Доброго времени суток! Вы находитесь на сайте районного клуба творческих личностей "МАСТЕРА".
 
Рубрики
Творчество Мастеров Творчество наших читателей Библиотека История Покровского края История Орловского края Покровская районная библиотека Мир духовный Заметки на доброту дня Фотографии Покровского края Видеотека Поездки и заседания Доска объявлений Новости О сайте "Мастера" Обратная связь RSS - лента Виджет для Яндекса Приложение для Android

Серебряное кольцо


МКУК ПМЦРБ

Сайт районной библиотеки


Нужна помощь!

Поможем, земляки?


Стена сайта
Всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Просмотров сегодня:
Яндекс.Метрика
Посетителей сегодня:


Главная » История Орловского края

Заключённый Иножарский, личное дело №172258
Опубликовано: 13.12.2017.

Во второй половине дня 24 октября 1937 года участковый уполномоченный Суровцев из Советского районного отдела милиции НКВД (Курская область) получил доставленное курьером письмо следующего содержания:

«Бродящий поп»

«Тов. Суровцеву от председателя Ледовского сельсовета Камынина Ивана Яковлевича.

Прошу срочно прибыть в наш сельсовет для задержания одного бродящего попа, так как он ходит по всему Ледовскому и проповедует конституцию, якобы она послана богом, с тем, чтобы в Верховный Совет выбирали только верующих, а поэтому не задержись, выезжай, иначе он уйдёт».

Дата на заявлении стояла того же дня. Участковый уполномоченный Суровцев отреагировал мгновенно и на бричке с тем же курьером (работником сельсовета) спустя двадцать минут, не успев даже отобедать, помчался по указанному адресу. 30 километров от райцентра Советский до большого села Ледовское, на самой границе с только что образованной Орловской областью, они преодолели менее чем за два часа.

Успел Суровцев вовремя: «бродящий поп» не успел покинуть село и был задержан уже до приезда уполномоченного председателем Ледовского сельсовета Иваном Камыниным, тем самым, что отправил послание в райотдел милиции. «Бродячего» проповедника доставили вначале в Советский райотдел милиции НКВД, а поздно ночью – в Курскую тюрьму. Утром 25 октября помощник оперативного уполномоченного Калиновский произвёл первый допрос задержанного, который назвался священником из села Козьмо-Демьяновское соседнего Должанского района Орловской области, - Николаем Ивановичем Иножарским.

На первый взгляд, задержанный совсем не производил впечатления как антисоветчик и контрреволюционер: невысокого роста, седой, с большой лысиной, болезненного вида пожилой человек в священническом одеянии, он отвечал на вопросы спокойно и убедительно, «Анкету арестованного» заполнил грамотно.

Но уже после нескольких вопросов и ответов уполномоченный Калиновский пришёл к твёрдому заключению: перед ним сидит тот самый «враг народа», описаниями которым были заполнены последние номера центральных и областных газет. Во-первых, сам священник и из семьи священника, да ещё и очень зажиточный: до революции имел 30 десятин земли, собственный дом, двор, сарай, две лошади, две коровы и постоянного батрака. Во-вторых, после раскулачивания в 1929 году Николай Иножарский был вскоре приговорён к двум годам лишения свободы и пяти годам высылки в Казахстан. В-третьих, после отбытия наказания возвратился он в 1937 году в село Козьмо-Демьяновское, где священствовал два десятилетия, и, не успокоившись, почти сразу же начал вести пропаганду и агитацию против Советской власти.

«…Восхвалял какого-то Ньютона»

Вот с последними-то фактами и начали подробно разбираться сотрудники Советского райотдела милиции. Расследование длилось ровно неделю. Было допрошено несколько свидетелей из числа жителей села Ледовского. Они поведали, что знают о двух случаях, когда поп Иножарский из Должанского района приходил в село Ледовское. Первый раз это было 19 августа 1937 года. В тот раз он «на выгоне, возле волчьей ямы, рассказывал антисоветскую пропаганду, направленную против коллективизации, он приводил явно выдуманные им примеры, якобы, в колхозах народ будет голодать, и что в колхозах не будет никакой жизни, он доказывал это с пеной у рта и приводил примеры антисоветского характера из церковных книг, и о том, что наступит когда-то и какой-то страшный суд…».

