Доброго времени суток! Вы находитесь на сайте районного клуба творческих личностей "МАСТЕРА".
 
Рубрики
Творчество Мастеров Творчество наших читателей Библиотека История Покровского края История Орловского края Покровская районная библиотека Мир духовный Заметки на доброту дня Фотографии Покровского края Видеотека Поездки и заседания Доска объявлений Новости О сайте "Мастера" Обратная связь RSS - лента Виджет для Яндекса Приложение для Android

Серебряное кольцо


МКУК ПМЦРБ

Сайт районной библиотеки


Нужна помощь!

Поможем, земляки?


Стена сайта
Всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Просмотров сегодня:
Яндекс.Метрика
Посетителей сегодня:


Главная » Мир духовный

Герой и священномученик Серафим (Чичагов)
Опубликовано: 10.01.2014.

Пару недель назад в краеведческом отделе областной  библиотеки имени Бунина мне удалось познакомиться с книгой, которая произвела  на меня большое впечатление, тем более, что часть материалов этого солидного  дореволюционного издания оказалась посвящена нашему краю и его людям.
  Называется эта книга «Орловская епархия в 1906-1908  годах, при Преосвященном епископе Серафиме (Чичагове)». Выпущена она была в год  начала Первой Мировой войны в Кишинёве местной епархиальной типографией.
  И прежде, чем я познакомлю читателя непосредственно с  материалами, имеющими отношение к Покровскому району, необходимо сказать  несколько слов о епископе Орловском и Севском Серафиме.
  У этого замечательного и очень неординарного человека –  героическая и мученическая судьба. Леонид Михайлович Чичагов (такое имя он  носил в миру  до августа 1898 года)  родился 9 января 1856 года семье генерал-майора Михаила Никифоровича Чичагова.  В роду Чичаговых были и адмиралы, один из которых отличился в Отечественную  войну 1812 года.
  Мальчик рано, в 10 лет, осиротел, но мать и родственники  сумели дать ему достойное образование – естественно, военное. Карьера Леонида  Чичагова развивалась стремительно. Он быстро рос в званиях, особо отличившись в  русско-турецкую войну 1877-1878 годов. Вот его показатели:
  «За оказанные отличное мужество и храбрость в делах с  турками под горным Дубняком и Телишем 12 и 16 октября 1877 г. отмечен - Орденом  Св. Анны 4-й степени с надписью "За храбрость",
  За переход через Балканы 13-19 декабря 1877 г. - Орденом  Св. Станислава 3-й степени с мечами и бантами;
  За дела с турками 3, 4 и 5 января 1878 г. под  Филиппополем - Орденом Св. Анны 3-й степени с мечами и бантами;
  За храбрость при осаде и взятии Плевны - пожалован саблей  с дарственной надписью от Императора.


Леонид Чичагов – офицер Российской Императорской армии

В 34 году он уже был полковником, но внезапно круто  меняет свою судьбу и уходит в 1890 году в отставку, а через три года в  Московском Синодальном храме Двунадесяти апостолов Л. М. Чичагов был  рукоположен в сан диакона. Так началась новая жизнь бывшего профессионального  военного – на ниве духовной, в которой Леонид Михайлович тоже преуспел.
  14 августа 1898 г. он был пострижен в мантию под именем  "Серафим".  Это случилось после  того, как скоропостижно ушла из жизни любимая жена, подарившая ему четырёх  прекрасных дочерей.
  Преосвященный Серафим занимал последовательно несколько  кафедр, будучи владыкой в нескольких православных епархиях, но особо можно  выделить его трёхлетнее пребывание в должности епископа Орловского и Севского  (1906-1908 годы).
  Вот что об этом пишут православные источники:
  «В Орловской  епархии он деятельно проводил возрождение христианской жизни в народе. Для этой  цели он распространял среди духовенства литературу, проводил частые  собеседования и умножал благотворительность среди народа.
  Именно на Орловской  кафедре святитель Серафим пришел к ставшему определяющим всю его дальнейшую  архипастырскую деятельность убеждению, что полнокровное развитие епархиальной  жизни возможно лишь на основе активно действующих приходских общин.  Впоследствии это свое убеждение святитель формулировал следующим образом:  "Духовное… возрождение России возможно только тем путем, каким совершалось  ее духовное рождение. А именно: необходимо вернуться к церковно-общественной  жизни древнерусского прихода, чтобы приходская община единодушно занималась не  только просвещением, благотворительностью, миссионерством, но и нравственностью  своих сочленов, восстановлением прав старших над младшими, родителей над  детьми, воспитанием и руководством молодого поколения".
  Уже в 1906 г.,  претворяя в жизнь Постановление Святейшего Синода от 18 ноября 1905 г. об  устроении и возрождении приходской жизни, святитель Серафим организовал в  храмах своей епархии приходские советы, в обязанности которых наряду с  обеспечением условий для нормального развития пастырско-литургической и  административно-хозяйственной жизни приходов должно было входить разрешение  всей совокупности духовно-просветительских и социально-благотворительных задач,  стоявших перед приходами, и прежде всего – создание больниц, библиотек, школ и  других образовательных учреждений. Последствия этой активной деятельности  святителя Серафима не замедлили проявиться в жизни вверенной ему  архипастырскому попечению епархии, и вскоре после своего назначения на  Орловскую кафедру в одном из своих писем он с удовлетворением отмечал: "С  1-го февраля, со дня моего приезда в Орел, я еще не спал ни одной ночи как  следует. Бью набат, стремясь к скорейшему возрождению приходской жизни. Веду  беседы с миром и клиром по городам и в залах Думы. Последствия прекрасные.  Трудно поднимать духовенство, но мир поможет, если епископы будут жертвовать  собой".
  Та жертвенность  епископов, о которой писал святитель Серафим, была свойственна прежде всего ему  самому, поэтому его деятельность как среди орловского епархиального  духовенства, так и среди всего русского епископата, встречала все большее  признание и уважение. Свидетельством все возраставшего авторитета святителя  Серафима в качестве епархиального владыки стало назначение его в 1907 г.  присутствующим членом Святейшего Синода.
  Однако надеждам  святителя Серафима на то, что его многолетнее пребывание в столь полюбившейся  ему Орловской епархии позволит осуществить его замыслы по возрождению в ней  церковной жизни, не суждено было сбыться. Святейший Синод счел необходимым  поручить святителю Серафиму управление епархией, в которой церковные дела  находились в еще более сложном положении, нежели это имело место в Орловской  епархии ко времени прибытия туда владыки Серафима, и 16 сентября 1908 г. был  принят указ о его назначении на Кишиневскую кафедру. Вновь, как это уже  неоднократно бывало в жизни святителя Серафима, успешно начав очередное  церковное деяние, он не имел возможности непосредственно участвовать в его  завершении».
  За организацию приходской жизни в Орловской епархии  епископ Серафим был пожалован императором Орденом Св. Анны 1-й степени (1908  г.).


