые слова. 
А.М.Полынкин

13.01.2019
Спасибо краеведу – писателю ПолынкинуА.М. Покровского районного клуба творческих личностей «Мастера» за его
исторические материалы о людях разных судеб, за его неравнодушие к военным
событиям, покровчанам, самоотверженно защищавшим своё Отечество,
воинам-интернационалистам.Из Вашего материала «Град» наголовы душманов от Алексея Шаталова мы как бы получили живой рассказ о военных
действиях, происходивших в г. Кандагаре, о патриотизме
воинов-интернационалистов в боях на территории ДРА, о боли души его афганских
воспоминаний, память о которых не стирается с годами до настоящих дней. Кроме
того мы узнали и много новых сюжетов, о его стихах, переживаниях, о которых
даже мы близкие родственники не предполагали, т.к. разговор о службе в ДРА
всегда был очень кратким, без всяких эмоций, он никогда не выставлял свою
личную жизнь напоказ.Надеемся, что бывший старшийсержант Алексей Шаталов, ныне житель г. Курска, станет ещё одной составляющей
частью Вашего дальнейшего творчества.

С Уважением,
Раиса Алексеевна Сапелкина (Шаталова).

30.12.2018
Евгений, с наступающими праздниками и удачи в поисках в Новом году!
Думаю, что Вы просто ошиблись, называя захоронение в Ворово вороновским?  Автор исследования по захоронению в Ворово проверил каждую фамилию, у него есть и те, кто жив потом остался или в плен попал. А название воинской части у каждого из погибших ведь написано в прилагаемом файле - так, как в "Списке безвозвратных потерь". И я Вас обязательно познакомлю друг с другом!

30.12.2018
Александр Михайлович, увековечивание - это хорошо, но к этому надо подходить очень и очень осторожно и архиаккуратно. Дело в том, что пока поисками не найдено первоначальное захоронение близ Ворово. Примерное место определено. По возможности будем его проверять, но, сами понимаете, что делается все это не так быстро. Далее, в Донесениях обычно указывается не столько место первоначального захоронения, сколько место гибели, а вот конкретное место следует уже документально, фотографически и с помощью свидетельских показаний подтверждать устанавливать. Слишком много у нас бутафорных захоронений. Так называемые паспорта - это филькины грамоты. Перед увековечиванием обязательно нужно провести дальнейший поиск по персоналиям, включая архивы МВД и ФСБ. Частенько бывает так, что солдатик внесен как погибший, а на самом деле попал в плен или пропал без вести... Вот на что нужно потратить силы и время. А списки более-менее готовы. Официально увековечено 95 тыс., а списки на увековечивание - уже несколько сот тысяч. Никто не забыт и ничто не забыто?! Будет время, попробую поюзать вороновский список. Кстати, пора меня познакомить с автором списка. Он делает хорошее дело, но допускает промахи. Самый большой из них - это то, что он не проставляет номер воинской части, а это очень нужно делать. С наступающим, однако! Желаю Вам всего-всего. Остальное - украдём...

12.06.2018
Мой отец Маяков Николай Николаевич 1925 г.р. тоже служил в 558 Гаубичном Артиллерийском Краснознаменном полку, 35 Гаубичной Перновской бригаде, 15 Артиллерийской Ленинградской Краснознамённой и ордена Суворова 2-стюдивизии прорыва РГК.


Погода

Регистрация

Мы рядом

 Индекс цитирования Клуб "Мастера" 2.0 ©  2011г.-2019г.