Доброго времени суток! Вы находитесь на сайте районного клуба творческих личностей "МАСТЕРА".
 
Рубрики
Творчество Мастеров Творчество наших читателей Библиотека История Покровского края История Орловского края Покровская районная библиотека Мир духовный Заметки на доброту дня Фотографии Покровского края Видеотека Поездки и заседания Доска объявлений Новости О сайте "Мастера" Обратная связь RSS - лента Виджет для Яндекса Приложение для Android

Серебряное кольцо


МКУК ПМЦРБ

Сайт районной библиотеки


Нужна помощь!

Поможем, земляки?


Стена сайта
Всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Просмотров сегодня:
Яндекс.Метрика
Посетителей сегодня:


Главная » Творчество Мастеров » Рассказы о людях земли Покровской

Алексей Лисичкин и его «Фанера» (о неизвестном орловском авиаконструкторе)
Опубликовано: 10.04.2017.

О том, кто такой Николай Поликарпов, знают в мире, России и на Орловщине очень многие. Выдающийся авиаконструктор, Герой Социалистического труда, создатель многоцелевого самолёта У-2 (ПО-2), «король истребителей», он родился в селе Георгиевское (Калинино) современного Ливенского района.

Памятники Поликарпову стоят в Ливнах и Орле. В 2017-ом Николаю Николаевичу исполнится 125 лет со дня рождения, и этот юбилей, думаю, в России и на Орловщине не останется не замеченным.

Он снимался в фильме «Семеро смелых»

Но я поведу речь о другом авиаконструкторе, имя которого до настоящего времени было известно только узкому кругу историков авиации, а уж о том, что он – уроженец Орловщины, точно никто и никогда не писал. На его счету – только один самолёт, ставший известным в предвоенные годы, поскольку он «засветился» в съёмках очень популярного первого звукового фильма будущего знаменитого режиссёра Сергея Герасимова – «Семеро смелых» (1936 год).

Теперь называю имя конструктора: Алексей Лисичкин.

Алексей Иванович Лисичкин

А его лёгкий транспортный (и пассажирский одновременно) самолёт был известен сразу под несколькими именами: ЛК-1 («Ленинградский комбинат», где изготавливался летательный аппарат – А.П.), НИАИ-1 («Научно-исследовательский аэроинститут», где шла работа над проектом – А.П.) и «Фанера-2» (из-за широкого применения фанеры в конструкции – А.П.).

История создания самолёта началась в 1928 году, когда в Ленинградском институте путей сообщения, на факультете воздушных сообщений, был образован студенческий самолетный кружок (руководитель – инженер Владимир Рентель), в котором разрабатывались различные элементы конструкции самолета из фанеры.

У членов кружка вскоре возникла мысль построить опытный самолет с использованием фанерных конструкций. На идею откликнулся выпускник факультета Алексей Лисичкин. Он в короткое время создал проект достаточно необычного самолёта. В обычную схему моноплана конструктор внёс новшество: сильно увеличил толщину крыла в центроплане и разместил в нём трехместную кабину.

Когда институтское начальство увидело, что деятельность самолётного кружка приобретает промышленные масштабы, оно предприняло организационные меры, и в 1931 г. при институте был создан Научно-исследовательский аэроинститут (НИАИ). В нём также были различные секции, в том числе и самолетостроительная, которая выделилась из НИАИ и была преобразована в ОКБ. В этом ОКБ образовалось несколько бригад, которые работали над своими проектами самолетов. Самой перспективной из таких бригад руководил авиаконструктор Алексей Иванович Лисичкин.

К 1933 году работа над опытным образцом была закончена.

Конструкция самолёта — цельнодеревянная из фанеры и сосны получилась очень лёгкой и рациональной. Вес пустого самолёта оказался 746 кг, а взлётный - 1160 кг. Однако внешний вид нового самолёта вызвал у начальства и у других коллег-конструкторов вопросы. Дело в том, что кабина экипажа и пассажиров вместимостью до 4 человек размещалась... в зализах крыла и фюзеляжа. Создавалось впечатление, что крыло держится на ажурном переплете стекольных рам.

