Доброго времени суток! Вы находитесь на сайте районного клуба творческих личностей "МАСТЕРА".
 
Рубрики
Творчество Мастеров Творчество наших читателей Библиотека История Покровского края История Орловского края Покровская районная библиотека Мир духовный Заметки на доброту дня Фотографии Покровского края Видеотека Поездки и заседания Доска объявлений Новости О сайте "Мастера" Обратная связь RSS - лента Виджет для Яндекса Приложение для Android

Серебряное кольцо


МКУК ПМЦРБ

Сайт районной библиотеки


Нужна помощь!

Поможем, земляки?


Стена сайта
Всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Просмотров сегодня:
Яндекс.Метрика
Посетителей сегодня:


Главная » Творчество Мастеров » Рассказы о людях земли Покровской

Долгая дорога к родным краям
Опубликовано: 04.11.2014.

23 октября 2014 года на нашем сайте был опубликован материал «Гости из Латвии на Покровской земле». Я писал, что у него будет продолжение. И вот сегодня пришло письмо из Латвии от Ольги Кошеверовой-Лещёвой, в котором она подробно вспоминает о своём визите на Орловщину. Я предлагаю читателям эти эмоциональные заметки, сопровождаемые фотографиями.

(Александр Полынкин)

«20 октября 2014 года мы с моим  мужем Виталием  въехали в  Орловскую область. Уже здесь нас поразила сама земля: чернозем, поля все ухожены,  распаханы и засеяны. Ночевали мы в Орле, в центре города. Вечером, несмотря на усталость, пошли гулять по городу:     Успенский  Михайло –Архангельский  храм, расположенный в центре города Орла на правом низком берегу реки Орлик в бывшей Посадской слободе Орла,  мне показался величавым, могучим.  Погуляли по  красивому  городу. Наутро у нас была договорённость о встрече с Полынкиным  Александром  Михайловичем   в Покровском в 9 утра. Ночь была  неспокойная, ведь я себе уже нарисовала картинки деревни, кладбища и т.д.  

И вот утро мы выехали из Орла. Покровский район, не поверите, у меня навернулись слёзы. Хоть моя родина – Латвия, но этническая земля здесь. Недаром есть высказывание - «Зов предков» .В детстве я жила  у бабули и называла её всегда «моя Мотя». Долгими вечерами она мне рассказывала о родной деревне, как в церковь ходила,  как мой дед к ней  свататься  приходил,  как немцы  столовались в её  доме и как ей дали 24 часа на сборы, когда выгоняли из дома в неизвестность.

И что могла молодая женщина с тремя детьми собрать? Надела на детей одежды побольше, взяла с собой еды, что могла унести, положила икону, все ценные вещи (машинка «Зингер» – бабушка шила всей семье и людям, серебро, какое было)  закопала  в погребе.  И пошла пешком по российским и прибалтийским дорогам с малыми детьми на руках (одному  4 года,  второму - 2 года и старший – 12 лет).

В дороге, бабушка  говорила, люди помогали: и детей несли, и где на телегу посадят,  кто едой поделится с детьми. Как говорила моя Мотя – «с Божией помощью». Очень скупо рассказывала, как   в Литве в городе  Алитусе попали в лагерь.

Выдержка из Википедии:  «Во время Второй мировой войны в Алитусе расстреляно около 10-20 тысяч евреев . С июля 1941 года по апрель 1943-го на территории казарм действовал концентрационный лагерь военнопленных «Шталаг-343». С мая 1943 года по июль 1944-го здесь же находился лагерь для перемещённых лиц. Лагерь для военнопленных просуществовал до начала апреля 1943 года. Уже в мае в лагерь стали доставлять советских мирных граждан. Первыми прибыли жители Орловской области. К концу лета 1943 года в лагере появились жители Смоленской области, затем пришли эшелоны из Витебской, Полоцкой, Псковской и Ленинградской областей. 

 Рассказывала,  как в Литве из лагеря с другими женщинами они объединялись, оставляли детей по очереди  друг другу, ходили по ночам  искали еду, чтобы детей накормить.

