Доброго времени суток! Вы находитесь на сайте районного клуба творческих личностей "МАСТЕРА".
 
Рубрики
Творчество Мастеров Творчество наших читателей Библиотека История Покровского края История Орловского края Покровская районная библиотека Мир духовный Заметки на доброту дня Фотографии Покровского края Видеотека Поездки и заседания Доска объявлений Новости О сайте "Мастера" Обратная связь RSS - лента Виджет для Яндекса Приложение для Android

Серебряное кольцо


МКУК ПМЦРБ

Сайт районной библиотеки


Нужна помощь!

Поможем, земляки?


Стена сайта
Всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Просмотров сегодня:
Яндекс.Метрика
Посетителей сегодня:


Главная » Творчество Мастеров » Рассказы о людях земли Покровской

«Господи! Помоги остаться только художником…» (к 125-летию со дня рождения Антонины Софроновой)
Опубликовано: 16.03.2017.

8 марта я разместил на сайте небольшой материал, посвящённый Антонине Фёдоровне Софроновой, чей юбилей был отмечен российской культурной общественностью совсем недавно. А теперь – развёрнутый очерк о нашей замечательной землячке.

Живописец, график, книжный иллюстратор, плакатист и педагог Антонина Фёдоровна Софронова родилась 1 (14 марта по новому стилю – А.П.) 1892 года в селе Дросково Малоархангельского уезда Орловской губернии (ныне – Покровский район).

Антонина Софронова (1910г., Орёл)

Начало творческой биографии

Её отцом был земский врач Фёдор Васильевич Софронов – личность во всех отношениях неординарная. Он, кроме основной профессии, в которой приобрёл непререкаемый авторитет у местных жителей, успевал заниматься и другими делами: писал стихи и статьи для научных журналов, ставил как режиссёр любительские спектакли в Дросково, а на деньги от продажи билетов приобрёл оборудование для местной пожарной дружины, которой сам и руководил.

Разносторонность интересов Федор Васильевич Софронов привил четырём своим дочерям. Третья по старшинству, Антонина (близкие чаще называли ее Нина), тоже участвовала в любительских спектаклях, писала стихи (хотя при жизни никогда никому их не показывала), занималась музыкой, но училась первоначально в женском коммерческом училище (в Киеве), которое закончила в 1909 году с золотой медалью. Однако дальнейший выбор профессии Антонина осуществляла уже не в сфере коммерции, а выбирала между музыкой и живописью.

В 1908 году земский врач Софронов был заподозрен в сочувствии к революционерам и отстранён от заведования Дросковской больницей, которой он отдал 20 лет своей жизни. По этой причине семья в 1909 году переехала в Орёл, где Фёдору Васильевичу удалось найти частную практику. Тогда же, завершив обучение в Киеве, приехала к родителям и Антонина.

В 1909 – 1910 годах она училась в Орловской музыкальной школе, но, не закончив ее, уехала в Москву и поступила в художественную школу Ф.И. Рерберга. Обучаясь в ней, в 1911 году получила свидетельство Московского учебного округа о прохождении испытаний на звание домашнего учителя по ряду предметов школьной программы. К этому периоду относится и первое её участие в выставках – ученической в Москве (1912 год) и организованной Обществом изящных искусств в Орле (1914 год).

Это была первая полноценная выставка Софроновой, на которой её полотна (орловские пейзажи, портреты родных, натюрморты) соседствовали с картинами такого известного мастера, как Константин Коровин (он был почётным членом Орловского Общества изящных искусств – А.П.).

Разочаровавшись в «скуке академических рамочек» Рерберга, Антонина Софронова в начале 1913 года перешла в студию живописи и рисования И.И. Машкова. Проведя в ней четыре с половиной года, молодая художница многому научилась. Легко и крепко она рисовала обнаженную натуру, натюрморты, один из которых («Натюрморт с пирожными») в 1914 году был принят на выставку «Бубнового валета» (это был единственный рисунок, отобранный представительным жюри из большого количества работ учеников Машкова – А.П.).

В первый же год занятий у нового наставника Нина познакомилась с молодым преподавателем его студии – Генрихом (Гарри) Блюменфельдом (принявшим потом православное имя Андрей – А.П.), а через два года вышла за него замуж. История их любви и короткой совместной жизни достойна большого романа (причём, в письмах – А.П.), но это отдельная история.

