Доброго времени суток! Вы находитесь на сайте районного клуба творческих личностей "МАСТЕРА".
 
Рубрики
Творчество Мастеров Творчество наших читателей Библиотека История Покровского края История Орловского края Покровская районная библиотека Мир духовный Заметки на доброту дня Фотографии Покровского края Видеотека Поездки и заседания Доска объявлений Новости О сайте "Мастера" Обратная связь RSS - лента Виджет для Яндекса Приложение для Android

Серебряное кольцо


МКУК ПМЦРБ

Сайт районной библиотеки


Нужна помощь!

Поможем, земляки?


Стена сайта
Всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Просмотров сегодня:
Яндекс.Метрика
Посетителей сегодня:


Главная » История Покровского края » История Покровского края до 1917 года

Как художник Василий Максимов в Покровском побывал
Опубликовано: 11.03.2015.

 В истории русского изобразительного искусства  было много замечательных художников, но таких  бытописателей  и знатоков народной жизни, каким стал за несколько десятилетий своего творчества член Товарищества Передвижных Художественных выставок, академик живописи,  Василий Максимов, можно пересчитать по пальцам одной руки.

Из крестьян – в Академию Художеств

Он родился 17 января 1844 года в деревне Лопиной Санкт-Петербургской губернии, в семье   государственного крестьянина. Отец будущего художника, Максим Терентьевич, был единственным грамотным во всей большой деревне, он успел научить Василия читать и писать, а потом скоропостижно скончался. Мать отвела  6-летнего сына в монастырскую школу Николаевского Староладожского монастыря, где мальчик и продолжил обучение грамоте.

Страсть к рисованию появилась у Василия Максимова с раннего детства. А в монастыре нашлись просвещённые люди, которые поспособствовали развитию его способностей – направили его в Санкт-Петербург для обучения в иконописную мастерскую. Семь лет Василий  постигал секреты иконописного мастерства, дополнительно занимаясь в воскресной рисовальной школе при Технологическом институте (туда, по представленным рисункам, его приняли сразу в третий класс – А.П.).

А осенью 1862 года Максимов поступил в Петербургскую Академию Художеств и всего за три года, огромным трудом, упорством и целеустремлённостью,  освоил  академический курс. Впереди оставался конкурс на золотую медаль, дававший право на заграничную поездку на 6 лет со стипендией, а впоследствии – звание профессора. К этому стремились многие академисты – но не Василий Максимов.

В первом ряду национальных талантов

Он,  решив посвятить жизнь служению народу, отказался от конкурса и поездки за границу. Получив аттестат художника 3-й степени и чин 14 класса, будущий передвижник покинул Академию и вернулся на родину. С этого времени Максимов начинает – с возможной полнотой и правдой – изучать и изображать  крестьян, в которых он всегда видел личностей.

Одна за другой появляются картины Максимова, в которых мастер постепенно находит  свой стиль, наполненный любовью и теплотой к простому народу.

При организации Товарищества передвижных художественных выставок  Максимов одним из первых (26 ноября 1872 года) вступил в него, до самой смерти оставаясь потом верным его знамени, участвуя во всех выставках и являясь многолетним членом Правления.

Художник Василий Максимов (портрет работы Н.А.Ярошенко)

На творчество Василия Максимова зрители обратили внимание очень рано. Его картину «Бабушкины сказки», написанную художником в 23 года, купил для своей знаменитой Галереи меценат П.Третьяков, который позже приобретал все крупные произведения Василия Максимовича.

Известный критик В.В.Стасов публично приветствовал каждую новую значительную работу Максимова, ставя художника в первый ряд национальных талантов, наряду с И.Репиным и В.Перовым.

Картина Василия Максимова «Приход колдуна на деревенскую свадьбу» представляла русскую живопись на Всемирной выставке в 1878 году в Париже и стала затем визитной карточкой художника. А Петербургская Академия художеств в ноябре того же года присвоила художнику звание академика живописи.

40  рисунков из Покровской волости

Стремясь как можно лучше познать быт и душу народа, Максимов неоднократно совершал путешествия  по России, запечатлевая увиденное. О большинстве таких поездок художника хорошо известно его биографам. Но вот об одном из маршрутов – в Малоархангельский уезд Орловской губернии – до недавнего времени информации не было никакой.

