Доброго времени суток! Вы находитесь на сайте районного клуба творческих личностей "МАСТЕРА".
 
Рубрики
Творчество Мастеров Творчество наших читателей Библиотека История Покровского края История Орловского края Покровская районная библиотека Мир духовный Заметки на доброту дня Фотографии Покровского края Видеотека Поездки и заседания Доска объявлений Новости О сайте "Мастера" Обратная связь RSS - лента Виджет для Яндекса Приложение для Android

Серебряное кольцо


МКУК ПМЦРБ

Сайт районной библиотеки


Нужна помощь!

Поможем, земляки?


Стена сайта
Всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Просмотров сегодня:
Яндекс.Метрика
Посетителей сегодня:


Главная » История Орловского края

«Моя родимая сторонка» (болховчанин Олег Волков о своей родословной, часть первая)
Опубликовано: 12.05.2017.

Имя Олега Волкова, уроженца города Болхова, внука Героя Советского Союза Порфирия Жучкова, отставного военного, живущего ныне в Воронеже, не раз уже звучало на нашем сайте, например, в очерках «Несколько часов в Болхове в день рождения Пушкина» и «О первом снимке Болхова…». Совсем недавно Олег Серафимович, вместе со всем своим семейством участвовал в праздничных мероприятиях, проходивших 9 мая в Воронеже. Он прислал на сайт «Мастера» фотографии с Дня Победы, с которыми я предлагаю ознакомиться нашим зрителям и читателям.

Кроме снимков, О.С.Волков закончил очерк по своей родословной, названный им «Моя родимая сторонка». Предваряет его стихотворение-акростих (первые буквы строчек составляют словосочетание «Моя малая Родина – Болхов» - А.П.).

Моя родимая сторонка,

Обитель предков с давних пор.

Я здесь не путник посторонний,

 

Молчком глазевший на собор.

Автобус "пазик", друг старинный,

Лишь подъезжает, - сразу вид:

А Болхов издали картина,-

Язык преданий говорит.

 

Ракиты над Нугрём - рекою

Одеты нежною листвой.

Дорожкой с росною травою

Иду-бреду в ладу с собой.

На куполах играет лучик,

А в небесах бездонна синь.

 

Быть может тут особый случай.

О, Болхов, как же ты красив!

Ладонь подставлю под колонку,

Холодной подожду воды.

Ответь, родимая сторонка,

В чём притяженье красоты?

А теперь, читатель, – начало очерка, размышление болховчанина Волкова о малой Родине и её истории (Александр Полынкин):

Облик города немыслим без парков, театров, памятников и музеев. Старинные здания разительно отличаются от типовых "коробок". Они притягивают взгляд, подтверждая известное высказывание, что архитектура - это застывшая музыка. Мимо памятника, торопясь по делам, проходишь, а не пробегаешь. Если же доведётся посетить театр или музей, то испытываешь благоговение и сам себе обещаешь повторять это почаще. Реальная жизнь берёт своё, находятся якобы неотложные вопросы и проблемы, обещание откладывается "на потом". Потом - это неопределённая временная категория, может растянуться на долгие месяцы и даже годы. В конце концов всё возвращается на круги своя и снова спешишь на встречу с прекрасным и вечным, есть у человека такая потребность... Но это не всё, сидит внутри нас и другое, о чём написал Александр Сергеевич Пушкин:

Два чувства дивно близки нам,

В них обретает сердце пищу.

Любовь к родному пепелищу,

Любовь к отеческим гробам.

На них основано от века,

По воле Бога Самого,

Самостоянье человека,

Залог величия его.

Вот так, рассуждают о загадочной русской душе, а гений Пушкина вывернул эту душу наизнанку, показал и опять спрятал. Простыми словами не объяснить. Живёт человек со своими радостями-печалями, ходит по грешной земле, любит, трудится, воспитывает детей и вроде всё идёт своим чередом. Но однажды, в одночасье, он начинает вспоминать свою малую Родину, предков, сожалеть о том, что не поинтересовался в своё время у старших, не расспросил о прежнем житье-бытье. Время безжалостно и многое утрачено навсегда, точнее не многое, а практически всё. Перед человеком встаёт выбор, ограничиться имеющимися сведениями или приложить усилия, добывая новые. Кто-то останавливается, а кто-то идёт дальше и не понять почему. Вспоминаются слова О. Генри: "Дело не в дороге, которую мы выбираем; то, что внутри, заставляет нас выбирать дорогу". То, что внутри меня, выбрало дорогу Поиска.

 

Далеких предков чуть заметен след.

В тиши архивов, фото и рассказах.

Большая радость маленьких побед

Приходит не случайно и не сразу.

Путь поиска извилист и тернист.

Порой тупик, но точку ставить рано.

Упорно лезет в гору альпинист.

И в музыке то форте, то пиано.

