Доброго времени суток! Вы находитесь на сайте районного клуба творческих личностей "МАСТЕРА".
 
Рубрики
Творчество Мастеров Творчество наших читателей Библиотека История Покровского края История Орловского края Покровская районная библиотека Мир духовный Заметки на доброту дня Фотографии Покровского края Видеотека Поездки и заседания Доска объявлений Новости О сайте "Мастера" Обратная связь RSS - лента Виджет для Яндекса Приложение для Android

Серебряное кольцо


МКУК ПМЦРБ

Сайт районной библиотеки


Нужна помощь!

Поможем, земляки?


Стена сайта
Всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0
Просмотров сегодня:
Яндекс.Метрика
Посетителей сегодня:


Главная » История Орловского края

«Очень скромный и честный мужик…»
Опубликовано: 26.03.2015.

(Герой Советского Союза Иван Похлебаев)

Так уж вышло, что из 179 Героев Советского Союза – уроженцев Орловщины 33 человека – лётчики. 33  - не сказочных, а вполне реальных небесных богатыря. Об одном из них, с самым русским богатырским именем Иван и не менее русской фамилией – Похлебаев - я и поведу свой сказ.

Подолянь –  Подольск – Ульяновск - фронт

Он родился в селе  Подолянь  Орловского уезда (ныне село входит в состав  Тагинского сельского поселения Глазуновского района – А.П.), а в 20-ые годы XX века  семья Похлебаевых переехала из родных мест в Подмосковье и поселилась в деревне Сальково (пригородний населённый пункт, в 1936 году включённый в состав разраставшегося Подольска – А.П.). По этой причине глазуновцы долгое время не знали о существовании своего Героя-земляка. Но когда узнали, то возгордились, поскольку  было за что.

Семь классов, школа ФЗУ, работа слесарем-сборщиком на заводе имени Орджоникидзе в Подольске, учёба в Ульяновской авиационной школе пилотов – таковы были ступеньки мирной биографии Ивана Похлебаева до начала Великой Отечественной войны. А с конца августа  1942 года он воюет – сначала в небе над Северным Кавказом и Кубанью в должности пилота 750 смешанного авиационного полка (так назывались лётные части, в которых имелись разные по боевому назначению самолёты – А.П.). Сражался наш земляк на истребителе И-16 (его создал другой орловчанин – Николай Поликарпов – А.П.).

Основной задачей в ту пору для старшего сержанта Похлебаева являлись разведка дислокации войск противника и штурмовка его боевых порядков. Большинство боевых вылетов заканчивались вполне успешно: он узнавал расположение войск противника и уничтожал его живую силу и технику. Но за полгода  (39 боевых вылетов)  случалось всякое. 5 февраля 1943 года, к примеру,  самолёт  Похлебаева при обстреле немецкими зенитными пулемётами получил пробоину в маслобаке, но лётчик сумел привести машину на свой аэродром. А вот вылет 11 марта 1943 года едва не стал последним в жизни Ивана Григорьевича: в воздушном бою его И-16 был подбит, а  Похлебаев получил серьёзные ожоги лица и рук, но сумел спастись, выпрыгнув с парашютом.

А вскоре – 14 марта - по совокупности всех заслуг, за образцовое выполнение боевых заданий командования, он получил первую награду – орден Красной Звезды.

Над Крымом: три «фоккера» за день

После излечения уже лейтенант Похлебаев  оказался в другом полку (750 смешанный был расформирован – А.П.) – в 84 «А» истребительном, который летом 1943 года получил гвардейское звание и стал именоваться 101-м гвардейским истребительным. Полк получил новые самолёты – американские «аэрокобры». На одном из таких истребителей, после краткого периода переобучения, и продолжил успешно воевать Иван Похлебаев. Некоторое время он сражался в небе Кубани бок о бок в составе одной дивизии с прославленным Александром Покрышкиным.

Впрочем, уже в 1944 году, дерясь с  немецкими асами над городами и сёлами Крыма, Иван Похлебаев  сам стал грозой для многих из них. Именно небо Крымского полуострова стало счастливым для орловского богатыря. С 9 января  по 23 апреля на своей «Аэрокобре» он совершил 50 успешных боевых вылетов, во время которых принял участие в 29 воздушных боях и лично сбил 19 самолётов противника (в январе – 7, в феврале – 8, в апреле – 4 – А.П.).