Скептицизм начал таять после первых опробований самолета на земле, в которых участвовал известный конструктор Д. П. Григорович. Сдвижные прозрачные двери правого и левого бортов обеспечивали вход в кабину и выход из нее. Это продемонстрировала на съемках фильма «Семеро смелых» киноактриса Тамара Макарова.

Самолёт запустили в эксплуатацию летом 1933 года. Он удачно прошел испытания (лётчик А.Я.Иванов), а осенью на нем был сделан перелёт в Москву. Причём, в полёт отправился и сам авиаконструктор Лисичкин. Он признавался потом жене, что в один момент, когда в полёте началась вибрация, стало страшновато, но лётчик оказался опытным, и самолёт благополучно добрался до места назначения. В Москве летательный аппарат был испытан в Научно-исследовательском институте ВВС и ГВФ. На одном из авиазаводов заложили серию в 20 экземпляров.

Один из самолётов был установлен на поплавковое шасси. Самолёты применялись в ГВФ на местных линиях Аэрофлота, в Арктике и на Дальнем Востоке. Летчики высоко оценили эксплуатационные качества машины. При необходимости она могла летать без посадки почти 7 часов. В кабине, если взлет и посадка выполнялись на хорошем аэродроме, размещали 5 человек или 500 килограммов груза.

Самолёт «Фанера-2» ни в чём не уступал ПО-2. При практически неотличимых летных и весовых данных и полезной нагрузке у него имелась закрытая кабина на четыре человека против двух открытых на самолёте Поликарпова, дальность чуть не вдвое больше (семь часов при 150 км/ч - это 1050 км против 430/630 км у "кукурузника"). «Фанеру-2» вполне можно было бы использовать и во время войны: сделать большой люк сверху для погрузки трех носилок, или бомболюк снизу и поставить турель никаких проблем не составляло. Но этого не произошло. Возможно, сыграл роль авторитет Поликарпова, может, ПО-2 был дешевле в процессе производства, но очень хороший самолёт «Фанера-2» так и не стал массовой машиной. Хорошо, что ему удалось полетать и оставить о себе добрые воспоминания.

А теперь, уважаемый читатель, несколько слов о биографии Алексея Ивановича Лисичкина.

Уроженец хутора Кукуевка

Он родился 28 февраля (13 марта по н/с) 1905 года на хуторе Кукуевка, в двух верстах от большого села Успенское Малоархангельского уезда Орловской губернии (ныне – территория Покровского района). Отец Алексея Ивановича – Иван Адрианович Лисичкин – из зажиточной крестьянской семьи, владевшей в окрестностях речки Озерны более 200 десятин земли. После прихода Советской власти Лисичкины пытались как-то приспособиться к новым реальностям, и создали сельскохозяйственную коммуну, в которую вошли их земли. Коммуна успешно существовала почти 10 лет, отмечалась новой властью за успехи в деле «сельскохозяйственной промышленности», но потом приехавший из Москвы организатор колхозного движения «разоблачил» Лисичкиных как «лжекоммунаров». Председателя коммуны, родного дядю Алексея Ивановича – Александра Адриановича Лисичкина – арестовали, судили и отправили в «места отдалённые».

Пока он там отбывал срок, оставшееся большое семейство Лисичкиных, не испытывая судьбу, решило покинуть родные места и отправилось в Ленинград, где имелись у них родственники.

Вот так оказался в северной столице и Алексей Лисичкин, успевший до переезда закончить рабфак в Орле. В Ленинграде ему удалось (тут о его семейных корнях ничего не знали) поступить в Ленинградский институт путей сообщения (официально – факультет «воздушных сообщений», но в просторечьи его называли «факультет летательных аппаратов»).

После окончания института Алексей Иванович работал некоторое время инженером в Гражданском Воздушном Флоте, а потом перешёл в НИАИ, о котором я писал выше. В это время ему выделили большую в доме на Петропавловской улице, в которую он заселился с женой Евгенией, родителями и младшим братом Володей.