О событиях непосредственно 24 октября 1937 года было сказано в «Обвинительном заключении», которое предъявили Н.И.Иножарскому 2 ноября 1937 года: «…Собрал граждан в количестве 20 человек из Должанского района, после чего направился в село Ледовское Советского района. По пути следования Иножарский среди граждан вёл антисоветскую агитацию, направленную против мероприятий ВКП(б) и Советской власти… Будучи задержан для выявления личности, всячески дискредитировал учение Маркса и восхвалял какого-то Ньютона в присутствии председателя сельсовета Камынина и директора МТС Царукяна…».

А потом, по показаниям И.Я.Камынина, «…поп, для выяснения личности, был задержан в Ледовском сельсовете, где стал присутствующим проповедовать религию…».

Во время его горячей речи в сельсовет зашёл директор Мармыжинской машинно-тракторной станции Царукян, который услышал последние слова священника и возразил ему: «Маркс в своих трудах писал, что «Религия есть опиум народа». Священник отреагировал мгновенно: «Я Маркса не понимаю, у нас священная специальность умнее Маркса, а Ньютон как учёный доказал то, что Бог есть, и религия должна быть незыблема». Потом, по показаниям свидетелей, Иножарский обратился к директору МТС, вынув из кармана Конституцию и сказав: «Вот она, присланная Богом!»

«Решение «Тройки» оставить в силе…»

Всего этого, подтверждённого свидетельскими показаниями и рассказом самого священника, по мнению уполномоченного Калиновского и согласного с ним начальника Советского райотдела милиции НКВД, младшего лейтенанта госбезопасности Чумакова, было достаточно, чтобы направить обвинительное заключение по Иножарскому на рассмотрение Тройки при Управлении НКВД по Курской области. Эта всесильная и всемогущая «Тройка» (руководитель НКВД области, секретарь обкома ВКП(б) и прокурор области – А.П.) могла вынести любое наказание по обвиняемым, вплоть до расстрела.

«Николай Иванович Иножарский, 1874 года рождения, уроженец города Карачев Орловской губернии, по соцпроисхождению – сын служителя культа, кулак, раскулаченный», решением этой «Тройки» был приговорён к 10 годам тюремного заключения по ст.58-10 и направлен для отбытия наказания в Карлаг (Карагандинская область Казахской ССР).

Управление Карагандинских лагерей располагалось в селе Долинское Тельмановского района Карагандинской области. Вот туда-то, по Омской железной дороге, через станцию Новая Караганда, и доставили 9 октября 1938 года 64-летнего заключённого Николая Иножарского. Прибывавшие в лагеря заключённые обязательно проходили медицинское освидетельствование, по результатам которого их направляли на те или иные виды работ. У Николая Ивановича Иножарского, по заключению лагерных врачей, выявились двусторонняя паховая грыжа и миокардит, в результате чего он первое время трудился на «лёгкой», «хозяйственно-лагерной обслуге», а через два месяца медики сделали заключение о потере им трудоспособности на 60 процентов и написали заключение об инвалидности. Это освободило больного и старого батюшку от физических работ, но не от заключения. И морально, и физически, Николаю Ивановичу Иножарскому приходилось очень тяжело.

Жена его, Прасковья Алексеевна, попыталась добиться пересмотра приговора в отношении своего супруга, подав соответствующее ходатайство. Но старший оперативный уполномоченный 3-ого отделения ЭКО УНКВД по Курской области, младший лейтенант госбезопасности Некипелов, которому было поручено изучить дело Иножарского в 1939 году, после нескольких дней работы с документами, постановил: «Решение Тройки при УНКВД по Курской области от 10 ноября 1937 года, согласно которого Иножарский Николай Иванович осуждён на 10 лет заключения в тюрьму ГУГБ, - ОСТАВИТЬ В СИЛЕ, о чём объявить заключённому…».

«…Головой на запад»

Для бывшего священника это решение, зачитанное ему в мае 1940 года, стало последней каплей, переполнившей чашу его страданий. Николай Иванович Иножарский стал болеть всё чаще и чаще, а 13 января 1941 года его поместили в больницу Карлага (21-ое Спасское отделение). Здесь он и скончался через две недели от сердечной недостаточности .

В личном деле заключённого под №172258 сохранился акт №42 от 28 января 1941 года: «…Лагпункт Спасский. Мы, нижеподписавшиеся, дежурный по лагерю Сермукашев Я.Я., лекпом Пестова Е.А. и комендант составили настоящий акт в том, что труп умершего 28 января 1941 года Иножарского Н.И., 67 лет, погребён сего числа на кладбище близ селения Спасское.

