При чтении «Орловских епархиальных ведомостей» от 15 мая 1867 года (№10) я обнаружил любопытную информацию, посвящённую селу Верхососенье и его храму.
Копия титульной страницы «Орловских епархиальных новостей»
Прежде чем процитировать это сообщение полностью, объясню, что такое «пресуществление Святых Даров».
«Пресуществление - таким термином в Православном богословии определяется способ пребывания Тела и Крови Иисуса Христа в хлебе и вине святой Евхаристии. В пресуществлении Церковь видит чудо всемогущества Божия, подобное сотворению Богом мира из ничего. Самое существо хлеба и самое существо вина прелагается в существо истинных Тела и Крови Христовой, действием Святаго Духа, Которого священник призывает в это время для совершения Таинства, молитвою и словами: "Низпосли Духа Твоего Святаго на ны и на предлежащия Дары сия, и сотвори убо хлеб сей честное Тело Христа Твоего; а еже в Чаши сей, честную Кровь Христа Твоего, преложив Духом Твоим Святым".
После этих слов немедленно совершается пресуществление: остаются только виды хлеба и вина, представляющиеся взору. Господь восхотел, чтобы мы не видели телесными очами Тела и Крови Христовых, но духом веровали, что это - Они, на основании слов, сказанных Христом ученикам своим на Тайной Вечери: Cue есть Тело Мое, и Сие есть Кровь Моя. Мы должны более веровать Божественному слову, силе Его, а не нашим чувствам, что и являет блаженство веры.
Священнослужители причащаются Тела и Крови Христовой под обоими видами, отдельно, то есть, сперва Тела, а затем - Крови Христовой. Потом Чаша со Святыми Дарами выносится к мирянам для причащения.
По свидетельству святого Дионисия Александрийского, Иоанна Златоустого, Кирилла Иерусалимского, верующие перед святым причащением стояли в самой благоговейной, невозмутимой тишине, затем приступали к причащению с наклонением головы и даже всего тела, в знак своего благоговения к Святым Тайнам».
Ничто в храме не должно нарушать этого Таинства.
А вот что произошло в селе Верхососенье:
Богоявленский храм села Верхососенье
«Малоархангельского уезда села Верхососенье священно-церковно-служители епархиальному начальству репортом донесли, что 12 числа марта сего года произошло в их церкви следующее происшествие: пред самым пресуществлением Святых Даров, после произнесения диаконом слов: «станем добре и прочее...» церковный их староста Илья Федотов Комардин, вне обыкновенного порядка, отправился по церкви с колокольчиком для сбора и пошёл прямо в алтарь, причём диакон, по распоряжению священника, сказал ему о несвоевременном хождении, и он было остановился у северных дверей, но когда диакон стал на место, староста тотчас же вошёл в алтарь, звоня колокольчиком.
Тут ему и сам служащий священник приказал остановиться и не звонить, и он мало остановился; но когда были прочитаны молитвы пред осуществлением Святых Даров, он неудержанно отправился около престола в южные двери и на замечания второго священника, о его наглом упорстве и дерзком бесчинии, в азартном виде сказал: «Ведь разве я не хозяин церкви?» По сему репорту епархиальное начальство, между прочим, постановило: церковным старостам Орловской епархии, чрез «Епархиальные ведомости», подтвердить, чтобы они для сбора денег ходили во время причастного стиха или в другое удобное время, но отнюдь не во время пресуществления Святых Даров, и за этим велеть строго наблюдать местным их священно-церковно-служителям, и делать им надлежащее по сему предмету внушение».
Вот такие выводы вынуждено было сделать епархиальное начальство после событий в Богоявленском храме и «дерзком бесчинии» церковного старосты Ильи Комардина.
Копии сообщения и «Орловских епархиальных новостей» (15 мая 1867, №10)
Александр Полынкин
Читайте также:
Нашли ошибку? Есть что добавить? Напишите нам: klub.mastera@yandex.ru
|