Во второй половине дня 24 октября 1937 года участковый уполномоченный Суровцев из Советского районного отдела милиции НКВД (Курская область) получил доставленное курьером письмо следующего содержания:
«Бродящий поп»
«Тов. Суровцеву от председателя Ледовского сельсовета Камынина Ивана Яковлевича.
Прошу срочно прибыть в наш сельсовет для задержания одного бродящего попа, так как он ходит по всему Ледовскому и проповедует конституцию, якобы она послана богом, с тем, чтобы в Верховный Совет выбирали только верующих, а поэтому не задержись, выезжай, иначе он уйдёт».
Дата на заявлении стояла того же дня. Участковый уполномоченный Суровцев отреагировал мгновенно и на бричке с тем же курьером (работником сельсовета) спустя двадцать минут, не успев даже отобедать, помчался по указанному адресу. 30 километров от райцентра Советский до большого села Ледовское, на самой границе с только что образованной Орловской областью, они преодолели менее чем за два часа.
Успел Суровцев вовремя: «бродящий поп» не успел покинуть село и был задержан уже до приезда уполномоченного председателем Ледовского сельсовета Иваном Камыниным, тем самым, что отправил послание в райотдел милиции. «Бродячего» проповедника доставили вначале в Советский райотдел милиции НКВД, а поздно ночью – в Курскую тюрьму. Утром 25 октября помощник оперативного уполномоченного Калиновский произвёл первый допрос задержанного, который назвался священником из села Козьмо-Демьяновское соседнего Должанского района Орловской области, - Николаем Ивановичем Иножарским.
На первый взгляд, задержанный совсем не производил впечатления как антисоветчик и контрреволюционер: невысокого роста, седой, с большой лысиной, болезненного вида пожилой человек в священническом одеянии, он отвечал на вопросы спокойно и убедительно, «Анкету арестованного» заполнил грамотно.
Но уже после нескольких вопросов и ответов уполномоченный Калиновский пришёл к твёрдому заключению: перед ним сидит тот самый «враг народа», описаниями которым были заполнены последние номера центральных и областных газет. Во-первых, сам священник и из семьи священника, да ещё и очень зажиточный: до революции имел 30 десятин земли, собственный дом, двор, сарай, две лошади, две коровы и постоянного батрака. Во-вторых, после раскулачивания в 1929 году Николай Иножарский был вскоре приговорён к двум годам лишения свободы и пяти годам высылки в Казахстан. В-третьих, после отбытия наказания возвратился он в 1937 году в село Козьмо-Демьяновское, где священствовал два десятилетия, и, не успокоившись, почти сразу же начал вести пропаганду и агитацию против Советской власти.
«…Восхвалял какого-то Ньютона»
Вот с последними-то фактами и начали подробно разбираться сотрудники Советского райотдела милиции. Расследование длилось ровно неделю. Было допрошено несколько свидетелей из числа жителей села Ледовского. Они поведали, что знают о двух случаях, когда поп Иножарский из Должанского района приходил в село Ледовское. Первый раз это было 19 августа 1937 года. В тот раз он «на выгоне, возле волчьей ямы, рассказывал антисоветскую пропаганду, направленную против коллективизации, он приводил явно выдуманные им примеры, якобы, в колхозах народ будет голодать, и что в колхозах не будет никакой жизни, он доказывал это с пеной у рта и приводил примеры антисоветского характера из церковных книг, и о том, что наступит когда-то и какой-то страшный суд…».
О событиях непосредственно 24 октября 1937 года было сказано в «Обвинительном заключении», которое предъявили Н.И.Иножарскому 2 ноября 1937 года: «…Собрал граждан в количестве 20 человек из Должанского района, после чего направился в село Ледовское Советского района. По пути следования Иножарский среди граждан вёл антисоветскую агитацию, направленную против мероприятий ВКП(б) и Советской власти… Будучи задержан для выявления личности, всячески дискредитировал учение Маркса и восхвалял какого-то Ньютона в присутствии председателя сельсовета Камынина и директора МТС Царукяна…».
А потом, по показаниям И.Я.Камынина, «…поп, для выяснения личности, был задержан в Ледовском сельсовете, где стал присутствующим проповедовать религию…».
Во время его горячей речи в сельсовет зашёл директор Мармыжинской машинно-тракторной станции Царукян, который услышал последние слова священника и возразил ему: «Маркс в своих трудах писал, что «Религия есть опиум народа». Священник отреагировал мгновенно: «Я Маркса не понимаю, у нас священная специальность умнее Маркса, а Ньютон как учёный доказал то, что Бог есть, и религия должна быть незыблема». Потом, по показаниям свидетелей, Иножарский обратился к директору МТС, вынув из кармана Конституцию и сказав: «Вот она, присланная Богом!»
«Решение «Тройки» оставить в силе…»
Всего этого, подтверждённого свидетельскими показаниями и рассказом самого священника, по мнению уполномоченного Калиновского и согласного с ним начальника Советского райотдела милиции НКВД, младшего лейтенанта госбезопасности Чумакова, было достаточно, чтобы направить обвинительное заключение по Иножарскому на рассмотрение Тройки при Управлении НКВД по Курской области. Эта всесильная и всемогущая «Тройка» (руководитель НКВД области, секретарь обкома ВКП(б) и прокурор области – А.П.) могла вынести любое наказание по обвиняемым, вплоть до расстрела.
