10 лет тому назад известный орловский тележурналист Владимир Переверзев снял очень душевный и тёплый фильм под простым названием – «Верхососенье». В 2005 году он дважды с большим успехом прощёл по орловскому телевидению. Я участвовал в съёмках этой документальной 50-минутной картины (в двух частях) в качестве консультанта. После показа фильма я попросил Владимира Ивановича сделать копию, и он без всяких уговоров и условий выполнил мою просьбу.
Изредка, когда я после этого бывал в Орле, то заходил к нему в маленькую комнатку на втором этаже здания ОГТРК на улице 7 Ноября. В последний раз мы долго беседовали, и он тогда подарил мне только что вышедшую свою книгу «Паломничество в пустыню» - с автографом: «Александру Михайловичу Полынкину, коллеге и единомышленнику, с пожеланием творческих успехов. Владимир Переверзев. 17 марта 2006 года».
Замечательнейшая книжка стихотворений разных лет и публицистики, которую я времени от времени перечитываю, добрыми словами вспоминая автора и те моменты, когда я с ним общался, особенно два дня в селе Верхососенье.
А через три года, снова в марте, Владимир Иванович Переверзев скоропостижно скончался, только-то отметив 62-ую годовщину. Для меня это стало большой потерей – беседы с ним были настоящим наслаждением. Владимир Иванович принадлежал к почти вымершей ныне породе настоящих русских интеллигентов.
Но остались его фильмы. Жаль только, что ОГТРК их не показывает, ведь они (особенно цикл «Дым Отечества») – Настоящее Русское Кино.
Со мной лично навсегда – картина «Верхососенье» Владимира Переверзева, выставленная пару лет назад на видеотеке нашего старого сайта. Любой зритель, особенно покровчанин, может убедиться, просмотрев фильм, каким Мастером остаётся и до сих пор тележурналист, публицист, поэт Переверзев.
В фильме «Верхососенье» я рассказывал ему и зрителям трагическую историю Богоявленского храма. Но только спустя 10 лет понял, что отдельные моменты у меня так и не остались зафиксированными на бумаге. Сейчас я заполняю этот пробел.
Итак, вскоре после подавления так называемого «майского верхососенского восстания» 1931 года, руководство Дросковского района приступило в 1932 году к массовому закрытию храмов в сёлах края. Одной из первых в списке значилась Богоявленская церковь в Верхососенье.
В последний раз однажды зазвонили здесь церковные колокола, возвещая о своей погибели, и на площадь перед храмом стал собираться окрестный народ. Все тут были – от детей до глубоких стариков.
Сказал речь перед началом святотатственного действа представитель райкома партии, а потом заранее выбранные активисты полезли наверх, на купол храма и колокольню. Несколько часов трудились они на двадцатиметровой высоте, выковыривая, отпиливая, отрубая, привязывая, пока не сбросили вниз намоленный десятилетиями крест и пять больших колоколов.
Один из них разбился на куски с жалобным стоном, словно оплакивая свою кончину, три других остались целыми при падении. Погрузили их на заранее подготовленные телеги и увезли куда-то на переплавку. Но вот пятый колокол, обыскав все закоулки и кусты перед церковью, богоборцы так и не нашли.
Разъярённые, ринулись они внутрь храма и набросились на иконостас и стоявшие отдельно иконы. Через несколько минут от красивейшего трёхъярусного иконостаса остались обломки и куски досок, безжалостно выброшенные на площадь. Развели атеисты костры и начали жечь то, что много лет было украшением Богоявленской церкви. Плач и крики верующих верхососенцев перемежались с радостными воплями богоборцев, наблюдавших, как светлый иконный дым уходит в небеса.
Догорали одни произведения старых мастеров-иконописцев, как в костры тут же летели следующие лики Богородицы, Спасителя и Святых. Некоторые из женщин, не выдерживая святотатства, падали без чувств, другие спешно покидали сатанинское место.
Ситуация изменилась спустя час или два, когда из храма на улицы были вынесены большие, стоявшие там на специальных подставках, иконы. Выполнены они были из крепчайших, толщиной в 3-4 сантиметра, дубовых досок длиной около метра. Местному председателю сельсовета стало жаль жечь такое добро, и он дал команду расщепить иконы на отдельные доски, из которых вскоре были изготовлены парты для Верхососенской начальной школы.
