Доброго времени суток! Вы находитесь на сайте районного клуба творческих личностей "МАСТЕРА".
 
Рубрики
Творчество Мастеров Творчество наших читателей Библиотека История Покровского края История Орловского края Покровская районная библиотека Мир духовный Заметки на доброту дня Фотографии Покровского края Видеотека Поездки и заседания Доска объявлений Новости О сайте "Мастера" Обратная связь RSS - лента Виджет для Яндекса Приложение для Android

Серебряное кольцо


МКУК ПМЦРБ

Сайт районной библиотеки


Нужна помощь!

Поможем, земляки?


Стена сайта
Всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Просмотров сегодня:
Яндекс.Метрика
Посетителей сегодня:


Главная » История Орловского края

Иван Вольнов (Из цикла "История революционного движения на Орловщине")
Опубликовано: 03.06.2017.

Максим Горький в 1931 году, спустя несколько месяцев после смерти Ивана Вольнова, в своем очерке о нем писал: «… он был похоронен как настоящий революционер, с красными знаменами, с пением грозного гимна, в котором … звучат слова: «Мы наш, мы новый мир построим».

«…Есть дело, которое я должен делать»

Не каждого из своих знакомых великий русский писатель удостаивал отдельных «Воспоминаний», но наш земляк, видимо, глубоко запал ему в душу как человек очень неординарный, крутые повороты судьбы которого достойны были целого романа (впрочем, несколько повестей и рассказов на личном жизненном опыте Иван Вольнов написал – А.П.).

Сын беднейших крестьян (бывших крепостных князя Куракина) села Богородицкое Малоархангельского уезда, он сумел не только получить начальное образование в местной церковно-приходской школе, но и поступил в Курскую учительскую семинарию, после окончания которой преподавал в одном из сёл Курской губернии.

Иван Вольнов

Выписка о рождении

Ещё в период обучения Вольнов сблизился с членами местной (подпольной) организации социалистов-революционеров (эсеров) и стал одним из самых активных её участников. Вот как он сам об этом потом вспоминал: «1903 год был уже поворотным в моей жизни. Почувствовал, что есть дело, которое я должен делать. Жизнь деревни была лучшим пропагандистом, толкнувшим в революционную толчею. Отдался ей всей душой и всеми мыслями, стал ею жить».

Окончание Курской семинарии совпало с кануном первой русской революции. Летом 1904 года Вольнов приехал на работу в земскую школу с. Щетиново Белгородского уезда, а перед тем побывал в родном орловском селе. В то время русская деревня напоминала бочку с порохом, которой недоставало только малейшей искры. Молодой учитель стал пропагандировать среди местных крестьян идеи социалистов-революционеров, и его антиправительственная агитация принесла определенные результаты.

Родные Ивана Вольнова

С женой и сыном

С Горьким на Капри (Горький – в центре, Вольнов – справа)

Односельчане

Осенью 1906 года Вольнов и его товарищ-учитель из Щетиновской школы были арестованы за то, что они, как говорилось в донесении жандармов, «…собрали в школе крестьян, с которыми разучивали петь "Дубинушку", говорили им речи об уничтожении начальства, после чего можно было бы отобрать землю у помещика, выражали дерзкие суждения о действиях правительства и предлагали какую-то подписку об освобождении студентов, замешанных в бунтах».

Вольнов тогда отделался легким наказанием: его просто выслали в родное село Богородицкое "под надзор полиции", а это село и Куракинская волость в целом, по аттестации тех же властей, являлись «беспокойным пунктом, откуда начинались и распространялись аграрные беспорядки в Орловской губернии». Очутившись в такой накаленной политической обстановке, Вольнов еще более активно повёл агитацию против самодержавия и помещиков. Вот таким был текст одной из листовок, распространявшихся им: «Крестьяне и рабочие, готовьтесь к последнему бою! Да здравствует революция!" Вскоре он снова был арестован и водворен более чем на год в арестантские роты.

Орловский каторжный «централ»: соль на раны

В то время как революция шла на убыль, Вольнов продолжал борьбу: организовал боевую дружину, которая громила помещичьи усадьбы, уничтожала полицейских чиновников. Действовал он в соответствии с тактикой эсеров: лично участвовал в покушении на жизнь председателя куракинского отделения "Союза русского народа", стрелял, но неудачно, в мценского исправника, после чего был арестован в третий раз.