«Николай Иванович Иножарский, 1874 года рождения, уроженец города Карачев Орловской губернии, по соцпроисхождению – сын служителя культа, кулак, раскулаченный», решением этой «Тройки» был приговорён к 10 годам тюремного заключения по ст.58-10 и направлен для отбытия наказания в Карлаг (Карагандинская область Казахской ССР).
Управление Карагандинских лагерей располагалось в селе Долинское Тельмановского района Карагандинской области. Вот туда-то, по Омской железной дороге, через станцию Новая Караганда, и доставили 9 октября 1938 года 64-летнего заключённого Николая Иножарского. Прибывавшие в лагеря заключённые обязательно проходили медицинское освидетельствование, по результатам которого их направляли на те или иные виды работ. У Николая Ивановича Иножарского, по заключению лагерных врачей, выявились двусторонняя паховая грыжа и миокардит, в результате чего он первое время трудился на «лёгкой», «хозяйственно-лагерной обслуге», а через два месяца медики сделали заключение о потере им трудоспособности на 60 процентов и написали заключение об инвалидности. Это освободило больного и старого батюшку от физических работ, но не от заключения. И морально, и физически, Николаю Ивановичу Иножарскому приходилось очень тяжело.
Жена его, Прасковья Алексеевна, попыталась добиться пересмотра приговора в отношении своего супруга, подав соответствующее ходатайство. Но старший оперативный уполномоченный 3-ого отделения ЭКО УНКВД по Курской области, младший лейтенант госбезопасности Некипелов, которому было поручено изучить дело Иножарского в 1939 году, после нескольких дней работы с документами, постановил: «Решение Тройки при УНКВД по Курской области от 10 ноября 1937 года, согласно которого Иножарский Николай Иванович осуждён на 10 лет заключения в тюрьму ГУГБ, - ОСТАВИТЬ В СИЛЕ, о чём объявить заключённому…».
«…Головой на запад»
Для бывшего священника это решение, зачитанное ему в мае 1940 года, стало последней каплей, переполнившей чашу его страданий. Николай Иванович Иножарский стал болеть всё чаще и чаще, а 13 января 1941 года его поместили в больницу Карлага (21-ое Спасское отделение). Здесь он и скончался через две недели от сердечной недостаточности .
В личном деле заключённого под №172258 сохранился акт №42 от 28 января 1941 года: «…Лагпункт Спасский. Мы, нижеподписавшиеся, дежурный по лагерю Сермукашев Я.Я., лекпом Пестова Е.А. и комендант составили настоящий акт в том, что труп умершего 28 января 1941 года Иножарского Н.И., 67 лет, погребён сего числа на кладбище близ селения Спасское.
Труп опущен в яму 1,5 метра глубиною, 0,75 метра шириною, 2 метра длиною, головой на запад, зарегистрировано: «З/К Николай Иванович Иножарский, умер 28 января 1941 года, № л.д.172258».
Так закончилась земная жизнь одного из представителей многочисленного семейства священников Иножарских. Родной дед Николая Ивановича, Ксенофонт Никитич, сын псаломщика из Малороссии, после окончания Орловской духовной семинарии, 40 лет прослужил в Преображенском храме села Горки Карачевского уезда. Четыре его сына, Илья, Иоанн, Павел и Георгий Иножарские, получив духовное образование в том же учебном заведении, священствовали в разных уездах Орловской губернии – Болховском, Елецком, Карачевском, Ливенском, Малоархангельском, Мценском, Орловском.
Николай Иванович Иножарский, о котором я веду свой рассказ, представлял уже третье поколение орловских священников, служивших Богу и прихожанам всем сердцем и душой. Он остался верен своему делу до конца, не отрекся от Веры, как и ещё несколько представителей этого рода, арестованных и безвинно осуждённых в трагические 30-ые годы XX века.
Реабилитировали священника Иножарского одним из первых, в апреле 1989 года, вскоре после выхода Закона Российской Федерации «О реабилитации жертв политических репрессий». Но, как ни удивительно, его имени до сих пор нет ни в огромной базе данных «Мемориала» (где значатся все «Жертвы политического террора в СССР» - А.П.), ни в «Реквиеме», пятитомной «Книге Памяти жертв политических репрессий на Орловщине».
А всё, с чем ты, читатель, познакомился, я узнал благодаря двум архивным делам – «Уголовному делу №П – 11078» из архива УФСБ РФ по Курской области и «Личному делу №172258 заключённого Карлага Н.И.Иножарского», хранящемуся ныне в архиве Комитета Национальной Безопасности Казахстана. Копии документов из обоих дел были присланы в Подмосковье Михаилу Ивановичу Романову, родственнику репрессированного Н.И.Иножарского. Михаил Иванович выясняет все подробности судеб многочисленных священников из своего рода. Он любезно поделился информацией со мной, за что я выражаю ему искреннюю признательность.
К сожалению, фото Н.И.Иножарского в его делах нет, и я в качестве иллюстративного материала размещаю копии трёх документов. На одном – отпечатки пальцев Николая Ивановича,
а что на втором и третьем – читатель увидит сам.
(Александр Полынкин)
Читайте также:
Нашли ошибку? Есть что добавить? Напишите нам: klub.mastera@yandex.ru
|