Епископ Орловский и Севский Серафим

В послереволюционные годы он неоднократно подвергался  преследованиям, хотя по отношению к Советской власти занимал довольно лояльную  позицию. Последняя его должность, с 1928 по 1933 год  – митрополит Ленинградский и Гдовский. Уже  будучи в преклонном возрасте, в 81 год, больной, он 7 декабря 1937 года  решением тройки при УНКВД СССР по МО был обвинён в причастности к  "контрреволюционной монархической организации" и приговорен к высшей  мере наказания – расстрелу. Митрополита Серафима  расстреляли и похоронили в Бутово, на так  называемом полигоне НКВД 11 декабря 1937 г. Реабилитация его состоялась 10  ноября 1988 г.
  По воспоминаниям близким к нему людей, это был «духовный писатель, энергичный и  красноречивый проповедник. С редкой энергией он заботился об укреплении  строгого порядка, основанного на незыблемых основах православия, возрождению  приходов, устроению жизни Церкви. Живое мощное слово его раздавалось за каждым  богослужением. Отличался кипучей, идейной деятельностью и горячим стремлением  поставить духовенство на подобающую высоту».
  Митрополит Серафим был разносторонне одаренным человеком:  музыкант, живописец, писатель, врач. В московском храме во имя пророка Божия  Илии (в Обыденном переулке) есть образ Спасителя в белом хитоне и образ  преподобного Серафима, молящегося на камне, написанные им.
  Он канонизирован православной церковью 23 февраля 1997  года в чине священномученика
  Священномученик Серафим Чичагов - покровитель  православного воинства, врачей и ученых. К нему обращаются за молитвенной  помощью в болезнях и немощах, при семейных неурядицах, укреплении веры в  гонениях и искушениях.


Икона Священномученика Серафима (Чичагова)

О том, как на  покровской земле выполнялись задуманные владыкой Серафимом планы – наш  следующий рассказ. (читать продолжение)
    Александр Полынкин

 


Нашли ошибку? Есть что добавить? Напишите нам: klub.mastera@yandex.ru
Рубрика: Мир духовный | Добавил: admin (10.01.2014)
Читали статью: 1116
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Войти ]
Облако тегов

Надоела реклама?

Смотреть панорамы Покровского: 360 градусов.


Внимание! Акция.

Создадим вместе, покровчане!


Мнения читателей
Последние комментарии:
16.04.2024
16.04.2024
02.04.2024
Спасибо, Всем. Встреча мне очень понравилась.
С уважением, Владимир Зайцев.

01.04.2024
Два раза - жаль. Первый раз жаль: то что Покровский артефакт ушел в другой район, а второй раз жаль: то что испортили сам экспонат: просверлив в нем отверстия и прикрепив табличку а ля кладбищенскую.....

29.02.2024
Анатолий, последние три - это, почти стопроцентно, один и тот же населённый пункт. В сельце обязательно должен быть помещичий дом, в данном случае, так и было. А вот деревня Медвежий Колодезь - это, скорее всего, современная деревня Медвежка, но нужно, всё-таки, разбираться...

29.02.2024
...ненаселённой земли, находящейся  Малоархангельского уезда  в деревне Медвежьем Колодезе, именуемой Степью". Александр Михайлович, вопрос к вам. Можно ли считать деревню Медвежий Колодезь (что в тексте),  сельцо Медвежья (18 века), сельцо Медвежка (19 века) и д. Казинка (за свинокомплексом, где бывший колхозный сад) – одним и тем же населенным пунктом? Согласно старым картам - последние три указанных населенных пункта - это одна и та-же деревня или сельцо (в прошлом).

19.02.2024
Я слышал, что упало 22 столба, причем бетонных!!!

13.02.2024
Спасибо, Александр Михайлович, за тёплые слова.


Погода

Регистрация

 Индекс цитирования Клуб "Мастера" 2.0 ©  2011г.-2024г.