Знаешь ли ты, уважаемый читатель, что такое «цимбалы»? Это старинный струнный ударный музыкальный инструмент, который представляет собой трапециевидную деку с натянутыми струнами. Звук из неё извлекается ударами двух деревянных палочек или колотушек с расширяющимися лопастями на концах. Цимбалы были распространены в восточноевропейских странах, в том числе и в России (в северо-западных губерниях).
Из деревни Цимбуловой
От названия музыкального инструмента образовалось прозвище – «цимбал» или «цимбул», которое, скорее всего, относилось к так называемым «профессиональным» именованиям, указывающим на род деятельности предка. Так могли называть не только музыканта, но и мастера, который занимался изготовлением цимбалов. В Болховском районе Орловщины до настоящего времени существует старинная деревня Цимбулова, название которой Елена Ашихмина, автор монографии «Историческая топонимика Орловской области», затруднилась объяснить в силу его древности.
Я же сделаю предположение, поскольку фамилия «Цимбаловы» («Цимбуловы») в здешних местах не распространена, что жили в населённом пункте как раз мастера-цимбалисты, - от них и произошло название населённого пункта, в котором 16 сентября (по старому стилю) 1914 года появился на свет будущий Герой Советского Союза, лётчик-истребитель Алексей Балалуев.
Не знаю, совпадение ли это, но фамилия его связана с названием другого струнного инструмента, гораздо более известного на Руси, - балалайки. Настоящий лётчик всегда обладает хорошим музыкальным слухом, стоить вспомнить замечательную «поющую эскадрилью» из знаменитого фильма «В бой идут одни старики».
У Алексея Балалуева со слухом тоже всё было в порядке, как и со всем остальным, необходимым при его очень нелёгкой военной профессии. Жизненные обстоятельства играли, конечно, роль в его жизни, но он предпочитал брать игру на себя, и это почти всегда получалось.
Закончив 7 классов на малой родине, переехал Алексей в город Кольчугино (ныне – Владимирская область – А.П.), где, отучившись в щколе ФЗУ, стал работать электромонтёром на заводе цветных металлов имени С.Орджоникидзе. В 1933 году перебрался болховский уроженец в Москву, устроился по специальности во Всесоюзную контору по сбыту, а вечерами посещал Центральный аэроклуб в Тушино.
«Показал и доказал…»
27 марта 1936 года Московским райвоенкоматом Алексей Балалуев был призван в Красную Армию, сразу же решив стать профессиональным военным. В ноябре того же года окончил он Оренбургскую военную авиационную школу лётчиков и лётчиков-наблюдателей, а в ноябре 1937 года – курсы командиров звеньев при Борисоглебской военной авиационной школе лётчиков.
Служил в ВВС лётчиком, командиром звена и помощником командира авиаэскадрильи истребительных авиаполков в Белорусском и Прибалтийском особом военных округах. В Прибалтике и застала старшего лейтенанта Алексея Балалуева Великая Отечественная война.
Командир эскадрильи 21 истребительного авиационного полка (4-я смешанная авиадивизия – А.П.), уже с 22 июня 1941 года он со своими боевыми товарищами противодействует немецким лётчикам, делая это умело и храбро. 6 августа 1942 года командир 21 ИАП, майор Нестоянов, подписал наградной лист на капитана Балалуева, представив его к очередной награде. Процитирую (с сокращениями) этот документ:
«За период Отечественной войны с германским фашизмом тов.Балалуев проявил себя смелым, находчивым, бесстрашным лётчиком-истребителем. Все боевые задания выполняет с большим энтузиазмом. В боевой обстановке не теряется. Обладает большой силой воли, не зная устали в боевых полётах. При встречах смело нападает на фашистских стервятников, первым навязывает им воздушный бой…
За период войны лично, как лётчик, тов.Балалуев имеет 277 боевых вылетов, из них: произвёл 18 успешных штурмовок по войскам противника, 10 эффективных разведок в тыл врага. В результате проведённых воздушных боёв на своём счету имеет лично сбитых 5 самолётов противника и 5 самолётов в группе…Тов. Балалуев первым по Северо-Западному фронту показал и доказал, что самолёт ЛАГГ-3 вполне может быть применён и как штурмовик…».
Балалуев Алексей Андреевич – с двумя орденами Красного Знамени
В наградном листе майор Нестоянов привёл примеры успешных воздушных боёв своего командира эскадрильи: три дня подряд, 11, 12, 13 февраля 1942 года капитан Балалуев сбивал по «мессершмитту» (МЕ-110), а в один день, 8 марта – сразу два «юнкерса-88». Бой 8 марта достоин того, чтобы процитировать его описание: «…Выполняя боевую задачу прикрытия железной дороги Андрианополь – Старая Торопа (в настоящее время – территория Тверской области – А.П.), в районе озера Жилица встретил пять самолётов противника Ю-88, смело ринулся один против пяти, в результате произведённых атак у одного Ю-88 подбил правый мотор, он резко пошёл на снижение и упал в районе разъезда Замошье, остальные самолёты противника, в беспорядке сбросив бомбовую нагрузку, скрылись в облаках…».
Майор Нестоянов, закончив описание подвигов своего комэска, сделал заключение, что капитан Балалуев достоин награждения орденом Ленина. Однако, как и в первом случае (наградной лист от 31 января 1942 года), вместо него вышестоящее начальство снова удостоило отличившегося лётчика орденом Красного Знамени.
№3590 с боевого вылета не вернулся…
После второго награждения, воюя в составе того же 21 истребительного авиаполка, капитан Балалуев отличился ещё несколько раз. 9 августа 1942 года он, вначале с напарником, сбил МЕ-109, а через несколько минут уже единолично отправил на встречу с землёй Ю-88. 19 сентября и 4 октября того же года жертвами командира экадрильи стали ещё два противника – в той же последовательности: МЕ-109 и Ю-88.