Связать времен порвавшуюся нить,

Приблизиться к истокам и основам,

Для новых поколений сохранить.

...Все это - мое Поле Куликово.

Для занятия поисками потребовалось разобраться в ряде вопросов. Дело в том, что в присылаемых из архивов данных и прочитанных на поисковых сайтах документах много новых терминов. Да и точное значение даже известных слов, как оказалось, требовало повторения пройденного. Так часто бывает: уверен, что знаешь, а попробуй сдать экзамен сам себе. И ещё, сдать нужно "на пятёрку", иначе, зачем огород городить.

Как учили в школе, все начинания в России начались с Петра Первого. Про все не скажу, но правильное делопроизводство точно, допетровские документы можно пересчитать буквально по пальцам. Это были известные столбцы, свитки. Государевы указы читались народу зычным голосом с развёрнутого свитка, эта картина знакома по историческим фильмам. В жизни было по-другому, только самые ценные документы хранились в футлярах, остальные при многократном скручивании-раскручивании ветшали, найти нужное место сразу не удавалось. И в 1699 году прибыльщик Алексей Курбатов предложил ввести гербовую бумагу, а в 1700 году перейти от столбцов к тетрадям (в тетради писали текст с обеих сторон листа, бумага экономилась вдвое). Пётр Великий одобрил новшества и пошла писать... Нет, не губерния (их ещё предстоит ввести в 1708 году), а канцелярия, заскрипели гусиными перьями подьячие - чернильные души (интересный факт: лучшими считались перья из левого крыла гуся). С этих времён и вошли массово в наш обиход документы: купчие, челобитные, всевозможные отчёты всех видов.

Именные Указы по всем направлениям деятельности царя-реформатора следовали один за другим.

Чтение Указов Петра Великого представляет собой отдельный интерес. Сразу оговорюсь, что речь идёт о канонических текстах, а не о перепечатках из жёлтой прессы для придания живости легковесному чтиву. Император не был лириком, всё выходившее из-под его пера имело глубокий смысл и практическое применение. Указ от 26 ноября 1718 года (по старому стилю) не был исключением. Во многих источниках часто его называют Указом о проведении ревизий, о переписи населения. Это не совсем так. Во все времена все правители желали знать количество своих подданных и в силу возможностей такой подсчёт вели. Правда достоверность была невелика по многим причинам. Большие расстояния, снега - метели, весенняя распутица, разливы рек, болота и осеннее ненастье не способствовали быстрой и качественной работе. Разбойников, диких зверей и болезней тоже хватало. Да и помещики хитрили, что вполне объяснимо: крестьяне умирали, убегали искать лучшей доли, а платить в казну приходилось за всех. В общем, сложностей было не перечесть и результаты проведённых в 1706 и в 1710 году переписей Петра не устроили. В 1718 году был издан новый Указ, приведу его полное название и текст (взято из "Полного собрания законов Российской Империи"). Название: "О введении ревизии, о распределении содержания войска по числу ревизских душ, об определении воинских и избрании Земских комиссаров для завладевания всех сборов с крестьян для содержания войска и о счёте Земских комиссаров в собираемых ими деньгах и припасах".

Далее следует текст: "1) - Взять сказки у всех (дать на год сроку), чтоб правдивыя принесли, сколько у кого в которой деревне душ мужеска пола, объявя им то, что кто что утаит, то отдано будет тому, кто объявит о том. 2) - Росписать, на сколько душ солдат рядовой с долею на него роты и полкового штата, положа средний оклад, или чего более невозможно и чего меньше не надлежит в такой надежде, что с них более никаких податей в работе не будет, разве какое нечаемое нападение неприятельское или домашнее какое замешание. 3) - Учинить на каждый полк два комиссара: одного полкового, другого от земли, котораго надлежит по вся годы выбирать дворянам, того уезда помещикам, и по окончании года считать, и ежели в чём неправду учитаит, и судить и доправливать им дела их".

И в конце Указа: "...А буде кто, как переписчик, так и офицер, сей своей должности и указу пренебрегут, казнены будут смертию".

Вот в чём смысл! В содержании войска... Конкретная цель, определение задачи, контроль за исполнением и санкции для виновников. Классика управления с учётом реалий жестокого времени.

Всего провели десять ревизий податного населения Российской Империи, сейчас они представляют собой бесценные сведения о наших предках. Данные трёх первых ревизий хранятся в Российском государственном архиве древних актов, остальные в областных архивах. Только следует учитывать, что каждая ревизия проводилась довольно длительное время и точность данных имеет временные погрешности. Поэтому, если есть возможность, требуется подтверждение другими документами, хранятся они в том же областном архиве. Это прежде всего исповедные ведомости и метрические книги церквей.

