Что такое «подкова», - раньше объяснять никому не приходилось: настолько глубоко это понятие было распространено в быту. А сейчас, пожалуй, придётся, всё-таки, дать определение этому слову: «приспособление для защиты копыт лошади».
Лошадь как домашнее животное человек использует очень давно, по крайней мере, не одно тысячелетие. Она превратилась в незаменимого помощника как во время различных работ (перевозка людей и грузов, пахота, сев, уборка урожая), так и во время войны. Существовал ведь отдельный род войск – кавалерия. Обладая высокой подвижностью и манёвренностью в сочетании со стремительным и мощным ударом, кавалерия во многих сражениях играла решающую роль.
Долгие годы общаясь с лошадью, человек обратил внимание и на то, что (далее цитирую «Википедию»): «…при работе лошади на твёрдом грунте роговые части копыта быстро изнашиваются. При повреждении копыта лошадь испытывает болезненные ощущения, начинает хромать или вообще отказывается ступать на больную ногу. Ковка позволяет предохранить копыта от износа и защитить их от травмирующих ударов о твёрдый грунт. В зимнее время подковы, снабжённые шипами, улучшают сцепление копыта с грунтом и предотвращают скольжение…Метод подковывания лошадей впервые использовался галлами приблизительно в IV–III вв. до н. э. В средние века научились крепить металлические подковы специальными гвоздями — ухналями.
В России ковочное дело начало развиваться на государственном уровне после Указа Петра I 1715 года: «В Москве и губерниях сыскать кузнецов добрых, взять во всякую губернию по два человека и велеть им учить кузнечному делу русских…». В 1732 году в селе Хорошево под Москвой была открыта первая в Европе ковальная школа».
Стандартная подкова выделывается из мягкой низкоуглеродистой стали. Её технические характеристики каждый может легко найти в специальных статьях в электронных СМИ, поэтому я об них говорить не буду. Скажу лишь, что основные отличия подков – по размерам копыт лошадей (таких размеров - 11-12, от меньших – к большим). Самые большие, естественно, были у лошадей-тяжеловозов.
На территории нашего края, как и по всей России, лошадей имелось достаточно – как рабочих, так и использовавшихся для других целей (под седло, для перевозки почты и пассажиров, для военных нужд и т.д.).
Несколько известных помещичьих родов (Лилиенфельды, Мацневы, Мухортовы, Пигаревы, Чиркины) на территории Малоархангельского уезда имели свои конные заводы (всего их было около ста), некоторые из них просуществовали не одно десятилетие.
Поэтому, вполне естественно, что одной из самых распространённых находок наших поисковиков являются подковы – самых разных модификаций и размеров.
Тут следует добавить, что среди таких подков частенько попадаются не только русские, но и иностранного производства, чаще всего – немецкие времён Великой Отечественной войны. Оккупанты, как-никак, больше года «хозяйничали» в нашем крае…
Вот несколько иллюстраций в подтверждение: и общий вид таких подков, и несколько отдельных любопытных экспонатов.
Александр Полынкин
Читайте также:
Нашли ошибку? Есть что добавить? Напишите нам: klub.mastera@yandex.ru
|