Так началась нормальная жизнь советского инженера Лисичкина, несколько лет которой были посвящены самолёту «Фанера-2». В 1939 году Алексей Иванович с женой и дочерью Евгенией переехал в Москву. Работал в ЦАГИ – Центральном Аэрогидродинамическом институте, где продолжал заниматься любимым делом. У него находился в разработке ещё один проект самолёта под условным названием ЛИ-6 (именно так именовала его дочь авиаконструктора, Евгения Алексеевна Лисичкина, в воспоминаниях об отце), но судьбу этого аппарата мне выяснить не удалось.

Кроме самолётов, Алексей Иванович работал и в других направлениях. Перед самым началом войны в Политехническом музее демонстрировался двигатель системы Лисичкина для катеров. Данное изобретение Лисичкина удостоилось похвалы известного специалиста в этой области, академика Крылова.

В годы Великой Отечественной войны семья Алексея Ивановича уезжала в эвакуацию вместе с институтом. Жили и работали в Новосибирске. После возвращения Лисичкин несколько лет проработал в ЦАГИ, пока в 1951 году, в период борьбы с так называемыми «космополитами» его не «сократили». Возможно, сыграла роль анкета, в которой Алексей Иванович указал, что за границей, во Франции, живёт старший брат его жены, Юрий Александрович Башкиров. Может, кто-то из недоброжелателей постарался. Но остался конструктор Лисичкин без любимой работы, хотя, в общем, отделался лёгким испугом.

После смерти Сталина уже Алексей Иванович сумел устроиться в конструкторское бюро института Гипруглепром, где продолжал заниматься изобретательством. На его счету здесь – проект шахтного насоса, получившего имя автора.

Умер Алексей Иванович Лисичкин 25 января 1982 года. Снимки его самого и самолёта читатель может увидеть на этих фотографиях. Родина второго орловского авиконструктора, к сожалению, ушла в историю: нет ни одного домика в бывшем процветавшем хуторе Кукуевка. Но осталось место, которое все местные зовут теперь просто Коммуна – в честь той самой, лисичкинской…

(Александр Полынкин)


Нашли ошибку? Есть что добавить? Напишите нам: klub.mastera@yandex.ru
Рубрика: Рассказы о людях земли Покровской | Добавил: admin (10.04.2017)
Читали статью: 1637 | Теги: Лисичкин
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Войти ]
Облако тегов

Надоела реклама?

Смотреть панорамы Покровского: 360 градусов.


Внимание! Акция.

Создадим вместе, покровчане!


Мнения читателей
Последние комментарии:
16.04.2024
16.04.2024
02.04.2024
Спасибо, Всем. Встреча мне очень понравилась.
С уважением, Владимир Зайцев.

01.04.2024
Два раза - жаль. Первый раз жаль: то что Покровский артефакт ушел в другой район, а второй раз жаль: то что испортили сам экспонат: просверлив в нем отверстия и прикрепив табличку а ля кладбищенскую.....

29.02.2024
Анатолий, последние три - это, почти стопроцентно, один и тот же населённый пункт. В сельце обязательно должен быть помещичий дом, в данном случае, так и было. А вот деревня Медвежий Колодезь - это, скорее всего, современная деревня Медвежка, но нужно, всё-таки, разбираться...

29.02.2024
...ненаселённой земли, находящейся  Малоархангельского уезда  в деревне Медвежьем Колодезе, именуемой Степью". Александр Михайлович, вопрос к вам. Можно ли считать деревню Медвежий Колодезь (что в тексте),  сельцо Медвежья (18 века), сельцо Медвежка (19 века) и д. Казинка (за свинокомплексом, где бывший колхозный сад) – одним и тем же населенным пунктом? Согласно старым картам - последние три указанных населенных пункта - это одна и та-же деревня или сельцо (в прошлом).

19.02.2024
Я слышал, что упало 22 столба, причем бетонных!!!

13.02.2024
Спасибо, Александр Михайлович, за тёплые слова.


Погода

Регистрация

 Индекс цитирования Клуб "Мастера" 2.0 ©  2011г.-2024г.