Доброго времени суток! Вы находитесь на сайте районного клуба творческих личностей "МАСТЕРА".
 
Рубрики
Творчество Мастеров Творчество наших читателей Библиотека История Покровского края История Орловского края Покровская районная библиотека Мир духовный Заметки на доброту дня Фотографии Покровского края Видеотека Поездки и заседания Доска объявлений Новости О сайте "Мастера" Обратная связь RSS - лента Виджет для Яндекса Приложение для Android

Серебряное кольцо


МКУК ПМЦРБ

Сайт районной библиотеки


Нужна помощь!

Поможем, земляки?


Стена сайта
Всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Просмотров сегодня:
Яндекс.Метрика
Посетителей сегодня:


Главная » Мир духовный

Ретяжи на Оке
Опубликовано: 31.01.2014.

15 июля 1909 года, незадолго до полудня, почти все жители  большого села Ретяжи Кромского уезда толпились у дверей местной церкви  Обновления храма Воскресения Христова. Внутрь из простых прихожан зайти никто  не решился: там священник соседнего села Короськово Митрофан Алексеевич  Дубровский вместе с псаломщиком Василием Гончаровым крестили сына местного  священника Иоанна Стефановича Зернова и его законной жены Пелагии Вуколовны.  Имя младенцу родители и крёстные (тогда  это называлось – восприемники – А.П.)  выбрали не совсем  обычное – Олимп.
  Как только таинство крещения закончилось, и ребёнка  вынесли их храма, собравшаяся толпа дружно и громко закричала: «Поздравляем,  отец Иван!».
  Отец Иоанн Зернов   стал настоятелем  Воскресенского  храма села Воскресенского (Ретяжи тож) совсем недавно, во второй половине 1906  года, после скоропостижной смерти от хронического воспаления лёгких предыдущего  батюшки, Сергия Павловича Успенского. За два с половиной года Иоанн Зернов  успел заслужить искреннюю и горячую любовь прихожан за неравнодушное и  ревностное служение Богу и людям. Именно поэтому, когда у него родился сын,  почти все жители  села и окрестных  деревень пришли поздравить «батюшку Ивана».
  Впрочем, со священнослужителями Ретяжскому храму всегда  везло: все они – Андрей Азбукин, Константин Синадский, Василий Введенский, Иоанн  Воскресенский, Пётр Давыдов, Сергий Успенский (50-ые годы XIX – начало XX века)  - были настоящими и верными пастырями своего большого православного семейства.
  Наверное, так Богу было угодно, чтобы скромная деревянная  церковь, появившаяся в селе Ретяжи во второй половине XVII века,  расположилась именно на этом замечательно живописном месте, - на пологом склоне  холма над долиной реки Оки, в 45  верстах на юго-восток от епархиального города Орла и в 16 верстах от города Кром  на юго-восток.
  По  преданию,  в царствование Екатерины Великой, когда первая  деревянная церковь в Ретяжах сгорела, на её место  в 1712 году был построен новый, сравнительно  небольшой, каменный храм.
А уже 11 сентября   1765 года  в Ретяжах была освящена  большая каменная церковь в память Обновления храма Воскресения Христова. Построенная церковь, по словам известных  орловских художников и искусствоведов Вячеслава Ромашова и Владимира Неделина,  стала «самым ярким и оригинальным памятником барокко в области». Своё название храм получил в честь «Обновления  Преславного и Превеликого храма Воскресения в Иерусалиме, который пречудно  устроил благочестивый царь Константин с достохвальной матерью своею Еленой на  горе Голгофе, очистив и обновив святое место, осквернённое языческим  нечестием».