Первую попытку составления исповедных переписей в нашей стране пытались реализовать в конце 17-го века, патриархом Адрианом 26 декабря 1697 года была принята соответствующая инструкция. Главной целью было выявление раскольников. Дальше дело не пошло, царь был занят войной со шведами и строительством флота. Как известно, без административного ресурса любое дело на Руси продвигается туго, чаше всего сходит на нет. Так случилось и в этот раз, попытку отложили на несколько лет, до лучших времён.

Исповедные ведомости составлялись ежегодно священником церкви, как правило, во время Великого поста, учитывалось по дворам всё православное население прихода с указанием возраста. И тоже всё было продумано: учитывались прихожане церкви во время причастия, не бывших на причастии штрафовали. И опять всё началось с Петровских времён, в 1716 году вышел Указ "О хождении на исповедь повсегодно, о штрафе за неисполнение сего правила и о наложении на раскольников двойного оклада". Этим же Указом духовники обязывались подавать списки неисповедовавшихся прихожан властям. Буквально всё предусмотрел император - реформатор, даже потенциальных крамольников! В последующие годы начинание дополнялось и уточнялось, были указы Сената и Священного Синода 1722 года, а в 1737 году Указом Анны Иоанновны от 4 февраля окончательно определена форма заполнения исповедной ведомости. Императрица Екатерина Вторая тоже не оставила без внимания эту тему, именным Указом от 30 сентября 1765 года расписала штрафы за уклонение от исповеди. Интересный факт: все деньги от штрафов перечислялись в военные госпитали. Не могу не процитировать строки о денежных средствах для лечения воинов: "...Чтобы в тех сборах поступали с крайним тщанием, иметь крепкое смотрение, дабы в том никакой недоимки отнюдь последовать не могло". Как звучит... А форма исповедной ведомости оставалась в неизменном виде удивительно долгое время, вплоть до революции 1917 года, отменившей и причастие, и саму церковь. Приходские экземпляры исповедных ведомостей в основном уничтожили, лишив нас ценнейших свидетельств лет прошедших. Но с давних пор с исповедных ведомостей священники снимали копию, носившую название "консисторская". Именно эти экземпляры и попали впоследствии в архивы, позволили нам заглянуть в прошлое. Впрочем, и архивы подвергались нашествию некоторых (как бы помягче сказать) "персонажей", в 1927 году распоряжением директора Центрархива РСФСР небезызвестного Покровского М.Н. исповедные ведомости 1865 года и более поздние были уничтожены, как не имеющие ценности... Комментарии излишни...

Метрические книги церквей - самый интересный, с моей точки зрения, источник. Их ещё называли троечастными или трёхчастными. Дело в том, что метрические книги состояли из трёх частей. В первой части священник записывал данные о рождении и крещении младенца, кто его родители, восприемники (крёстные). Во второй части книги записывались данные о состоявшемся бракосочетании, указывались фамилии, имена, отчества, сословие и возраст жениха и невесты, сведения о поручителях. Да, именно так назывались современные свидетели, но ответственности на них лежало побольше. Поручители ручались перед Богом и людьми за жениха и невесту, в те времена это не было пустым звуком. В последней, третьей, части записывали сведения о кончине и погребении, указывалась причина смерти, возраст умершего и место последнего упокоения.

