В самом начале, мой дорогой читатель, познакомься вот с этим стихотворением, написанным 150 лет тому назад. У него достаточно странное название, да ещё с французским подзаголовком:
Орёл с его уездами, или Лёлькин плач
(Exercice de mnemonique, methode Odoewski 1)
Ах, папаша, ах, мамаша!
С мужем что у нас за каша!!
Как-то речь я завела,
Что милее нет Орла.
Ну, как взъестся мой Сережа!
Говорит: "Ты, Лёлька, - рожа!
Хоть стоит он над Окой,
Ваш Орел - такой-сякой,
Брянск, Малоархангельск, Ливны
И Карачев мне противны.
Пресловутый ваш Елец -
Мерзок из конца в конец.
Мценск ваш, Болхов да и Кромы
Мне по гадостям знакомы,
Точно так же, как Трубчевск.
Сносны только Дмитровск, Севск..."
На уезд все метит Севский
Муженек мой Соболевский!..
Знать, попался он, пострел,
Там в амурный передел!!
Да не жить ему в нем! С Лёлькой
Жить ему в Орле - и только.
У папа казенный дом:
Не платить нам за наём.
Ах, папаша, ах, мамаша!
С мужем что у нас за каша!!
«Архивный юноша»
Это пародийное произведение достаточно хорошо было известно многим современникам, впрочем, как и сам автор, - Сергей Александрович Соболевский. Но о его процитированном выше стихотворении и о том, кто такие Лёлька с её папашей и мамашей, - я расскажу чуть позже, а пока поведу речь об авторе.
На Орловщине имя Сергея Соболевского краеведами упоминалось (да и упоминается до сих пор) очень редко – просто потому, что он - не нащ земляк (родился в Риге 10 сентября 1803 года), а о посещении им территории Орловской губернии практически ничего не известно. Но, оказывается, с нашими краями Сергея Александровича связывает не только упомянутое выше стихотворение, в котором перечислены почти все орловские города, но и некоторые другие моменты.
Начну с того, что Соболевский – его не настоящая фамилия, поскольку отца звали Александр Николаевич Соймонов, и он был богатым помещиком, вельможей и - родным племянником статс-секретаря Екатерины II Петра Александровича Соймонова. Оба представляли старинный дворянский род, известный с конца XVI века в нескольких губерниях России, в том числе и Орловской.
Сергей Соболевский был внебрачным сыном Александра Николаевича от вдовы бригадира Анны Ивановны Лобковой, внучки санкт-петербургского обер-коменданта С.Л.Игнатьева. Впрочем, незаконнорожденность Соболевского была относительной, так как его отец вступил в официальный брак с М.А. Левашовой уже после рождения младенца. Сергею купили польское дворянство, приписав его к вымершей фамилии герба Slepowron («Слепой ворон»).
В 1817 году он был отдан на учебу в элитное заведение - Благородный пансион при Главном педагогическом институте в Петербурге, в первый же его набор.
Выпускники пансиона после четырехлетнего курса обучения получали знания по многим предметам, овладевали греческим, латинским, французским, английским, персидским языками и изучали различные искусства.
В общем, образование Сергей Соболевский получил первоклассное, после чего, при поддержке родителей, устроился в апреле 1822 года на службу в Московский архив Коллегии иностранных дел. Такая служба в ту пору влекла разного рода молодежь: и карьеристов-бюрократов, стремившихся отличиться и быстро перепрыгнуть на выгодные должности, и лиц, избегающих военной деятельности.
Но «архивные юноши» (это словосочетание придумал для себя и своих товарищей как раз Сергей Соболевский – А.П.) работой себя не обременяли. Впрочем, и начальство их не особенно «доставало». А чем молодые архивисты занимались, рассказал спустя много лет один из них, А.И.Кошелев: «…Сперва беседы стояли у нас на первом плане; но затем мы вздумали писать сказки так, чтобы каждая из них писалась всеми нами…Как между нами были люди даровитые, то эти сочинения выходили очень забавными, и мы усердно являлись в Архив в положенные дни - по понедельникам и четвергам. Архив прослыл сборищем блестящей московской молодежи, и звание «архивного юноши» сделалось весьма почетным…».
Светский жуир и «путеводитель для поэта»
Мало того, что молодые люди лишь два дня в неделю «являлись в архив», так фактически работа там превратилась для них в развлечение. Впрочем, представители тогдашней «золотой молодёжи» не только сказки сочиняли. Сергей Соболевский, к примеру, живя в доме отца в Москве, на Малой Дмитровке, вёл жизнь светского жуира: блистал на балах, устраивал дружеские попойки и быстро прославился многочисленными любовными приключениями. Я уже не говорю о его страсти к путешествиям, во время которых он объехал почти всю Европу, отдавая особое предпочтение итальянским городам.
Сергей Соболевский
(портрет работы Карла Брюллова,
1832г, бумага, акварель,
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург)
Однако подобные развлечения не мешали Соболевскому посещать философские и литературные кружки, бывать в литературных салонах Авдотьи Елагиной (матери братьев-славянофилов Киреевских – А.П.) и Зинаиды Волконской, где он познакомился с многими известными писателями и поэтами тех лет.