Особенно памятным для Похлебаева стал день 28 января 1944 года, когда его четвёрка истребителей (Иван Григорьевич исполнял обязанности командира 2-й авиаэскадрильи 101 гвардейского истребительного авиаполка – А.П.) несла боевое дежурство над Керченским проливом.

Заметив, как четыре «фокке-вульфа-190», сбросив бомбы, пытаются уйти на запад, Похлебаев приказал второй паре оставаться наверху для прикрытия атаки, а сам быстрым пикированием с 3000 метров настиг бежавших и первой же прицельной очередью сбил одного из «фоккеров».  С двух атак был подожжён и второй, развалившийся в воздухе. Напарник же Похлебаева, гвардии младший лейтенант Дементеев, сбил ещё одного. Уцелевший четвёртый «ФВ-190» успел за это время уйти далеко за линию фронта. Но в азарте боя, не смущаясь разрывов снарядов гитлеровских зенитчиков, которые поставили буквально заградительную стену перед нашими истребителями, Похлебаев устремился за последним уцелевшим немецким самолётом. Тот пытался уйти,  прижимаясь к земле и маскируясь на её фоне. Но командир эскадрильи настиг «фоккера» и на высоте 200 метров в упор расстрелял его.

Все эти события происходили на глазах сотен наших бойцов на передовой. Наблюдали лично за боем командующий 4-й Воздушной армией генерал-полковник Вершинин и командующий Отдельной Приморской армией генерал армии Петров, которые, восхищённые мастерством лётчика, после завершения боя прислали Похлебаеву поздравительную телеграмму. 

«Похлебаева надо бояться…»

А в феврале 1944 года наш земляк устроил показательную порку для немецких асов, сбивая их несколько дней подряд – 5, 6, 7, 8 (два вражеских самолёта), 13, 14 и 15 числа – всего восемь машин врага за 11 дней! Такой впечатляющей серией могли похвастаться очень немногие советские  асы. Из этих февральских схваток можно выделить день 8 февраля 1944 года, когда  группа под командованием Похлебаева участвовала в двух воздушных боях.

В первой из них четыре «аэрокобры» атаковали 6 «фоккеров» над местечком Мама Русская (ныне – село Курортное в составе Ленинского района Республики Крым – А.П.). Гвардии старший лейтенант Похлебаев сбил одного из них.

А через несколько часов, во время второго вылета наша «четвёрка» встретилась с такой же по численности немецкой группой «ФВ-190». И тут гитлеровские лётчики, не принимая боя, пытались удрать. Похлебаев зашёл в хвост «одному ФВ-190», с дистанции 50-30 метров, расстрелял его. Самолёт противника упал восточнее высоты 106,8».

Вот что рассказывал после войны напарник комэска-2, гвардии лейтенант Дементеев: «И мы, и немцы друг друга прослушивали. Все знали друг друга. Допустим, вызывают «четвёрку» Похлебаева на смену звену другой эскадрильи, которое дерётся с «мессерами». Только передали, что Похлебаев летит, смотришь – «мессера» - переворот, раз, два и ушли, бросили этих. Мы ходим, барражируем, ни черта нет. Только сдаём смену другим лётчикам, тут же откуда-то появляются «мессера». Немцы знали, что звена Похлебаева надо бояться, а других можно бить – у них меньше организованности».

Как умел сбивать вражеские самолёты наш земляк, показывая в этом пример своим подчинённым, - об этом я рассказал. Но командира 2-й эскадрильи Ивана Похлебаева  его лётчики уважали не только за это. Он  ценил своих товарищей, а молодых лётчиков умел настроить на бой так, чтобы они не боялись встречи с противником, а потом следил за ними в боя и страховал в нужную минуту. Наивысшую оценку своему командиру дал его ведомый, гвардии лейтенант Дементеев: Иван Григорьевич «был очень скромный и честный мужик».

Лётчики 101 гвардейского полка как к должному отнеслись к известию о том, что гвардии старший лейтенант Похлебаев представлен к званию Героя Советского Союза. Указ Президиума Верховного Совета СССР последовал в знаменательный день – 23 февраля 1945 года. В дню же Победы у Похлебаева  лично сбитых самолёт врага  насчитывалось 20 штук – и это, не считая уничтоженной живой силы и техники противника и выполнения заданий по разведке позиций врага.