24 июля 1917 года у Антонины Фёдоровны, проживавшей в это время в Орле, родилась дочь Ирина. Гарри Блюменфельд скончался после тяжёлого заболевания в 1920 году, и Антонине Фёдоровне пришлось одной поднимать на ноги и воспитывать дочь, которая тоже стала впоследствии известной художницей.

Антонина Софронова и Орловщина

Антонина Фёдоровна Софронова, пожалуй, единственная из крупных художников, творивших в XIX-первой половине XX века, кто не только родился на нашей благословенной земле, но и долгие годы был связан с нею крепчайшими узами. В волостном селе Дросково (Малоархангельского уезда) она родилась, постоянно проживала первые десять лет, а потом неоднократно сюда возвращалась. Знаковыми местами Орловщины для Софроновой стали также сам губернский центр, города Малоархангельск, Мценск, Ливны и село Покровское, в которых она или жила некоторое время, или регулярно их посещала. И – самое главное – после пребывания в них, уезжая снова в Москву или Питер, увозила с собой художница с родины десятки набросков, эскизов или готовых к выставкам картин – пейзажей, натюрмортов, портретов.

Особенно памятным среди всех орловских периодов стал для Антонины Фёдоровны промежуток с 1917 по 1920 год, включивший в себя тяжелейшие испытания гражданской войны.

После рождения дочери Ирины художница только раз покидала Орёл: в декабре 1917 года отвозила свои орловские пейзажи на очередную выставку «Мира искусства». Но отбор картин уже был закончен, и Антонина Фёдоровна ограничилась тогда вступлением в недавно организованный профсоюз художников.

Вернувшись в Орёл, Софронова провела зиму 1918 года в заботах о дочери, семейных хлопотах, чтении и рисовании. С весны она начинает прогулки с дочкой по городскому парку и пишет пейзажи. Осенью 1918 года, в попытке заработать на хлеб насущный, Софронова участвует в переписи населения и начинает вести уроки рисования в школах Орла (вот когда пригодилось свидетельство Московского учебного округа – А.П.).

В годы гражданской войны для семьи Софроновых начались тяжелые испытания: в Орле, после заболевания тифом, умерли ее мать, Александра Николаевна, и племянница Наташа.

Федор Васильевич Софронов после этих трагических событий, опасаясь все усиливающихся в Орле голода, холода и эпидемий, увёз всю семью в село Дросково, где он ранее проработал более двадцати лет земским врачом.

Вместе с отцом переехала в Дросково Антонина Федоровна с маленькой дочкой Ириной. Тяжелые это были времена для художницы Софроновой. Лишь работа спасала ее от тяжелых раздумий. Около года Антонина Федоровна давала уроки рисования и трудового обучения в Дросковской школе, а по вечерам и на каникулах занималась творчеством.

В дросковский период Антонина Федоровна много рисует пейзажи и пишет портреты своих близких. Но, к сожалению, сохранилось лишь небольшое количество работ тех лет. Портрет Федора Васильевича Софронова дольше других существовал в семье сестры, Евгении Федоровны, но и он сгорел во время войны – в Мценске в 1941 году.

В одной из дневниковых записей сохранился для нас буквально крик её души: «Господи! Помоги остаться только художником!» Этому так трудно было следовать, но всю дальнейшую трудную, часто неустроенную жизнь она старалась придерживаться своего кредо.

Осенью 1920 года Антонина Федоровна Софронова, с согласия отца и сестры, оставив маленькую дочь на их попечение (Ирина приехала к матери через 5 лет), уехала из Дросково в Тверь.

Жизнь в Москве. Итоги

А с 1921 года художница уже навсегда переселилась жить и работать в Москву, где стала преподать живопись и рисунок, сотрудничать в качестве оформителя в журналах и книжных издательствах. Но летом Софронова всегда уезжала на природу – в родные орловские места, в Подмосковье, на Украину, на Кавказ. Во время войны Антонина Федоровна ненадолго эвакуировалась на Урал, но в 1943 году снова возвратилась в Москву.

И все это время – работала, работала, работала. В 1962 году, во время наступившей «оттепели», в Центральном Доме литераторов впервые после длительного перерыва, к 70-летию полузабытой художницы, была организована её большая персональная выставка. А 14 мая 1966 года Антонина Федоровна Софронова умерла в Москве, в своём доме по Большому Афанасьевскому переулку, где прожила свыше 40 лет.

