Пару недель назад в краеведческом отделе областной библиотеки имени Бунина мне удалось познакомиться с книгой, которая произвела на меня большое впечатление, тем более, что часть материалов этого солидного дореволюционного издания оказалась посвящена нашему краю и его людям.
Называется эта книга «Орловская епархия в 1906-1908 годах, при Преосвященном епископе Серафиме (Чичагове)». Выпущена она была в год начала Первой Мировой войны в Кишинёве местной епархиальной типографией.
И прежде, чем я познакомлю читателя непосредственно с материалами, имеющими отношение к Покровскому району, необходимо сказать несколько слов о епископе Орловском и Севском Серафиме.
У этого замечательного и очень неординарного человека – героическая и мученическая судьба. Леонид Михайлович Чичагов (такое имя он носил в миру до августа 1898 года) родился 9 января 1856 года семье генерал-майора Михаила Никифоровича Чичагова. В роду Чичаговых были и адмиралы, один из которых отличился в Отечественную войну 1812 года.
Мальчик рано, в 10 лет, осиротел, но мать и родственники сумели дать ему достойное образование – естественно, военное. Карьера Леонида Чичагова развивалась стремительно. Он быстро рос в званиях, особо отличившись в русско-турецкую войну 1877-1878 годов. Вот его показатели:
«За оказанные отличное мужество и храбрость в делах с турками под горным Дубняком и Телишем 12 и 16 октября 1877 г. отмечен - Орденом Св. Анны 4-й степени с надписью "За храбрость",
За переход через Балканы 13-19 декабря 1877 г. - Орденом Св. Станислава 3-й степени с мечами и бантами;
За дела с турками 3, 4 и 5 января 1878 г. под Филиппополем - Орденом Св. Анны 3-й степени с мечами и бантами;
За храбрость при осаде и взятии Плевны - пожалован саблей с дарственной надписью от Императора.
Леонид Чичагов – офицер Российской Императорской армии
В 34 году он уже был полковником, но внезапно круто меняет свою судьбу и уходит в 1890 году в отставку, а через три года в Московском Синодальном храме Двунадесяти апостолов Л. М. Чичагов был рукоположен в сан диакона. Так началась новая жизнь бывшего профессионального военного – на ниве духовной, в которой Леонид Михайлович тоже преуспел.
14 августа 1898 г. он был пострижен в мантию под именем "Серафим". Это случилось после того, как скоропостижно ушла из жизни любимая жена, подарившая ему четырёх прекрасных дочерей.
Преосвященный Серафим занимал последовательно несколько кафедр, будучи владыкой в нескольких православных епархиях, но особо можно выделить его трёхлетнее пребывание в должности епископа Орловского и Севского (1906-1908 годы).
Вот что об этом пишут православные источники:
«В Орловской епархии он деятельно проводил возрождение христианской жизни в народе. Для этой цели он распространял среди духовенства литературу, проводил частые собеседования и умножал благотворительность среди народа.
Именно на Орловской кафедре святитель Серафим пришел к ставшему определяющим всю его дальнейшую архипастырскую деятельность убеждению, что полнокровное развитие епархиальной жизни возможно лишь на основе активно действующих приходских общин. Впоследствии это свое убеждение святитель формулировал следующим образом: "Духовное… возрождение России возможно только тем путем, каким совершалось ее духовное рождение. А именно: необходимо вернуться к церковно-общественной жизни древнерусского прихода, чтобы приходская община единодушно занималась не только просвещением, благотворительностью, миссионерством, но и нравственностью своих сочленов, восстановлением прав старших над младшими, родителей над детьми, воспитанием и руководством молодого поколения".