Из архивных документов : «По рассказам свидетелей Стремовской, Гаврюнаса и Новаковского, концлагерем для эвакуированных советских граждан руководил комендант, немец по фамилии Якоб. Его адъютантом был уроженец Каунаса - Карвялис. Начальником внутренней полиции лагеря был Лепников – русский родом из Каунаса. Его заместителем был литовец Антон Симанович. 
Лагерь охраняли изменники из числа украинских военнопленных. Но они не оправдали надежд немцев, и через 4 месяца охрану передали отряду, составленному из немцев и литовцев. На посту стояли, как правило, один немец и один литовец. Все лагерные бараки были окружены колючей проволокой в два ряда, через каждые 200 метров были установлены вышки с часовыми. На проволочной ограде висели таблицы с надписью: «За порчу ограждения строгое наказание! Комендант лагеря». 
Около восьмого барака, на момент работы комиссии, сохранилась большая надпись: «Внимание! Имеешь ли ты пропуск для выхода из лагеря, обдумай хорошо неприятности, которые тебя ожидают в последствие выхода из лагеря без разрешения коменданта». 
За самовольный выход за пределы лагеря виновного пороли розгами, невзирая на возраст и пол. Экзекуцию производили на лагерной площади перед народом. Однако за 5 марок, которые необходимо заплатить часовому, можно было выйти за проволочное ограждение с условием вернуться к концу смены этого часового». 

В детстве моя бабуля рассказывала, как они по ночам под  колючей проволокой в два ряда лезли за едой, как встретила деда (рассказы эти были очень короткие и сухие, только теперь я понимаю, почему), как потом ждала его в Латвии после войны,  уже  впятером. Как немцы напились и выгнали её на мороз и начали стрелять из оружия, так  она и оглохла на одно ухо. Как в распределительном пункте, в Латвии,  их уже разделили:  старшего Колю -  на работы в Германию,  детей  Сашу и  Васю  - неизвестно куда – как говорили,  «на опыты». Бабушку  и других  выбрали зажиточные хозяева к себе на хутора.  

Так моя бабуля попала к хозяйке Гайде Вейнберге – и эта женщина, по просьбе бабушки, забрала  всех детей и её к себе. Наша семья ей очень за это благодарна и даже после войны долго дружили. Она написала  заверенную объяснительную, как у неё появилась эта семья. У каждого члена семьи были персональные № 182,183,184,185, кем и когда  были выданы, никто не знает. (из архивной справки , на данный момент, я понимаю откуда эти № взялись , и поэтому подала запрос в архив на расширенный  вопрос).

  Как жалко и стыдно сейчас, когда прошло столько времени  и нет живых свидетелей, что не расспросили не записали. Когда бабушка умерла у меня на руках,  мне было 16 лет, разве я думала тогда, что я начну поиски. Мои родители подавали запрос через ЗАГС,  ответ пришёл - архивы сгорели . И вот сейчас, когда у меня у самой большая семья, я хочу узнать о  моих предках, о предках моего мужа, и оставить моим детям.  Чтобы они могли рассказать  своим детям.

 Лет 10 назад я решила найти могилу моего деда, Кошеверова Николая Михайловича. Достала  из бабушкиной шкатулки копию похоронки деда. Из похоронки:  «Похоронен с  военными почестями в Литовской ССР, Шакяйский уезд, м. Шаки». В 80-х годах родители  искали по архивам и ни в одних не было никаких данных.

Я взяла телефон и набрала нашу  Латвийскую справку, где меня соединили с Литовским архивом. Девушка с сильным акцентом  посмотрела в архивных данных, но ничего не нашла. После чего посоветовала: «Езжайте в Шакяйский район и ищите на плитах братских захоронений, такое бывает: в архиве нет, а на плите есть».

Мой муж Виталий был по делам в Литве и проезжал через Шакяйский район, я попросила его, если увидит братские могилы, чтобы посмотрел надписи на плитах. И вот звонок – Виталий  зашёл на первое маленькое захоронение и на плите заветные инициалы. Моей радости не было предела, жалко,  бабушка не дожила до этого дня. И сразу в первые выходные на двух машинах мы поехали на могилку к деду. Когда мы приехали, я видела, как взрослые мужчины искренне плачут . Было большое удивление, когда мы увидели,что за захоронением ухаживают. Цветы, новые плиты, всё убрано.