Но пару лет назад  Новоладожский историко-краеведческий музей (это родные места художника Максимова – А.П.) стал готовить к 170-летнему юбилею Василия Максимовича выпуск иллюстрированного каталога его произведений. При подготовке выяснилось, что в запасниках Русского музея Санкт-Петербурга хранится альбом под номером А-100/Р37758-37797, в котором представлено 40 рисунков Максимова, никогда и нигде не публиковавшихся и не выставлявшихся (размер каждого – 10,3 Х 17,8 см.). Научный сотрудник Новоладожского музея, Наталья Фёдоровна Морозова, участвовавшая в подготовке каталога, внимательно познакомилась с этим альбомом, получившим название «Орловского». Поскольку на всех рисунках Максимова были записи-пометки, имевшие отношение к Малоархангельскому уезду, она решила поискать какие-то сведения об этом в интернете. Так Н.Ф.Морозова выщла на сайт «Мастера», где  я опубликовал несколько  очерков по интересовавшей её теме. Она обратилась ко мне с просьбой ответить на несколько вопросов, в результате чего началась наша электронная переписка, завершившаяся с большой пользой для обеих сторон.

Лики покровских  крестьян

Что же выяснилось? В мае 1882 года художник Максимов, скорее всего, как корреспондент петербургских иллюстрированных газет, посетил Покровскую волость Малоархангельского уезда Орловской губернии. Здесь он гостил две недели у местного помещика Николая Петровича Покатилова в его имении в сельце Хорошее (ныне – составная часть райцентра Покровское одноименного района – А.П.). Отставной майор Покатилов был известной личностью в здешних местах, к тому же – держал каретную мастерскую на почтовом тракте Орёл – Ливны. Как и когда художник Максимов познакомился с ним – не известно, но что Николай Петрович и Василий Максимович тесно и дружески общались – не вызывает сомнения.

Пребывание Максимова в сельце Хорошем было не праздным времяпровождением, а усердной работой профессионала. С 10 по 22 мая Василий Максимович сделал 40 восхитительных бытовых зарисовок крестьян нескольких населённых пунктов Покровской волости Малоархангельского уезда: села Покровское-Липовица, села Перехожая Липовица, сельца Хорошее и деревни Волковой (они располагались  в радиусе 10 вёрст от места, где гостил Максимов, в настоящее время  это посёлок городского типа Покровское и соседние с ним село Липовец и деревня Крутое – А.П.).

Василий Максимович, находясь в сельце Хорошем, с утра выезжал на лошади хозяина имения на поиски подходящих его замыслам крестьянских лиц. Листая эти альбомные зарисовки, можно сделать вывод, как много удачных моментов «схватил» в наших краях острый глаз живописца: здесь и крестьянин с пилой, и стрижка овец, и пение  слепцов. Собранные вместе, образы  земляков-орловцев  составляют выразительнейшую даже не картину, а симфонию народной жизни.

В «Орловском альбоме» Максимов предстаёт  как очень сильный портретист. Вот один из рисунков (смотри, читатель).

Крестьянин Митрофан Новиков

На нём изображён крестьянин Митрофан Новиков. Крепкий, ещё не старый, умный крестьянин сидит, опираясь рукой на мощный сундук с замком. Наверное, он не сразу согласился позировать и не привык к такому занятию, позирует, думая о своём. А лицо! Не лицо – лик, как на иконах.

Василий Максимович всегда рисовал конкретных людей, поэтому многие рисунки подписаны: вот, кроме Митрофана Новикова – другие крестьяне Покровской волости – Филипп Косарев, Корней Сова, дед Феоктист (кстати, потомки Новикова и Косарева до сих пор проживают в посёлке Покровское – А.П.).

Орловские зарисовки показывают склонность Максимова к этнографическим наблюдениям, он выхватывает и отражает тонкие детали, которые позволят ему потом стать корреспондентом Этнографического бюро (лучшей кандидатуры и не придумаешь – А.П.).

На последнем, сороковом, листе «Орловского альбома» есть набросок женской головы – с подписью «Голова свекрови». 

