23 октября 2014 года на нашем сайте был опубликован материал «Гости из Латвии на Покровской земле». Я писал, что у него будет продолжение. И вот сегодня пришло письмо из Латвии от Ольги Кошеверовой-Лещёвой, в котором она подробно вспоминает о своём визите на Орловщину. Я предлагаю читателям эти эмоциональные заметки, сопровождаемые фотографиями.
(Александр Полынкин)
«20 октября 2014 года мы с моим мужем Виталием въехали в Орловскую область. Уже здесь нас поразила сама земля: чернозем, поля все ухожены, распаханы и засеяны. Ночевали мы в Орле, в центре города. Вечером, несмотря на усталость, пошли гулять по городу: Успенский Михайло –Архангельский храм, расположенный в центре города Орла на правом низком берегу реки Орлик в бывшей Посадской слободе Орла, мне показался величавым, могучим. Погуляли по красивому городу. Наутро у нас была договорённость о встрече с Полынкиным Александром Михайловичем в Покровском в 9 утра. Ночь была неспокойная, ведь я себе уже нарисовала картинки деревни, кладбища и т.д.
И вот утро мы выехали из Орла. Покровский район, не поверите, у меня навернулись слёзы. Хоть моя родина – Латвия, но этническая земля здесь. Недаром есть высказывание - «Зов предков» .В детстве я жила у бабули и называла её всегда «моя Мотя». Долгими вечерами она мне рассказывала о родной деревне, как в церковь ходила, как мой дед к ней свататься приходил, как немцы столовались в её доме и как ей дали 24 часа на сборы, когда выгоняли из дома в неизвестность.
И что могла молодая женщина с тремя детьми собрать? Надела на детей одежды побольше, взяла с собой еды, что могла унести, положила икону, все ценные вещи (машинка «Зингер» – бабушка шила всей семье и людям, серебро, какое было) закопала в погребе. И пошла пешком по российским и прибалтийским дорогам с малыми детьми на руках (одному 4 года, второму - 2 года и старший – 12 лет).
В дороге, бабушка говорила, люди помогали: и детей несли, и где на телегу посадят, кто едой поделится с детьми. Как говорила моя Мотя – «с Божией помощью». Очень скупо рассказывала, как в Литве в городе Алитусе попали в лагерь.
Выдержка из Википедии: «Во время Второй мировой войны в Алитусе расстреляно около 10-20 тысяч евреев . С июля 1941 года по апрель 1943-го на территории казарм действовал концентрационный лагерь военнопленных «Шталаг-343». С мая 1943 года по июль 1944-го здесь же находился лагерь для перемещённых лиц. Лагерь для военнопленных просуществовал до начала апреля 1943 года. Уже в мае в лагерь стали доставлять советских мирных граждан. Первыми прибыли жители Орловской области. К концу лета 1943 года в лагере появились жители Смоленской области, затем пришли эшелоны из Витебской, Полоцкой, Псковской и Ленинградской областей.
Рассказывала, как в Литве из лагеря с другими женщинами они объединялись, оставляли детей по очереди друг другу, ходили по ночам искали еду, чтобы детей накормить.
Из архивных документов : «По рассказам свидетелей Стремовской, Гаврюнаса и Новаковского, концлагерем для эвакуированных советских граждан руководил комендант, немец по фамилии Якоб. Его адъютантом был уроженец Каунаса - Карвялис. Начальником внутренней полиции лагеря был Лепников – русский родом из Каунаса. Его заместителем был литовец Антон Симанович.
Лагерь охраняли изменники из числа украинских военнопленных. Но они не оправдали надежд немцев, и через 4 месяца охрану передали отряду, составленному из немцев и литовцев. На посту стояли, как правило, один немец и один литовец. Все лагерные бараки были окружены колючей проволокой в два ряда, через каждые 200 метров были установлены вышки с часовыми. На проволочной ограде висели таблицы с надписью: «За порчу ограждения строгое наказание! Комендант лагеря».
Около восьмого барака, на момент работы комиссии, сохранилась большая надпись: «Внимание! Имеешь ли ты пропуск для выхода из лагеря, обдумай хорошо неприятности, которые тебя ожидают в последствие выхода из лагеря без разрешения коменданта».
