Доброго времени суток! Вы находитесь на сайте районного клуба творческих личностей "МАСТЕРА".
 
Рубрики
Творчество Мастеров Творчество наших читателей Библиотека История Покровского края История Орловского края Покровская районная библиотека Мир духовный Заметки на доброту дня Фотографии Покровского края Видеотека Поездки и заседания Доска объявлений Новости О сайте "Мастера" Обратная связь RSS - лента Виджет для Яндекса Приложение для Android

Серебряное кольцо


МКУК ПМЦРБ

Сайт районной библиотеки


Нужна помощь!

Поможем, земляки?


Стена сайта
Всего: 3
Гостей: 3
Пользователей: 0
Просмотров сегодня:
Яндекс.Метрика
Посетителей сегодня:


Главная » Мир духовный

О вере, памяти и уроках истории
Опубликовано: 08.11.2021.

Вышла в свет книга орловского историка, доцента института культуры Анатолия Перелыгина «Страницы истории Русской Православной церкви Орловской епархии».

Издание (оно вышло как спецвыпуск историко-просветительского журнала «Истории русской провинции») достаточно многогранно, хотя и подчинено стержневой теме. Первая его часть, к примеру, посвящена духовному образованию (особенно интересна и важна эта проблематика в свете бесконечных реформ современного образования). Другая часть – подробный рассказ о руководителях епархии в разные годы. Есть содержательная глава о церковном краеведении. Основное же содержание книги – монографическое исследование о положении Православной  церкви в Орловском регионе в 1917–1953 годы: собраны многочисленные свидетельства, факты и документы, со всей полнотой раскрывающие историю церкви на Орловщине в первые десятилетия советской власти. Автор не пошёл проторенным путем скороспелых «разоблачений» конца 1980-х, ему претят попытки некоторых современников завуалировать «ошибки» прошлого. Он стремился раскрыть подлинные отношения между церковью и государством в СССР.

Анатолий Иванович Перелыгин

Как истинный летописец, в результате многолетнего исследовательского труда, А.И. Перелыгин показал нам практически всю картину того, что происходило в храмах и монастырях Орловщины, какие невероятные гонения вынуждены были терпеть за веру орловцы всего несколько десятилетий назад. Цифры говорят сами за себя: из 142 тысяч дореволюционных священнослужителей в СССР было уничтожено почти 130 тысяч.

Автор пишет: «Начиная с 1992 года, когда открыли доступ к некоторым ранее секретным архивам, историки получили возможность не только получить сведения о жестоких гонениях на Церковь, но и понять скрытые от посторонних глаз механизмы государственно-партийной работы направленной на ликвидацию Русской Церкви, как самой крупной и влиятельной конфессии в Советском Союзе. Содержание, методы борьбы и её последствия в отношении Церкви никогда ранее не раскрывались и были строго засекречены. Внешне они выражались в форме идеологической пропаганды и атеистического воспитания. На практике без широкой огласки проводилась политика иного рода, где широко использовались методы насилия и даже физического уничтожения священнослужителей и активных приверженцев православной веры». И далее: «Жестокие гонения происходили и в Орловской губернии. Зачинщиками, как правило, были солдаты-дезертиры, с марта 1917 года валом валившие с фронта по деревням, и матросы, а также уголовный элемент, проникавший благодаря своей дерзости и «революционности» в местные органы власти. Например, в Мценске 3 июля 1919 г. местные власти надругались над находящимися в монастыре мощами святого Кукши, а потом порешили взять древнюю скульптуру — икону святого Николая Угодника и бросить её в реку. Однако такие действия вызвали открытое возмущение местного населения: собралась тысячная толпа, в ответ испуганные представители власти дали три выстрела и уехали».

Ещё один показательный пример: «При нападении на дом священника села Троицкого-Кудинова Ливенского уезда Михаила Петровского 25 июня 1918 года солдаты-грабители, уходя, бросили бомбу и убили его девятилетнюю дочь. Сам отец Михаил был арестован большевиками и в то время находился в Ливнах. Тогда же, в Орловский центральный работный Дом были заключены монахи Бело-Бережной пустыни игумены Корнилий и Маврикий, а также иеромонахи Ипполит, Климент, Иоасаф и Павлин».

Не может оставить читателя равнодушным обнародованный Перелыгиным подсчёт: «Репрессии осуществлялись посредством рассмотрения дел арестованных по ускоренному варианту, когда в один день выносились сотни внесудебных приговоров. Так, Особой Тройкой НКВД по Орловской области за 24 дня в ноябре и декабре 1937 года было осуждено к расстрелу 2989 и на различные сроки исправительно-трудовых лагерей 7180 человек. Согласно сведениям о количестве осуждённых УНКВД по Орловской области с 1 октября по 31 декабря 1937 года было исполнено решений 13314, из них к высшей мере наказания, т.е. расстрелу — 3247, до 10 лет — 7360, до 5 лет 2476. Причём, на Особую тройку УНКВД приходится 3000 расстрельных приговоров и 7174 до 10 лет, по решениям Наркома внутренних дел и прокурора СССР по массовым операциям к расстрелу было приговорено 242 человека и спецколлегией — 5. Всего из них «церковников» и «сектантов» к высшей мере наказания — 1130, до 10 лет — 537; бывших «кулаков» к расстрелу — 1636 и до 10 лет 5167; «уголовников» соответственно — 188 и 630; «прочий контрреволюционный элемент — 1176 и 1377».