Теперь его бросили в камеру орловского каторжного «централа», известного своими кошмарными пытками и садизмом тюремщиков. Более года Вольнов провёл здесь, четыре месяца носил ручные кандалы. Тюремные надзиратели несколько раз избивали его, а однажды, избив до потери сознания и бросив в карцер, облили солёной водой; раствор этот разъел ссадины и раны, оставив на коже глубокие рубцы. Иван Егорович вспоминал позже, что это был «самый страшный» период «в моей жизни по тем ужасам, что пришлось мне наблюдать. За последние годы, 1908-1910-ые», - вспоминал Иван Егорович, - «столько пришлось увидеть, пережить, испытать на собственной шкуре, что теперь об этом боюсь думать, вспоминать, уверяю себя, что был только тяжелый сон, бред... Не раз собирался умирать, один раз чуть не повесился».

Побег как спасение от «вешалки»

Осенью 1909 года Московский военно-окружной суд приговорил Вольнова к ссылке в Енисейскую губернию. В декабре его доставили в село Кондратьево Канского уезда, но в Сибири Иван Егорович пробыл не больше полугода: летом 1910 года он бежал оттуда и с чужим паспортом перешёл границу Восточной Пруссии.

Вот что писал об этом Максим Горький со слов самого Вольнова:

«В ссылке, в глухой сибирской деревне, он работал батраком у зажиточных крестьян, заслужил их симпатии, и они, по собственному почину, организовали ему побег. Сам Иван рассказывал об этом приблизительно так:

— Мужики там были — хорошие, грамотные, я довольно плотно вкрепился в их жизнь, работал, пропагандировал и о побеге — не думал. Но как-то ночью приходят двое и — обрадовали: "Приехал урядник с бумагой, говорит, что тебя требуют назад, в Россию, там ещё что-то открылось за тобой, и тебе, за грехи, додать надобно. А мы тебя считаем человеком хорошим, так ты беги! Урядника напоили, спит, проснётся — ещё напоим. Про тебя ему сказано, что ты на охоту вчера ушёл. Лошадь — запряжена, вот он отвезёт тебя; доедешь до своих". Я сообразил, что начальство зря в Москву не потребует, а если потребовало — значит, или каторгой угостит, или повесит. «Вешалка» мне грозила; я был организатором боевой дружины, участвовал в эксах; получая на юге литературу из Греции, был выслежен шпионами, пришлось стрелять, одного, кажется, ухлопал. Вообще — повесить меня было за что, ну и — кроме того — шея есть. Расцеловался я с приятелями и — айда! Тихонько, черепахой прополз по России…».

Знакомство с Максимом Горьким

Помыкавшись по Германии и Швейцарии, Вольнов перебрался в Италию.

На Капри, в январе 1911 года, Иван Егорович познакомился с Максимом Горьким, который, послушав рассказы Вольнова, убедил его начать писать и стал его наставником, первым редактором и критиком. Под руководством Алексея Максимовича Вольнов создал самое значительное своё произведение - «Повесть о днях моей жизни» (впервые под названием «Повесть о днях моей жизни, радостях моих и злоключениях»).

Горький оценил написанное как «очень интересную и даровито сделанную» вещь и в дальнейшем неоднократно повторял, что Вольнов «способен в будущем дать литературе русской вещи очень значительные». Вольнов был одним из первых писателей, кто показал жизнь деревни накануне и во время первой русской революции «с мужицкой точки зрения», глазами мальчика, потом юноши, отличающегося душевной чуткостью и страстным стремлением к знанию и правде, выстраданной заповедью которого стало: «не бить детей, не мучить женщин и не пить вина, — не жить вообще той дикою, мучительною жизнью, которой живут они, а искать всеми силами лучшее, которое… есть на свете».

«Ильич выручит…» или «Революция ещё не окончена»

После Февральской революции Вольнов возвратился на родину и несколько месяцев исполнял обязанности комиссара Временного правительства по Малоархангельскому уезду, стараясь защищать интересы крестьян.

А потом наступил Октябрь, и случилась новая революция - социалистическая. Трижды писателя арестовывали царские власти, с которыми он сражался, не щадя своей жизни, и трижды под стражу его брали родные советские органы. А ведь ради победы Советов Вольнов и стал революционером! О своих злоключениях в беседе с Горьким Иван Егорович рассказывал:

«Они меня арестуют, а мужики тихим манером — телеграмму Ильичу: «Выручай!» Ильич выручит, а начальство ещё злее сердится на меня. Начальство по всему уезду — знакомое… Вообще все там, кто похитрее, перекрасились, а мужик остался при своих тараканах. В Малоархангельске среди чекистов оказался ученичок мой, солдат, сын мельника, так он мне прямо заявил: "Иван Егоров, не шуми. Враг разбит, революция кончена, теперь надобно порядок восстановлять!" — "Как же, говорю, враг разбит, если ты командуешь! Как же революция кончена, если везде торчит ваша чёрная братия?"

