Доброго времени суток! Вы находитесь на сайте районного клуба творческих личностей "МАСТЕРА".
 
Рубрики
Творчество Мастеров Творчество наших читателей Библиотека История Покровского края История Орловского края Покровская районная библиотека Мир духовный Заметки на доброту дня Фотографии Покровского края Видеотека Поездки и заседания Доска объявлений Новости О сайте "Мастера" Обратная связь RSS - лента Виджет для Яндекса Приложение для Android

Серебряное кольцо


МКУК ПМЦРБ

Сайт районной библиотеки


Нужна помощь!

Поможем, земляки?


Стена сайта
Всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Просмотров сегодня:
Яндекс.Метрика
Посетителей сегодня:


Главная » История Орловского края

Каллиста Родзевич-Белевич (Турбина)
Опубликовано: 02.07.2017.

История революционного движения на Орловщине в лицах

Ни одна из улиц города Орла за последние несколько месяцев не упоминалась в областных средствах массовой информации так часто, как улица Родзевича – Белевича. Главной проблемой для её жителей стало отсутствие дороги, которая в буквальном смысле уползла вместе с плитами в овраг. И тут же, в дополнение, обитателей дома №8 чиновники города «порадовали» отключением газа, заявив, что на 90 дней наложен запрет на его использование.

О Президенте России, главе администрации Орла

и орловском поляке-революционере

Жильцам улицы пришлось записать видеообращение к президенту Путину по поводу того, что «Многократные обращения в администрацию Орла не дают результата. Мы просим вас о помощи, чтобы Вы посодействовали в решении вопроса».

Но посланием к Президенту РФ измученные бытовыми проблемами горожане не ограничились. 7 июня они явились в администрацию Орла и едва не сорвали рабочее совещание, проводившееся сити-менеджером Андреем Усиковым.

Глава администрации города, в конце концов, встретившись с явившимися к нему активистами с улицы Родзевича-Белевича, назвал сроки и пути решения проблемы оставшихся без дороги, газа и отопления жителей: конец июля.

Жильцам остаётся верить и ждать, поскольку брать пример с человека, чьё имя с февраля 1968 года носит их улица, как-то в наше время не принято. Дело в том, что Владимир Карлович Родзевич – Белевич, потомок польских ссыльнопоселенцев, родившийся в Орле – известный революционер, один из основателей орловского марксистского кружка, всю свою сравнительно короткую жизнь (43 года) стремился к свержению «антинародного царского режима». Довелось ему «послужить делу будущей революции» не только в Орле и Орловской губернии, но также в Закавказье (Тифлис, Кутаис) и на территории Малороссии (Киев, где он и скончался в 1919 году).

«Прекраснейшая протестантка»

Но главным героем моего рассказа, уважаемые читатели, станет далее не Владимир Родзевич-Белевич, а его жена Каллиста, в девичестве – Турбина. Она родилась в 1879 году в селе Васильевское-Скарятино Ливенского уезда (ныне – территория Верховского района – А.П.) в семье местного священника. Имя «Каллиста», которым её наделили при крещении, в переводе с греческого, означает «прекраснейшая», «самая красивая», и оно не так часто встречалось даже до революции, в уж в наши дни – его и вовсе днём с огнём не найдёшь. Родные в детстве и в юности звали её «Каля» (почти что «Галя» по звучанию – А.П.), и Каллисте это нравилось.

Начаткам грамоты её обучил отец-священник, который в 10 лет отправил свою дочь, как и положено, в Орловское епархиальное училище, где она в первый раз услышала о социализме и социалистах. Вскоре Каллиста выяснила, что её родной дядюшка (брат матери), Павел Николаевич Трутковский, как раз был из таких революционеров и, будучи арестованным по так называемому «делу 193-х», трагически погиб в знаменитой тюрьме «Кресты».

Может быть, сказались дядюшкины гены, но в епархиальном училище Турбина быстро прослыла настоящей «протестанткой» (скорее, от слова «протест», нежели от наименования одного из религиозных учений – А.П.). В мае 1896 года Каллиста закончила училище, и в этом же году она познакомилась уже с настоящими социалистами, вследствие чего в жизни дочери священника произошел серьезный перелом.