  Воскресенская  церковь села Ретяжи (до восстановления, рисунок В.Ромашова)

Как передавало народное предание, с которым соглашалось и  местное духовенство, постройку каменного Воскресенского храма, главным образом,  осуществил  на свои средства  генерал Владимир Иванович Лопухин.
  О нём и семействе Лопухиных стоит обязательно сказать  несколько слов, потому история села Ретяжи и Воскресенского храма неразрывно  связана с этим известнейшим на Орловщине дворянским родом.
  Владимир Иванович  Лопухин, первый из владельцев села Воскресенское (Ретяжи), был родственником  царицы Евдокии Фёдоровны,  первой жены  Петра I. Родился он в 1703 году,  служил первоначально во флоте, потом перешёл в пехоту, сражался в битвах с  поляками, турками и шведами. В 1755 году Владимир Иванович был произведён в  генерал-майоры и вскоре назначен обер-комендантом Киева. При Петре III он получил чин генерал-поручика. Имелись у В.И.Лопухина многие царские  награды, в том числе орден Святого Александра Невского.
  По всей видимости,  пребывание в Киеве, сказалось на эстетических вкусах генерал-поручика Лопухина,  потому что, по словам упомянутых В.Ромашова и В.Неделина, Восресенский храм  села Ретяжи, «имеет некоторое сходство с Андреевской церковью в Киеве.  Очевидно, по его заказу, усадебная церковь стала своеобразным воспроизведением  полюбившегося ему памятника».
  Однако,  хоть Владимир Иванович и дослужился до генеральского  чина, гораздо больше в российской истории стал известен его сын, Иван  Владимирович Лопухин, - русский философ, публицист, мемуарист, издатель,  один из виднейших представителей русского масонства,  действительный тайный советник  и сенатор. Он владел селом Ретяжи с 1797 (с момента смерти отца) до 1816 года.


  Иван Владимирович Лопухин

А с конца 1812 года вплоть до своей смерти Иван  Владимирович Лопухин жил в Ретяжах, где он (до  этого – закоренелый холостяк – А.П.) в Воскресенском храме в самом начале  1813 года обвенчался с местной жительницей Матрёной Ефимовной.
  Жил действительный тайный советник с молодой женой в  двухэтажном деревянном усадебном доме к югу от церкви (дом не сохранился) и, в  связи с победами русской армии над Наполеоном, Лопухин  воздвиг в Ретяжах монумент, состоявший из  нескольких больших гранитных камней с надписью: «Благочестию Александра I и  славе доблестей русских в 1812 г.». Это был один из  первых памятников Отечественной войны 1812 г.
  В феврале 1814 года в гости к Ивану Владимировичу  приезжал поэт Василий Андреевич Жуковский, которому Лопухин подарил свою  новую книгу   с  надписью: «Гению - поэту Жуковскому от автора,  друга его».
  Доживая свой век в   Ретяжах, Лопухин   исправно посещал церковные службы и даже принимал  такого гостя, как местный архиерей Досифей. Умер Иван Владимирович Лопухин  летом 1816 года, там же, где и родился, в селе Воскресенском (Ретяжи),  похоронили его рядом с храмом. К сожалению, могила видного русского масона,  друга Н.И.Новикова, не сохранилась.
  Кроме семейства Лопухиных, Воскресенский храм посещали и  участвовали в его благоустройстве представители других дворянских родов,  владевших землями в окрестностях села Ретяжи. На средства помещика Бутковского,  к примеру, в 1845 году  был устроен  тёплый придел во имя Святого Василия Великого. Внесли свою лепту также  землевладельцы Сергей Иванович Бруевич и Валентин Петрович Гаспарини. Но и  простые крестьяне, даже самые бедные, не отказывались от помощи  на нужды храма.
  Когда в селе Ретяжи в конце XIX  стала действовать церковно-приходская школа  при храме, попечителями её становились, главным образом, крестьяне (с 1905 года  – Андрей Семёнович Басов).
  Приход у Воскресенской церкви был небольшой: кроме самого  села Ретяжи, в него входили деревни Кирманка, Верхние Ретяжи, Хлопово и  Борисовка. Всех прихожан к началу XX века насчитывалось чуть более 1200  человек. Церковный причт состоял из священника, дьякона и псаломщика. Но этот  небольшой духовный коллектив  играл  важнейшую роль долгие годы, вплоть до закрытия храма в 1933 году.
  К счастью, Воскресенской церкви в  селе Ретяжи повезло: её не взорвали, а сделали зернохранилищем, благодаря чему  здание сохранилось до наших дней. И когда на Орловщине началось  возрождение  уважительного отношения к  православию, в селе Ретяжи в 2004 году  вновь был создан приход.
  По словам главы администрации  Ретяжского сельского поселения Сергея Владимировича Баранова, большую роль в  этом, а потом в начавшихся работах сыграли   местный уроженец Василий Иванович Тарасов,  руководитель одной из орловских организаций,  и житель Кром Владимир Николаевич Патин, избранный церковным старостой.
  Очистили постепенно от мусора  храм изнутри, и он начал оживать. Потом, при духовном окормлении схиигумена  Илия, началась  масштабная реконструкция  Ретяжской святыни. За несколько лет, благодаря   молитвам и огромной помощи местных жителей (из Ретяжей и Семенково) и  благотворителей изо всех мест Орловщины церковь вновь приобретала прежний вид.
  В 2012 году при  храме Воскресения Словущего выстроили колокольню, отдельно отстоящую от здания  церкви, так, как это было при первоначальной постройке храма. Освятили её  14 июля 2012 года.


