Доброго времени суток! Вы находитесь на сайте районного клуба творческих личностей "МАСТЕРА".
 
Рубрики
Творчество Мастеров Творчество наших читателей Библиотека История Покровского края История Орловского края Покровская районная библиотека Мир духовный Заметки на доброту дня Фотографии Покровского края Видеотека Поездки и заседания Доска объявлений Новости О сайте "Мастера" Обратная связь RSS - лента Виджет для Яндекса Приложение для Android

Серебряное кольцо


МКУК ПМЦРБ

Сайт районной библиотеки


Нужна помощь!

Поможем, земляки?


Стена сайта
Всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Просмотров сегодня:
Яндекс.Метрика
Посетителей сегодня:


Главная » История Покровского края » Современная история Покровского края

Гости из Латвии на Покровской земле
Опубликовано: 23.10.2014.

Я думаю, читатель-покровчанин, едва ли ты знаешь о существовании города Екабпилс. Впрочем, и я, несколько раз бывавший на территории Латвийской ССР в 70-ые годы прошлого века, как-то не сталкивался с этим названием. А вот некоторое время тому назад старинный город вошёл в круг моих интересов, поскольку там живёт почти что наша землячка – внучка уроженки Покровского района, Матрёны Степановны Лариной (Борзовой по первому, Кошеверовой – по второму мужу – А.П.). На сайте «Мастера» были опубликованы материалы об этом. И до сих пор мы продолжаем  поиск родственников Ольги Кошеверовой – Лещовой.

А во вторник, 20 октября, предварительно связавшись со мной, она уже лично, вместе со своим мужем Виталием, побывала у нас в Покровском районе, Познакомились теперь Лещовы с родиной деда и бабушки вживую.

Прежде чем рассказать об этом визите, посвящу несколько слов городу Екабпилсу. Он находится в 140 км от Риги, по обоим берегам  реки Даугава, которая, изгибаясь, вьется через весь город и по Екабпилсскому району на протяжении 93-х километров.

Как ни удивительно, современный латвийский город Екабпилс был основан в 17 веке  русскими  староверами, которые, после Никоновской религиозной реформы, не желая принимать новшества, ушли на новые земли, в Прибалтику. Они основали слободу  на левом берегу Даугавы, у трактира Салас.

 Расцвету староверского поселения способствовали проплывавшие мимо барочники, которые из-за порогов были вынуждены перегружать товары на повозки. В 1670 году  Курземский герцог Якоб дал слободе у трактира Салас  права города и своё имя  – Якобштадт (Jakobstadt). Удобное географическое положение (здесь сходятся земли нынешних латышских Видземе, Земгале и Латгалии) способствовало бурному росту поселения.

На другом берегу Даугавы располагался ещё один город – Крустпилс.  В наши дни города  стали единым целым. А бывало, что разделенные рекой, относились они не только к разным краям и районам, но и к враждебным, воюющим государствам.

Вот в этом, уже едином, но сравнительно небольшом городе, численностью около 30 тысяч человек, в собственном доме на берегу Даугавы, и проживают супруги Лещовы, приехавшие 20 октября к нам в гости.

Я пообещал проводить их до Красного Луча (Моховское поселение – А.П.) и на Критовское кладбище. День, правда, ожидался дождливый (и ожидания полностью оправдались, временами поливало с небес прилично), но это нам не помешало.

Встретил я Лещовых на нашем автовокзале, куда они добрались уже на второй день своего путешествия по России (ночевали в Орле, успели немного походить по городу и познакомиться с ним). Наша встреча началась в 9 часов утра, а закончилась – около 4 часов дня.

Я предварительно поговорил со Светланой Анатольевной Лариной, она – с ещё двумя представителями этой фамилии – Виктором Ивановичем Лариным и Евгений Серафимовной Гавриковой, мать которой тоже носила фамилию Ларина, и потому встреча жителей Латвии с нашими земляками получилась всеобъемлющей. Разговор покровских и латвийских потомков Лариных был долгим и задушевным, по очереди в двух больших и гостеприимных домах посёлка Моховое. Сначала мы, подмокнув, отогревались у Евгении Серафимовны Гавриковой, дочери бывших директоров Моховской школы Серафима Васильевича и Марии Тимофеевны Архангельских, а потом – у Виктора Ивановича и Тамары Михайловны Лариных, соседей и друзей (живущих через дорогу).

А в промежутке между чаепитиями и разговорами мы добрались до  Критовского кладбища, побродили между старинными и современными надгробными плитами. Ольга Кошеверова-Лещова смотрела на фамилии Лариных, и к одной из таких надгробных плит возложила привезённые с собою цветы.

На этом кладбище лежат прадед и прабабушка Ольги, но они умерли в такое время (30-ые годы 20 века), когда никаких надгробий не ставили – только кресты. А от них давным-давно ничего не осталось.

