О семействе малоархангельских дворян Чиркиных я писал много раз – в СМИ, на сайтах «Малоархангельск.Ру» и «Мастера», в сборниках и своих книгах. Самый большой из очерков о Чиркиных появился в 12-м выпуске «Краеведческих записок», выпускаемых областным краеведческим музеем в 2016 году. Тогда же я разместил его на «Мастерах». Часть очерка была посвящена художнику Александру Дмитриевичу Чиркину, очень талантливому, но позабытому. Он любил лошадей и рисовал картины, где главными героями выступали эти замечательные и красивые животные.
1 июня (по старому стилю) и 13 июня – по новому стилю исполняется 195 лет со дня рождения Александра Дмитриевича (он – ровесник писателя Льва Толстого). В дополнение ко всем сведениям, опубликованным мною в предыдущие годы, предлагаю вниманию читателей заметки о нём (и не только) его родственницы Евгении Александровны Чекмарёвой (она – внучка Софии Дмитриевны Чиркиной, в замужестве – Радулович, родной сестры Александра Дмитриевича Чиркина – А.П.). Цитирую (Александр Полынкин).
« А.Д.Чиркина был богатым помещиком бывшего Малоархангельского уезда Орловской губернии. Был военным; в 1813 году въезжал в Париж с корпусом Раевского в чине адъютанта. Рано вышел в отставку, занялся хозяйством в родовом имении «Тетерье». Был женат на дочери одного из соседних помещиков (Наталье Мацневой – А.П.), имел 6 детей – двух сыновей и четырёх дочерей (на самом деле у Дмитрия Петровича Чиркина было девять детей от двух браков: две дочери от первой, рано скончавшейся жены, три сына и четыре дочери от второй жены - Натальи Павловны – А.П.).
Старший сын А.Д.Чиркин был художником, второй, Евгений Дмитриевич – военным инженером в частях, размещённых в Царстве Польском (по воспоминаниям Натальи Полонской-Василенко, Евгений Дмитриевич был юристом – А.П.), рано вышел в отставку и вернулся к семье в имение «Тетерье», рано умер (Евгения Александровна ничего не знала и не написала о третьем сыне, Николае Дмитриевиче – А.П.).
Сёстры, Елизавета, страдала астмой, жила в Италии, но на лето возвращалась в имение, замужем не была. Наталья (в замужестве – Мухортова), Юлия (в замужестве – Куприянова) и Софья (в замужестве – Радулович).
Где Александр Дмитриевич был художником, где он учился – не знаю, но в нашей семье имелись картины его кисти. Он был владельцем большого имения «Неручь» - название реки в Мценском уезде Орловской губернии, по обоим берегам которой располагалось всё поместье, - в 14 верстах от станции Благодатная (в то время Московско-Курской железной дороги), рядом с деревней Павлово, о существовании которой упоминается в журнале «Юность», №10 за 1979 год в очерке С.Чекалина. Старая усадьба находилась на левом берегу, но Александр Дмитриевич перенёс её на правый берег. В новой усадьбе был построен очень весёлый, уютный дом, прекрасные конюшни рысаков орловской породы, которыми он увлекался.
Александр Дмитриевич ездил по известным конным заводам, писал по заказам картины знаменитых рысаков, получая за это молоденьких жеребят, которые и стали основателями его конного завода. Увлекался коллекционированием, помогая этим художникам товарищества передвижников.
В Москве, на Поварской улице, находился особняк, в котором размещались картины, занимая все свободные стены, начиная с внутренней лестницы.
Круглый год их охраняла старая нянюшка с большим сенбернаром, которых тоже выводил Александр Дмитриевич в имении «Неручь». Частым гостем и в Москве, и в имении был художник Григорий Григорьевич Мясоедов, с которым они были большими друзьями. Григорий Григорьевич часто отдыхал на Неручи. Александр Дмитриевич заказывал ему в это время портреты своих родных.
Одна из сестёр Александра Дмитриевича (Юлия – А.П.) вышла замуж за его друга – адвоката Хрисанфа Васильевича Куприянова, впоследствии они поселились в имении «Неручь» на новой усадьбе, связанные не только родственными чувствами, но и общими увлечениями.
На стене в столовой висели картины кисти А.Д.Чиркина: на одной – белый жеребец «Нарядный», основатель конного завода А.Д.Чиркина, на другой – одна из породистых лошадей гнедой масти.
В нашей семье было несколько картин А.Д.Чиркина – два пейзажа (масло) – «Старая усадьба» и «Обрыв над рекой». Вторая и сейчас находится у меня в Воронеже, первая пропала в 1937 году.
Был ещё триптих «День пахаря»:
1. «Утро» (крестьянин в белой рубашке с гречишником на голове выезжает на телеге утром с сыном-подростком на пахоту);
2. «Полдень» (тот же крестьянин и сын отдыхают, спят в тени под телегой, растянувшись на траве);
3. «Вечер. Возвращение с работы» (те же, усталые, возвращаются домой).
Весь триптих пропал в Калуге в 1937 году.
Скончался Александр Дмитриевич в своей новой усадьбе в 1897 году, похоронен на крестьянском кладбище при селе Усово в двух верстах от имения «Неручь». По завещанию усадьба перешла к его сестре Юлии Дмитриевне Куприяновой…
Александр Дмитриевич Чиркин
(портрет работы Николая Ге)
Юлия Дмитриевна Куприянова скончалась в 1910 году, зимой; похоронена на том же кладбище, что и А.Д.Чиркин, при церкви Усово, в двух верстах от имения. Детей у них не было.
В сентябре 1917 года имение «Неручь» было разгромлено, а Хрисанф Васильевич с сестрой, без вещей (в чём были) уехали в Ленинград и поселились с семьёй у Екатерины Сергеевны Литке (сводной сестры Х.В.Куприянова – А.П.). Хрисанф Васильевич очень переживал этот удар, заболел.
Когда я в 1918 году ненадолго приезжала в Ленинград и навестила Хрисанфа Васильевича, то он мне очень обрадовался, но был очень слаб, вскоре скончался. Место его захоронения мне неизвестно.
В этот же приезд я заходила к Вере Сергеевне Чижовой, с девочками которой я дружила. Жили они в большой казённой квартире в здании Государственного банка на Садовой улице. Муж работал, был архитектором. Совершенно для меня неожиданно здесь я встретилась с московской коллекцией картин А.Д.Чиркина. Оказалось, что её вовремя вывезли из Москвы. За недостатком времени я не могла рассмотреть её детально. В основном, это были картины художников-передвижников, но были и других авторов – современных художников…
Е.Чекмарёва.
3.XI. 90»
Нашли ошибку? Есть что добавить? Напишите нам: klub.mastera@yandex.ru
|