Доброго времени суток! Вы находитесь на сайте районного клуба творческих личностей "МАСТЕРА".
 
Рубрики
Творчество Мастеров Творчество наших читателей Библиотека История Покровского края История Орловского края Покровская районная библиотека Мир духовный Заметки на доброту дня Фотографии Покровского края Видеотека Поездки и заседания Доска объявлений Новости О сайте "Мастера" Обратная связь RSS - лента Виджет для Яндекса Приложение для Android

Серебряное кольцо


МКУК ПМЦРБ

Сайт районной библиотеки


Нужна помощь!

Поможем, земляки?


Стена сайта
Всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Просмотров сегодня:
Яндекс.Метрика
Посетителей сегодня:


Главная » История Орловского края

Оболенские из Мценска и Болховского уезда
Опубликовано: 23.03.2019.

На сайте «Мастера» в течение нескольких лет я опубликовал несколько материалов, посвящённых священнослужителям Оболенским из села Смирные Малоархангельского уезда (ныне – Покровского района). Перечислю их: «Успенский храм села Смирные и священники Оболенские», «О том, как «раскулачили» священника Николая Оболенского» и «Дети священника Оболенского».

Последний священник Успенской церкви села Смирные

Отец Николай Оболенский

Солидную часть сведений о них предоставил в моё распоряжение потомок этих священников, Сергей Короленко, проживающий в Санкт-Петербурге. В прошлом году очерк, посвящённый Успенской (Богородицкой) церкви села Смирные и её священно- и церковнослужителям, вошёл в книгу «Храмы и люди», изданную в «Картуше».

А совсем недавно Сергею Короленко удалось довести до логического завершения историю поиска родословной своих предков. Он рассказал об этом присланном в наш адрес письме, которое я и предлагаю читателям (Александр Полынкин):

Доброе утро, Александр Михайлович!

Как обещал, высылаю Вам два файла с родословной таблицей Оболенских и своими комментариями к ней.

Мне очень долго не удавалось что-то узнать о происхождении священника Успенской церкви села Богородицкого Малоархангельского уезда Орловской губернии Стефана Стефанова сына Оболенского. Его служебный формуляр, найденный в РГИА и составленный по поводу его ходатайства о пенсии, достаточно подробно описывает историю его священнического служения, но о его происхождении ничего известно не было, кроме того, что он священнический сын. Семинарию Стефан закончил в 1829 году, женился на Прасковье, дочери умершего (вероятно) священника Ивана Иванова сына Бунина и в тот же год в декабре был произведен во священника к Успенской церкви в села Богородицкого.

Поиск священника Стефана, имеющего сына Стефана примерно 1807 года рождения, проводился мной по разным источникам, но в основном, по ревизским сказкам Малоархангельского и близлежащих Ливенского, Севского, Елецкого уездов. Именно там, и особенно в Ливенском, чаще всего мелькала фамилия Оболенских-священников. Зная о том, что Елец и Ливны долгое время в 18 веке относились к Воронежской епархии, я пытался смотреть и списки Воронежской семинарии. Но найти нужное сочетание имен никак не удавалось.

Всё разъяснилось, когда коллега на форуме vgd.ru подсказал, что интересующие меня имена попались ему в РГИА при просмотре дел 802-го фонда «Учебного Комитета при Синоде» с ведомостями выпускников духовных семинарий. Необычайной удачей оказалось наличие записей в этих ведомостях об именах, чинах и местах службы отцов учеников и студентов. Стефан Оболенский нашелся в Мценске, причем не один. Комбинация с Оболенскими получилась довольно забавной:

1. РГИА Ф802/оп.1/д.4159 – «Ведомости об училищах по Орловской Епархии за 1824/1825 учебный год»:

- Иван Оболенский 18 лет, города Мценска Соборной церкви протоиерея Стефана сын;

- Стефан Оболенский 18лет, города Мценска Харлампиевской церкви священника Стефана сын.

УРА!!! Это именно тот, которого я и искал!!! Год рождения и год окончания семинарии не оставляют никаких сомнений. Но далее в тексте сюрприз:

-Петр Троицкий 22 года, города Мценска Харлампиевской церкви священника Стефана сын

Как же это так? Два священника в одной церкви с одинаковыми именами? Или Стефан и Петр - это все-таки два родных брата? Но далее еще интересней:

2. РГИА Ф796/оп.87/д.1148 «Ведомости об учащихся в духовных заведениях» за 1805 год

- Стефан Оболенский 21 год, города Мценска Мироносицкой церкви священника

Стефана Сын, поступил в 1796году.