Уже в 1906 г., претворяя в жизнь Постановление Святейшего Синода от 18 ноября 1905 г. об устроении и возрождении приходской жизни, святитель Серафим организовал в храмах своей епархии приходские советы, в обязанности которых наряду с обеспечением условий для нормального развития пастырско-литургической и административно-хозяйственной жизни приходов должно было входить разрешение всей совокупности духовно-просветительских и социально-благотворительных задач, стоявших перед приходами, и прежде всего – создание больниц, библиотек, школ и других образовательных учреждений. Последствия этой активной деятельности святителя Серафима не замедлили проявиться в жизни вверенной ему архипастырскому попечению епархии, и вскоре после своего назначения на Орловскую кафедру в одном из своих писем он с удовлетворением отмечал: "С 1-го февраля, со дня моего приезда в Орел, я еще не спал ни одной ночи как следует. Бью набат, стремясь к скорейшему возрождению приходской жизни. Веду беседы с миром и клиром по городам и в залах Думы. Последствия прекрасные. Трудно поднимать духовенство, но мир поможет, если епископы будут жертвовать собой".
Та жертвенность епископов, о которой писал святитель Серафим, была свойственна прежде всего ему самому, поэтому его деятельность как среди орловского епархиального духовенства, так и среди всего русского епископата, встречала все большее признание и уважение. Свидетельством все возраставшего авторитета святителя Серафима в качестве епархиального владыки стало назначение его в 1907 г. присутствующим членом Святейшего Синода.
Однако надеждам святителя Серафима на то, что его многолетнее пребывание в столь полюбившейся ему Орловской епархии позволит осуществить его замыслы по возрождению в ней церковной жизни, не суждено было сбыться. Святейший Синод счел необходимым поручить святителю Серафиму управление епархией, в которой церковные дела находились в еще более сложном положении, нежели это имело место в Орловской епархии ко времени прибытия туда владыки Серафима, и 16 сентября 1908 г. был принят указ о его назначении на Кишиневскую кафедру. Вновь, как это уже неоднократно бывало в жизни святителя Серафима, успешно начав очередное церковное деяние, он не имел возможности непосредственно участвовать в его завершении».
За организацию приходской жизни в Орловской епархии епископ Серафим был пожалован императором Орденом Св. Анны 1-й степени (1908 г.).
Епископ Орловский и Севский Серафим
В послереволюционные годы он неоднократно подвергался преследованиям, хотя по отношению к Советской власти занимал довольно лояльную позицию. Последняя его должность, с 1928 по 1933 год – митрополит Ленинградский и Гдовский. Уже будучи в преклонном возрасте, в 81 год, больной, он 7 декабря 1937 года решением тройки при УНКВД СССР по МО был обвинён в причастности к "контрреволюционной монархической организации" и приговорен к высшей мере наказания – расстрелу. Митрополита Серафима расстреляли и похоронили в Бутово, на так называемом полигоне НКВД 11 декабря 1937 г. Реабилитация его состоялась 10 ноября 1988 г.
По воспоминаниям близким к нему людей, это был «духовный писатель, энергичный и красноречивый проповедник. С редкой энергией он заботился об укреплении строгого порядка, основанного на незыблемых основах православия, возрождению приходов, устроению жизни Церкви. Живое мощное слово его раздавалось за каждым богослужением. Отличался кипучей, идейной деятельностью и горячим стремлением поставить духовенство на подобающую высоту».
Митрополит Серафим был разносторонне одаренным человеком: музыкант, живописец, писатель, врач. В московском храме во имя пророка Божия Илии (в Обыденном переулке) есть образ Спасителя в белом хитоне и образ преподобного Серафима, молящегося на камне, написанные им.
Он канонизирован православной церковью 23 февраля 1997 года в чине священномученика
Священномученик Серафим Чичагов - покровитель православного воинства, врачей и ученых. К нему обращаются за молитвенной помощью в болезнях и немощах, при семейных неурядицах, укреплении веры в гонениях и искушениях.
Икона Священномученика Серафима (Чичагова)
О том, как на покровской земле выполнялись задуманные владыкой Серафимом планы – наш следующий рассказ. (читать продолжение)
Александр Полынкин
Нашли ошибку? Есть что добавить? Напишите нам: klub.mastera@yandex.ru
|