Голова свекрови

Этот набросок, сделанный в наших краях в мае 1882 года, через 11 лет превратился в одну из самых знаменитых картин Василия Максимова – «Лихая свекровь». И ещё один рисунок, «Нищий под окном избы», стал в том же 1882 году  известной картиной, под названием - «В деревенском дворе» (она находится в экспозиции Днепропетровского художественного музея – А.П.).

«В деревенском дворе»

Хочется верить, что издадим

Лучшие произведения по-настоящему народного художника Максимова – «Семейный раздел в крестьянском быту»,  «Бедный ужин», «Кто там?», «Больной муж», «Всё в прошлом»  и многие другие не утратили своей силы воздействия и в наши суматошные дни:  в них зритель видит подлинную горячую страсть и глубокий смысл, они приносят эстетическое наслаждение, возвышают мысли и чувства, имеют огромную познавательную ценность. 

«Больной муж»

«Всё в прошлом»

Но и рисунки из «Орловского альбома», о которых я рассказывал, ничуть не уступают полноценным картинам замечательного художника, ведь в них отражена  глубина народной жизни, да ещё на примере глубинной волости Орловщины.

Из 40 набросков в большой иллюстрированный каталог произведений Василия Максимова, увидевший свет в 2014 году в петербургском издательстве «Площадь искусств» (автор – Денис Арутюнов), вошли только пять.

Каталог произведений Василия Максимова

Наталья Фёдоровна Морозова, прислав мне в подарок этот каталог (за помощь в консультациях – А.П.), выразила надежду, что Орловский музей изобразительных искусств заинтересуется поднятой темой и издаст все 40 рисунков «Орловского альбома» отдельной книгой.

А напоследок, уважаемый читатель, посмотри ещё на один рисунок знаменитого художника, увековечившего «Дом с мезонином» помещика Н.П.Покатилова, в котором, скорее всего, и жил сам живописец  130 с лишним лет тому назад.

Дом с мезонином (дом Николая Петровича Покатилова в сельце Хорошее)

Александр Полынкин

Читайте также:

Нашли ошибку? Есть что добавить? Напишите нам: klub.mastera@yandex.ru
Рубрика: История Покровского края до 1917 года | Добавил: admin (11.03.2015)
Читали статью: 2536 | Комментарии: 2 | Теги: Художники, Липовец, хорошее, Покровское
Всего комментариев: 2
2 admin  
0
Я и сам бы рад их увидеть - но это возможно будет чуть позже - при публикации всего альбома

1 Diversant  
0
Александр Михайлович, а остальные 37 "восхитительных бытовых зарисовок крестьян нескольких населённых пунктов Покровской волости" читатель увидит?

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Войти ]
Облако тегов

Надоела реклама?

Смотреть панорамы Покровского: 360 градусов.


Внимание! Акция.

Создадим вместе, покровчане!


Мнения читателей
Последние комментарии:
21.04.2024
Это вторая съемка Андрея. Первую - мы смотрели всей компанией.  

16.04.2024
16.04.2024
02.04.2024
Спасибо, Всем. Встреча мне очень понравилась.
С уважением, Владимир Зайцев.

01.04.2024
Два раза - жаль. Первый раз жаль: то что Покровский артефакт ушел в другой район, а второй раз жаль: то что испортили сам экспонат: просверлив в нем отверстия и прикрепив табличку а ля кладбищенскую.....

29.02.2024
Анатолий, последние три - это, почти стопроцентно, один и тот же населённый пункт. В сельце обязательно должен быть помещичий дом, в данном случае, так и было. А вот деревня Медвежий Колодезь - это, скорее всего, современная деревня Медвежка, но нужно, всё-таки, разбираться...

29.02.2024
...ненаселённой земли, находящейся  Малоархангельского уезда  в деревне Медвежьем Колодезе, именуемой Степью". Александр Михайлович, вопрос к вам. Можно ли считать деревню Медвежий Колодезь (что в тексте),  сельцо Медвежья (18 века), сельцо Медвежка (19 века) и д. Казинка (за свинокомплексом, где бывший колхозный сад) – одним и тем же населенным пунктом? Согласно старым картам - последние три указанных населенных пункта - это одна и та-же деревня или сельцо (в прошлом).

19.02.2024
Я слышал, что упало 22 столба, причем бетонных!!!


Погода

Регистрация

 Индекс цитирования Клуб "Мастера" 2.0 ©  2011г.-2024г.