Книга показывает, что это было: тотальное закрытие церквей, кощунство, осквернение, зверства по отношению к верующим… Это была какая-то иезуитская тактика большевиков на поле исторической памяти, когда из колоколов и подсвечников штамповали разменную монету, а потом, после нашествия фашистов, открывали храмы… Но не буду пересказывать эти и другие эпизоды — их множество в книге. Причём, речь идёт не просто об обличении воинствующих большевиков. Масса подлинных сведений – о положении Церкви во время фашистской оккупации, о том, какую роль сыграло в обществе Православие в годы Великой Отечественной войны и в первые послевоенные годы. Автор рассказывает о злодеяниях фашистов – и не только в отношении православных, русских, но и в отношении евреев. Уместно упоминает о таких беззаветно преданных Родине патриотах, как знаменитый орловский доктор Турбин (монах в миру Никон), – ему же посвящена отдельная статья в приложении. В канве исторического повествования о Православной церкви – история сохранения памяти о поэте А.А. Фете… Вообще, по меткому наблюдению А.И. Перелыгина, Православная церковь в годы второй мировой войны стала своеобразным центром «русизма».

В книге обилие фактов и сведений, почерпнутых из отчётов уполномоченного по делам Русской Православной церкви по Орловской области (начиная с 1-го квартала 1944 года). А ещё ссылки на статьи в старых газетах, на исследования столичных ученых, на воспоминания наших земляков. И в нарочитом отсутствии авторских эмоций видится особое достоинство этого труда — это не агитка, не заказное издание по случаю, это своего рода покаяние русского человека за то, что бездумно либо надуманно свершили иные наши предшественники.

Анатолий Иванович Перелыгин – известный краевед и общественник, автор многих публикаций в периодике. Основное направление его исследований – история Русской Православной Церкви на Орловщине. По данной тематике он опубликовал более 100 научных работ, его труды можно встретить в сборниках международных и всероссийских научных конференций. Уже много лет автор книги занимается выявлением архивных материалов о преследованиях и деятельности Церкви в годы советской власти, патриотической деятельности деятелей Церкви в период Великой Отечественной войны. С 1993 года Перелыгин входил в состав областной комиссии по реабилитации и восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий. С 1994 года – действительный член, а с сентября 1998 года – председатель возобновлённого Орловского церковного историко-археологического общества.  Благодаря его стараниям, в 1999 году был издан первый после 1907 года сборник этого общества, в 2001-м – второй сборник. В середине 1990-х годов Перелыгин принимал активное консультативное участие в подготовке Указа Президента РФ № 378 от 14 марта 1996 года «О мерах по реабилитации священнослужителей и верующих, ставших жертвами необоснованных репрессий». При его личном участии верующим было возвращено несколько храмов в Орле. По его материалам, представленным в Патриархию, на Архиерейском соборе в 2000 году были канонизированы священномученик Иоанн Панков и его сыновья – мученики Николай и Пётр.

Перелыгин ещё с середины 1990-х годов входил в число сотрудников Центра истории религии и церкви Института Российской истории РАН. Ныне является председателем церковного историко-археологического отдела Орловско-Болховской епархии, внештатным сотрудником церковно-научного центра «Православная энциклопедия».

Уместно также напомнить, что по инициативе А.И. Перелыгина и другого известного орловского историка – В.А. Ливцова – в 2013 году документы Орловско-Ливенской епархии были переданы в государственный архив области (на то время давние документы церковного ведомства утратили для него оперативную ценность и должны были уничтожаться). Переданные в госархив документы 1943–2007 гг. находились в неупорядоченном состоянии, представляли собой просто груду разрозненных дел, различных изданий, фотоальбомов и фотографий. Благодаря усилиям архивистов  документы были разобраны и систематизированы. В результате созданы три фонда: Коллекция документов по истории Орловской епархии, личный фонд Митрополита Орловского и Брянского Палладия (Шерстенникова) и личный фонд архиепископа Орловского и Ливенского Паисия (Самчука). Здесь масса сведений о деятельности епархии, о священнослужителях (в том числе об их жизни и быте), по истории храмов, о государственно-церковных отношениях и религиозной обстановке, миротворческой и благотворительной деятельности епархии. Имеются документы с личной подписью известных архиереев Русской Православной Церкви, например, архиепископа Симферопольского и Крымского Луки (Войно-Ясенецкого), канонизированного Православной Церковью в сонме новомучеников и исповедников Российских.

