Доброго времени суток! Вы находитесь на сайте районного клуба творческих личностей "МАСТЕРА".
 
Рубрики
Творчество Мастеров Творчество наших читателей Библиотека История Покровского края История Орловского края Покровская районная библиотека Мир духовный Заметки на доброту дня Фотографии Покровского края Видеотека Поездки и заседания Доска объявлений Новости О сайте "Мастера" Обратная связь RSS - лента Виджет для Яндекса Приложение для Android

Серебряное кольцо


МКУК ПМЦРБ

Сайт районной библиотеки


Нужна помощь!

Поможем, земляки?


Стена сайта
Всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Просмотров сегодня:
Яндекс.Метрика
Посетителей сегодня:


Главная » Мир духовный

Архангельское на Сычах
Опубликовано: 12.12.2013.

Архангельское  сельское  поселение – самое большое по числу населённых пунктов  в Урицком районе. По данным на 1 января 2011 года, в нём, в 32 деревнях и  посёлках проживало 1779 человек. Центром поселения является село Архангельское  – одно из древнейших в крае.
  Уже с конца XVI века здесь, по обоим берегам речки Орлицы (правого притока Орлика),  появилось несколько населённых пунктов, с удивительным для нынешнего времени  общим  названием «Сычи» (были, к примеру, Сычи Середние, Сычи Третьи  и даже – Голодные Сычи – А.П.). Имелся в этих Сычах и погост, а на нём –  маленькая деревянная церковь Михаила Архангела, которая и дала название  населённому пункту, когда погост (первоначально  это слово обозначало центр прихода, сцерковью и кладбищем, с домами попа и причта – А.П.),  объединился с ближайшей деревней и  превратился в село.
  Архангельское и его храм благополучно пережили  Смуту, став к началу XVIII века центром большого прихода из полутора десятков  деревень, в которых проживали, в основном, потомки служилых людей на окраине  Русского государства.  К середине XVIII  века в  приходе уже насчитывалось почти 200 дворов, а Михаило-Архангельская церковь  стала двуштатной (служили в ней два  батюшки, каждый – со своими помощниками – А.П.).
  К этому времени первый деревянный храм из-за ветхости  пришёл в негодность, и в 1753 году, «тщанием прихожан», была выстроена новая деревянная,  но крепкая церковь с колокольней. В ней теперь стало два придела – во имя  Святого Архистратига Михаила и во имя Святых праведных Захария и Елисаветы.  А  вот что ещё было сказано в «Ведомости  о церкви» (дело 3473 из фонда 101  Государственного архива Орловской области): «Земли при сей церкви усадебной – 1300  сажен, пашенной и сенокосной – 65 десятин 2280 сажен... Землю обрабатывают сами  священнослужители. Дома у священнослужителей – собственные, деревянные, на  владельческой земле. На содержание священников жалованья не положено,  содержание их посредственно».