За всем этим страшным для одних и весёлым для других действом наблюдали два местных пацана – Федя и Серёжа Головины, чей небольшой дом стоял чуть ниже храма (в 100 метрах по направлению к реке Сосне – А.П.).
Матушка у них была женщиной богомольной, церковь посещала постоянно и сыновей к этому приучала. Сама она на разгром храма не пришла, сидела дома и плакала. А парни её, вместе с соседскими ребятишками, прибежали. Всё видели, всему ужасались. И когда дело у погромщиков до больших икон дошло, сказал 8-летний Федя 6-летнему Серёже: «А давай вон ту икону домой заберём!».
Икона у ребятишек любимой была, на ней - сразу три лика, которым их матушка молилась и дома, и в храме: в центре – Господь Иисус Христос, по правую руку от него – Богородица Казанская, по левую руку – Николай Угодник. Видел ли кто, как мальчишки в кусты икону затащили, а оттуда по оврагу к дому – не знаю. Но мать их, увидев такое, ругать сыновей не стала, наоборот, расцеловала и перекрестила, а икону от греха подальше временно спрятала.
В 1941 году война началась, осенью село немцы оккупировали, видели они у Головиных икону, но отбирать не стали. В середине февраля 1943 года Верхососенье наши войска освободили, старшего брата Фёдора в Красную Армию мобилизовали, а в самом конце 1944 года и Сергей Головин был призван. Фёдору довелось с немцами биться, а Сергею – только с японцами. Но, главное, оба, хоть и ранены были, живыми домой вернулись. Как матушка радовалась и как завидовали ей соседки, у которых сыновья погибли!
Эту историю, которую ты, читатель, прочёл, рассказал мне в 2003 году один из этих мальчишек, Сергей Афанасьевич Головин, ставший к этому времени уже сам дедом, инвалидом и вдовцом: родная жена раньше срока ушла в вечный покой. Мы долго беседовали с ветераном, я слушал его, не отрывая глаз от стоявшей в красном углу его дома той самой иконы. И Сергей Афанасьевич в самом конце разговора вдруг сказал: «Ты знаешь, вот всю сознательную жизнь был неверующим, а в последние годы к Богу обратился. И думаю, что мать правду тогда нам с братом говорила, что живы мы остались благодаря её молитвам и тому, что при разгроме церкви икону спасли. Знаешь, если храм восстановят, я её туда завещаю. Там её законное место».
Cергей Афанасьевич Головин
Сергей Афанасьевич Головин скончался 2 марта 2005 года, не дожив до съёмок фильма трёх месяцев. Икону Владимиру Ивановичу Переверзеву показывал его сын, Юрий Сергеевич, который слова отца повторил – «Верну икону на законное место, как храм откроют».
В 2010 году на сайте «Подвиг народа» я нашёл наградной лист на красноармейца, пулемётчика 1219 стрелкового полка 144 Виленской дивизии Сергея Головина, из которого узнал о его подвиге:
«12 августа 1945 года, в бою за город Мулин (Манчжурия) товарищ Головин первым ворвался на окраину города и броском гранаты уничтожил 6 японских солдат. В этом бою был ранен, но не ушёл с поля боя до выполнения поставленной задачи».
Наградой герою стал орден Славы III cтепени и жизнь, дарованная, по словам матери, его богоугодным деянием, спасением иконы, за 13 лет до этого.
Так совпало или Провидение Божье, но об этой истории я вспомнил в год десятилетия ухода из жизни фронтовика Сергея Афанасьевича Головина и 10-летнего юбилея фильма «Верхососенье», в котором он – один из героев.
В 2014 году Богоявленский храм села стал восстанавливаться, работы продолжились и в этом году. Хочется верить, что недалёк тот день, когда церковь вновь, после долгого перерыва, откроет свои двери для верных прихожан. А внутри храма их будет ждать спасённая братьями Головиными икона. Так будет!
Александр Полынкин
Читайте также:
Нашли ошибку? Есть что добавить? Напишите нам: klub.mastera@yandex.ru
|