Ух! И в Мироносицкой церкви Стефан?

В общем, со Стефанами то пусто, то густо! Пришлось ехать в Орел разгадывать этот ребус. Благо, что сохранность мценских ревизий СЦС оказалась весьма хорошей. В ГАОО для начала я просмотрел сохранившиеся «Исповедные ведомости» Харлампиевской церкви.

  1. Фонд 101/опись /дело 2302 за 1824-1829гг, дело 2303 за 1831-1835гг, дело 2305 за 1837год.

По этим документам, очень небольшим по объему, однозначно можно сделать вывод о том, что священник в церкви был только один, т.к. церковь эта кладбищенская, и прихожан, приходивших на исповедь, в ней всего несколько человек. Но состав семьи священника представлен в ведомостях очень хорошо. В 1824 году записаны:

священник Стефан Федоров 46 лет, жена его Пелагея Васильева - 40 лет, у них

дети: Марья - 15лет, Евдокея - 11лет, Александра - 10лет, Любовь -7лет, Николай - 3года.

В этих ведомостях нет имен сыновей священника Петра и Стефана, но это легко объяснимо – они на учебе в семинарии.

По ведомостям за следующие годы в семье священника добавляются еще новорожденные: в 1826г сын Константин и еще через год - дочь Акилина, которая в младенчестве, наверно, умирает, потому что в 1830-м в семье еще одна дочь с тем же именем Акилина.

Таким образом, просмотр этих «Исповедных ведомостей» выявил два новых имени предков по прямой линии и определил их года рождения:

священник Стефан Федоров ~ 1778,

его жена Пелагея Васильевна ~1784.

Отмечу, что фамилия у священника ни разу не указана. Никаких следов ни Оболенских, ни Троицких.

На этом обзор «Исповедных» можно было бы завершить, но отмечу еще несколько записей, которые к поискам родословной едва ли имеют отношение, но они показались мне заслуживающими внимания. В ведомостях 1825 года при церкви записан дьячок Иван Васильев 45 лет, у него жена - Евдокея Алексеева. Дьячок, видимо, не отличался примерным поведением и был подвергнут наказанию. Интересно, как подробно, в связи с этим, записываются определения перед именами членов его семьи :

в 1829-м – «удаленного от должности за пьянство и иные худые поступки дьячка И.В. жена Евдокея Алексеева»; в 1832-м – «в побеге находящегося дьячка И.В. жена Е.А….», в 1833-м – «Найденного из побега Мценскою градскою помещицей и в Орловский острог препровожденного дьячка И.В. жена Е.А…» (ну, чем не титул!), в 1834-м – «выбывшего дьячка Ивана Васильева из духовного состояния в светское сын Никита…».

На очереди теперь «Ревизские сказки священно-церковнослужителей города Мценска».

1. ГАОО Фонд 760/опись 1/д.470 – сказки 7-й ревизии СЦС г.Мценска и Мценского уезда 1815 года.

«Сказка» причта Харлампиевской церкви в этом деле отсутствует, - возможно, что постоянного штата при этой церкви в 1815 году еще не было, хотя сама церковь уже должна была существовать. В ролике на Youtube, посвященном истории этой церкви, профессор В.А.Ливцов сообщает, что деревянная Харлампиевская церковь появилась на мценском кладбище в конце 18 века, а каменное здание было построено в 40-х годах 19-го века.

Однако все нужные имена нашлись в Ревизской сказке другой церкви – Мироносицкой (Никитской). Сказка подана в 1815 году декабря 20-го дня. Лист 12 дела:

-«А имянно в стате:

1) Священник Стефан Оболенский – (26 лет по рев.1811) – 30 лет (ныне), у священника

Жена Евдокея Казьмина 22 года, у них дети:

- сын Иван (3) – 7лет (!!! Эти два имени, отца и сына, соответствуют найденным в ведомостях Орловской семинарии за 1825год и 1805год, и позволяют идентифицировать их родословие. Очевидно также,

что священник Стефан Стефанов Оболенский к 1825-му году был возведен в протоиереи и переведен к Соборной церкви г. Мценска. Но, увы, это не мои Оболенские);

(у священника) дочери Мария 6лет, Варвара 4-х лет, Александра 3г, Нимфедора 1г,

Анна 2 нед.