Труп опущен в яму 1,5 метра глубиною, 0,75 метра шириною, 2 метра длиною, головой на запад, зарегистрировано: «З/К Николай Иванович Иножарский, умер 28 января 1941 года, № л.д.172258».

Так закончилась земная жизнь одного из представителей многочисленного семейства священников Иножарских. Родной дед Николая Ивановича, Ксенофонт Никитич, сын псаломщика из Малороссии, после окончания Орловской духовной семинарии, 40 лет прослужил в Преображенском храме села Горки Карачевского уезда. Четыре его сына, Илья, Иоанн, Павел и Георгий Иножарские, получив духовное образование в том же учебном заведении, священствовали в разных уездах Орловской губернии – Болховском, Елецком, Карачевском, Ливенском, Малоархангельском, Мценском, Орловском.

Николай Иванович Иножарский, о котором я веду свой рассказ, представлял уже третье поколение орловских священников, служивших Богу и прихожанам всем сердцем и душой. Он остался верен своему делу до конца, не отрекся от Веры, как и ещё несколько представителей этого рода, арестованных и безвинно осуждённых в трагические 30-ые годы XX века.

Реабилитировали священника Иножарского одним из первых, в апреле 1989 года, вскоре после выхода Закона Российской Федерации «О реабилитации жертв политических репрессий». Но, как ни удивительно, его имени до сих пор нет ни в огромной базе данных «Мемориала» (где значатся все «Жертвы политического террора в СССР» - А.П.), ни в «Реквиеме», пятитомной «Книге Памяти жертв политических репрессий на Орловщине».

А всё, с чем ты, читатель, познакомился, я узнал благодаря двум архивным делам – «Уголовному делу №П – 11078» из архива УФСБ РФ по Курской области и «Личному делу №172258 заключённого Карлага Н.И.Иножарского», хранящемуся ныне в архиве Комитета Национальной Безопасности Казахстана. Копии документов из обоих дел были присланы в Подмосковье Михаилу Ивановичу Романову, родственнику репрессированного Н.И.Иножарского. Михаил Иванович выясняет все подробности судеб многочисленных священников из своего рода. Он любезно поделился информацией со мной, за что я выражаю ему искреннюю признательность.

К сожалению, фото Н.И.Иножарского в его делах нет, и я в качестве иллюстративного материала размещаю копии трёх документов. На одном – отпечатки пальцев Николая Ивановича,

а что на втором и третьем – читатель увидит сам.

(Александр Полынкин)

Читайте также:

Нашли ошибку? Есть что добавить? Напишите нам: klub.mastera@yandex.ru
Рубрика: История Орловского края | Добавил: admin (13.12.2017)
Читали статью: 1172 | Теги: Иножарские
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Войти ]
Облако тегов

Надоела реклама?

Смотреть панорамы Покровского: 360 градусов.


Внимание! Акция.

Создадим вместе, покровчане!


Мнения читателей
Последние комментарии:
21.04.2024
Это вторая съемка Андрея. Первую - мы смотрели всей компанией.  

16.04.2024
16.04.2024
02.04.2024
Спасибо, Всем. Встреча мне очень понравилась.
С уважением, Владимир Зайцев.

01.04.2024
Два раза - жаль. Первый раз жаль: то что Покровский артефакт ушел в другой район, а второй раз жаль: то что испортили сам экспонат: просверлив в нем отверстия и прикрепив табличку а ля кладбищенскую.....

29.02.2024
Анатолий, последние три - это, почти стопроцентно, один и тот же населённый пункт. В сельце обязательно должен быть помещичий дом, в данном случае, так и было. А вот деревня Медвежий Колодезь - это, скорее всего, современная деревня Медвежка, но нужно, всё-таки, разбираться...

29.02.2024
...ненаселённой земли, находящейся  Малоархангельского уезда  в деревне Медвежьем Колодезе, именуемой Степью". Александр Михайлович, вопрос к вам. Можно ли считать деревню Медвежий Колодезь (что в тексте),  сельцо Медвежья (18 века), сельцо Медвежка (19 века) и д. Казинка (за свинокомплексом, где бывший колхозный сад) – одним и тем же населенным пунктом? Согласно старым картам - последние три указанных населенных пункта - это одна и та-же деревня или сельцо (в прошлом).

19.02.2024
Я слышал, что упало 22 столба, причем бетонных!!!


Погода

Регистрация

 Индекс цитирования Клуб "Мастера" 2.0 ©  2011г.-2024г.