Турбина стала членом первого в Орле марксистского кружка, в состав которого, в числе других, входили: Владимир Русанов (будущий знаменитый полярный исследователь), Клавдий Остров (будущий известный земский статистик и публицист, автор публикаций в «Орловском вестнике») и Владимир Родзевич-Белевич, будущий муж Каллисты. Симпатия между ними возникла вскоре после знакомства, особенно когда Каллиста, по заданию Родзевича-Белевича, начала распространять нелегаль­ные листовки среди рабочих Брянска, где она продолжила после обучение в жен­ской гимназии.

В 1897 году, по окончании учёбы, начинающая революционерка поступила на работу в сельскую школу деревни Сухотинка (Ливенский уезд Орловской губернии, совсем рядом с родным селом). Здесь ей уда­лось организовать кружок кресть­ян-бедняков, которых Каллиста знакомила с марксистской литературой. Часто она выезжала в Орел, поддерживая связи с орловскими социал-демократами, в том числе с братьями Дубровинскими – Иосифом и Семёном.

Одна камера для будущих супругов

Первый арест Турбиной, последовавший в 1898 году, закончился одноразовым допросом, после которого её отпустили, и Каллиста поспешила уехать в Санкт-Петербург, где некоторое время обучалась на женских курсах

руководительниц физического воспитания («курсы Лесгафта»). Но, не доучившись, в апреле 1899 года помчалась в Тифлис, к жениху, Владимиру Родзевичу-Белевичу, которого недавно выпустили из Орловской тюрьмы совсем больным. Короткое свидание успокоило обоих, и Каллиста Афанасьевна, возвратившись в Центральную Россию, выполняла поручения по перевозке нелегальной литературы, поддерживала связь между московской и орлов­ской организациями социал-демо­кратов. К ней на московскую квартиру регулярно за нелегальной литературой приезжал из Орла Владимир Русанов, которого Каллиста своей квартирной хозяйке представляла как жениха.

В конце мая 1900 года Турбина приехала в Васильевское – Скарятино, навестить родителей и заодно восстановить связи с теми крестьянами, которых в своё время она вовлекла в социал-демократический кружок.

27 мая Каллисту арестовали – прямо в родительском доме. Приехали за нею так, словно она уже была известная и опасная революционерка: жандармский полковник из Елецкого жандармского управления, помощник прокурора, четыре жандарма, местные урядник, становой, сотский и понятая.

Священника Афанасия Турбина напугали так, что он написал после отъезда всей команды на фотокарточке дочери и даже на иконе: «Каля убыла». Батюшка подумал, что его дочь ждёт такая же судьба, как и родного дядю: сгинет в тюрьме.

Ночью Каллисту через железнодорожную станцию Верховье отправили в Орёл, где в местной тюрьме (вот ведь судьба) посадили её нечаянно (или специально?) в ту же камеру, в которой за несколько месяцев до этого сидел Родзевич-Белевич, её жених (на двери камеры было высечено его имя). А из Орла «опасную» революционерку прямым ходом переправили в Москву, в тюрьму на Таганке, где вскоре предъявили обвинение по статье 318 «Свода законов Российской империи»: «За вооружение рабочих против хозяев».

И хоть обращались с нею в тюрьме сносно, но допросы продолжались по пять часов ежедневно, и девушка, возвращаясь в камеру, буквально валилась с ног от усталости. А спустя какое-то время её стали мучить слуховые галлюцинации: постоянно казалось, что кто-то рядом плачет. Каллиста мужественно перенесла все испытания, к тому же, те рабочие, которые должны были показать на неё, как на главную зачинщицу забастовки, на очной ставке «не узнали её», выручив свою учительницу.

16 августа 1900 года, так ничего и «не накопав» против арестантки, полиция вынуждена была отпустить Турбину – правда, «под особый надзор». Этот день стал для революционерки двойным праздником: ей исполнился ровно 21 год.

Боролась до конца…

До конца 1900 года Каллиста жила сначала в родном селе Васильевском - Скарятине, а потом – в Орле, откуда в самом начале января 1901 года она отправилась на Кавказ, к жениху. В Кутаисе в тот же год состоялась скромная революционная свадьба, скорее, просто официальная регистрация отношений: дочь священника сменила родовую ливенскую фамилию на двойную польскую, став Родзевич-Белевич.

