История Покровского края в находках. Часть 14-я. Икона Почаевской Матери Божией и Святого Иосафата
Опубликовано: 17.05.2020.
Четвёртый год публикую я материалы из этого цикла, и, как читатель видит, их вышло уже 13. Об иконах, крестах, образах и складнях я писал в самом первом очерке, появившемся ещё в конце 2016 года. Но тогда речь шла только о православных или старообрядческих предметах религиозного культа. На этот раз поведаю о единственной находке, но зато какой!
Это нательная небольшая двусторонняя икона с изображением двух лиц, фото которых мне прислал Анатолий Цуканов (он же и обнаружил икону в одном из мест Покровского района). Снимки предлагаю вниманию зрителей и читателей.
Матерь Божия Почаевская
Святой Иосафат
Даже бегло взглянув на них, каждый из вас скажет, что это явно не православная икона – хотя бы потому, что на обеих сторонах, по периметру изображений, идёт текст на иностранном языке. Буквы – латиница, но какой язык?
И прежде чем повести речь о попытке выяснить это – несколько слов о том, есть ли информация о проживании в нашем крае лиц не православного вероисповедания.
Сразу скажу, что да. Мне, не могу сказать, что часто, но время вот времени в метрических книгах разных церквей Малоархангельского уезда, в сведениях о вероисповедании родителей, брачующихся или умерших попадались записи о верующих иудеях, принявших христианство, и о тех, кто был римско-католического или лютеранского вероисповедания.
Приведу одну запись из части третьей «Об умерших» метрической книги Владимирской церкви села Столбецкое за 1875 год:«27 ноября умер от чахотки, в возрасте 64 года, проживавший в селе Столбецкое малоархангельский помещик, врач Валериан Богданович Гейдмейстер, лютеранского вероисповедания».Для того, чтобы похоронить его на православном кладбище, потребовалось разрешение Владыки Орловского и Севского. А заслуги доктора Гейдмейстера оказались столь значительны, что предали земле его 1 декабря 1875 года внутри церковной ограды Владимирского храма. Вот тебе и лютеранин!
В своём имении при деревне Толстое (прихода той же Владимирской церкви) проживал врач Орловской врачебной управы Владимир Карлович Гольдерекер, известнейшая личность не только в Малоархангельском уезде, но и в губернии. Он был римско-католического вероисповедания.
В деревне Нижний Кунач в самом начале XX века проживало семейство землевладельцев Рейдемейстеров – лютеранского вероисповедания. О них я написал отдельный очерк.
В общем, надеюсь, я убедил читателя, что проживали в нашем крае не только люди православные. И вот небольшая нательная икона одного (одной) из них недавно была найдена. Не хочу гадать, сколько ей лет, для этого надо её посмотреть специалистам. Но зато, почти стопроцентно, удалось разобраться с изображениями на обеих сторонах иконы.
На первой, лицевой (главной) – лик Божией Матери Почаевской.Почаевская икона почитается как в православной, так в и католической церкви. Считается верующими чудотворной, празднование иконе совершается 31 марта, 23 июля и 8 сентября (по юлианскому календарю).
Вот какую информацию об иконе я выяснил с помощью всезнающей Википедии: «Почитаемая чудотворной древняя Почаевская икона хранится в Успенской Почаевской лавре на западе Украины в городе Почаеве Тернопольской области. По преданию, она была подарена инокам дворянкой Анной Гойской, которая в 1559 году получила её в дар от проезжавшего мимо Почаева митрополита Неофита, будущего патриарха Константинопольского.
Спустя некоторое время икону забрал из монастыря наследник Анны Гойской кальвинист Анджей Фирлей. Образ находился у него около 20 лет и в 1644 году вернулся в обитель. Предание связывает с возвращением историю о том, что жена Андрея стала бесноватой и по совету Иова Почаевского, чтобы получить исцеление, вернула икону в монастырь.
Около 1721 года монастырь вместе с иконой перешёл во владение униатов. В 1773 году лики младенца Христа и Богородицы были коронованы присланными папой Климентом XIV двумя коронами из золота. В 1831 году монастырь и икона были возвращены православным, монастырь получил статус лавры.
В настоящее время икона находится в Успенском соборе Почаевской лавры, ежедневно перед ней читается акафист». Иконе приписываю множество чудес, наиболее известное – избавление от захватчиков-татар.
Почаевская икона Богородицы относится к иконографическому типу Умиление. Изображение Богородицы поясное. На правой руке она держит младенца Иисуса, а на левой плат, которым прикрыты ноги и спина Христа. Левая рука Иисуса лежит на плече Богородицы, а правой он благословляет (ещё раз, читатель, посмотри на фото №1).
На второй, оборотной стороне иконы – изображение архиепископа Иосафата (при рождении Иван Гаврилович Кунцевич; 1580 — 12 ноября 1623) — униатского епископа Речи Посполитой и архиепископа Полоцкого (с 1618 до своей смерти). Он «прославился» тем, что силой загонял в униатство православных на территории современных Украины и Белорусии, был убит во время Витебского восстания. Католическая церковь прославила его как мученика и святого.
Проповедь Иосафата Кунцевича в Белоруссии
(картина Ильи Репина, 1893)
На иконе Кунцевич изображен как мученик, с топором в голове. Вот только на иконе не видно сотен и тысяч православных людей, замученных по его вине. А надо бы… Мощи Иосафата хранятся в настоящее время в соборе Святого Петра в Риме.
Мученическое убийство Иосафата
(картина Иозефа Зимлера, 1861)
Собор Святого Петра в Риме, где хранятся в настоящее время мощи святого мученика Иосафата
Какие выводы можно сделать из этой специфической находки? Вот какие: в нашем крае жил или гостил явный последователь (последовательница) униатской церкви (той самой, что православных в католичество обращала и папу римского своим главой признавала).
Два раза - жаль. Первый раз жаль: то что Покровский артефакт ушел в другой район, а второй раз жаль: то что испортили сам экспонат: просверлив в нем отверстия и прикрепив табличку а ля кладбищенскую.....
Анатолий, последние три - это, почти стопроцентно, один и тот же населённый пункт. В сельце обязательно должен быть помещичий дом, в данном случае, так и было. А вот деревня Медвежий Колодезь - это, скорее всего, современная деревня Медвежка, но нужно, всё-таки, разбираться...
...ненаселённой земли, находящейся Малоархангельского уезда в деревне Медвежьем Колодезе, именуемой Степью". Александр Михайлович, вопрос к вам. Можно ли считать деревню Медвежий Колодезь (что в тексте), сельцо Медвежья (18 века), сельцо Медвежка (19 века) и д. Казинка (за свинокомплексом, где бывший колхозный сад) – одним и тем же населенным пунктом? Согласно старым картам - последние три указанных населенных пункта - это одна и та-же деревня или сельцо (в прошлом).