    Эта дорога шла к Михаило-Архангельскому храму

Но батюшки не жаловались, а верою и правдою служили –  Богу и прихожанам. К примеру, священник Павел Ржавский исполнял свои  обязанности в Михаило-Архангельской церкви более 45 лет – с 1793 по 1839  год.  Епархиальное начальство отметило  его за усердие  бронзовым крестом на Владимирской  ленте.
  Божественную эстафету от отца Павла подхватили другие  батюшки: Фёдор Орлов, Алексей Адамов и – удивительное совпадение имён – Иоанн  Архангельский, который служил в Михаило-Архангельском храме в середине XIX века. А в первом десятилетии века XX-ого с прихожанами вели спасительные беседы отцы Иоанн  Болтенков и  Николай Булгаков.
  Приходские деревни Архангельской церкви находились в  составе сразу трёх соседних волостей  и  двух уездов Орловской губернии. Прихожане из деревень Головина, Гуляева,  Кривцова, Маркова, Радомль, Терехова, Чиркина относились к Рябинкинской волости  Болховского уезда. Деревни Алексеевка и Селихова  входили в Богдановскую волость Орловского  уезда. И наибольшее количество прихожан храма проживало в самом селе  Архангельском и деревнях Талызинской волости Орловского уезда – в Грачёвке,  Галкиной,  Квасовой, Кошелевой,  Курниковой, Лукиной, Роге, Шаховой  и  сельце Юшино.
  Большинство посещавших Михаило-Архангельскую церковь  принадлежали к государственным (казённым) крестьянам (бывшим однодворцам и  служилым людям). Относились к ним и мои предки по материнской линии,  проживавшие в однодворческой (а потом – государственной) деревне Курникова,  находившейся в пяти верстах от села Архангельского.
  Метрических книг и исповедных книг по Михаило-Архангельскому  храму в Государственном архиве Орловской области сохранилось довольно много,  поэтому, усердно роясь в них, я сумел проследить свою родословную до 80-ых  годов XVIII века.  Именно тогда, в 1785 и 1788 годах были крещены в Михаило-Архангельском храме села  Архангельского мои щуры (предки в пятом  колене – А.П.) Иван Флоров (так  написано, правильнее – Фролов – А.П.) Долгов и Борис Григорьев Торшин.  Представители только двух фамилий – Долговых и Торшиных – и жили тогда в  деревне Курниковой. Нашёл я в метрических книгах церкви  дату смерти своего прадеда – Якова Фёдоровича  Долгова, крестьянина из этой деревни. Он скончался 17 июня 1916 года, в разгар  Первой Мировой войны. Яков Фёдорович, как и другие мои курниковские предки,  нашёл вечный покой на приходском кладбище села Архангельского.
  Впрочем, к Михаило-Архангельскому храму имели  отношение не только крестьяне, но и местные помещики из известнейших на  Орловщине дворянских фамилий – Абаза, Воейковы, Житковы, Могилевичи, Нарышкины,  Христиановичи.
  Когда 14 сентября 1908 года у помещика сельца Юшино,  отставного коллежского асессора и потомственного дворянина Алексея Николаевича  Христиановича и его жены Александры Николаевны родилась дочь Ксения, то её  крестным отцом  на церемонии в  Михаило-Архангельском храме стал сенатор, член Государственного Совета  Александр Алексеевич Нарышкин, имевший имение в соседнем селе.
  Христиановичи и Нарышкины дружили семьями, как бы  сейчас сказали. И хотя юрист А.А.Нарышкин являлся политической величиной  российского масштаба, а юрист А.Н.Христианович был всего лишь гласным Орловского уездного земства  и почётным мировым судьёй 5-го участка Орловского уезда, это не мешало им тесно  общаться.
  Мне  не удалось обнаружить в метрических книгах упоминание о рождении  на нашей земле  Сергея, второго ребёнка помещиков  Христиановичей и будущего выдающегося советского и российского учёного, Героя  Социалистического труда,  кавалера шести  орденов Ленина и лауреата трёх Сталинских премий, автора многочисленных научных  открытий и изобретений в области физики, механики и военного дела. Но даже если  Сергей Христианович родился не в Юшино, то всё своё  детство он провёл здесь,  посещая и уютный архангельский храм (до него – каких-нибудь две версты – А.П.).
  От  того времени чудом сохранилась одна фотография, на которой в Юшино сняты мама,  Александра Николаевна Христианович, бонна-учительница (обучавшая детей  французскому и немецкому языку) и дети:  Сергей, Ксения и её подруга (смотри фото,  читатель).


    Семья  Христиановичей в сельце Юшино

Взлёт  научной карьеры Сергея Христиановича  потрясает воображение: доктор физико-математических  и доктор технических наук в 30 лет (одновременно защитил две докторские  диссертации, что и до сих пор является непревзойдённым рекордом – А.П),  член-корреспондент Академии Наук СССР в 31 год, руководитель ЦАГИ – в 32 (в этот институт, отвечавший за развитие  авиапромышленности в стране, его назначил лично Сталин – А.П.);  действительный член АН (академик) - в 35 лет.