Два года с небольшим прожили молодые вместе, в симпатичном домике напротив бывщего Дворянского училища. Владимир Карлович официально работал в Управлении Государственных Имуществ, но главным делом считал печатание на гектографе антиправительственных листовок и распространение их в Кутаисе и окрестностях. Каллиста успевала не только помогать в этом мужу, но и вела замечательно домашнее хозяйство, родила сына и успевала давать уроки детям нескольких своих товарищей.

Кутаисская социал-демократическая организация, собственно, начиналась с супругов Родзевичей, к которым позже присоединилось несколько местных активистов.

В конце 1903 года Каллиста Родзевич-Белевич выехала на Орловщину, где до 1907 года проживала то у родителей в Васильевском, то в Орле, продолжая вести активную социал-демократическую пропаганду среди местных крестьян и рабочих. С мужем после 1905 года она общалась только по партийным делам, семейная жизнь супругов закончилась, но фамилию Родзевич – Белевич Каллиста Афанасьевна менять не стала.

В 1913 году, испытывая очередные проблемы со здоровьем, она навсегда поселилась в Ливнах. Здесь, с началом Первой мировой войны, Каллиста Афанасьевна работала сестрой милосердия в одном из госпиталей для солдат, преподавала в женской гимназии. Сразу после Великой Октябрьской социалистической революции она участвовала в создании в Ливнах первого Совета рабочих депутатов.

Два года потом, исключая период прихода деникинцев, Каллиста Афанасьева возглавляла в Ливенском уезде органы народного образования. Когда же в 1921 году тяжелый спондилит (болезнь позвоночника) приковал старую (42 года!) революционерку к постели, она полтора года лёжа, на дому, вела занятия двух кружков по изучению марксизма. После того, как ей был наложен на позвоночник специальный протез, и Родзевич – Белевич получила возможность ходить, она вновь вернулась к работе в народном образовании – инспектором.

Со своим страшным заболеванием Каллиста Афанасьевна боролась до последнего вздоха своей жизни, завершившейся в 1932 году. Она успела оставить для потомков «Воспоминания», написав их лёжа и карандашом, потому что сидеть и держать ручку болезнь не позволяла. «Автобиография К.А.Родзевич-Белевич (Турбиной)» и её «Воспоминания» хранятся ныне в фонде 1001 Государственного архива Орловской области. При написании этого очерка я, в основном, использовал именно эти документы.

Каллиста Родзевич-Белевич

Каллиста с мужем Владимиром Карловичем и сыном Евгением

(Александр Полынкин)

Читайте также:

Нашли ошибку? Есть что добавить? Напишите нам: klub.mastera@yandex.ru
Рубрика: История Орловского края | Добавил: admin (02.07.2017)
Читали статью: 3062 | Теги: Из цикла История революционного дви, Революционеры
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Войти ]
Облако тегов

Надоела реклама?

Смотреть панорамы Покровского: 360 градусов.


Внимание! Акция.

Создадим вместе, покровчане!


Мнения читателей
Последние комментарии:
21.04.2024
Это вторая съемка Андрея. Первую - мы смотрели всей компанией.  

16.04.2024
16.04.2024
02.04.2024
Спасибо, Всем. Встреча мне очень понравилась.
С уважением, Владимир Зайцев.

01.04.2024
Два раза - жаль. Первый раз жаль: то что Покровский артефакт ушел в другой район, а второй раз жаль: то что испортили сам экспонат: просверлив в нем отверстия и прикрепив табличку а ля кладбищенскую.....

29.02.2024
Анатолий, последние три - это, почти стопроцентно, один и тот же населённый пункт. В сельце обязательно должен быть помещичий дом, в данном случае, так и было. А вот деревня Медвежий Колодезь - это, скорее всего, современная деревня Медвежка, но нужно, всё-таки, разбираться...

29.02.2024
...ненаселённой земли, находящейся  Малоархангельского уезда  в деревне Медвежьем Колодезе, именуемой Степью". Александр Михайлович, вопрос к вам. Можно ли считать деревню Медвежий Колодезь (что в тексте),  сельцо Медвежья (18 века), сельцо Медвежка (19 века) и д. Казинка (за свинокомплексом, где бывший колхозный сад) – одним и тем же населенным пунктом? Согласно старым картам - последние три указанных населенных пункта - это одна и та-же деревня или сельцо (в прошлом).

19.02.2024
Я слышал, что упало 22 столба, причем бетонных!!!


Погода

Регистрация

 Индекс цитирования Клуб "Мастера" 2.0 ©  2011г.-2024г.