По приезду в Латвию, 8 мая,мы собрали всю семью и друзей, отправились убирать одно из 4 –х  братских захоронений : взяли косилки, грабли, ведра, папа срезал все цветы на огороде, мы с сестрой купили 140 свечек . Убрали всё, разложили цветы и зажгли свечи. С тех пор мы это делаем каждый год. Ведь война раскидала солдатиков по всему миру .В Литве за могилкой нашего деда кто-то ухаживает , мы просто обязаны  ухаживать и помнить о подвигах наших предков. Немного отвлеклась.

После этих поисков я захотела  поднять всё генеалогическое древо семьи Кошеверовых  – Лещёвых. С Лещёвыми получилось попроще:  они выходцы из Прейльского района Латвии. Староверская молебня  в  Москвино  сохранила много архивных книг. По маминой линии я успела расспросить  тетю.

А вот по линии отца тупик полный . Никто ничего не знал . Знали только имя деда и бабули и что они из Орловской области,  Красный Луч - и всё . Села к компьютеру и начала искать,  вбивала адрес, читала статьи, искала хоть какую-то  зацепочку. И вот вышла на сайт «Покровские мастера». Написала первое письмо Анатолию  Цуканову - просьбой помочь мне. Анатолий направил мою просьбу Александру Михайловичу,  с этого всё и началось.  Александр  писал мне почти каждый день. Вся моя семья: папа, мама, дядя Саша,  моя сестра, мои дети и, конечно мой муж, каждый день ждали письма и читали вслух все новости . На сайте  «Одноклассники»  мне писали  много Лариных .

И вот Покровском  мы встретились с Александром Михайловичем,  после чего он повёз нас  в село Моховое . По дороге мы остановились на дороге,  где Александр показал нам  место, где когда-то была деревня Каменка, это родина моего прадеда, Ларина Степана Ильича, 1864 года рождения. К моему большому сожалению,  от деревни остался один дом.

Поехали дальше по дороге, где когда-то  ходила моя бабушка, дед, прадед. В Моховом нас встретила  Евгения Серафимовна  Гаврикова,  не просто встретила, она вышла к нам навстречу под дождём, чтобы мы не плутали. Пригласила нас к себе в дом, напоила  чаем. Мы много разговаривали, Евгения много интересного рассказала о жизни в Моховом, о своих предках (её дед и мама - они тоже Ларины).  Виктора Ивановича Ларина  мы встретили на дороге,  по пути в Моховое, он сразу показался мне родным и близким человеком (но  наше родство  пока не доказано ), мы договорись,  что подождём его у Евгении, без его машины УАЗа, которая мне очень понравилась,  мы бы не сумели добраться до кладбища в  Критово, это просто танк .

 Вот место,  на котором стояла Свято-Духовская церковь села Критово. Спасибо большое братьям  Матвеевым и другим верующим,  которые на месте уничтоженной церкви поставили  Поклонный крест, к  которому я преклонила колено и положила цветы.

 Мы набрали земли и взяли камушки (которые по приезду отнесли на могилки Бабушки , дяде  Коли, дяди Васи).   Когда я узнала, как называлась  церковь в Критово, я очень удивилась: у нас в Екабпилсе есть  православный монастырь  и называется он тоже   Свято-Духов.  Хоть я староверка, но очень часто захожу туда поставить свечи.

Живописные окрестности  Критово просто завораживают. Умылись родниковой водой. Недаром в этих краях  многие писатели находили своё  вдохновение. Даже в дождливую погоду природа здесь прекрасна. Шёл сильный дождь. Когда моя нога ступила на территорию церкви,  вдруг прекратился дождь, и  засветило солнце . На кладбище в Критово я надеялась:  вдруг я найду могилки моих прадеда и прабабушки. Александр меня  предупреждал ,что это невозможно, в то время ставили просто кресты. Но надежда умирает последней. Мы погуляли по кладбищу, посмотрели старые могилки  предков Евгении Серафимовны и Виктора Ивановича. 

