(Герой Советского Союза Иван Похлебаев)
Так уж вышло, что из 179 Героев Советского Союза – уроженцев Орловщины 33 человека – лётчики. 33 - не сказочных, а вполне реальных небесных богатыря. Об одном из них, с самым русским богатырским именем Иван и не менее русской фамилией – Похлебаев - я и поведу свой сказ.
Подолянь – Подольск – Ульяновск - фронт
Он родился в селе Подолянь Орловского уезда (ныне село входит в состав Тагинского сельского поселения Глазуновского района – А.П.), а в 20-ые годы XX века семья Похлебаевых переехала из родных мест в Подмосковье и поселилась в деревне Сальково (пригородний населённый пункт, в 1936 году включённый в состав разраставшегося Подольска – А.П.). По этой причине глазуновцы долгое время не знали о существовании своего Героя-земляка. Но когда узнали, то возгордились, поскольку было за что.
Семь классов, школа ФЗУ, работа слесарем-сборщиком на заводе имени Орджоникидзе в Подольске, учёба в Ульяновской авиационной школе пилотов – таковы были ступеньки мирной биографии Ивана Похлебаева до начала Великой Отечественной войны. А с конца августа 1942 года он воюет – сначала в небе над Северным Кавказом и Кубанью в должности пилота 750 смешанного авиационного полка (так назывались лётные части, в которых имелись разные по боевому назначению самолёты – А.П.). Сражался наш земляк на истребителе И-16 (его создал другой орловчанин – Николай Поликарпов – А.П.).
Основной задачей в ту пору для старшего сержанта Похлебаева являлись разведка дислокации войск противника и штурмовка его боевых порядков. Большинство боевых вылетов заканчивались вполне успешно: он узнавал расположение войск противника и уничтожал его живую силу и технику. Но за полгода (39 боевых вылетов) случалось всякое. 5 февраля 1943 года, к примеру, самолёт Похлебаева при обстреле немецкими зенитными пулемётами получил пробоину в маслобаке, но лётчик сумел привести машину на свой аэродром. А вот вылет 11 марта 1943 года едва не стал последним в жизни Ивана Григорьевича: в воздушном бою его И-16 был подбит, а Похлебаев получил серьёзные ожоги лица и рук, но сумел спастись, выпрыгнув с парашютом.
А вскоре – 14 марта - по совокупности всех заслуг, за образцовое выполнение боевых заданий командования, он получил первую награду – орден Красной Звезды.
Над Крымом: три «фоккера» за день
После излечения уже лейтенант Похлебаев оказался в другом полку (750 смешанный был расформирован – А.П.) – в 84 «А» истребительном, который летом 1943 года получил гвардейское звание и стал именоваться 101-м гвардейским истребительным. Полк получил новые самолёты – американские «аэрокобры». На одном из таких истребителей, после краткого периода переобучения, и продолжил успешно воевать Иван Похлебаев. Некоторое время он сражался в небе Кубани бок о бок в составе одной дивизии с прославленным Александром Покрышкиным.
Впрочем, уже в 1944 году, дерясь с немецкими асами над городами и сёлами Крыма, Иван Похлебаев сам стал грозой для многих из них. Именно небо Крымского полуострова стало счастливым для орловского богатыря. С 9 января по 23 апреля на своей «Аэрокобре» он совершил 50 успешных боевых вылетов, во время которых принял участие в 29 воздушных боях и лично сбил 19 самолётов противника (в январе – 7, в феврале – 8, в апреле – 4 – А.П.).
Особенно памятным для Похлебаева стал день 28 января 1944 года, когда его четвёрка истребителей (Иван Григорьевич исполнял обязанности командира 2-й авиаэскадрильи 101 гвардейского истребительного авиаполка – А.П.) несла боевое дежурство над Керченским проливом.
Заметив, как четыре «фокке-вульфа-190», сбросив бомбы, пытаются уйти на запад, Похлебаев приказал второй паре оставаться наверху для прикрытия атаки, а сам быстрым пикированием с 3000 метров настиг бежавших и первой же прицельной очередью сбил одного из «фоккеров». С двух атак был подожжён и второй, развалившийся в воздухе. Напарник же Похлебаева, гвардии младший лейтенант Дементеев, сбил ещё одного. Уцелевший четвёртый «ФВ-190» успел за это время уйти далеко за линию фронта. Но в азарте боя, не смущаясь разрывов снарядов гитлеровских зенитчиков, которые поставили буквально заградительную стену перед нашими истребителями, Похлебаев устремился за последним уцелевшим немецким самолётом. Тот пытался уйти, прижимаясь к земле и маскируясь на её фоне. Но командир эскадрильи настиг «фоккера» и на высоте 200 метров в упор расстрелял его.
Все эти события происходили на глазах сотен наших бойцов на передовой. Наблюдали лично за боем командующий 4-й Воздушной армией генерал-полковник Вершинин и командующий Отдельной Приморской армией генерал армии Петров, которые, восхищённые мастерством лётчика, после завершения боя прислали Похлебаеву поздравительную телеграмму.