За самовольный выход за пределы лагеря виновного пороли розгами, невзирая на возраст и пол. Экзекуцию производили на лагерной площади перед народом. Однако за 5 марок, которые необходимо заплатить часовому, можно было выйти за проволочное ограждение с условием вернуться к концу смены этого часового».
В детстве моя бабуля рассказывала, как они по ночам под колючей проволокой в два ряда лезли за едой, как встретила деда (рассказы эти были очень короткие и сухие, только теперь я понимаю, почему), как потом ждала его в Латвии после войны, уже впятером. Как немцы напились и выгнали её на мороз и начали стрелять из оружия, так она и оглохла на одно ухо. Как в распределительном пункте, в Латвии, их уже разделили: старшего Колю - на работы в Германию, детей Сашу и Васю - неизвестно куда – как говорили, «на опыты». Бабушку и других выбрали зажиточные хозяева к себе на хутора.
Так моя бабуля попала к хозяйке Гайде Вейнберге – и эта женщина, по просьбе бабушки, забрала всех детей и её к себе. Наша семья ей очень за это благодарна и даже после войны долго дружили. Она написала заверенную объяснительную, как у неё появилась эта семья. У каждого члена семьи были персональные № 182,183,184,185, кем и когда были выданы, никто не знает. (из архивной справки , на данный момент, я понимаю откуда эти № взялись , и поэтому подала запрос в архив на расширенный вопрос).
Как жалко и стыдно сейчас, когда прошло столько времени и нет живых свидетелей, что не расспросили не записали. Когда бабушка умерла у меня на руках, мне было 16 лет, разве я думала тогда, что я начну поиски. Мои родители подавали запрос через ЗАГС, ответ пришёл - архивы сгорели . И вот сейчас, когда у меня у самой большая семья, я хочу узнать о моих предках, о предках моего мужа, и оставить моим детям. Чтобы они могли рассказать своим детям.
Лет 10 назад я решила найти могилу моего деда, Кошеверова Николая Михайловича. Достала из бабушкиной шкатулки копию похоронки деда. Из похоронки: «Похоронен с военными почестями в Литовской ССР, Шакяйский уезд, м. Шаки». В 80-х годах родители искали по архивам и ни в одних не было никаких данных.
Я взяла телефон и набрала нашу Латвийскую справку, где меня соединили с Литовским архивом. Девушка с сильным акцентом посмотрела в архивных данных, но ничего не нашла. После чего посоветовала: «Езжайте в Шакяйский район и ищите на плитах братских захоронений, такое бывает: в архиве нет, а на плите есть».
Мой муж Виталий был по делам в Литве и проезжал через Шакяйский район, я попросила его, если увидит братские могилы, чтобы посмотрел надписи на плитах. И вот звонок – Виталий зашёл на первое маленькое захоронение и на плите заветные инициалы. Моей радости не было предела, жалко, бабушка не дожила до этого дня. И сразу в первые выходные на двух машинах мы поехали на могилку к деду. Когда мы приехали, я видела, как взрослые мужчины искренне плачут . Было большое удивление, когда мы увидели,что за захоронением ухаживают. Цветы, новые плиты, всё убрано.
По приезду в Латвию, 8 мая,мы собрали всю семью и друзей, отправились убирать одно из 4 –х братских захоронений : взяли косилки, грабли, ведра, папа срезал все цветы на огороде, мы с сестрой купили 140 свечек . Убрали всё, разложили цветы и зажгли свечи. С тех пор мы это делаем каждый год. Ведь война раскидала солдатиков по всему миру .В Литве за могилкой нашего деда кто-то ухаживает , мы просто обязаны ухаживать и помнить о подвигах наших предков. Немного отвлеклась.
После этих поисков я захотела поднять всё генеалогическое древо семьи Кошеверовых – Лещёвых. С Лещёвыми получилось попроще: они выходцы из Прейльского района Латвии. Староверская молебня в Москвино сохранила много архивных книг. По маминой линии я успела расспросить тетю.
А вот по линии отца тупик полный . Никто ничего не знал . Знали только имя деда и бабули и что они из Орловской области, Красный Луч - и всё . Села к компьютеру и начала искать, вбивала адрес, читала статьи, искала хоть какую-то зацепочку. И вот вышла на сайт «Покровские мастера». Написала первое письмо Анатолию Цуканову - просьбой помочь мне. Анатолий направил мою просьбу Александру Михайловичу, с этого всё и началось. Александр писал мне почти каждый день. Вся моя семья: папа, мама, дядя Саша, моя сестра, мои дети и, конечно мой муж, каждый день ждали письма и читали вслух все новости . На сайте «Одноклассники» мне писали много Лариных .
