Доброго времени суток! Вы находитесь на сайте районного клуба творческих личностей "МАСТЕРА".
 
Рубрики
Творчество Мастеров Творчество наших читателей Библиотека История Покровского края История Орловского края Покровская районная библиотека Мир духовный Заметки на доброту дня Фотографии Покровского края Видеотека Поездки и заседания Доска объявлений Новости О сайте "Мастера" Обратная связь RSS - лента Виджет для Яндекса Приложение для Android

Серебряное кольцо


МКУК ПМЦРБ

Сайт районной библиотеки


Нужна помощь!

Поможем, земляки?


Стена сайта
Всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Просмотров сегодня:
Яндекс.Метрика
Посетителей сегодня:


Главная » История Орловского края

О родословной старца Иоанна (Крестьянкина)
Опубликовано: 23.08.2018.

22 августа газета «Орловский вестник» опубликовала мой очерк, который я привожу полностью (Александр Полынкин):

«Для начала, уважаемый читатель, две цитаты от самого известного православного писателя России настоящего времени, и – одновременно - епископа Русской православной церкви, митрополита Псковского и Порховского с 17 мая 2018 года, Тихона (в миру – Георгия Александровича Шевкунова). Его знают не только верующие нашей страны, но и обычные читатели по книге «Несвятые святые и другие рассказы», которая уже вышла тиражом более двух с половиной миллионов экземпляров.

«Исповедник и подвижник»

Итак, первая цитата от митрополита Тихона: «Ему суждено было пройти через тяжёлые испытания, но Господь сохранил его жизнь – сохранил для всех нас, чтобы мы порадовались при свете его. Он прожил жизнь исповедника и подвижника. Не случайно, что именно 5 февраля 2006 года, в День памяти новомучеников и исповедников Российских, Господь призвал к себе своего верного служителя».

И вторая цитата: «…Благодарю Господа за то, что Он по великой Своей милости дал мне, грешному, на своем жизненном пути встретить такого христианина и общаться с ним. Мне думается, что ничего более поразительного ни в прошедшие мои годы, ни, наверное, в оставшийся срок жизни, я уже не встречу».

Ты, читатель, уже понял, что митрополит Тихон в этих высказываниях ведёт речь об одном и том же человеке. Назову его имя: священнослужитель Русской православной церкви, архимандрит Иоанн (Крестьянкин), один из наиболее почитаемых старцев Русской православной церкви в конце XX — начале XXI веков. 39 лет он был насельником Псково-Печерского монастыря и пользовался огромным уважением и популярностью у верующих. Вскоре после своего избрания президентом России к Иоанну Михайловичу приезжал за благословением Владимир Путин, и с того времени (2001 год) старец стал духовным наставником и советчиком главы государства.

Отец Иоанн (Крестьянкин)

О жизненном пути архимандрита Крестьянкина написано множество статей и воспоминаний, их легко найти на православных сайтах в интернете, и потому напоминать читателю основные моменты биографии старца я не буду. Лишь подчеркну, что он – уроженец города Орла, и из наших земляков второй половины XX века – один из самых известных (если не самый-самый). В 2010 году в Орле была издана небольшая книга под названием «Всероссийский старец архимандрит Иоанн (Крестьянкин)». Автором-составителем её стал орловский краевед, специализирующийся на православной тематике, - Анатолий Мищенко.

Анатолий Константинович сумел рассказать о замечательном уроженце Орла просто и доходчиво, остановившись на главных периодах его долгой и многотрудной жизни – от детства и юности до последних лет и кончины старца. Приведены в издании некоторые из сочинений и писем Иоанна Михайловича и воспоминания о нём.

Белорусский интерес к Орлу

Но не только в России хотят как можно лучше узнать о православном духовном деятеле современности. Известный белорусский писатель, телеведущий, историк, журналист, киносценарист, радиоведущий, член президиума правления Союза писателей Беларуси и член Союза писателей России Вячеслав Бондаренко известен как автор кинороманов-бестселлеров "Ликвидация" и "Кадетство", исторических исследований на военную тематику и в серии "ЖЗЛ", в том числе, биографий Петра Андреевича Вяземского и Лавра Георгиевича Корнилова. Для серии «ЖЗЛ» он задумал написать и книгу о старце Иоанне (Крестьянкине). Однако Вячеславу Васильевичу не хватало материала по родословной нашего земляка.

В Орле белорусский писатель давно общается с Константином Борисовичем Грамматчиковым, и в декабре 2017 года приезжал по его приглашению для участия в конференции «Братушки», посвящённой 140-летию русско-турецкой войны 1877-1878 годов и роли России (и уроженцев Орловщины) в освобождении Болгарии от турецкого ига. Я тоже участвовал в этом интересном и насыщенном событиями мероприятии. Тогда-то Константин Грамматчиков нас и познакомил.