Посетили мы и место, на котором стояла когда-то красивейшая Свято-Духовская церковь села Критово. Усилиями братьев Матвеевых и других верующих на месте уничтоженной церкви поставлен поклонный крест. К его основанию Ольга тоже возложила цветы. Так совпало, что единственный существующий на территории Латвии православный монастырь находится в городе Екабпилсе и называется он, не поверите – Свято-Духов. Основали его староверы в конце 17 века.

Побродили гости вместе с нами по живописным окрестностям Критово, пофотографировали их и себя  на память. На обратном пути  остановились мы в Красном Луче, постояли рядом с тем местом, где находился когда-то дом Лариных (третий от дороги), в который в 1937 году пришёл к вдове Матрёне прохожий сапожник Николай Кошеверов, да так и остался жить. Приглянулись молодые люди друг другу, и появилась новая семья.

В 1941 году призвали Николая Кошеверова на фронт, а его жену вместе с детьми в 1942 году гитлеровцы угнали из родных мест. Так уж вышло, что не вернулись Кошеверовы на родину, остались в Прибалтике. Там же, в Прибалтике, в феврале 1945 года погиб красноармеец 612 стрелкового полка 144 стрелковой дивизии Н.М.Кошеверов. Похоронен он в братской могиле города Шакяй (Литва), в списках - под №123.

Впрочем, о его судьбе, как и том, что приехавшие в Покровский район Лещовы – не просто граждане Латвии, а настоящие патриоты Русского мира, об этом я расскажу в следующем материале.

Пока же хочется от себя лично,  от Ольги и Виталия Лещовых поблагодарить тех покровчан, кто оказал по мере сил и возможностей помощь русским людям из Екабпилса: Анатолию Цуканову (он первым связал Ольгу Кошеверову со мной, с этого всё и началось), Светлану Анатольевну Ларину (она выясняла в Моховом по моей просьбе все данные по Лариным), Евгению Серафимовну Гаврикову (о своей маме, деде с бабушкой по фамилии Ларины она рассказала много), Виктора Ивановича Ларина (без его УАЗа мы бы не сумели добраться до кладбища в такую погоду) и его жену Тамару Михайловну, устроившую гостям праздничный стол.

Гости тоже хозяев не обидели – оставили на память латвийские подарки. Для меня особенно ценными оказались два журнала, которые, в дополнение к рассказу, дополнили картину о том, как живётся русским в Прибалтике, и что они делают ради сохранения общерусского культурного пространства. Но об этом – в следующем материале.

Напоследок я провёл для Лещовых небольшую экскурсию по посёлку Покровское, сфотографировав их у храма Покрова. А Ольга с Виталием отправились дальше – в Москву и Владимирскую область, на юбилей к одному из русских друзей. 

1

В доме Е.С.Гавриковой (Моховое) 

Село Критово и его дорога 

У Поклонного креста 

Разговор по душам 

6

На Критовском кладбище 

Вид от кладбища на окрестности 

Одна из Лариных 

И целый день плакал дождь…

Дорога Красного Луча

Размышления у места, где стоял дом бабушки

Фото на память (Моховое)

У Покровской церкви 

Александр Полынкин

Читайте также:

Нашли ошибку? Есть что добавить? Напишите нам: klub.mastera@yandex.ru
Рубрика: Современная история Покровского края | Добавил: admin (23.10.2014)
Читали статью: 1296 | Теги: Кошеверовы, Ларины, Критово, Свято-Духовская церковь, Моховое
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Войти ]
Облако тегов

Надоела реклама?

Смотреть панорамы Покровского: 360 градусов.


Внимание! Акция.

Создадим вместе, покровчане!


Мнения читателей
Последние комментарии:
16.04.2024
16.04.2024
02.04.2024
Спасибо, Всем. Встреча мне очень понравилась.
С уважением, Владимир Зайцев.

01.04.2024
Два раза - жаль. Первый раз жаль: то что Покровский артефакт ушел в другой район, а второй раз жаль: то что испортили сам экспонат: просверлив в нем отверстия и прикрепив табличку а ля кладбищенскую.....

29.02.2024
Анатолий, последние три - это, почти стопроцентно, один и тот же населённый пункт. В сельце обязательно должен быть помещичий дом, в данном случае, так и было. А вот деревня Медвежий Колодезь - это, скорее всего, современная деревня Медвежка, но нужно, всё-таки, разбираться...

29.02.2024
...ненаселённой земли, находящейся  Малоархангельского уезда  в деревне Медвежьем Колодезе, именуемой Степью". Александр Михайлович, вопрос к вам. Можно ли считать деревню Медвежий Колодезь (что в тексте),  сельцо Медвежья (18 века), сельцо Медвежка (19 века) и д. Казинка (за свинокомплексом, где бывший колхозный сад) – одним и тем же населенным пунктом? Согласно старым картам - последние три указанных населенных пункта - это одна и та-же деревня или сельцо (в прошлом).

19.02.2024
Я слышал, что упало 22 столба, причем бетонных!!!

13.02.2024
Спасибо, Александр Михайлович, за тёплые слова.


Погода

Регистрация

 Индекс цитирования Клуб "Мастера" 2.0 ©  2011г.-2024г.