И вот Покровском мы встретились с Александром Михайловичем, после чего он повёз нас в село Моховое . По дороге мы остановились на дороге, где Александр показал нам место, где когда-то была деревня Каменка, это родина моего прадеда, Ларина Степана Ильича, 1864 года рождения. К моему большому сожалению, от деревни остался один дом.
Поехали дальше по дороге, где когда-то ходила моя бабушка, дед, прадед. В Моховом нас встретила Евгения Серафимовна Гаврикова, не просто встретила, она вышла к нам навстречу под дождём, чтобы мы не плутали. Пригласила нас к себе в дом, напоила чаем. Мы много разговаривали, Евгения много интересного рассказала о жизни в Моховом, о своих предках (её дед и мама - они тоже Ларины). Виктора Ивановича Ларина мы встретили на дороге, по пути в Моховое, он сразу показался мне родным и близким человеком (но наше родство пока не доказано ), мы договорись, что подождём его у Евгении, без его машины УАЗа, которая мне очень понравилась, мы бы не сумели добраться до кладбища в Критово, это просто танк .
Вот место, на котором стояла Свято-Духовская церковь села Критово. Спасибо большое братьям Матвеевым и другим верующим, которые на месте уничтоженной церкви поставили Поклонный крест, к которому я преклонила колено и положила цветы.
Мы набрали земли и взяли камушки (которые по приезду отнесли на могилки Бабушки , дяде Коли, дяди Васи). Когда я узнала, как называлась церковь в Критово, я очень удивилась: у нас в Екабпилсе есть православный монастырь и называется он тоже Свято-Духов. Хоть я староверка, но очень часто захожу туда поставить свечи.
Живописные окрестности Критово просто завораживают. Умылись родниковой водой. Недаром в этих краях многие писатели находили своё вдохновение. Даже в дождливую погоду природа здесь прекрасна. Шёл сильный дождь. Когда моя нога ступила на территорию церкви, вдруг прекратился дождь, и засветило солнце . На кладбище в Критово я надеялась: вдруг я найду могилки моих прадеда и прабабушки. Александр меня предупреждал ,что это невозможно, в то время ставили просто кресты. Но надежда умирает последней. Мы погуляли по кладбищу, посмотрели старые могилки предков Евгении Серафимовны и Виктора Ивановича.
На обратном пути мы заехали в Красный Луч, постояли рядом с тем местом, где когда-то стоял дом моих родных. Как уныло смотреть на деревню, где осталось так мало домов, но тут же радует, что есть у «нас» в деревне и крепкие крестьяне, настоящие мужики, которые содержат стада коров и большой автопарк сельской техники, есть надежда, что мои внуки и правнуки увидят ещё деревню Красный Луч.
Виктора Иванович Ларин пригласил нас к себе, где его жена, Тамара Михайловна, ждала нас с накрытым столом. Виктор Иванович подарил нам мёд в сотах. Александр Михайлович подарил нам свою книгу «Орловщины родные очертания».
Мы купили, по совету Александра, вкусный Покровский хлеб. И теперь каждый вечер пьём чай с мёдом и хлебом. При этом читаем книгу, после посещения Орловщины хочется знать больше о родных краях.
Как заверил нас Александр Михайлович, наше расследование не закончено, и я надеюсь, что скоро мы поедем уже знакомиться с родственниками.
Я очень признательна всем, кто помог и помогает мне по мере сил и возможностей. Спасибо Вам, Анатолий, спасибо Вам, Александр Михайлович, Спасибо, Виктор, Евгения, спасибо, Тамара, и низкий вам всем поклон.
Виталий Лещёв у гостиницы «Русь» в Орле
Ольга Кошеверова-Лещёва у памятника Ермолову в Орле
У дома Е.С.Гавриковой в Моховом
В доме Е.С.Гавриковой
У дома В.И.Ларина в Моховом
На воинском мемориале в посёлке Покровское
У Покровской церкви
Ольга Кошеверова-Лещёва
(но и это ещё не окончание, уважаемые читатели – А.П.)
(фото В. и О.Лещёвых)
Читайте также:
Нашли ошибку? Есть что добавить? Напишите нам: klub.mastera@yandex.ru
|