Об этом уникальном, не имеющем аналогов в других регионах России, опыте передачи церковных документов на государственное хранение, А.И. Перелыгин сделал доклад на заседании Научного совета госархива области в мае 2016 года.

Я перечислил все эти вехи и звания с одной целью – показать, как много лежит в основе вышедшего в свет полновесного труда по истории Православия на Орловщине. Наверное, как и всякий труд такого рода, книга вызывает ряд вопросов и замечаний. Например, хотелось бы видеть больше страниц о драматизме духовных поисков наших предшественников и современников, о том, каковы пути решения мировоззренческих проблем в русле религиозного сознания. Изданию не помещала бы некая вводная, предваряющая глава, позволяющая познакомить читателя с кругом проблем, которые будут рассмотрены в книге. Иногда чувствуется некая хронологическая разрозненность, рассказ о современном состоянии Православия в регионе порой напоминает отчёт о проведённых мероприятиях – видимо, ещё не настало время научного осмысления современной нам действительности (перспективная тема для молодых историков).

Но эти, быть может, спорные, моменты не мешают в целом высоко оценить новую книгу А.И. Перелыгина. Помимо фактографической, в ней заключена немалая нравственная ценность. Автор учит вдумчивого читателя воспринимать историю как вечную реку, пусть порой стеснённую в берегах, пусть одолевающую бурливые пороги, но величавую и глубокую, чарующую своей красотой и мощью.

Запоминаются мудрые выводы историка. Понимая, к примеру, какую важную, определяющую роль в религиозной жизни играют многочисленные каноны и правила, он, тем не менее, отмечает, что главная роль принадлежит не нормотворчеству, а готовности священника жертвенно служить своей пастве. Автор пишет о революционных временах: «Там, где священник был искренним пастырем, верующим человеком и близким к народу, там народ  часто вставал на его защиту» и цитирует слова митрополита Вениамина (Федченкова): «Многие священники были очень близки к народной душе, этого народ даже в страшные часы грозу не забыл… Пострадали многие, но большинство осталось, и потом сам народ даже защищал их от насилий».

Наверное, именно этот огонь милосердия, самопожертвования, любви к ближнему и надо брать из прошлого в будущее читателю столь серьёзной и доказательной, но в то же время человечной книги. Умиротворяюще, с большой надеждой звучат финальные слова книги: «Сегодня, когда мы живём в период относительного благословения и мира, окормляемые боголюбивыми пастырями и архипастырями, перед нами открываются большие возможности в деле возрождения и утверждения Православия в Орловском крае».

У этого издания, несомненно, есть будущее; молодой читатель на поучительных примерах из истории Орловщины всегда найдёт здесь мудрый ответ на вопросы о смысле жизни, о её ценностях, о том, к чему надо стремиться.

Алексей Кондратенко -  председатель Правления Орловского областного отделения РОИА, доктор филологических наук, зам. директора БУКОО «Орловский дом литераторов», член Союза писателей России.

Читайте также:

Нашли ошибку? Есть что добавить? Напишите нам: klub.mastera@yandex.ru
Рубрика: Мир духовный | Добавил: admin (08.11.2021)
Читали статью: 326 | Теги: Мир духовный
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Войти ]
Облако тегов

Надоела реклама?

Смотреть панорамы Покровского: 360 градусов.


Внимание! Акция.

Создадим вместе, покровчане!


Мнения читателей
Последние комментарии:
16.04.2024
16.04.2024
02.04.2024
Спасибо, Всем. Встреча мне очень понравилась.
С уважением, Владимир Зайцев.

01.04.2024
Два раза - жаль. Первый раз жаль: то что Покровский артефакт ушел в другой район, а второй раз жаль: то что испортили сам экспонат: просверлив в нем отверстия и прикрепив табличку а ля кладбищенскую.....

29.02.2024
Анатолий, последние три - это, почти стопроцентно, один и тот же населённый пункт. В сельце обязательно должен быть помещичий дом, в данном случае, так и было. А вот деревня Медвежий Колодезь - это, скорее всего, современная деревня Медвежка, но нужно, всё-таки, разбираться...

29.02.2024
...ненаселённой земли, находящейся  Малоархангельского уезда  в деревне Медвежьем Колодезе, именуемой Степью". Александр Михайлович, вопрос к вам. Можно ли считать деревню Медвежий Колодезь (что в тексте),  сельцо Медвежья (18 века), сельцо Медвежка (19 века) и д. Казинка (за свинокомплексом, где бывший колхозный сад) – одним и тем же населенным пунктом? Согласно старым картам - последние три указанных населенных пункта - это одна и та-же деревня или сельцо (в прошлом).

19.02.2024
Я слышал, что упало 22 столба, причем бетонных!!!

13.02.2024
Спасибо, Александр Михайлович, за тёплые слова.


Погода

Регистрация

 Индекс цитирования Клуб "Мастера" 2.0 ©  2011г.-2024г.