Особенно заметный след в жизни Сергея Александровича и в русском обществе 20-30-ых годов XIX века оставила его дружба с Александром Сергеевичем Пушкиным. Ещё во время учёбы в Благородном пансионе Соболевский сблизился с однокурсниками, занимавшимися литературой, в особенности, - стихотворством. Дружеские отношения установились у него тогда с младшим братом будущего великого русского поэта - Львом Пушкиным.
Приятельство Соболевского с Львом Сергеевичем постепенно перешло и на его старшего брата. Личное их знакомство произошло в 1818 году, и, несмотря на четырёхлетнюю разницу в возрасте, между Александром Сергеевичем и Сергеем Александровичем установились сразу же доверительно-дружеские отношения. Поэт стал поручать младшему брату и его товарищу ведение своих литературных дел (так, в 1820 г. Пушкин попросил их подготовить к изданию «Руслана и Людмилу»).
Соболевский стал «путеводителем Пушкина по Москве», в начале октября 1826 года познакомил его на своей квартире с Мицкевичем, устроил у себя дома первое авторское чтение «Бориса Годунова». В начале ноября того же года Пушкин уехал в Михайловское завершить ряд дел, но 20 декабря опять возвратился в Москву и прожил у Соболевского до 19 мая 1827 г.
Портрет для друга
Сергей Александрович очень любил своего старшего друга, неоднократно выручал его в житейских передрягах, давал, например, для заклада свое столовое и чайное серебро. Вспоминая об отношениях с Пушкиным, он признавался: «Александр Сергеевич был ко мне весьма расположен и, как другу, поверял свои задушевные мысли. Его стихотворение «Братья разбойники» было издано мною, да и в издании «Руслана и Людмилы» я также принимал большое участие, вместе с Львом Сергеевичем. В знак особого ко мне расположения Пушкин напечатал один экземпляр своей поэмы «Цыганы» на пергаменте и преподнес его мне».
По свидетельству одного из современников, Пушкин «полюбил Соболевского преимущественно за неистощимое остроумие, живые экспромты, щеголявшие оригинальными рифмами, неизменную веселость и готовность кутить и играть в карты когда угодно». Великий поэт ценил отменный литературный вкус и тонкое критическое чутье приятеля, читал ему свои произведения и советовался с ним; ценил благородство натуры, его особую щепетильность, поверяя порой ему весьма щекотливые детали своей личной жизни.
Вообще, отношения друзей были самыми доверительными, что отмечалось многими современниками, в том числе и сестрой поэта Ольгой Павлищевой, благоволившей к этому приятелю брата.
Александр Сергеевич в начале 1827 года даже заказал художнику Василию Тропинину свой портрет и подарил его Соболевскому, потом этот подарок пропал, видимо, его украли, но во всех поездках возил с собой Соболевский уменьшенную копию портрета, выполненную Авдотьей Елагиной.
Портрет Александра Сергеевича Пушкина
(кисти Василия Тропинина, 1827г.
Холст, масло 68,5 x 56
Всероссийский музей А. С. Пушкина, Москва)
В общем, отношения друзей были настолько прочными, что Соболевский мог себе позволить написать на Александра Сергеевича эпиграмму, не рискуя вызвать гнев горячего поэта или его вызов на дуэль. Вот такое четырёхстишие появилось в 1834 году:
Здорово, новый камер-юнкер!
Уж как же ты теперь хорош:
И раззолочен ты, как клюнкер,
И весел ты, как медный грош
(здесь придётся объяснить устаревшее словечко «клюнкер» - так называлась тогда позолоченная кисть или кисточка в обмундировании, в частности, гусаров и... лошадей – А.П.).
И, наконец, чтобы показать особую роль Соболевского в жизни Пушкина, я обращу внимание читателей на свидетельство графа Владимира Соллогуба, который, вспоминая подробности последней, трагической дуэли поэта, отметил: «Я твердо убежден, что если бы Соболевский был тогда в Петербурге, то он, по влиянию его на Пушкина, один мог бы удержать его. Прочие были не в силах».
Соллогуб знал, что говорил, поскольку в 20-ые годы Сергей Александрович предотвратил две дуэли поэта - с графом Ф. И. Толстым - «Американцем» и с В. Д. Соломирским, а чуть позже – с С.С.Хлюстиным.
Любопытно, что уже в наши дни (в 1977 году) Андрей Дементьев написал стихотворение, первые три строчки которого я процитирую:
«А мне приснился сон,
Что Пушкин был спасен
Сергеем Соболевским...».
После трагической гибели Пушкина его верный друг многое сделал для сохранения доброй памяти о поэте, хотя собственных воспоминаний Соболевский после себя не оставил. Он считал, «чтобы не пересказать лишнего или не недосказать нужного - каждый друг Пушкина должен молчать... Пусть пишут о нём не знавшие его...». За этими словами - убеждение Соболевского, что современникам трудно дать истинную оценку гению поэта, они могут перемешать главное и второстепенное. Однако Соболевский оказал неоценимые услуги пушкинским биографам, в частности, Михаилу Лонгинову. Это имя известно исследователям орловского края, и оно имеет прямое отношение к тому стихотворению, с которым я познакомил читателей в самом начале очерка.
О взаимоотношениях Соболевского, Лонгинова и раскрытие содержания «Орла с его уездами» - в завершающей части очерка.
Александр Полынкин
Нашли ошибку? Есть что добавить? Напишите нам: klub.mastera@yandex.ru
|