Доброго времени суток! Вы находитесь на сайте районного клуба творческих личностей "МАСТЕРА".
 
Рубрики
Творчество Мастеров Творчество наших читателей Библиотека История Покровского края История Орловского края Покровская районная библиотека Мир духовный Заметки на доброту дня Фотографии Покровского края Видеотека Поездки и заседания Доска объявлений Новости О сайте "Мастера" Обратная связь RSS - лента Виджет для Яндекса Приложение для Android

Серебряное кольцо


МКУК ПМЦРБ

Сайт районной библиотеки


Нужна помощь!

Поможем, земляки?


Стена сайта
Всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Просмотров сегодня:
Яндекс.Метрика
Посетителей сегодня:


Главная » Мир духовный

О том, как в селе Верхососенье священник Нецветаев на благо своих прихожан трудился
Опубликовано: 11.01.2014.

В прошлом материале   я рассказал о героической и трагической жизни священномученика Серафима,  управлявшего Орловско-Севской епархией с 1906 по 1908 год.
  А теперь поведаю читателю о том, как  обстояло дело в те же годы в одном, отдельно  взятом приходе Орловской губернии, - в селе Верхососенье  Малоархангельского  уезда (ныне – Покровского района – А.П.). Расскажу я об этом на основании «Доклада священника села Верхососенья Иоанна  Нецветаева о возможности возрождения приходской жизни в наших сёлах, сделанного  в квартире Обер-Прокурора Святейшего Синода 2 апреля 1908 года». Этот доклад  был помещён в уже  упомянутой мною книге  «Орловская епархия при в 1906-1908 годах при Преосвященном Серафиме», на  страницах 643-649.


Страница из отчёта священника Нецветаева

Священник Иоанн Нецветаев был одним из самых авторитетных  деятелей малоархангельского уездного духовества, к тому же, он за два года  сумел провести в своём приходе большую работу, которую заметило епархиальное  начальство. Потому отца Иоанна и отправили в северную столицу для рассказа о  его деятельности на большом совещании духовенства всей Российской империи.
  В самом начале своего рассказа верхососенский батюшка дал  общую характеристику своему приходу: «Местность,  с которой я имею высокую честь познакомить почтенное собрание, находится в 75  верстах от городов Орла и Курска, в 20 верстах от своего уездного города  Малоархангельска и в 10 верстах от ближайшей железнодорожной станции. По  географическому положению, это один из самых глухих уголков Орловской епархии,  но население его развитое, бывалое. По причине бедности и малоземелья многие  ходят на заработки в разные стороны России и там получают некоторое развитие.  Человек 50 моих прихожан есть в Петербурге, несколько человек живёт в Москве,  но особенно много их ходит на юг, где они работают по большим городам, по  рудникам и заводам, по пристаням и железным дорогам. Даже Владивосток и  Порт-Артур хорошо знакомы некоторым из их моих прихожан. Около 40 домов  переселились в Сибирь» (с тех пор  прошло больше ста лет, и снова такая же ситуация – А.П.).
  А далее отец Иоанн стал рассказывать о том, как он в  своём приходе, с целью укрепления православной веры в прихожанах, создал церковно-приходской  совет. Это произошло 26 марта 1906 года, на первом большом собрании  верхососенских жителей в их Богоявленском храме. В состав совета было избрано  12 человек (все – из крестьян), которые в тот же день распределили между собой  обязанности (кто за какое направление деятельности отвечает):
  Никита Васильевич Деменин – за устройство кружка  любителей церковного пения и чтения;
  Матвей Евсеевич Данилов – заботы о благолепии и чистоте в  храме;
  Василий Алексеевич Жестовский – заботы об устройстве  приходского кладбища;
  Семён Григорьевич Шаталов – устройство помощи при  пожарах;
  Федот Давидович Головин – благоустройство существующих  школ;
  Гавриил Семёнович Володичев – заботы о народном здравии и  о том же относительно скота;
  Егор Васильевич Пашков – заботы об устройстве ссудной  кассы и потребительской лавки;
  Михаил Александрович Шульский – заботы об улучшении  сельского хозяйства;
  Пётр Николаевич Мазалов – заботы о бедных в приходе;
  Николай Романович Павлов – заботы о приходской  библиотеке;
  Егор Евтихиевич Пятин – заботы об организации приходского  общества трезвости
  Елена Ивановна Коротких – заботы об объединении  приходских женщин во всём, чем они могут быть полезны для храма.
  Общей же для всех целью было поставлено «будить и поддерживать в народе интерес к  вопросам веры и нравственности и развивать и укреплять любовь к своей церкви и  тому укладу жизни, который создался под её влиянием на Руси».
  И сразу же началась конкретная работа, результаты которой  сказались достаточно быстро.
  Той же весной 1906 года было решено – для начала –  позаботиться об украшении храма. Собрали  немного – 60 рублей, но на следующий год уже 500 и выкупили землю для  организации нового приходского кладбища. На собранные деньги купили также более  30 икон и разместили их на столбах церковной ограды.