  Виды церкви села  Ретяжи после восстановления

Да, пришло время,  и зажглась лампада у престола, и отслужили первую  литургию в  обновлённом  Воскресенском храме.  После долгих-долгих  лет он Воскрес для ретяжских прихожан. А  настоятелем в храме  стал тот, кто много  сил вложил в его возрождение - отец Владимир (Патин), бывший староста, и это  символично.
    Александр Полынкин

Читайте также:

Нашли ошибку? Есть что добавить? Напишите нам: klub.mastera@yandex.ru
Рубрика: Мир духовный | Добавил: admin (31.01.2014)
Читали статью: 2270 | Комментарии: 1 | Теги: сёла и храмы
Всего комментариев: 1
1 Diversant  
0

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Войти ]
Облако тегов

Надоела реклама?

Смотреть панорамы Покровского: 360 градусов.


Внимание! Акция.

Создадим вместе, покровчане!


Мнения читателей
Последние комментарии:
16.04.2024
16.04.2024
02.04.2024
Спасибо, Всем. Встреча мне очень понравилась.
С уважением, Владимир Зайцев.

01.04.2024
Два раза - жаль. Первый раз жаль: то что Покровский артефакт ушел в другой район, а второй раз жаль: то что испортили сам экспонат: просверлив в нем отверстия и прикрепив табличку а ля кладбищенскую.....

29.02.2024
Анатолий, последние три - это, почти стопроцентно, один и тот же населённый пункт. В сельце обязательно должен быть помещичий дом, в данном случае, так и было. А вот деревня Медвежий Колодезь - это, скорее всего, современная деревня Медвежка, но нужно, всё-таки, разбираться...

29.02.2024
...ненаселённой земли, находящейся  Малоархангельского уезда  в деревне Медвежьем Колодезе, именуемой Степью". Александр Михайлович, вопрос к вам. Можно ли считать деревню Медвежий Колодезь (что в тексте),  сельцо Медвежья (18 века), сельцо Медвежка (19 века) и д. Казинка (за свинокомплексом, где бывший колхозный сад) – одним и тем же населенным пунктом? Согласно старым картам - последние три указанных населенных пункта - это одна и та-же деревня или сельцо (в прошлом).

19.02.2024
Я слышал, что упало 22 столба, причем бетонных!!!

13.02.2024
Спасибо, Александр Михайлович, за тёплые слова.


Погода

Регистрация

 Индекс цитирования Клуб "Мастера" 2.0 ©  2011г.-2024г.