Что же оставила после себя художница?

Более пятисот живописных, графических полотен и рисунков к литературным произведениям. К ее живописи подходят слова, записанные когда-то в дневнике ее рано умершим мужем Блюменфельдом: «Живопись должна быть скромная, простая и хорошая. Как настоящее красивое лицо. Чтобы сразу незаметно было».

Антонина Софронова - "Натюрморт с цветами и будильником"

Антонина Софронова - "Дымы МоГЭСа" (1931)

Лучшие картины Антонины Федоровны Софроновой находятся в Государственной Третьяковской галерее, в Государственном Русском музее, в Государственном музее изобразительных искусств имени Пушкина, в Государственном музее Андрея Белого в Москве, во многих других российских государственных музеях (в том числе на родине, в Орловском музее изобразительных искусств), в частном музее русского искусства Р.Герра в Париже, в греческой коллекции Г.Костаки.

К 100-летию со дня рождения А.Ф. Софроновой прошли две её персональные выставки – в Третьяковской картинной галерее и в Орловском музее изобразительных искусств. 18 апреля 1997 года в Орле на доме по улице им. М. Горького (бывшая Садовая), в котором она некоторое время жила, была установлена мемориальная доска, а на родине, в селе Дросково, именем художницы назвали сельскую библиотеку.

Покровская делегация вместе с дочерью А.Ф.Софроновой - Ириной Андреевной Евстафьевой и её мужем - С.И.Ефстафьевым - на открытии мемориальной доски художницы 18.04.1997 (Орёл, д.14 по ул.Горького)

Мемориальная доска

Благодаря активности дочери, Ирины Евстафьевой, и её мужа, активных хранителей и пропагандистов творчества Антонины Софроновой, в 2001 году, в серии «Художники русского авангарда» вышла 600-страничная книга – «Антонина Софронова. Записки независимой».

Так что к настоящему времени имя выдающейся русской художницы ХХ века, одной из «амазонок русского авангарда», после долгого забвения, наконец-то, стало звучать в полный голос.

Портрет А.Софроновой работы Юрия Новикова

(Александр Полынкин)

Читайте также:

Нашли ошибку? Есть что добавить? Напишите нам: klub.mastera@yandex.ru
Рубрика: Рассказы о людях земли Покровской | Добавил: admin (16.03.2017)
Читали статью: 1531 | Теги: Художники, Художники Покровского края
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Войти ]
Облако тегов

Надоела реклама?

Смотреть панорамы Покровского: 360 градусов.


Внимание! Акция.

Создадим вместе, покровчане!


Мнения читателей
Последние комментарии:
16.04.2024
16.04.2024
02.04.2024
Спасибо, Всем. Встреча мне очень понравилась.
С уважением, Владимир Зайцев.

01.04.2024
Два раза - жаль. Первый раз жаль: то что Покровский артефакт ушел в другой район, а второй раз жаль: то что испортили сам экспонат: просверлив в нем отверстия и прикрепив табличку а ля кладбищенскую.....

29.02.2024
Анатолий, последние три - это, почти стопроцентно, один и тот же населённый пункт. В сельце обязательно должен быть помещичий дом, в данном случае, так и было. А вот деревня Медвежий Колодезь - это, скорее всего, современная деревня Медвежка, но нужно, всё-таки, разбираться...

29.02.2024
...ненаселённой земли, находящейся  Малоархангельского уезда  в деревне Медвежьем Колодезе, именуемой Степью". Александр Михайлович, вопрос к вам. Можно ли считать деревню Медвежий Колодезь (что в тексте),  сельцо Медвежья (18 века), сельцо Медвежка (19 века) и д. Казинка (за свинокомплексом, где бывший колхозный сад) – одним и тем же населенным пунктом? Согласно старым картам - последние три указанных населенных пункта - это одна и та-же деревня или сельцо (в прошлом).

19.02.2024
Я слышал, что упало 22 столба, причем бетонных!!!

13.02.2024
Спасибо, Александр Михайлович, за тёплые слова.


Погода

Регистрация

 Индекс цитирования Клуб "Мастера" 2.0 ©  2011г.-2024г.