Реченного священника мать Агриппина Никифорова – 72года

2) 2-й священник Иоанн Васильев – (56) – умре в 1814году

А далее в деле запись, которая окончательно расставляет всё по своим местам:

3) Диакон Стефан Федоров (32) – 36 лет. У диакона С.Ф. жена Пелагея Васильева 30лет;

у них сыновья:

Иван - обучается в Семинарии (9) – 13 лет;

Петр (5) – 9лет * (Вот Петр, который в семинарии записан с

фамилией Троицкий);

Стефан (4) - 8лет ** (А вот и мой Стефан Стефанов сын, который в семинарии стал Оболенским);

У них дочери: Мария 6 лет, Евдокея 2 лет, Александра – году.

Далее в этом деле имена двух дьячков, пономаря и вновь прибывшего священника из села Бобрик Севской округи, а также члены их семей.

Содержание этой «Сказки» и записи в «Исповедных ведомостях», приведенные выше, позволяют установить, что диакон церкви Жен Мироносиц Стефан Федоров был произведен во священника к кладбищенской Харлампиевской церкви в период между 1815 и 1824гг. По всей видимости, постоянный штат в этой церкви был назначен впервые.

Можно также отметить, что во священника диакон был рукоположен в возрасте около сорока лет.

Может голос имел хороший, что из диаконов не отпускали?

На очереди следующая ревизия – 6-я 1811 года. В ней, как и в ревизиях других уездов, просмотренных мной ранее, в сказках перечислены только лица мужского пола.

2. ГАОО Фонд 760/оп.1/дело 459 – «Ревизские сказки священно-церковнослужителей города Мценска и Мценского уезда за 1811 год»

На листе 9 сказка СЦС Мценской градской церкви Жен Мироносиц.

1) В стате: Священник Стефан Стефанов сын Оболенский (10 лет по рев.1795г) – 26 (ныне)

Во время последней ревизии находился в Орловском Училище, состоявшего при оной Мироносицкой церкви в стате нижеписанного умершего священника Стефана Алексеева сын, во священника произведен на место уволенного за старостью лет от должности сказанного отца ево из Семинарии в 1807 году. У него сын Иван (н/р) – 3-х лет.

Эта запись полностью совпадает с данными из семинарских ведомостей в РГИА: в 1805г. в списках сам Стефан Оболенский, а спустя двадцать лет в 1824 году – его сын Иван Оболенский.

Второй священник в Мироносицкой церкви.

2) В стате: Священник Иван Васильев (40) - 56лет, у него сын Петр (9) – во священника в село Бобрик в 1811 году.

В ревизии 1815 года, содержание которой приведено выше, именно Петр Иванов записан, как вновь прибывший из села Бобрик. То есть, он тоже был возвращен к Мироносицкой церкви на место своего отца. Далее про предков:

3) В стате: Диакон Стефан Федоров – во время последней ревизии находился в Орловском училище, Болховской округи села Городища священника Федора Иванова сын, во диакона произведен к оной церкви на праздное место в 1800-м году, - 32года,

у него дети, рожденные после последней ревизии Иван – 9лет, Петр- 5, Стефан – 4.

Далее в тексте сказки сведения о выбывших после ревизии 1795 года священнике Стефане Алексееве (51) – умер в 1807 году и диаконе Никите Борисове (33) – умер в 1799году.

В результате получается, что в поисках корней прямых предков-священнослужителей появляется новое направление – Болховский уезд. Выявлено еще одно имя – священника села Городища Федора Иванова сына (пока без фамилии).

Отмечу также, что мною были заказаны и просмотрены дела с ревизиями СЦС Мценска и Мценского уезда за 1795 и 1782 годы. Содержание «Сказок» Мироносицкой церкви не буду приводить здесь подробно, отмечу лишь, что в них есть имена священника Стефана Алекссеева и его сына Стефана 10 (рев.1795 года), будущего соборного протоиерея Оболенского. Но в этих двух ранних ревизиях нигде фамилия не встречается. Все священнослужители записаны без фамилий, только имена и отчества.

