Доброго времени суток! Вы находитесь на сайте районного клуба творческих личностей "МАСТЕРА".
 
Рубрики
Творчество Мастеров Творчество наших читателей Библиотека История Покровского края История Орловского края Покровская районная библиотека Мир духовный Заметки на доброту дня Фотографии Покровского края Видеотека Поездки и заседания Доска объявлений Новости О сайте "Мастера" Обратная связь RSS - лента Виджет для Яндекса Приложение для Android

Серебряное кольцо


МКУК ПМЦРБ

Сайт районной библиотеки


Нужна помощь!

Поможем, земляки?


Стена сайта
Всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Просмотров сегодня:
Яндекс.Метрика
Посетителей сегодня:


Главная » История Покровского края » История Покровского края до 1917 года

«…Обязан спасать только душу, но не тело…» (о событиях в селе Алексеевка в 1881 году)
Опубликовано: 30.11.2018.

Совсем недавно я выставлял на сайте материал из газеты «Орловский вестник» за 1881 год, написанный становым приставом Василием Юркевичем. Корреспонденция была посвящена быту и людям города Малоархангельска. А сейчас я предлагаю читателям познакомиться с заметкой, в которой речь идёт уже о селе Алексеевское (ныне – Алексеевка в современном Покровском районе – А.П.).

«Корреспонденция», как это именовалось тогда, очень любопытна. Она – без подписи автора, но, с большой долей вероятности, принадлежит перу того же Василия Юркевича, потому что в статье он назван одним из действующих лиц, хотя фамилия не озвучена – только должность.

Итак, «Орловский вестник» №165 от 18 (30) сентября, пятница – 1881 год. Цитирую (Александр Полынкин)

С.Алексеевское, Малоархангельского уезда, 9 сентября

В селе Алексеевском появился дифтерит; по получении известия об этой болезни на место прибыли местный становой пристав (Василий Юркевич – А.П.) и земский врач Вавилов. Произведя поголовный осмотр детей и отделив больных от здоровых, врач нашёл необходимым устроить в этом селении временную больницу; общество отвело на этот предмет прекрасное во всех отношениях здание общественной богадельни. Врач со становым приставом отправился осматривать указанное им здание, но помещение богадельни оказалось занятым, вопреки желанию общества, местным священником Петром Поповым; врач и пристав объяснили цель своего прихода, но священник категорически заявил, что здания этого под больницу не уступит, так как он был архитектором его и, следовательно, имеет право пользоваться им на правах хозяина; ему напомнили, что уже по самому сану своему он обязан всеми силами помогать страждующим, но Попов ответил, что он обязан спасать только душу, а не тело своей паствы и нести для нея материальный ущерб и стеснения не согласен. Как ни уговаривали священника, как ни доказывали, что он может с удобством поместиться и в своём доме, где живёт семья его, но всё было напрасно: добрый пастырь остался при своём, и больныя малютки были помещены в сыром, грязном, разрушающемся здании бывшего волостного правления.

Спрашивается: может ли подобный священник вселить любовь и уважение к себе в своей пастве? В с.Алексеевском он священствует уже давно, и прихожане слушались и любили своего батюшку. Задумал строить он церковную караулку-богадельню и колокольню, и прихожане щедрою рукою начинают жертвовать: отводят до 7 десятин выгона, устраивают кирпичные сараи, дают более 200 саженей торфу, делают жертвы и деньгами и, наконец, отправляются по епархии за сбором и набирают более 4000 рублей серебром.

Начинаются работы, но вместо скромной караулки-богадельни появляется великолепный двухэтажный каменный дом, с железной крышей, в котором, как в церковной караулке, было, поселились церковные сторожа, но они изгоняются оттуда, и дом занимает священник, устраивая в нём свадьбы своих домочадцев и другие пиры по случаю семейных радостей. Выстроив дом, священник остальной кирпич распродал, кирпичные сараи сломал, отправив соломенные крыши с них на свои поля, а лес к себе на двор; что сделалось с собранными деньгами – неизвестно, но колокольня и до сих пор не выстроена. Затем священник начинает брать неимоверно большую плату за требы; прихожанам тяжело и они, собрав сход, приглашают батюшку и упрашивают уменьшить платы за требы; но священник отказывается исполнить просьбу общества, говоря, что он издержался на свадьбу дочери, истратив более 3000 рублей и потому уважить просьбу общества не может.

