Доброго времени суток! Вы находитесь на сайте районного клуба творческих личностей "МАСТЕРА".
 
Рубрики
Творчество Мастеров Творчество наших читателей Библиотека История Покровского края История Орловского края Покровская районная библиотека Мир духовный Заметки на доброту дня Фотографии Покровского края Видеотека Поездки и заседания Доска объявлений Новости О сайте "Мастера" Обратная связь RSS - лента Виджет для Яндекса Приложение для Android

Серебряное кольцо


МКУК ПМЦРБ

Сайт районной библиотеки


Нужна помощь!

Поможем, земляки?


Стена сайта
Всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0
Просмотров сегодня:
Яндекс.Метрика
Посетителей сегодня:


Главная » Творчество Мастеров » Рассказы о людях земли Покровской

Артист Николай Пеньков и писатель Иван Бунин
Опубликовано: 11.11.2015.

Есть в Покровском районе, на самой его окраине, недалеко от границы с  Верховским районом, деревенька с красивым названием, - Рубленый Колодец (до недавнего времени она именовалась Рубленый Колодезь – А.П.).. Когда-то, до войны ещё, проживало здесь более двухсот человек, а сейчас – меньше десятка дворов и ещё меньше жителей. Оставшиеся дома деревни  разбросаны далеко друг от друга по склонам глубокого оврага. А вокруг – поля, поля, поля. Бескрайние среднерусские просторы, живописнейшая местность! Вот здесь-то, в простом крестьянском доме,  4 января 1936 года и родился человек, о котором будет мой  рассказ.

Народный артист РСФСР Николай Васильевич Пеньков с 1963 года до самого конца жизни (а умер он 21 декабря 2009 года) служил в знаменитом МХАТе (после его раскола в 1987 году – во МХАТе имени Горького, который возглавила Татьяна Доронина). Уже в первом своём спектакле «Бронепоезд 14-69» (по пьесе Всеволода Иванова), в котором Пеньков сыграл  Мишу-студента,  признанные  мэтры  театра отметили его первоклассную работу. Потом последовали другие, не менее успешные,  роли, и уже через шесть лет Николаю Васильевичу было присвоено звание Заслуженного артиста РСФСР.

За 46 лет работы в театре он сыграл в более чем 50 спектаклях. В совершенстве владея искусством перевоплощения, Николай Васильевич убеждал зрителей, что его герои – именно такие, какими их задумывали авторы: будь то классические персонажи - Клещ (пьеса М.Горького «На дне»), Солёный («Три сестры» А.Чехова), Юсов («Доходное место» А.Островского), Мазепа («Полтава» А.Пушкина) или современные герои пьес В.Белова, В.Распутина, Ю.Полякова, А.Дударева.

Пеньков активно сотрудничал с мастером исторической драматургии В.Малягиным и замечательно сыграл в его пьесах «Аввакум» и «Наполеон в Кремле», причём, в последней пьесе он ещё и выступил в качестве режиссёра.

Его часто и успешно снимали в кино, он стал известным после фильмов «Щит и меч», «Вечный зов», «Освобождение». Кстати по поводу участия в эпопее «Щит и меч» Пеньков позже вспоминал, что режиссёр Владимир Басов целых полтора месяца пробовал на главную роль Станислава Любшина и его, но потом сказал: «Коля, извини, у тебя профиль, может быть, и арийский, но морда, как ни крути, орловская». И дал мне роль Хакке. Обиды никакой не было. Кстати, мы как подружились тогда со Стасом Любшиным, так до сих пор дружим». Всего же на счету Н.В.Пенькова – 37 кинокартин.

Николай Пеньков в фильме «Вечный зов»

Николай Васильевич Пеньков – артист и писатель

Вообще, Николай Васильевич  был чрезвычайно одарённым человеком – актёр, режиссёр, наконец, писатель. Его рассказы, маленькие повести и воспоминания регулярно публиковались в периодике.

Однако,  прежде чем превратиться во всесоюзно известную творческую личность, Николай Пеньков успел (мальчишкой) пережить войну, закончить семь классов в школе села Верхний Жёрновец (оно -  рядом с Рубленым Колодцем), получить образование в Липецком горно-металлургическом техникуме, поработать прорабом на Магнитогорском металлургическом комбинате  и отслужить в армии на Дальнем Востоке. Учительница литературы в Липецком техникуме, а потом армейские командиры заметили актёрские способности Пенькова, и его даже демобилизовали из армии на четыре месяца раньше, чтобы он успел на сдачу вступительных экзаменов при театральном училище МХАТа.

Поступил он туда с первой попытки, прочитав на творческом конкурсе рассказ Ивана Бунина «Лапти». Любовь артиста Пенькова к писателю Бунину – это отдельная большая тема, и её Николай Васильевич глубоко и талантливо раскрыл в книге своих  воспоминаний «Была пора». Воспоминания были опубликованы вначале в журнале «Наш современник» (№№ 10-11 за 2005 год, под названием «Явление театра»), а в декабре 2010, к годовщине памяти Николая Васильевича, вышли отдельной книгой.