И еще отмечу, что в сказке 1795 года зафиксирована какая-то удивительная миграция священнослужителей из Коломенской епархии Тульского наместничества Чернской округи села Чичерина. К Мироносицкой церкви переведен из дьячков произведенный во священника Иван Васильев, в штатные пономари переведен из этого же села Иван, сын священника Василия Яковлева, а к мценской Введенской церкви назначен в пономари еще один сын того же священника Василий Васильев.

Если посмотреть на карту, то можно увидеть, что это село совсем недалеко от Мценска, рядом с границей Орловской и Тульской губерний. Может быть, это и вполне обыденное дело, учитывая, что Мценск и Болхов очень долго, практически до образования Орловской, относились к московской Крутицкой епархии, куда входила и Тула. Может быть, здесь и кроется причина появления у учеников духовных заведений фамилии Оболенских? Отмечу, что при просмотре самой ранней из найденных в РГИА сводной ведомости об учениках духовных заведений за 1790-й год, фамилия Оболенских встретилась мне в трех семинариях: Воронежской, Коломенской (Тульской) и Севской.

Но пора вернуться к архивным поискам. На очереди ревизии Болховского уезда. Хронологически вернемся чуть назад к поздним ревизиям 1815-го и 1811гг:

3. ГАОО Фонд 760/оп.1/д.20 Ревизские сказки СЦС г.Болхова и Болховского уезда за 1815г. В деле есть реестр и на листе 99 под №25 находим

Ревизская Сказка 1815 года Декабря 8-го дня Орловской Епархии Болховского уезда села Городища одноприходной Церкви Рожества Христова о состоящих при ней мужеска и женска пола духовнаго звания людей

1) Священник Федор Иванов сын Троицкий (55) - 59 лет, священника Ф.И. жена

Елисавета Михайлова дочь – 60лет;

2) Дьячек Яков Фомин…..;

3) Пономарь Тихон Григорьев…

Занятно! Священник записан с фамилией. Совсем не частый случай, особенно для сельского священника. Вот и объяснение, почему средний сын священника Мценской Харлампиевской церкви Петр в семинарии написан под фамилией Троицкий. Но что тогда побудило его родного брата взять в семинарии другую фамилию – Оболенский? Авторитет своего полного тезки - настоятеля Мироносицкой церкви, под началом которого служил дьяконом его отец? Ну, а пока добавляем два новых имени в родословную:

Священник Федор Иванов сын Троицкий – 1756г.р.

и его супругу Елисавету Михайловну – 1755 г.р.

4. ГАОО Фонд 760/оп.1/д.13 – Ревизские сказки СЦС г.Болхова и Болховского уезда за 1811год. В деле есть реестр, где под №55 на листе 107а сказка церкви села Городища. Вот ее содержание:

1811 году августа 17 дня Орловской епархии Болховской округи села Городища одноприходной церкви Рожества Христова состоящие в действительном служении священник Феодор Иванов дьячек Яков Космин пономарь Тихон Григорьев по силе состоявшегося сего 1811 году мая в 18 день высочайшего Его Императорскаго Величества и …. публикованнага Манифеста дали сию скаску о самих себе и по состоящих по пятой ревизии приозначенной церкви священно и церковнослужителей и их мужеска полу детей.

… При оной одноприходной Христорожественской церкви по последней ревизии писаны были:

Священник Феодор Иванов (37) – 53года, у него дети писанные в ту ревизию

Стефан (15) при Семинарии, в 1801 году произведен города Мценска к Мироносицкой церкви во диакона;

Адриан (9) – в 1806 году выбыл в Медико-Хирургический институт…

Далее имена дьякона, дьячков и пономарей.

Как оказалось, ранние ревизии священнослужителей Болховского уезда по факту отсутствуют в фондах Орловского архива. В описи к делу 760/1/8 с ревизией 1795-го года записано, что оно содержит сказки только городских церквей, уездных нет. Хотя это надо будет проверить, если доведется еще попасть в Орел. Еще большая печаль с делом 4-й ревизии 1782-го года, которое я заказывал и на которое очень надеялся. Но, увы, сказки СЦС Болховскогоуезда подшиты в самом конце дела и как раз эти страницы оказались испорченными и утраченными для чтения.

На последней странице пометка архивариуса: «Не подлежат оцифровке листы 627-723 – сцементированные». Таким образом, на имени священника Феодора Иванова придется остановиться. Перейти к именам в первых ревизиях, хранящихся в РГАДА, мне представляется невозможным, т.к. интервал между документами составляет без малого сто лет.