Бондаренко спросил меня, не соглашусь ли я поработать в Государственном архиве Орловской области по его просьбе и выразил её суть. Так начался поиск, длившийся несколько месяцев. Результатами его стали новые факты из биографии старца Иоанна, касавшиеся его родителей и предков. Вячеслав Бондаренко использует их в своей книге (со ссылкой на меня), а я публикую эту статью, как бы предваряя новое издание из серии «ЖЗЛ».

В ходе поиска выяснилось, что некоторые, часто встречаемые в литературе сведения о старце, не соответствуют действительности. Биографы Иоанна (Крестьянкина) писали, что его матушка - Елисавета Илларионовна (Елизавета Ларионовна, в девичестве – Кошеверова), происходила из болховских мещан. Изучение метрических книг пятнадцати храмов этого города позволило мне убедиться в обратном. Мало того, фамилия «Кошеверовых» вообще отсутствовала среди мещан этого города. А вот в Орле мне она встречалась и до этого, и потому основная часть моего поиска и находок пришлась на метрические книги и «Ревизские сказки» по губернскому центру.

Прихожане Смоленской церкви

Итак, по порядку. Начну с Крестьянкиных. Фамилия эта оказалась не очень популярной, но и не самой редкой у жителей Орла. Среди её обладателей были не только мещане, но и купцы. К примеру, прихожанами Смоленской церкви в конце XVIII - начале XIX века было семейство купца Ивана Семёновича Крестьянкина. Сам он скончался 10 июля 1805 года в возрасте 80 лет, а его род и дела продолжил сын Василий.

Мещан с фамилией «Крестьянкины» в приходе Смоленской церкви было несколько семей. Вполне возможно (я не «копал» глубоко их историю – А.П.) все они, да и названное выше купеческое семейство произошли от одного общего основателя рода.

А теперь перейду непосредственно к предкам старца Иоанна. В «Ревизской сказке 1857 года декабря 18 дня города Орла» мне удалось найти семью мещанина Фёдора Васильевича Крестьянкина (60 лет) и его жены Евдокии Ивановны (49 лет). Это прадед и прабабушка нашего знаменитого земляка. Проживали они в 1-ой части города Орла, в собственном доме, вместе с сыновьями Дмитрием (28 лет), Василием (16 лет), Петром (12 лет) и дочерью Марьей (22 года).

Благодаря метрическим книгам Смоленской церкви за предшествующие годы я выяснил, что у Фёдора Васильевича и Евдокии Ивановны Крестьянкиных рождались и другие дети: Николай (1841 год), Вера (1842), Екатерина (1843), Фёдор (1845), снова Николай (1846), Анна (1848), но эти шестеро братьев и сестёр скончались во младенчестве от различных заболеваний (процент детской смертности в те годы был очень высок – А.П.).

Фёдор Васильевич Крестьянкин и его верная супруга Евдокия Ивановна скончались друг за другом. Муж - 9 декабря 1860 года «от чахотки», а жена - 24 сентября 1861 года, «от водяной болезни». Они так и не дождались свадьбы и внуков от старшего сына Дмитрия.

 

Во имя любви к ближнему своему…

Дмитрий Фёдорович Крестьянкин, родной дед будущего старца Иоанна, 8 ноября 1861 года венчался в Смоленском храме с орловской купеческой девицей Анной Петровной Немытовой (возраст жениха и невесты в записи о бракосочетании не назван – А.П.).

15 октября 1862 года (эта и другие даты даны по старому стилю – А.П.) у молодых родился первенец – сын Михаил, отец Иоанна Крестьянкина. Крёстным младенца стал родной дядя матери – Василий Петрович Немытов (хотя и записан он не купцом, а мещанином – А.П.), а крестной матерью выступила жена купца Мещерина – Мария Ивановна.

Вплоть до конца 60-ых годов XIX века все Крестьянкины были прихожанами Смоленской (Богородицы Одигитрии Смоленской) церкви, но в 90-ые годы они оказались в приходе Ильинского (Николо-Песковского) храма.

Именно в нём пошли под венец 10 января 1894 года орловский мещанин Михаил Дмитриевич Крестьянкин, 30 лет, и дочь государственного крестьянина деревни Монастырской Сухой Орлицы Евдокия Васильевна Сорокина, 17 лет. Это был первый брак отца старца Иоанна, и судьба этого брака оказалась очень печальна. 7 декабря 1894 года молодая мама Евдокия Крестьянкина родила сына Александра, а спустя 10 дней, так и не оправившись от последствий тяжёлых родов, скончалась. Младенец Александр умер «от слабости» через 6 месяцев - 11 июня 1895 года.