А 9 октября 1942 года оказался последним днём пребывания капитана Балалуева в 21 истребительном авиаполку и чуть не стал последним днём в его жизни вообще. Утром, в 9.40, согласно «Журналу боевых действий» 21 ИАП, 4 истребителя ЛАГГ-3 во главе с Балалуевым взлетели для отражения бомбардировщиков противника, пытавшихся атаковать город Осташков и железную дорогу Осташков – Фирово (это современная Тверская область – А.П.). Наши истребители почти сразу обнаружили вражеские самолёты, это была группа «ХЕ-111». В течение 40 минут Балалуев и его товарищи вели воздушный бой на высотах от 1500 до 2500 метров, в результате которого гитлеровские бомбардировщики были рассеяны, после чего наши истребители, парами и поодиночке, произвели 6 атак с разных направлений. Один «хейнкель» был сбит тараном и упал у станции Святое.
В тот же день, в 12.30, 8 самолётов ЛАГГ-3, двумя группами (первая из трёх истребителей, старший группы – Алексей Балалуев, вторая - из пяти машин, старший группы – Разорёнов), взлетели на отражение бомбардировщиков противника в районе г.Осташков и железной дороги Осташков – Торжок. В течение часа состоялось три воздушных боя нашей «восьмёрки» с вражескими бомбардировщиками (ХЕ-111) и прикрывавшими их истребителями (МЕ-109Ф). Наши лётчики сбили 4 гитлеровских машины, две из них (МЕ-109Ф и ХЕ-111) оказались на счету капитана Балалуева.
Но сам он 9 октября из второго боевого вылета того дня на свой аэродром не возвратился. ЛАГГ-3 (бортовой №3590) получил сильные повреждения в бою, а капитан Балалуев был тяжело ранен. В 21-м ИАП его даже посчитали погибшим, но спустя несколько дней выяснилось, что лётчик сумел выпрыгнуть с парашютом. Благо, что оказался он на советской территории, и его быстро доставили в госпиталь.
Из Китая – снова на фронт
Выздоровление оказалось долгим – до марта 1943 года. В апреле того же года капитан Балалуев был отправлен в длительную заграничную командировку в Китай, где в качестве лётчика-инструктора по технике пилотирования истребительной авиации учил местных товарищей (летал на самолётах УТИ-4 и И-16). Возвратившись в СССР, остался в той же должности при Управлении истребительной авиации Главного управления боевой подготовки фронтовой авиации ВВС Красной Армии. В этой должности майор Балалуев неоднократно вылетал на различные фронты, производя после боевых вылетов вместе с лётчиками разбор полётов, выявляя тактические ошибки ведения воздушного боя
Неоднократно просил направить его в Действующую армию. В январе-феврале 1945 года участвовал в формировании и вводе в бой частей 181 истребительной авиадивизии, а с 13 февраля вёл боевую работу в составе группы подполковника Храмова при этой же дивизии.
За полтора месяца (13.02.- 01.04.1945) майор Балалуев произвёл на самолёте Як-3 (цитирую наградной лист – А.П.): «…31 боевой вылет на штурмовку войск и техники противника, на разведку и свободную охоту. Провёл 8 воздушных боёв, сбил 5 самолётов противника (4 МЕ-109 и 1 ФВ-190)».
В апреле 1945 года инспектор-лётчик майор Балалуев за успехи в боевой деятельности в составе 181 истребительной авиадивизии был награждён орденом Красного Знамени (третьим по счёту – А.П.).
Всего за время войны (если быть точным, то воевал наш земляк всего 16 месяцев: 14,5 – в 1941-1942 годах и 1,5 месяца – в 1945 году – А.П.) совершил 345 боевых вылетов на истребителях И-16, ЛаГГ-3 и Як-3, в 52 воздушных боя сбил лично 17 и в составе группы 5 самолётов противника и вражеский аэростат.
За мужество и героизм, проявленные в боях с немецко-фашистскими захватчиками, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 18 августа 1945 года майору Балалуеву Алексею Андреевичу было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».
Как ни странно, наградного листа на присвоение звания Героя нет. Есть Указ Президиума, к которому были приложены две справки, выданные штабом 21 истребительного авиаполка и командиром 181 истребительной авиадивизии, генерал-майором авиации Демидовым, в которых перечислялись боевые достижения майора Балалуева. Этого оказалось более чем достаточно для присвоения высокого звания.
Справка штаба 21 истребительного авиаполка
Список сбитых А.Балалуевым самолётов – по типам
Справка 181 истребительной авиадивизии
Герой Советского Союза Алексей Балалуев
После войны Герой жил в Москве (дом № 3 в Среднем Тишинском переулке – А.П.) и продолжал службу лётчиком-инспектором в Главном управлении боевой подготовки ВВС Красной Армии. Но служба эта оказалась очень короткой: 9 августа 1946 года наш земляк погиб в авиационной катастрофе. Он не дожил даже до своего 32-летия. Похоронен Алексей Андреевич на Ваганьковском кладбище Москвы. Рядом с ним упокоились жена и сын.
Памятник на могиле Героя
В городе Кольчугино Владимирской области именем Балалуева названа улица, его имя увековечено на мемориале.
В городе Кольчугино
В «Парке Победы» в Болхове установлен памятный знак Герою.
Болхов
Александр Полынкин
Читайте также:
Нашли ошибку? Есть что добавить? Напишите нам: klub.mastera@yandex.ru
|