Я предлагаю тебе, читатель, прочитать небольшой отрывок из этой книги, в котором один большой Мастер рассказывает о другом, попутно вспоминая о своих  детстве и юности, прожитых в наших замечательных  орловских местах. Кстати, Николай Васильевич, уже будучи известным артистом, несколько раз приезжал в Рубленый Колодец, встречался со своими дальними родственниками, беседовал с односельчанами. Единственная улица его родной деревни носит сейчас имя Николая Пенькова, артиста, режиссёра, писателя,  которому  4 января 2016 года исполнится  80 лет.

Александр Полынкин  

Николай ПЕНЬКОВ

Явление Театра

Я хочу написать об Иване Алексеевиче Бунине. Как это ни покажется странным, но творчество этого великого русского писателя сопровождает всю мою жизнь. С самого начала. С истоков…

…Казалось бы: мало ли русских писателей родилось на орловской земле и считают Орловщину своей родиной. Творческой родиной. Как кто-то сказал, если на карте воткнуть циркульное острие в кружок с названием “Орел” и потом провести окружность радиусом чуть больше ста километров, то в этом круге, как караси в неводе, окажется добрая половина всех известных русских писателей. В России существуют только еще две подобных Орлу точки — Москва и Пенза. Все остальные российские места сидят в этом отношении на голодном пайке.

Положим, что творческие интересы некоторых писателей-орловцев не лежат в ареале только своей родной области. Так, Леонид Андреев, насколько помнится, был к этому почвенному патриотизму совершенно равнодушен. Но — Лесков! Но — Тургенев! Уж они-то в своих произведениях обследовали, общупали Орловщину до вершка. И не просто обследовали, а и воспели! И я понимаю их умом, и не только понимаю, но и приемлю. Но отклик моей души случился только в воронежской городской библиотеке, где на деревянном книжном прилавке я впервые прочел бунинские строки…

… Больше всего меня поразила в нем даже не его проза, удивительная в своей выверенной простоте, напоминающая собой дорогой и прекрасно отлаженный музыкальный инструмент. И даже не удивительно точный, с древними интонациями, язык его героев, на котором говорят все эти орловские мужики, торговцы, мельники, прасолы, съемщики садов. Нет, больше всего меня удивили наименования деревень и городов, или, как сказал бы картограф, названия населенных пунктов, в которых жили и действовали бунинские герои. Все эти Ливны, Ельцы, Знаменки, Верховьи, Суходолы, Казаковки. Боже мой, да ведь я же знаю эти места! Я рос среди них, я ходил по этим сельским набитым дорогам и тропинкам, я видел эти хаты с маленькими окнами, перекрытыми кирпичами на “клин”.

 И где-то среди не упоминаемых Буниным затерялось орловское село Жерновец, и в нем как часть села моя родная деревня Рубленый Колодец.

Дом Пеньковых в деревне Рубленый Колодец

Но главное — станция Измалково.

С этим названием — Измалково — связаны мои ранние детские воспоминания. И как связаны! Станция Измалково была конечным пунктом эвакуации военного исхода, куда весной сорок второго года добралась наша семья: дед, бабушка, мама, старшая сестра и я, шестилетний ребенок. Мое родное село Жерновец пришлось на самый огневой рубеж зимних боев, когда ценой невероятных усилий был остановлен немец под Москвой на севере и у нас в орловских полях под Ельцом. Спасаясь от артналетов, мы кое-как пересидели зиму по погребам и подвалам, а весной, едва лишь мало-мальски провяли дороги, набитые по орловским черноземам, военное начальство в несколько дней выдавило все население прифронтовых деревень на восток.

— Уходите, уезжайте, уползайте, улетайте. Спасайте ребятишек! Тут сейчас такое начнется!..

Командование еще само не знало, что через год здесь разольется огненное море боев знаменитой Орловско-Курской дуги. Нагрузив на тачку узлы с кое-какой одеждой, привязав к оглоблям корову, мы вышли ночью из своей деревни и пошли в ту сторону, где не было видно взлетающих в небо трассирующих очередей и не слышно было разрывов снарядов. То приближаясь к единственной железнодорожной ветке-однопутке и сразу же попадая под бомбежку немецких самолетов, то отходя в сторону, мы брели по еще упругим, не успевшим закаменеть от летнего солнца проселочным дорогам все дальше от линии фронта. Дороги опускались в лощины, поднимались на взлобки, натруженными венами выделялись на яркой зелени озимых, ныряли в редкие степные подлески, дубравы, окутанные прозрачным дымом распускающихся почек. Откуда мне, пацану, было тогда знать, что всю эту всхолмленную землю с далеко уходящим по кругу прозрачным горизонтом русский писатель Иван Бунин назовет Предстепьем.