Богоявленская церковь села Верхососенья

Одно из сельских обществ пожертвовало два сруба и 150  рублей денег для церковной школы. У кого не нашлось средств, те своим трудом  внесли вклад: 30 девушек и женщин постоянно стали бесплатно работать в храме.  Они мыли полы, чистили лампады и подсвечники, украшали святые иконы венками и  цветами, носили иконы во время крестных ходов, создали хор для церковного  пения.
  Многое было сделано и в деле, по поводу которого  большинство сильно сомневалось, - в борьбе с пьянством. На первый призыв отца  Иоанна откликнулось только пять человек из тысячи мужиков-прихожан. С ними  батюшка и отслужил молебен, а потом эти пятеро помогали священнику в  распространении сведений о вреде пьянства (маленькие библиотечки, листки и  увещевания). За два года количество сторонников трезвого образа жизни возросло  до 70 человек, которые на сельских сходах несколько раз ставили вопрос о  закрытии в селе винной лавки.
  Не менее важным делом Иоанн Нецветаев посчитал борьбу с  неграмотностью и «темнотой» - как с помощью четырёх приходских школ (в них  занималось 400 детей), так и с помощью распространения книг для народного чтения  среди взрослых. За два года было выпущено в народ более 1000 брошюр преимущественно  религиозно-нравственного содержания.
  Приходской совет не ограничился только проповедями и  беседами, а собрал сведения обо всех бедных и нуждающихся в приходе. Оказалось,  что особенно к весне их число  растёт, и  они берут займы, ссуды и кредиты под грабительские проценты у богачей, а потом  уже никак не выберутся из нищеты. К сожалению, в приходскую кружку «для бедных»  собиралось в месяц от двух до пяти рублей. Поэтому, по предложению отца Иоанна,  в приходе было создано Верхососенское кредитное товарищество, в котором стали  выдаваться мелкие ссуды в 1,5 процента в месяц. Сведения о товариществе члены  приходского совета распространили в селе. Занялся совет и организацией своей  пожарной дружины. Вот такими были первые шаги церковно-приходского совета в  селе Верхососенье.
  В конце своего доклада отец Иоанн Нецветаев выразил  уверенность, что с течением времени все члены  совета «привыкнут  к своему положению, освоятся с делом и будут очень полезными и деятельными  помощниками священнику и окажут неоценимую услугу своим прихожанам в деле  охранения веры и нравственности в распространении здорового просвещения и в  улучшении экономического состояния деревни».
  Наверное, пришла пора этот столетний опыт не только  вспомнить, но и возродить, хотя бы, в таком историческом селе, как  Верхососенье.
 

Александр Полынкин

 

Читайте также:

Нашли ошибку? Есть что добавить? Напишите нам: klub.mastera@yandex.ru
Рубрика: Мир духовный | Добавил: admin (11.01.2014)
Читали статью: 1504 | Комментарии: 1 | Теги: Богоявленская церковь, Верхососенье
Всего комментариев: 1
1 Diversant  
0
"Семён Григорьевич Шаталов – устройство помощи при пожарах"....Так вот кто предок нашего главного районного пожарника!

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Войти ]
Облако тегов

Надоела реклама?

Смотреть панорамы Покровского: 360 градусов.


Внимание! Акция.

Создадим вместе, покровчане!


Мнения читателей
Последние комментарии:
21.04.2024
Это вторая съемка Андрея. Первую - мы смотрели всей компанией.  

16.04.2024
16.04.2024
02.04.2024
Спасибо, Всем. Встреча мне очень понравилась.
С уважением, Владимир Зайцев.

01.04.2024
Два раза - жаль. Первый раз жаль: то что Покровский артефакт ушел в другой район, а второй раз жаль: то что испортили сам экспонат: просверлив в нем отверстия и прикрепив табличку а ля кладбищенскую.....

29.02.2024
Анатолий, последние три - это, почти стопроцентно, один и тот же населённый пункт. В сельце обязательно должен быть помещичий дом, в данном случае, так и было. А вот деревня Медвежий Колодезь - это, скорее всего, современная деревня Медвежка, но нужно, всё-таки, разбираться...

29.02.2024
...ненаселённой земли, находящейся  Малоархангельского уезда  в деревне Медвежьем Колодезе, именуемой Степью". Александр Михайлович, вопрос к вам. Можно ли считать деревню Медвежий Колодезь (что в тексте),  сельцо Медвежья (18 века), сельцо Медвежка (19 века) и д. Казинка (за свинокомплексом, где бывший колхозный сад) – одним и тем же населенным пунктом? Согласно старым картам - последние три указанных населенных пункта - это одна и та-же деревня или сельцо (в прошлом).

19.02.2024
Я слышал, что упало 22 столба, причем бетонных!!!


Погода

Регистрация

 Индекс цитирования Клуб "Мастера" 2.0 ©  2011г.-2024г.