Болхов: люди, находки, впечатления (записки путешественника)
Опубликовано: 18.08.2015.
Так удачно получилось, что в течение лета этого года несколько членов клуба «Мастера» дважды посетили старинный Болхов. И если в первый раз мы продолжили знакомство с городом, побывав в местном краеведческом музее и Оптином монастыре, то во второй раз состоялось уже несколько встреч с болховчанами, благодаря которым наши знания о городе заметно расширились.
Вид на Болхов с орловской трассы
Вообще-то, главной целью посещения Болхова был поиск цветных кафлей (смотри очерк «Цветные кафли Болхова»), которые производились на заводе братьев Сапелкиных во второй половине XIX – начале XX века. Во время первого визита нам удалось воочию увидеть объекты нашего интереса только в витринах Болховского краеведческого музея.
На этот раз нам начало «везти» с самого начала. Первый адрес, имевшийся у нас благодаря давней публикации работников Эрмитажа, был д.54 по улице Тургенева.
Вид на улицу Тургенева и Введенскую церковь
Дом №56 по улице Тургенева
Дом №56 с фасадной стороны и наш оператор Анатолий Цуканов
Но, как выяснилось в ходе последующих разговоров, в настоящее время, здание значится теперь под номером 56 (случилась когда-то здесь перенумерация – А.П.). С нынешним хозяином этого владения нас познакомил его сосед. А потом в течение почти часа наша небольшая команда вела разговор, съёмки и обследовала в доме и дворе то, что нас интересовало.
Что же выяснилось? Хозяина зовут Николай Подщеколдин, и дом ему достался от отца, а тот приобрёл его у предыдущего хозяина (фамилию его вспомнить не удалось) в послевоенное время. Небольшое фото прежнего владельца сохранилось в рамочке-ромбе над старинным зеркалом. И ещё одна вещь досталась от старого владельца – массивный старинный дубовый стол.
Как раз рядом с тем местом, где стоит сейчас стол, и располагалась долгие годы в доме изразцовая печь (кафли с рисунками синего цвета, по виду – именно завода братьев Сапелкиных – А.П.). Но лет 12 тому назад, когда Подщеколдины перевели дом на газовое отопление, кафельная печь была разобрана, а изразцы долгое время валялись во дворе. А потом Николай вообще превратил их в щебень и использовал как дорожное покрытие, присыпав небольшим слоем земли. Когда мы попросили его найти хотя бы один образец, он вначале обнаружил фото с изразцовой печью, пока она была жива (но уже переложена), а потом во дворе раскопал и несколько черепков от разбитых кафлей. Это оказались первые наши экспонаты, но не последние новости из дома №56 по улице Тургенева.
Сама фамилия «Подщеколдин» была нам уже известна и до встречи с хозяином дома. Дело в том, что один из посетивших гостеприимный дом, наш товарищ и родной внук владельца кафельного завода, Виталий Леонтьевич Сапелкин, уроженец и нынешний житель Орла, имеет болховские корни, а его бабушка носила фамилию «Подщеколдина». Короче, хозяин дома Николай Щеколдин оказался дальним родственником Виталия Сапелкина – вот как бывает.
Николай Подщеколдин и Виталий Сапелкин
Семейство Подщеколдиных ещё с изразцовой печью
Николай Подщеколдин в доме – напротив места бывшей печи
Бывший хозяин дома
Стол от него
Нынешняя хозяйка – в старинном зеркале
Наблюдательный пункт
Те самые черепки цветных кафлей Болхова от братьев Сапелкиных
В этом доме по улице Тургенева когда-то жили Подщеколдины
Мы некоторое время сидели в беседке во дворе дома Подщеколдиных, обсуждая эти самые новости, а попутно и разглядывая примыкавшую к дому №56 двухэтажной высоты стену из старинного красного кирпича. По словам хозяина, его отец рассказывал, что здесь когда-то первоначально располагался Болховский краеведческий музей, первым директором которого был Иван Константинович Гаврилов, до революции работавший художником на кафельном заводе братьев Сапелкиных.
А в послевоенные годы в этом отремонтированном здании и в пристроенных к нему помещениях начала работу, по словам Николая Подщеколдина, Болховская мебельная фабрика. 50 лет это предприятие благополучно существовало, а её продукция пользовалась постоянным спросом. Но в новороссийские времена жизнь Болховской мебельной фабрики вначале медленно угасала. Потом была попытка возрождения (тогда предприятие пытался реанимировать «Орёлстрой», которым командовал болховский уроженец Владимир Соболев). В настоящее время фабрики нет, а её помещения превратились вот во что (смотри на снимке, читатель). Кстати, в одной из верхних полуразрушенных стен чётко видно, что вместо швеллера или балки был вставлен узкоколейный рельс (вполне возможно, что от той самой болховской узкоколейки – А.П.).
Cтена бывшего краеведческого музея и мебельной фабрики
Гаврилов Иван Константинович, первый директор Болховского музея
То, что осталось от мебельной фабрики
Этот рельс от узкоколейки – как указующий перст: люди, нельзя же так!
Попрощались мы с Николаем Подщеколдиным, очень довольные первыми результатами нашего обследования всего лишь одного болховского дома. Но, как оказалось, впереди было ещё немало встреч и находок – уже на других улицах…
Два раза - жаль. Первый раз жаль: то что Покровский артефакт ушел в другой район, а второй раз жаль: то что испортили сам экспонат: просверлив в нем отверстия и прикрепив табличку а ля кладбищенскую.....
Анатолий, последние три - это, почти стопроцентно, один и тот же населённый пункт. В сельце обязательно должен быть помещичий дом, в данном случае, так и было. А вот деревня Медвежий Колодезь - это, скорее всего, современная деревня Медвежка, но нужно, всё-таки, разбираться...
...ненаселённой земли, находящейся Малоархангельского уезда в деревне Медвежьем Колодезе, именуемой Степью". Александр Михайлович, вопрос к вам. Можно ли считать деревню Медвежий Колодезь (что в тексте), сельцо Медвежья (18 века), сельцо Медвежка (19 века) и д. Казинка (за свинокомплексом, где бывший колхозный сад) – одним и тем же населенным пунктом? Согласно старым картам - последние три указанных населенных пункта - это одна и та-же деревня или сельцо (в прошлом).