Вторично Михаил Крестьянкин венчался в той же Ильинской церкви 18 сентября 1895 года. Ему на тот момент почти исполнилось 33 года (без одного месяца), а избраннице, дочери отставного рядового из мещан города Орла, девице Елисавете Иларионовне Кошеверовой, было 20. Одним из поручителей жениха выступил его родной дядя по матери, купец Дмитрий Петрович Немытов, а у невесты поручителями стали её дядя и двоюродный брат по матери – Николай Иларионович и Павел Ильич Кошеверовы.

С первого года семейной жизни стало казаться, что судьба немилосердна к молодым супругам, и продолжаются испытания Михаила Крестьянкина в первом браке. 24 июля 1896 года родилась у Крестьянкиных дочь Серафима, но уже 30 октября того же года скончалась «от слабости».

7 июля 1897 года родилась вторая дочь, Мария, но и она умерла, ещё быстрее, в пять недель. И только с рождением сына Александра, 28 августа 1898 года, солнышко, казалось, засияло своими лучами над любящими родителями, ждавшими полного семейного счастья после долгих испытаний.

Следом появились Константин (15 мая 1900), Татьяна (12 января 1903), Павел (27 июня 1906), Сергей (25 июня 1908). Последним по счёту, восьмым ребёнком в семье Крестьянкиных, стал человек, которому и посвящён этот очерк – Иоанн. Он появился на свет 29 марта 1910 года по старому стилю. Наверное, одним из интересных и благодатных обстоятельств при рождении всех детей в семье Михаила Дмитриевича и Елисаветы Иларионовны было то, что крестили младенцев (становились восприемниками, как говорили тогда) только любившие их близкие родственники. Родная тётя детей (по матери) – Параскева Иларионовна Овчинникова стала крёстной матерью не только самому младшему – Иоанну, но и остальным семи его братьям и сёстрам. А крестным отцом у большинства детей стал их дядя, родной брат отца, Иван Дмитриевич Крестьянкин.

Его имя получил и будущий старец. В любви рождались дети в семье Крестьянкиных, и эту Божественную любовь всю свою долгую жизнь передавал людям Знаменитый Старец…

(Александр Полынкин)

P.S. Этот очерк, напомню, опубликовал «Орловский вестник» 22 августа, а утром 23 августа я получил электронное послание от Вячеслава Бондаренко:

«Добрый день, уважаемый Александр Михайлович!
Высылаю Вам обложку и фототетради книги. Она выйдет, скорее всего, в сентябре. Вам принесены благодарности и в предисловии, и в самом тексте книги.
Надеюсь, что получится устроить ее презентацию в Орле, чтобы вручить Вам книгу лично.
Еще раз огромное спасибо Вам за помощь в поиске новых данных об о.Иоанне.
С уважением, Вячеслав».

Вот обложка книги, надеюсь, многие из жителей Орловщины захотят приобрести её, чтобы познакомиться с жизнеописанием замечательного земляка (Александр Полынкин)

 

Читайте также:

Нашли ошибку? Есть что добавить? Напишите нам: klub.mastera@yandex.ru
Рубрика: История Орловского края | Добавил: admin (23.08.2018)
Читали статью: 1420 | Теги: Мир духовный
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Войти ]
Облако тегов

Надоела реклама?

Смотреть панорамы Покровского: 360 градусов.


Внимание! Акция.

Создадим вместе, покровчане!


Мнения читателей
Последние комментарии:
16.04.2024
16.04.2024
02.04.2024
Спасибо, Всем. Встреча мне очень понравилась.
С уважением, Владимир Зайцев.

01.04.2024
Два раза - жаль. Первый раз жаль: то что Покровский артефакт ушел в другой район, а второй раз жаль: то что испортили сам экспонат: просверлив в нем отверстия и прикрепив табличку а ля кладбищенскую.....

29.02.2024
Анатолий, последние три - это, почти стопроцентно, один и тот же населённый пункт. В сельце обязательно должен быть помещичий дом, в данном случае, так и было. А вот деревня Медвежий Колодезь - это, скорее всего, современная деревня Медвежка, но нужно, всё-таки, разбираться...

29.02.2024
...ненаселённой земли, находящейся  Малоархангельского уезда  в деревне Медвежьем Колодезе, именуемой Степью". Александр Михайлович, вопрос к вам. Можно ли считать деревню Медвежий Колодезь (что в тексте),  сельцо Медвежья (18 века), сельцо Медвежка (19 века) и д. Казинка (за свинокомплексом, где бывший колхозный сад) – одним и тем же населенным пунктом? Согласно старым картам - последние три указанных населенных пункта - это одна и та-же деревня или сельцо (в прошлом).

19.02.2024
Я слышал, что упало 22 столба, причем бетонных!!!

13.02.2024
Спасибо, Александр Михайлович, за тёплые слова.


Погода

Регистрация

 Индекс цитирования Клуб "Мастера" 2.0 ©  2011г.-2024г.