Прихожане, выведенные действиями священника из терпения, дают односельцу своему Сидору Павлову доверенность на принесение на действия священника жалобы епархиальному начальству, но священник не унывает и пишет на Сидора Павлова донос г.Губернатору, обвиняя Павлова в неуважении к религии и в распространении между односельчанами противоправительственных идей, выставляя его, почти неграмотного крестьянина, чуть ли не членом исполнительного комитета. Произведённым расследованием донос, разумеется, не подтвердился, и только две крестьянки, указанные священником, показали, что Павлов непочтительно отзывался об иконах, но и те, когда уехал становой пристав, производивший дознание, пред целым сельским сходом сознались, что оклеветали Павлова по просьбе священника Попова, который обещал дать им по поросёнку.

Между тем, по жалобе прихожан, о действиях священника было поручено произвести следствие. Но, к несчастью, производящим следствие был назначен священник села Куракино, где священником служит и зять Попова, и следователь, разумеется, повёл дело не так, как бы следовало: он остановился в доме Попова и вызывал и спрашивал только тех свидетелей, которых указывал Попов. На пристрастный образ действий следователя общество донесло вторичную жалобу епархиальному начальству, и чем кончится это дело, - неизвестно, но общество возбуждено против священника…

(без подписи).

Спустя почти полтора месяца, 1 (13) ноября 1881 года, в «Орловском вестнике» появилось большое письмо алексеевского священника Петра Попова – ответ на критическую статью о нём. Батюшка пытался опровергнуть факты, приведённые в сентябрьской корреспонденции, скатываясь то на похвалы себе, то на ругань своих оппонентов.

Но тут же, оперативно, уже 11 (23) ноября появляется ещё один материал, в котором дана была объективная оценка всем событиям, которые случились в селе Алексеевское. Главные выводы автора (он снова не подписал своё письмо – А.П.) были такими:

1. священник Попов просто жаден (на сходе заявил в ответ на просьбу крестьян уменьшить плату за требы: «…не родитесь, не креститесь, не женитесь, так и брать с вас ничего не буду» - А.П.);

2. «Общество с. Алексеевского сильно возбуждено против Вас… Вашими незаконными действиями».

И закончил это письмо автор (повторюсь, что, очень вероятно, это был Василий Юркевич – А.П.) так: «Ответ этот будет последним, так как я не желаю надоедать читателям «Орловского вестника» нашими дрязгами».

Вот такая история, уважаемый читатель, произошла в селе Алексеевка в 1881 году…

А на снимке, - та самая караулка-богадельня (слева от церкви – А.П.), правда, уже полуразрушенная и без второго этажа…

(Александр Полынкин)

Читайте также:

Нашли ошибку? Есть что добавить? Напишите нам: klub.mastera@yandex.ru
Рубрика: История Покровского края до 1917 года | Добавил: admin (30.11.2018)
Читали статью: 665 | Теги: Алексеевка
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Войти ]
Облако тегов

Надоела реклама?

Смотреть панорамы Покровского: 360 градусов.


Внимание! Акция.

Создадим вместе, покровчане!


Мнения читателей
Последние комментарии:
21.04.2024
Это вторая съемка Андрея. Первую - мы смотрели всей компанией.  

16.04.2024
16.04.2024
02.04.2024
Спасибо, Всем. Встреча мне очень понравилась.
С уважением, Владимир Зайцев.

01.04.2024
Два раза - жаль. Первый раз жаль: то что Покровский артефакт ушел в другой район, а второй раз жаль: то что испортили сам экспонат: просверлив в нем отверстия и прикрепив табличку а ля кладбищенскую.....

29.02.2024
Анатолий, последние три - это, почти стопроцентно, один и тот же населённый пункт. В сельце обязательно должен быть помещичий дом, в данном случае, так и было. А вот деревня Медвежий Колодезь - это, скорее всего, современная деревня Медвежка, но нужно, всё-таки, разбираться...

29.02.2024
...ненаселённой земли, находящейся  Малоархангельского уезда  в деревне Медвежьем Колодезе, именуемой Степью". Александр Михайлович, вопрос к вам. Можно ли считать деревню Медвежий Колодезь (что в тексте),  сельцо Медвежья (18 века), сельцо Медвежка (19 века) и д. Казинка (за свинокомплексом, где бывший колхозный сад) – одним и тем же населенным пунктом? Согласно старым картам - последние три указанных населенных пункта - это одна и та-же деревня или сельцо (в прошлом).

19.02.2024
Я слышал, что упало 22 столба, причем бетонных!!!


Погода

Регистрация

 Индекс цитирования Клуб "Мастера" 2.0 ©  2011г.-2024г.