«Похлебаева надо бояться…»
А в феврале 1944 года наш земляк устроил показательную порку для немецких асов, сбивая их несколько дней подряд – 5, 6, 7, 8 (два вражеских самолёта), 13, 14 и 15 числа – всего восемь машин врага за 11 дней! Такой впечатляющей серией могли похвастаться очень немногие советские асы. Из этих февральских схваток можно выделить день 8 февраля 1944 года, когда группа под командованием Похлебаева участвовала в двух воздушных боях.
В первой из них четыре «аэрокобры» атаковали 6 «фоккеров» над местечком Мама Русская (ныне – село Курортное в составе Ленинского района Республики Крым – А.П.). Гвардии старший лейтенант Похлебаев сбил одного из них.
А через несколько часов, во время второго вылета наша «четвёрка» встретилась с такой же по численности немецкой группой «ФВ-190». И тут гитлеровские лётчики, не принимая боя, пытались удрать. Похлебаев зашёл в хвост «одному ФВ-190», с дистанции 50-30 метров, расстрелял его. Самолёт противника упал восточнее высоты 106,8».
Вот что рассказывал после войны напарник комэска-2, гвардии лейтенант Дементеев: «И мы, и немцы друг друга прослушивали. Все знали друг друга. Допустим, вызывают «четвёрку» Похлебаева на смену звену другой эскадрильи, которое дерётся с «мессерами». Только передали, что Похлебаев летит, смотришь – «мессера» - переворот, раз, два и ушли, бросили этих. Мы ходим, барражируем, ни черта нет. Только сдаём смену другим лётчикам, тут же откуда-то появляются «мессера». Немцы знали, что звена Похлебаева надо бояться, а других можно бить – у них меньше организованности».
Как умел сбивать вражеские самолёты наш земляк, показывая в этом пример своим подчинённым, - об этом я рассказал. Но командира 2-й эскадрильи Ивана Похлебаева его лётчики уважали не только за это. Он ценил своих товарищей, а молодых лётчиков умел настроить на бой так, чтобы они не боялись встречи с противником, а потом следил за ними в боя и страховал в нужную минуту. Наивысшую оценку своему командиру дал его ведомый, гвардии лейтенант Дементеев: Иван Григорьевич «был очень скромный и честный мужик».
Лётчики 101 гвардейского полка как к должному отнеслись к известию о том, что гвардии старший лейтенант Похлебаев представлен к званию Героя Советского Союза. Указ Президиума Верховного Совета СССР последовал в знаменательный день – 23 февраля 1945 года. В дню же Победы у Похлебаева лично сбитых самолёт врага насчитывалось 20 штук – и это, не считая уничтоженной живой силы и техники противника и выполнения заданий по разведке позиций врага.
Герой Советского Союза Иван Похлебаев (фото 1945 года)
Слесарь - полковник
После окончания войны Иван Григорьевич продолжил службу в ВВС: командовал эскадрильей, истребительным авиаполком, был заместителем командира авиадивизии по лётной подготовке. За уверенное овладение новыми самолётами в 1955 и 1956 годах Похлебаева, в дополнение к Звезде Героя и пяти фронтовым орденам наградили ещё двумя – Красной Звезды и Красного Знамени.
Полковник Похлебаев собирался служить и дальше, но в 1957 году очередная медкомиссия признала его негодным к лётной службе, и в январе 1958 года пришлось Ивану Григорьевичу отправляться в запас.
Поселился он в Подольске. Помнишь, читатель, о «скромном и честном мужике»? Какой из Героев Советского Союза в звании полковника смог бы 5 лет работать вначале мастером производственного обучения в Подольском ГПТУ-27, а потом 22 года трудиться обычным слесарем на заводе?
А Иван Григорьевич Похлебаев не считал это зазорным. Ушёл он окончательно на заслуженный отдых в возрасте 71 года. Подольчане ценили своего Героя. Его портрет был помещён в самом центре Подольске, на Аллее Боевой и Трудовой Славы города.
Иван Григорьевич Похлебаев – послевоенное фото
В вечный покой Иван Григорьевич Похлебаев ушёл в день присвоения ему звания Героя – 23 февраля 2000 года. Как ни странно (причин я не знаю), похоронили Героя Советского Союза не в городе, а на кладбище села Сатино-Русское, что находится рядом с Подольском. Снова, наверное, сказалась – теперь уже и после смерти – его необычайная скромность.
Когда в Глазуновском районе узнали, наконец-то, о своём единственном земляке – Герое Советского Союза, то память его увековечили достойно. 25 июля 2003 года, в 60-ю годовщину освобождения Глазуновки от немецко-фашистских оккупантов, в центре посёлка был установлен памятник Ивану Григорьевичу Похлебаеву.
Памятник И.Г.Похлебаеву в Глазуновке
А в Тагинской средней школе (здесь обучались и обучаются школьники из Подоляни – родного села Героя) собран о лётчике-асе большой материал, который постоянно используется при проведении учебной и воспитательной работы. Такими земляками надо гордиться!
Александр Полынкин
Читайте также:
Нашли ошибку? Есть что добавить? Напишите нам: klub.mastera@yandex.ru
|