Есть, конечно, слабенькая надежда на пятую ревизию Болховских церквей. Учитывая, что в ревизии 1815 года у священника Федора Иванова указана фамилия (а это случай весьма редкий для сельского духовенства в этот период), можно понадеяться, что этот священник имеет происхождение из причта городской Троицкой церкви. Но шансы невелики, прямо скажем.

Если оставить в стороне предположения, то проследить появление фамилии у моих прямых предков-священников села Богородицкого (Успенское, Смирные) Малоархангельского уезда Орловской губернии вполне определенно можно с середины 18 в.

Помимо перечисленных выше документов, я проверил еще одно дело из РГИА с ведомостями учащихся в Орловской Семинарии на предмет наличия фамилии у Стефана Федоровича (Ф796/79/д.1089) за 1798, а также нашел упоминание его имени в работе Г.М.Пясецкого «Материалы для истории Севской Духовной Семинарии» (Орловские Епархиальные Ведомости №20 за 1891г). В результате получается вот такая картина:

1. 1815г РС Болховского уезда –

Священник церкви села Городище – Федор Иванов Троицкий 59 лет 1757 г.р.;

2. 1811г РС Болховского уезда –

Священник цви села Городище – Федор Иванов (без фамилии) 55лет,

У него сыновья:

- Стефан (15) при Семинарии (по 5-й ревизии), в 1801г (1779 г.р.), произведен города Мценска к Мироносицкой церкви во диакона

- Адриан (9) – в 1806 г. выбыл в Медико-Хирургический Институт; 1785 г.р.

3. 1798г «Ведомости учащихся в Орловской Семинарии»

Студенты Философии - №27 Стефан Троицкий – Болховской окр. села

Городище священника Федора сын – 19л, в Семинарии с 1790г, на собственном коште, … прилежания, поведения и успехов нехудых ;

Класс грамматики - №73 Адриан Леопольдов – Болховской округи села Городище священника… сын – 11лет (т.е. Адриан в Семинарии вместо Троицкого стал Леопольдовым)

4. 1790г «Список учеников Элементарной Латинской школы» (Севской Семинарии), которые обучаются чтению и письму (по «Материалам» Г.М.Пясецкого)

- №23 – Стефан Троицкий 10 лет, с 1790 г, не худо учится;

Таким образом, старший сын священника Федора Троицкого Стефан в Семинарии сохранил фамилию отца, у младшего Адриана фамилия поменялась на Леопольдов. Далее отследим документы, имеющие отношение к службе Стефана Федоровича.

5. 1811 РС города Мценска –

Дьякон Цви Жен Мироносиц Стефан Федоров (фамилии нет) 32 года,… у него дети….

Иван – 9лет, Петр – 5лет, 1802 и 1805г.р.

Стефан – 4-хлет 1806г.р.

6. 1815г РС СЦС города Мценска – в той же церкви те же имена без фамилии, только про старшего сына Ивана написано, что он в семинарии.

7. 1824г-1829гг «Исповедные ведомости г.Мценска Харлампиевской церкви»

- Священник Стефан Федоров (без фамилии) 46 лет….

8. 1825г «Ведомости об учащихся в Орловской Духовной Семинарии»:

- Петр Троицкий 22 года города Мценска Харлампиевской церкви священника Стефана сын;

- Стефан Оболенский 18лет города Мценска Харлампиевской церкви священника Стефана сын.

И подводим итог выпиской из документа РГИА Ф796/159/д.1131

9. 1876г «Формулярный список о службе священника села Богородицкого Малоархангельского уезда Стефана Стефанова сына Оболенского»:

- Священник Стефан Стефанов сын Оболенский, священнический сын, по окончании курса в Орловской Семинарии 1829 года 15-го дня, уволен с аттестатом 2-го разряда, того ж года;

13 декабря посвящен Преосвященным Никодимом, Епископом Орловским и Севским, во священника к церкви Успения Божией Матери на настоящее место….