С начала 20-ых годов Вольнов стал жить в Богородицком постоянно, где организовал вначале мелиоративное товарищество, а потом и первый в Куракинской волости колхоз, которым руководил до своей смерти и который потом носил его имя.

Много раз в 20-ые годы Вольнова приглашали в Москву, уговаривали заняться только профессиональной литературной деятельностью, но каждый раз он отказывался, считая, что не может бросить деревню в начале ее коренного переустройства. Колхозники позицию своего председателя понимали, а вот московские власти – нет: «Мы зовём, а он не хочет! Нехорошо!».

Много городов и весей за свою жизнь посетил Иван Вольнов как в России, так и за рубежом: семь лет прожил в Италии, бывал во Франции, Англии, Швейцарии, Германии, но умер там же, где и родился – в селе Богородицкое (ныне – Свердловского района). По поводу его смерти до сих пор не всё ясно, и существует несколько версий ухода революционера, писателя и председателя колхоза в мир иной (ведь и до полувека не дожил!). Похоронили Ивана Вольнова на том же кладбище, где нашли вечный покой и его родители – крестьяне.

Родственники у могилы писателя и революционера

Его самое значительное произведение, написанное при Советской власти, повесть «Встреча» (1928 год), не переиздавалась потом 60 лет – и всё потому, что автор, с одной стороны, вроде бы, развенчал деятельность вождей эсеровского движения, но, одновременно, не прославлял победителей, а, наоборот, осуждал братоубийственную войну. В 1970-90-е годы произведения Вольнова были выпущены в семи отдельных томах, благодаря чему он стал известен не только как дореволюционный писатель, но и автор значительных произведений 1920-х.

На родине, в Свердловском районе Орловской области, Ивана Вольнова помнят, главная улица села Богородицкое носит его имя.

В 1966 году в Приокском книжном издательстве вышла книга Михаила Минокина, посвящённая революционеру и писателю. Некоторые моменты биографии Ивана Вольнова из неё использованы при написании данного очерка.

(Александр Полынкин)

Читайте также:

Нашли ошибку? Есть что добавить? Напишите нам: klub.mastera@yandex.ru
Рубрика: История Орловского края | Добавил: admin (03.06.2017)
Читали статью: 1181 | Теги: Из цикла История революционного дви, Революция, Революционеры
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Войти ]
Облако тегов

Надоела реклама?

Смотреть панорамы Покровского: 360 градусов.


Внимание! Акция.

Создадим вместе, покровчане!


Мнения читателей
Последние комментарии:
16.04.2024
16.04.2024
02.04.2024
Спасибо, Всем. Встреча мне очень понравилась.
С уважением, Владимир Зайцев.

01.04.2024
Два раза - жаль. Первый раз жаль: то что Покровский артефакт ушел в другой район, а второй раз жаль: то что испортили сам экспонат: просверлив в нем отверстия и прикрепив табличку а ля кладбищенскую.....

29.02.2024
Анатолий, последние три - это, почти стопроцентно, один и тот же населённый пункт. В сельце обязательно должен быть помещичий дом, в данном случае, так и было. А вот деревня Медвежий Колодезь - это, скорее всего, современная деревня Медвежка, но нужно, всё-таки, разбираться...

29.02.2024
...ненаселённой земли, находящейся  Малоархангельского уезда  в деревне Медвежьем Колодезе, именуемой Степью". Александр Михайлович, вопрос к вам. Можно ли считать деревню Медвежий Колодезь (что в тексте),  сельцо Медвежья (18 века), сельцо Медвежка (19 века) и д. Казинка (за свинокомплексом, где бывший колхозный сад) – одним и тем же населенным пунктом? Согласно старым картам - последние три указанных населенных пункта - это одна и та-же деревня или сельцо (в прошлом).

19.02.2024
Я слышал, что упало 22 столба, причем бетонных!!!

13.02.2024
Спасибо, Александр Михайлович, за тёплые слова.


Погода

Регистрация

 Индекс цитирования Клуб "Мастера" 2.0 ©  2011г.-2024г.