Добравшись кое-как в начале июля до станции Измалково, дед решил, что нам пора остановиться. От войны, как от судьбы, не уйдешь…

Писатель Иван Бунин

…После войны мы уехали из этих мест. Я рос, учился, ездил по земле, открывал для себя много нового, интересного, необычного. И только в глубине души, в потаенном ее уголке, хранилась память о моем детстве. О маленькой станции Измалково, затерянной среди пологих, заглаженных орловских холмов, разделенных по низинам верболозом и низкорослым дубовым кустарником. Я мало кому рассказывал о своем детстве, и особенно о местах, где оно проходило. Для других в нем мало было интересного: ни пионерских костров, ни “Артеков”, ни поездок в города. Орловские деревни летом тонули в хлебах, зимами — в глубоких снежных сугробах. Летняя тишина нарушалась скромным птичьим пением, а зимой скрипом обуви в глубоко протоптанных снежных тропках.

Один только раз за четыре года глухо взорвалась тишина. Было это летом сорок третьего года, когда в ста километрах от Измалкова шла Орловско-Курская битва. Десять дней глухо гудела земля. Точно где-то там, вдали, на огромном току стучали миллионы цепов и шла чудовищная молотьба. Особенно явственно слышался гул сражения по ночам. Женщины плакали, старушки, придя с работы и управившись по хозяйству, надевали чистые платки и подолгу молились.

О победе “над супротивником” молились и в далекой Франции, в Грассе на берегу Средиземного моря, где всю войну проживал с семейством Иван Алексеевич. Что чувствовал он, слушая по приемнику военные сводки о боях в России? О боях, гремевших на его родной Орловщине, смертельную любовь к которой он сохранил на всю жизнь, пронеся ее через ужасы “окаянных дней” гражданской войны, через мытарства эмиграции, через устойчивую ненависть к большевикам, лишивших его и большой и малой Родины.

Все эти знания биографии писателя, его внутренней жизни пришли, конечно, ко мне потом, когда я стал уже вплотную интересоваться его судьбой. А тогда, в пятьдесят восьмом, в Воронеже, придя из городской библиотеки с трехтомником Бунина под мышкой, я включил дома возле кровати настольную лампу и на всю ночь погрузился до умопомрачения, до галлюцинаций, в неизвестную и такую близкую мне исповедальную литературу…

…И вот с той памятной для меня ночи книги Ивана Алексеевича Бунина стали моей настольной литературой…

Читайте также:

Нашли ошибку? Есть что добавить? Напишите нам: klub.mastera@yandex.ru
Рубрика: Рассказы о людях земли Покровской | Добавил: admin (11.11.2015)
Читали статью: 1186 | Теги: Верхний Жёрновец
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Войти ]
Облако тегов

Надоела реклама?

Смотреть панорамы Покровского: 360 градусов.


Внимание! Акция.

Создадим вместе, покровчане!


Мнения читателей
Последние комментарии:
29.02.2024
Анатолий, последние три - это, почти стопроцентно, один и тот же населённый пункт. В сельце обязательно должен быть помещичий дом, в данном случае, так и было. А вот деревня Медвежий Колодезь - это, скорее всего, современная деревня Медвежка, но нужно, всё-таки, разбираться...

29.02.2024
...ненаселённой земли, находящейся  Малоархангельского уезда  в деревне Медвежьем Колодезе, именуемой Степью". Александр Михайлович, вопрос к вам. Можно ли считать деревню Медвежий Колодезь (что в тексте),  сельцо Медвежья (18 века), сельцо Медвежка (19 века) и д. Казинка (за свинокомплексом, где бывший колхозный сад) – одним и тем же населенным пунктом? Согласно старым картам - последние три указанных населенных пункта - это одна и та-же деревня или сельцо (в прошлом).

19.02.2024
Я слышал, что упало 22 столба, причем бетонных!!!

13.02.2024
Спасибо, Александр Михайлович, за тёплые слова.

17.12.2023
Балы, красавицы, лакеи, юнкера
И вальсы Шуберта, и хруст французской булки.
Любовь, шампанское, закаты, переулки,
Как упоительны в России вечера...
Наступил 1917 год и народ стал громить усадьбы и храмы...
«Не приведи Бог увидеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный…»

13.12.2023
Юрий Иванович, сегодняшнее поколение такими телефонами не пользуется!!!! Сейчас у школьников iOS или Android)))

08.12.2023
Мероприятие 07.12. 2023г. в Военно патриотическом музее прошло познавательно - информативно. Спасибо ВСЕМ!                                   *** "Кто не любит прошлое - того казнит будущие" ***

17.11.2023
Очень интересно и познавательно. Спасибо!


Погода

Регистрация

 Индекс цитирования Клуб "Мастера" 2.0 ©  2011г.-2024г.