 На обратном пути мы  заехали  в Красный Луч, постояли рядом с тем местом, где когда-то  стоял дом  моих родных. Как уныло смотреть на деревню, где осталось так мало домов, но тут же радует, что есть у «нас» в деревне и крепкие крестьяне, настоящие мужики,  которые содержат  стада коров и большой автопарк сельской техники, есть надежда, что мои внуки и правнуки увидят ещё деревню Красный Луч.

 Виктора Иванович Ларин пригласил нас к себе, где  его жена, Тамара Михайловна, ждала нас с накрытым столом. Виктор Иванович подарил нам мёд в сотах. Александр Михайлович  подарил нам  свою книгу «Орловщины родные очертания».

 Мы купили, по совету Александра,  вкусный Покровский хлеб. И теперь каждый вечер пьём чай с мёдом и хлебом. При этом читаем книгу, после посещения Орловщины  хочется знать больше о родных краях.

Как заверил нас Александр Михайлович, наше расследование не закончено,  и я надеюсь, что скоро мы поедем уже знакомиться с родственниками.

 Я очень признательна  всем, кто помог и помогает   мне по мере сил и возможностей. Спасибо  Вам,  Анатолий, спасибо Вам,  Александр Михайлович,  Спасибо,  Виктор, Евгения, спасибо,  Тамара,  и низкий вам  всем поклон.

Виталий Лещёв у гостиницы «Русь» в Орле

Ольга Кошеверова-Лещёва у памятника Ермолову в Орле

У дома Е.С.Гавриковой в Моховом

В доме Е.С.Гавриковой

У дома В.И.Ларина в Моховом

На воинском мемориале в посёлке Покровское

У Покровской церкви

Ольга Кошеверова-Лещёва

(но и это ещё не окончание, уважаемые читатели – А.П.)

(фото В. и О.Лещёвых)

Читайте также:

Нашли ошибку? Есть что добавить? Напишите нам: klub.mastera@yandex.ru
Рубрика: Рассказы о людях земли Покровской | Добавил: admin (04.11.2014)
Читали статью: 1847 | Теги: Кошеверовы, Красный Луч, Ларины, Критово, Свято-Духовская церковь, Моховое
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Войти ]
Облако тегов

Надоела реклама?

Смотреть панорамы Покровского: 360 градусов.


Внимание! Акция.

Создадим вместе, покровчане!


Мнения читателей
Последние комментарии:
21.04.2024
Это вторая съемка Андрея. Первую - мы смотрели всей компанией.  

16.04.2024
16.04.2024
02.04.2024
Спасибо, Всем. Встреча мне очень понравилась.
С уважением, Владимир Зайцев.

01.04.2024
Два раза - жаль. Первый раз жаль: то что Покровский артефакт ушел в другой район, а второй раз жаль: то что испортили сам экспонат: просверлив в нем отверстия и прикрепив табличку а ля кладбищенскую.....

29.02.2024
Анатолий, последние три - это, почти стопроцентно, один и тот же населённый пункт. В сельце обязательно должен быть помещичий дом, в данном случае, так и было. А вот деревня Медвежий Колодезь - это, скорее всего, современная деревня Медвежка, но нужно, всё-таки, разбираться...

29.02.2024
...ненаселённой земли, находящейся  Малоархангельского уезда  в деревне Медвежьем Колодезе, именуемой Степью". Александр Михайлович, вопрос к вам. Можно ли считать деревню Медвежий Колодезь (что в тексте),  сельцо Медвежья (18 века), сельцо Медвежка (19 века) и д. Казинка (за свинокомплексом, где бывший колхозный сад) – одним и тем же населенным пунктом? Согласно старым картам - последние три указанных населенных пункта - это одна и та-же деревня или сельцо (в прошлом).

19.02.2024
Я слышал, что упало 22 столба, причем бетонных!!!


Погода

Регистрация

 Индекс цитирования Клуб "Мастера" 2.0 ©  2011г.-2024г.