В этой церкви Стефан Стефанович и прослужил более 45 лет - до 1875 года, положив начало целой династии священников Оболенских. С 1876 года священником в Успенской церкви стал его сын Василий Стефанович Оболенский, а в 1906году на священническое место в церковь села Богородицкое Смирные был переведен его внук Николай Васильевич Оболенский, которому довелось стать свидетелем закрытия сельской церкви в 20-х годах после победы большевиков в гражданской войне. Сам священник был репрессирован, и о его судьбе после раскулачивания в 1829 году, к сожалению, ничего пока узнать не удается. Члены его семьи, к счастью, не пострадали, и с потомками Николая Васильевича, проживающими в Москве, недавно удалось установить связь. Все имена, приведенные в родословной таблице, относящиеся к советскому периоду, получены от ныне живущих родственников в Санкт-Петербурге, Москве и Днепре.

Таким образом, завершая исследование этой ветки рода, можно сделать некоторые выводы:

1. Фамилия Оболенских впервые в нашем роду священников церкви Успения в селе Богородицкое Смирные появилась в Орловской Духовной Семинарии у Стефана Стефановича, отец и дед которого носили другую фамилию – Троицкие. Места их службы - Мценск и Болховской уезд.

2. Стефан Оболенский был назначен в село Богородицкое после женитьбы на Прасковье Ивановне, дочери священника, служившего в Успенской церкви до 1829 года. Она принадлежала к роду Буниных. Священники с этой фамилией служили в Успенской церкви села Богородицкого Малоархангельского уезда, как минимум, с 70-х годов 18века (по данным 4-й ревизии 1782 года и ведомостям учащихся в Орловской Семинарии).

3. Фамилия Оболенских появляется в духовных семинариях, причем, похоже, что не только у моих предков, но и у большинства других носителей этой фамилии в Орловской, Воронежской и Тульской епархиях в последней четверти 18-го века, когда происходит становление системного семинарского образования для детей духовенства.

Хотя однозначно утверждать, что только в семинариях, наверно, тоже не стоит. Но вот почему некоторые учащиеся брали сами или получали от семинарского начальства именно эту фамилию - Оболенские, остается загадкой. Географический фактор при присвоении фамильных прозвищ в семинариях, безусловно, существовал, но могло ли быть так, что некоторые представители духовенства Севской, Воронежской, Коломенской епархий на протяжении нескольких поколений сохраняли память об общей родовой принадлежности к церквям Оболенского уезда Крутицкой епархии? Ответа на этот вопрос у меня пока нет.

А теперь попробую зарисовать выявленных представителей рода в сводную таблицу (Сергей Короленко)

(Александр Полынкин)

Читайте также:

Нашли ошибку? Есть что добавить? Напишите нам: klub.mastera@yandex.ru
Рубрика: История Орловского края | Добавил: admin (23.03.2019)
Читали статью: 827 | Теги: Оболенские
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Войти ]
Облако тегов

Надоела реклама?

Смотреть панорамы Покровского: 360 градусов.


Внимание! Акция.

Создадим вместе, покровчане!


Мнения читателей
Последние комментарии:
21.04.2024
Это вторая съемка Андрея. Первую - мы смотрели всей компанией.  

16.04.2024
16.04.2024
02.04.2024
Спасибо, Всем. Встреча мне очень понравилась.
С уважением, Владимир Зайцев.

01.04.2024
Два раза - жаль. Первый раз жаль: то что Покровский артефакт ушел в другой район, а второй раз жаль: то что испортили сам экспонат: просверлив в нем отверстия и прикрепив табличку а ля кладбищенскую.....

29.02.2024
Анатолий, последние три - это, почти стопроцентно, один и тот же населённый пункт. В сельце обязательно должен быть помещичий дом, в данном случае, так и было. А вот деревня Медвежий Колодезь - это, скорее всего, современная деревня Медвежка, но нужно, всё-таки, разбираться...

29.02.2024
...ненаселённой земли, находящейся  Малоархангельского уезда  в деревне Медвежьем Колодезе, именуемой Степью". Александр Михайлович, вопрос к вам. Можно ли считать деревню Медвежий Колодезь (что в тексте),  сельцо Медвежья (18 века), сельцо Медвежка (19 века) и д. Казинка (за свинокомплексом, где бывший колхозный сад) – одним и тем же населенным пунктом? Согласно старым картам - последние три указанных населенных пункта - это одна и та-же деревня или сельцо (в прошлом).

19.02.2024
Я слышал, что упало 22 столба, причем бетонных!!!


Погода

Регистрация

 Индекс цитирования Клуб "Мастера" 2.0 ©  2011г.-2024г.