Своими корнями метрические книги уходят в семнадцатый век. Век страшный, "бунташный", век больших перемен в жизни русского народа. Смута, интервенция, смена царствующей династии, бесконечные войны и народные волнения. И самое масштабное событие тех времён - Раскол. В дальнейшем борьба с раскольниками (а их было много, очень много) приобрела определённые формы, требовалась унификация всей церковной жизни. Как всегда бывает, все беды свалили на низших, не церковные иерархи, а простые священники оказались крайними. В "Деяниях" Большого Собора 1666-1667 годов именно они были названы "невеждами", от них "... бывают в церкви божии мятежи и расколы". С этой поры и началась практика ведения метрических книг. По старой русской традиции запрягали долго, священники противились, не желая заполнять свою жизнь бюрократическими делами. Они были тесно связаны с мирской общиной, именно миряне выбирали священника и дьякона, а церковная власть только утверждала. Особенностью было и строительство храмов, иностранцы отмечали благочестие русских, принять посильное участие в делах постройки церкви, монастыря или часовни считалось делом богоугодным, украшающим жизнь человека. Отношения приходских священников и прихожан отличались доверительностью, чем обе стороны дорожили. И вдруг, в одночасье, батюшка должен был стать инструментом государственного контроля. Если называть вещи своими именами, то на русском языке это звучит так - столкнуть лбами. За невыполнение указаний церковная власть грозилась всевозможными карами, вплоть до "...церковной казни без всякия пощады". Справедливости ради отметим, что продержались священники долго, прошла жизнь целого поколения. Отделывались отписками "...а росколников и противников я у них никого не ведаю". Даже Указ Петра Великого от 14 апреля 1702 года на ситуацию не повлиял, кое-где стали книги вести (самая ранняя за 1703 год, Донской монастырь в Москве), но это капля в море. Всё изменилось в 1721 году с принятием 16 сентября Духовного регламента - законодательного акта Петра Великого о реформе церковного управления. Церковь стала подчиняться государству, а вместо патриаршества учреждался Синод. В 1722 году вышло "Прибавление" к Духовному регламенту, 20 февраля 1724 года вышел Указ Синода "О содержании священниками метрических книг для записи рождающихся, браком сочетающихся и умирающих, и о присылке из оных ежегодно экстрактов к Архиереям". Прямо в тексте привели формы и порядок ведения книг. С этих времён и сохранились метрические книги на радость потомкам. Книги выдавались каждой церкви, сначала расчерчивались от руки, потом поступали с отпечатанными графами, совершенствовалась защита и меры сохранности документов. Заполнялись в двух экземплярах, один был приходским, а второй (консисторский) отправлялся в духовную консистории. Сенатским Указом от 29 февраля 1764 года определялись виды болезней от которых могли отдать Богу душу подданные императрицы Екатерины. Второй. Таковых насчитали два десятка, точнее восемнадцать, оставив для подстраховки две позиции особняком - от всяких несчастных случаев и от болезни неизвестной. Строго по этому перечню и писали причину смерти в третьей части книги. Писать о "метриках" можно много, остановлюсь. Хотя нет, нужно указать один интересный момент. Удивляет факт крещения младенцев в первые дни после рождения. Не ждали, пока окрепнет, когда мать после родов придёт в себя, да и погода на дворе стояла разная. Крестили по той причине, что в случае смерти некрещёного младенца родители на три года лишались причастия.

Очень важным и ценным для поиска является точная дата происходящих событий, только нужно учитывать дельту - расхождение между юлианским и григорианским календарями. В восемнадцатом веке разница составляла 11 дней, с 12 марта 1800 года до 12 марта 1900 года 12 дней, с 13 марта 1900 года и до настоящего времени 13 дней. Совершенно точно выясняется дата рождения далёкого предка, его бракосочетания и погребения.

Самая первая фотография города Болхова. 1863 год. Фотограф – Эдуард Шлессинг. Оригинал находится в музее-заповеднике Тургенева, Спасское-Лутовиново.

Фото с колокольни -

Чудо предо мной.

То не град престольный,

Болхов наш родной.

 

На горе, на Красной,

Высится собор.

Снимку - полтораста,

Цел и до сих пор.

 

Дивная картина!

Церкви, купола.

Не одна тропинка

К храму пролегла...

 

Сделал снимок мастер,

Честь его труду.

Всем желаю счастья

В будущем году!

(Продолжение будет в нескольких частях)

Читайте также:

Нашли ошибку? Есть что добавить? Напишите нам: klub.mastera@yandex.ru
Рубрика: История Орловского края | Добавил: admin (12.05.2017)
Читали статью: 1305 | Теги: Болхов, Болховский уезд, Герой Советского Союза, Порфирий Жучков
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Войти ]
Облако тегов

Надоела реклама?

Смотреть панорамы Покровского: 360 градусов.


Внимание! Акция.

Создадим вместе, покровчане!


Мнения читателей
Последние комментарии:
21.04.2024
Это вторая съемка Андрея. Первую - мы смотрели всей компанией.  

16.04.2024
16.04.2024
02.04.2024
Спасибо, Всем. Встреча мне очень понравилась.
С уважением, Владимир Зайцев.

01.04.2024
Два раза - жаль. Первый раз жаль: то что Покровский артефакт ушел в другой район, а второй раз жаль: то что испортили сам экспонат: просверлив в нем отверстия и прикрепив табличку а ля кладбищенскую.....

29.02.2024
Анатолий, последние три - это, почти стопроцентно, один и тот же населённый пункт. В сельце обязательно должен быть помещичий дом, в данном случае, так и было. А вот деревня Медвежий Колодезь - это, скорее всего, современная деревня Медвежка, но нужно, всё-таки, разбираться...

29.02.2024
...ненаселённой земли, находящейся  Малоархангельского уезда  в деревне Медвежьем Колодезе, именуемой Степью". Александр Михайлович, вопрос к вам. Можно ли считать деревню Медвежий Колодезь (что в тексте),  сельцо Медвежья (18 века), сельцо Медвежка (19 века) и д. Казинка (за свинокомплексом, где бывший колхозный сад) – одним и тем же населенным пунктом? Согласно старым картам - последние три указанных населенных пункта - это одна и та-же деревня или сельцо (в прошлом).

19.02.2024
Я слышал, что упало 22 столба, причем бетонных!!!


Погода

Регистрация

 Индекс цитирования Клуб "Мастера" 2.0 ©  2011г.-2024г.