В прошлом материале я рассказал о героической и трагической жизни священномученика Серафима, управлявшего Орловско-Севской епархией с 1906 по 1908 год.
А теперь поведаю читателю о том, как обстояло дело в те же годы в одном, отдельно взятом приходе Орловской губернии, - в селе Верхососенье Малоархангельского уезда (ныне – Покровского района – А.П.). Расскажу я об этом на основании «Доклада священника села Верхососенья Иоанна Нецветаева о возможности возрождения приходской жизни в наших сёлах, сделанного в квартире Обер-Прокурора Святейшего Синода 2 апреля 1908 года». Этот доклад был помещён в уже упомянутой мною книге «Орловская епархия при в 1906-1908 годах при Преосвященном Серафиме», на страницах 643-649.
Страница из отчёта священника Нецветаева
Священник Иоанн Нецветаев был одним из самых авторитетных деятелей малоархангельского уездного духовества, к тому же, он за два года сумел провести в своём приходе большую работу, которую заметило епархиальное начальство. Потому отца Иоанна и отправили в северную столицу для рассказа о его деятельности на большом совещании духовенства всей Российской империи.
В самом начале своего рассказа верхососенский батюшка дал общую характеристику своему приходу: «Местность, с которой я имею высокую честь познакомить почтенное собрание, находится в 75 верстах от городов Орла и Курска, в 20 верстах от своего уездного города Малоархангельска и в 10 верстах от ближайшей железнодорожной станции. По географическому положению, это один из самых глухих уголков Орловской епархии, но население его развитое, бывалое. По причине бедности и малоземелья многие ходят на заработки в разные стороны России и там получают некоторое развитие. Человек 50 моих прихожан есть в Петербурге, несколько человек живёт в Москве, но особенно много их ходит на юг, где они работают по большим городам, по рудникам и заводам, по пристаням и железным дорогам. Даже Владивосток и Порт-Артур хорошо знакомы некоторым из их моих прихожан. Около 40 домов переселились в Сибирь» (с тех пор прошло больше ста лет, и снова такая же ситуация – А.П.).
А далее отец Иоанн стал рассказывать о том, как он в своём приходе, с целью укрепления православной веры в прихожанах, создал церковно-приходской совет. Это произошло 26 марта 1906 года, на первом большом собрании верхососенских жителей в их Богоявленском храме. В состав совета было избрано 12 человек (все – из крестьян), которые в тот же день распределили между собой обязанности (кто за какое направление деятельности отвечает):
Никита Васильевич Деменин – за устройство кружка любителей церковного пения и чтения;
Матвей Евсеевич Данилов – заботы о благолепии и чистоте в храме;
Василий Алексеевич Жестовский – заботы об устройстве приходского кладбища;
Семён Григорьевич Шаталов – устройство помощи при пожарах;
Федот Давидович Головин – благоустройство существующих школ;
Гавриил Семёнович Володичев – заботы о народном здравии и о том же относительно скота;
Егор Васильевич Пашков – заботы об устройстве ссудной кассы и потребительской лавки;
Михаил Александрович Шульский – заботы об улучшении сельского хозяйства;
Пётр Николаевич Мазалов – заботы о бедных в приходе;
Николай Романович Павлов – заботы о приходской библиотеке;
Егор Евтихиевич Пятин – заботы об организации приходского общества трезвости
Елена Ивановна Коротких – заботы об объединении приходских женщин во всём, чем они могут быть полезны для храма.
Общей же для всех целью было поставлено «будить и поддерживать в народе интерес к вопросам веры и нравственности и развивать и укреплять любовь к своей церкви и тому укладу жизни, который создался под её влиянием на Руси».
И сразу же началась конкретная работа, результаты которой сказались достаточно быстро.
Той же весной 1906 года было решено – для начала – позаботиться об украшении храма. Собрали немного – 60 рублей, но на следующий год уже 500 и выкупили землю для организации нового приходского кладбища. На собранные деньги купили также более 30 икон и разместили их на столбах церковной ограды.
Богоявленская церковь села Верхососенья
Одно из сельских обществ пожертвовало два сруба и 150 рублей денег для церковной школы. У кого не нашлось средств, те своим трудом внесли вклад: 30 девушек и женщин постоянно стали бесплатно работать в храме. Они мыли полы, чистили лампады и подсвечники, украшали святые иконы венками и цветами, носили иконы во время крестных ходов, создали хор для церковного пения.
Многое было сделано и в деле, по поводу которого большинство сильно сомневалось, - в борьбе с пьянством. На первый призыв отца Иоанна откликнулось только пять человек из тысячи мужиков-прихожан. С ними батюшка и отслужил молебен, а потом эти пятеро помогали священнику в распространении сведений о вреде пьянства (маленькие библиотечки, листки и увещевания). За два года количество сторонников трезвого образа жизни возросло до 70 человек, которые на сельских сходах несколько раз ставили вопрос о закрытии в селе винной лавки.
Не менее важным делом Иоанн Нецветаев посчитал борьбу с неграмотностью и «темнотой» - как с помощью четырёх приходских школ (в них занималось 400 детей), так и с помощью распространения книг для народного чтения среди взрослых. За два года было выпущено в народ более 1000 брошюр преимущественно религиозно-нравственного содержания.
Приходской совет не ограничился только проповедями и беседами, а собрал сведения обо всех бедных и нуждающихся в приходе. Оказалось, что особенно к весне их число растёт, и они берут займы, ссуды и кредиты под грабительские проценты у богачей, а потом уже никак не выберутся из нищеты. К сожалению, в приходскую кружку «для бедных» собиралось в месяц от двух до пяти рублей. Поэтому, по предложению отца Иоанна, в приходе было создано Верхососенское кредитное товарищество, в котором стали выдаваться мелкие ссуды в 1,5 процента в месяц. Сведения о товариществе члены приходского совета распространили в селе. Занялся совет и организацией своей пожарной дружины. Вот такими были первые шаги церковно-приходского совета в селе Верхососенье.
В конце своего доклада отец Иоанн Нецветаев выразил уверенность, что с течением времени все члены совета «привыкнут к своему положению, освоятся с делом и будут очень полезными и деятельными помощниками священнику и окажут неоценимую услугу своим прихожанам в деле охранения веры и нравственности в распространении здорового просвещения и в улучшении экономического состояния деревни».
Наверное, пришла пора этот столетний опыт не только вспомнить, но и возродить, хотя бы, в таком историческом селе, как Верхососенье.
Александр Полынкин
Читайте также:
Нашли ошибку? Есть что добавить? Напишите нам: klub.mastera@yandex.ru
|