9 февраля 2014 года, в канун 25-ой годовщины вывода советских войск с территории Афганистана, на «Мастерах» был опубликован мой очерк "Водитель КАМАЗа Александр Овсянников", который стал самым читаемым за эти годы среди всех материалов нашего сайта – 4321 просмотр на данный момент. В процессе подготовки к печати второго издания книги «Афганские дороги покровчан» я решил снова обратиться к своему герою – главным образом, потому, что Александр привёз недавно и показал мне свои афганские фото, после чего мне захотелось дополнить ими очерк и добавить некоторые, выявленные за последнее время факты. Так что, уважаемый читатель, извини, если повторюсь, но я и расширю свой рассказ о земляке.
Александр Овсянников родился 20 мая 1966 года в селе Верхососенье в многодетной крестьянской семье (девять братьев и сестёр) и был седьмым по счёту из всех детей. Отец его, Василий Алексеевич Овсянников, 1924 года рождения, участник Великой Отечественной войны, получивший тяжёлое ранение, орден Красной Звезды и несколько медалей за свои подвиги, в послевоенные годы руководил молочно-товарной фермой.
Закончил Александр Верхососенскую восьмилетку, потом – Топковскую среднюю школу. Отучился на водителя в Ливенской автошколе ДОСААФ. Немного поработал в колхозе имени Жданова, а 15 октября 1984 года призвали его в Советскую Армию.
После почти четырёх-месячного пребывания в учебной части в городе Термез Овсянников был направлен исполнять воинский долг в Афганистан. Из Термеза по мосту через Амударью он переправился в Хайратон, а оттуда самолёт доставил группу новобранцев в Шиндант, город на западе Афганистана. Здесь, в воинской части 19920 (3-я рота 424 отдельного автомобильного батальона 59 бригады материального обеспечения) с 9 февраля 1985 по 23 января 1987 года в качестве водителя и служил Александр Овсянников. Причём, если товарищи начинали со стажёров, то командир взвода, старший лейтенант. К тому же, КамАЗ Овсянникова был не простой, а носивший имя Анатолия Цыганова – воина этого батальона, погибшего в мае 1985 года при попытке вывести горящую машину с проезжей части дороги и посмертно награждённого орденом Красной Звезды.
424-ый отдельный автобат в рейсы ходил регулярно, до 4-5 раз в месяц, возили «горючку» из Шинданта, где из подведённого к этому городу трубопровода закачивали бензин и солярку в свои грузовики-«наливники» и потом отправлялись за 500 километров в Кандагар (чаще) или куда-нибудь чуть поближе. Путь был долгий и опасный. Поэтому заранее, за сутки до выхода колонны, вдоль всего маршрута работали вертолёты, к опасным участкам («зелёнка», кишлаки, дувалы) выдвигались танки или БТРы. Когда по рации давали «добро» на отправление колонны, то впереди неё двигались БРДМы (боевые разведывательно-дозорные машины), а в самой колонне, в качестве охраны, имелись КамАЗы с размещёнными на них зенитными пулемётами (ЗУшки). Обычно «наливников» было не менее тридцати единиц, и они всегда представляли желанную цель для душманов.
Один из наиболее опасных эпизодов в биографии рядового Овсянникова случился летом 1986 года, где-то на полпути из Кандагара в Шиндант. Душманы заложили фугас в трубу водостока, проходившую под трассой, в результате чего шоссе буквально вспучило. А когда произошёл подрыв, из ближайшей «зелёнки» по колонне начался ожесточённый обстрел. Первые два КамАЗа, успевшие преодолеть опасное место до взрыва, вынуждены были остановиться. Командир взвода, находившийся в машине Овсянникова, приказал ему попробовать проскочить через образовавшийся завал из валунов и кусков асфальта. На приличной скорости Александру удалось это сделать, а потом они со старшим лейтенантом выскочили из кабины, залегли и открыли ответный огонь по душманам. Овсянников успел выпустить из своего АК-74 весь «цинк», прежде чем ответная стрельба стихла. Командир роты, капитан Евгений Климаков (кстати, орловчанин, теперь – полковник запаса), сумел быстро предпринять эффективные меры и вызвать помощь. «Вертушки» подоспели вовремя. Но, всё-таки, в результате этого нападения в колонне имелось двое убитых и раненые.
Их доставили куда надо, а колонна тоже добралась до пункта назначения. Командир роты тогда был удостоен ордена Красной Звезды, а Александру Овсянникову и нескольким его товарищам вручили медали «За боевые заслуги». Эту заслуженную награду Александр получил в День водителя, 26 октября 1986 года, на торжественном построении части.
Александр Овсянников - у именного КАМАЗа
С товарищами - крайний справа
На спортивных соревнованиях в части - второе место по поднятию гири
Вручение медали и поздравление от командира батальона Ярослава Турлая
"Служу Советскому Союз" - после вручения наград (Александр Овсянников - четвёртый слева)
С награждёнными - фото на память (Александр Овсянников - крайний справа)
За время службы, кроме опасностей во время рейдов, в числе многих других наших земляков, храбрый воин не уберёгся от болезни – брюшного тифа. С температурой под 40 градусов, мокрый от пота, обессилевший, он 10 дней провалялся в госпитале – но благодаря врачам и крепкому молодому организму – выздоровел.
Демобилизовавшись, Александр Овсянников возвратился в родное Верхососенье, работал некоторое время в колхозе. Но однажды его встретил тогдашний начальник Покровской ГАИ, Николай Михайлович Рогов, услышавший о храбром водителе, отличившемся в Афганистане, да ещё награждённом медалью. И судьба Александра Овсянникова изменилась. Стал он водителем одной из машин дорожно-патрульной службы, потом семь лет сам был инспектором ДПС. Начальство всегда ценило дисциплинированного и ответственного Овсянникова, его отметили знаком «Отличник советской милиции» и наградили медалью «За безупречную службу» 3 степени.
Коллеги и "афганцы" Юрий Белоусов и Александр Овсянников (во время службы в Покровском РОВД)
Вышел на «выслугу» Александр Васильевич в 2001 году, но продолжает работать в одном из охранных агентств в Москве. Живёт в родном селе, женат. Взрослая дочь замужем, внуку Георгию – два года.
Александр Полынкин,
фото - из семейного архива Овсянниковых
Читайте также:
Нашли ошибку? Есть что добавить? Напишите нам: klub.mastera@yandex.ru
|