Герой Советского Союза Иван Похлебаев (фото 1945 года)

Слесарь - полковник

После окончания войны Иван Григорьевич продолжил службу в ВВС: командовал эскадрильей, истребительным авиаполком, был заместителем командира авиадивизии по лётной подготовке. За уверенное овладение новыми самолётами в 1955 и 1956 годах  Похлебаева, в дополнение к Звезде Героя и пяти фронтовым орденам наградили ещё двумя  – Красной Звезды и Красного Знамени.

Полковник Похлебаев собирался служить и дальше, но в 1957 году очередная медкомиссия признала его негодным к лётной службе, и в январе 1958 года пришлось Ивану Григорьевичу отправляться в запас.

Поселился он в Подольске. Помнишь, читатель, о «скромном и честном мужике»? Какой из Героев Советского Союза в звании полковника смог бы 5 лет работать вначале мастером производственного обучения в Подольском ГПТУ-27, а потом 22 года трудиться обычным слесарем на заводе?

А Иван Григорьевич Похлебаев не считал это зазорным. Ушёл он окончательно на заслуженный отдых в возрасте 71 года. Подольчане ценили своего Героя. Его портрет был помещён  в самом центре Подольске, на Аллее Боевой и Трудовой Славы города.

Иван Григорьевич Похлебаев – послевоенное фото

В вечный покой Иван Григорьевич Похлебаев ушёл  в  день присвоения ему звания Героя – 23 февраля 2000 года. Как ни странно (причин я не знаю), похоронили Героя Советского Союза не в городе, а на кладбище села Сатино-Русское, что находится рядом с Подольском. Снова,  наверное, сказалась – теперь уже и после смерти – его необычайная скромность.

Когда в Глазуновском районе узнали, наконец-то, о своём единственном земляке – Герое Советского Союза, то память его увековечили достойно. 25 июля 2003 года, в 60-ю годовщину освобождения Глазуновки от немецко-фашистских оккупантов, в центре посёлка был установлен памятник Ивану Григорьевичу Похлебаеву.

Памятник И.Г.Похлебаеву в Глазуновке

А в Тагинской средней школе (здесь обучались и обучаются школьники из Подоляни – родного села Героя) собран о лётчике-асе большой материал, который постоянно используется при проведении учебной и воспитательной работы. Такими земляками надо гордиться!

Александр Полынкин

Читайте также:

Нашли ошибку? Есть что добавить? Напишите нам: klub.mastera@yandex.ru
Рубрика: История Орловского края | Добавил: admin (26.03.2015)
Читали статью: 1921 | Теги: Герой Советского Союза
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Войти ]
Облако тегов

Надоела реклама?

Смотреть панорамы Покровского: 360 градусов.


Внимание! Акция.

Создадим вместе, покровчане!


Мнения читателей
Последние комментарии:
21.04.2024
Это вторая съемка Андрея. Первую - мы смотрели всей компанией.  

16.04.2024
16.04.2024
02.04.2024
Спасибо, Всем. Встреча мне очень понравилась.
С уважением, Владимир Зайцев.

01.04.2024
Два раза - жаль. Первый раз жаль: то что Покровский артефакт ушел в другой район, а второй раз жаль: то что испортили сам экспонат: просверлив в нем отверстия и прикрепив табличку а ля кладбищенскую.....

29.02.2024
Анатолий, последние три - это, почти стопроцентно, один и тот же населённый пункт. В сельце обязательно должен быть помещичий дом, в данном случае, так и было. А вот деревня Медвежий Колодезь - это, скорее всего, современная деревня Медвежка, но нужно, всё-таки, разбираться...

29.02.2024
...ненаселённой земли, находящейся  Малоархангельского уезда  в деревне Медвежьем Колодезе, именуемой Степью". Александр Михайлович, вопрос к вам. Можно ли считать деревню Медвежий Колодезь (что в тексте),  сельцо Медвежья (18 века), сельцо Медвежка (19 века) и д. Казинка (за свинокомплексом, где бывший колхозный сад) – одним и тем же населенным пунктом? Согласно старым картам - последние три указанных населенных пункта - это одна и та-же деревня или сельцо (в прошлом).

19.02.2024
Я слышал, что упало 22 столба, причем бетонных!!!


Погода

Регистрация

 Индекс цитирования Клуб "Мастера" 2.0 ©  2011г.-2024г.