    Академик Сергей  Христианович

Кроме  основной работы, Сергей Алексеевич успевал вести и важные параллельные  исследования. Так, осенью 1941 года (шла война) им и его коллегами была  выполнена работа, внесшая большой вклад в Победу,- решена проблема увеличения  кучности стрельбы «Катюш». Он же разработал форму советской атомной бомбы и  теорию её безопасного сброса. Велика заслуга Христиановича и в разработке  аэродинамических свойств зенитной управляемой ракеты «С-25», той самой, которой  сбили американского шпиона Пауэрса.
  И,  пожалуй, достаточно о вкладе в науку этого выдающегося Механика современности,  чьи работы широко используются во многих отраслях современного производства.  Для тех, кто хочет узнать больше, отсылаю к многочисленным интернетским  материалам, посвящённым ему (в том числе  и моему – «Две тайны академика Христиановича», опубликованному в «Орловском  вестнике» 12 июля 2011 года – А.П.).
  Да,   такие вот люди жили в селе Архангельское  и окрестностях.
  В  годы Великой Отечественной войны архангельцы   дольше других орловчан (22 месяца) познавали на себе все ужасы и  зверства  оккупантов. Всей Орловщине  известна трагедия небольшой деревни   Колпачки Архангельского сельсовета. Почти все жители её, обвинённые  гитлеровцами в помощи Красной Армии, были расстреляны. После войны деревня так  и не возродилась. В конце 80-ых – начале 90-ых годов XX века здесь, на общественные  средства, по замыслу орловских краеведов  Григория Лазарева (в те годы – редактора  Урицкой районной газеты) и Анатолия Кузьмина, был сооружён мемориал «Убитая  деревня», ставший «материальным воплощением памяти каждому дому и каждому  жителю деревни».
  Самому  селу Архангельское повезло больше,  хотя  часть строений и была фашистами сожжена при отступлении. В населенном пункте в  августе стоял один из прифронтовых госпиталей – ХППГ – 5252. Умершие во время  нахождения  в нём командиры и бойцы  Красной Армии - капитан Закуражнов,   младшие лейтенанты Гопша, Поплавский, Хильчевский, старшина Попов,  сержанты Борисов, Молодцов,  рядовые Багайдаров, Безбородко, Мохрин и  Протасов -  были похоронены на сельском  кладбище, неподалёку от Михаило-Архангельской церкви.
  Так  уж получилось, что памятник погибшим освободителям села Архангельское и  окрестных деревень  как бы заменил  уничтоженный в послевоенные годы храм. Когда прошлым летом, в очередной раз,  я посетил кладбище моих предков, то меня  поразил этот обелиск: прямо на руке воина-освободителя, печально склонившего  голову в память о погибших, но, по-прежнему, крепко держащего автомат,  архангельская птичка свила гнездо и вывела там птенцов.  Да, птенцов,   что взлетели  вскоре в небеса, -  туда, куда отправились ещё раньше  души   строителей Михаило-Архангельского храма, тысяч местных жителей и их  освободителей.


    Памятник на  братской могиле советским воинам (кладбище села Архангельское)

 

Вечная  им память!
    Александр Полынкин

 

Читайте также:

Нашли ошибку? Есть что добавить? Напишите нам: klub.mastera@yandex.ru
Рубрика: Мир духовный | Добавил: admin (12.12.2013)
Читали статью: 1807 | Теги: сёла и храмы, Христианович
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Войти ]
Облако тегов

Надоела реклама?

Смотреть панорамы Покровского: 360 градусов.


Внимание! Акция.

Создадим вместе, покровчане!


Мнения читателей
Последние комментарии:
21.04.2024
Это вторая съемка Андрея. Первую - мы смотрели всей компанией.  

16.04.2024
16.04.2024
02.04.2024
Спасибо, Всем. Встреча мне очень понравилась.
С уважением, Владимир Зайцев.

01.04.2024
Два раза - жаль. Первый раз жаль: то что Покровский артефакт ушел в другой район, а второй раз жаль: то что испортили сам экспонат: просверлив в нем отверстия и прикрепив табличку а ля кладбищенскую.....

29.02.2024
Анатолий, последние три - это, почти стопроцентно, один и тот же населённый пункт. В сельце обязательно должен быть помещичий дом, в данном случае, так и было. А вот деревня Медвежий Колодезь - это, скорее всего, современная деревня Медвежка, но нужно, всё-таки, разбираться...

29.02.2024
...ненаселённой земли, находящейся  Малоархангельского уезда  в деревне Медвежьем Колодезе, именуемой Степью". Александр Михайлович, вопрос к вам. Можно ли считать деревню Медвежий Колодезь (что в тексте),  сельцо Медвежья (18 века), сельцо Медвежка (19 века) и д. Казинка (за свинокомплексом, где бывший колхозный сад) – одним и тем же населенным пунктом? Согласно старым картам - последние три указанных населенных пункта - это одна и та-же деревня или сельцо (в прошлом).

19.02.2024
Я слышал, что упало 22 столба, причем бетонных!!!


Погода

Регистрация

 Индекс цитирования Клуб "Мастера" 2.0 ©  2011г.-2024г.