8 марта я разместил на сайте небольшой материал, посвящённый Антонине Фёдоровне Софроновой, чей юбилей был отмечен российской культурной общественностью совсем недавно. А теперь – развёрнутый очерк о нашей замечательной землячке.
Живописец, график, книжный иллюстратор, плакатист и педагог Антонина Фёдоровна Софронова родилась 1 (14 марта по новому стилю – А.П.) 1892 года в селе Дросково Малоархангельского уезда Орловской губернии (ныне – Покровский район).
Антонина Софронова (1910г., Орёл)
Начало творческой биографии
Её отцом был земский врач Фёдор Васильевич Софронов – личность во всех отношениях неординарная. Он, кроме основной профессии, в которой приобрёл непререкаемый авторитет у местных жителей, успевал заниматься и другими делами: писал стихи и статьи для научных журналов, ставил как режиссёр любительские спектакли в Дросково, а на деньги от продажи билетов приобрёл оборудование для местной пожарной дружины, которой сам и руководил.
Разносторонность интересов Федор Васильевич Софронов привил четырём своим дочерям. Третья по старшинству, Антонина (близкие чаще называли ее Нина), тоже участвовала в любительских спектаклях, писала стихи (хотя при жизни никогда никому их не показывала), занималась музыкой, но училась первоначально в женском коммерческом училище (в Киеве), которое закончила в 1909 году с золотой медалью. Однако дальнейший выбор профессии Антонина осуществляла уже не в сфере коммерции, а выбирала между музыкой и живописью.
В 1908 году земский врач Софронов был заподозрен в сочувствии к революционерам и отстранён от заведования Дросковской больницей, которой он отдал 20 лет своей жизни. По этой причине семья в 1909 году переехала в Орёл, где Фёдору Васильевичу удалось найти частную практику. Тогда же, завершив обучение в Киеве, приехала к родителям и Антонина.
В 1909 – 1910 годах она училась в Орловской музыкальной школе, но, не закончив ее, уехала в Москву и поступила в художественную школу Ф.И. Рерберга. Обучаясь в ней, в 1911 году получила свидетельство Московского учебного округа о прохождении испытаний на звание домашнего учителя по ряду предметов школьной программы. К этому периоду относится и первое её участие в выставках – ученической в Москве (1912 год) и организованной Обществом изящных искусств в Орле (1914 год).
Это была первая полноценная выставка Софроновой, на которой её полотна (орловские пейзажи, портреты родных, натюрморты) соседствовали с картинами такого известного мастера, как Константин Коровин (он был почётным членом Орловского Общества изящных искусств – А.П.).
Разочаровавшись в «скуке академических рамочек» Рерберга, Антонина Софронова в начале 1913 года перешла в студию живописи и рисования И.И. Машкова. Проведя в ней четыре с половиной года, молодая художница многому научилась. Легко и крепко она рисовала обнаженную натуру, натюрморты, один из которых («Натюрморт с пирожными») в 1914 году был принят на выставку «Бубнового валета» (это был единственный рисунок, отобранный представительным жюри из большого количества работ учеников Машкова – А.П.).
В первый же год занятий у нового наставника Нина познакомилась с молодым преподавателем его студии – Генрихом (Гарри) Блюменфельдом (принявшим потом православное имя Андрей – А.П.), а через два года вышла за него замуж. История их любви и короткой совместной жизни достойна большого романа (причём, в письмах – А.П.), но это отдельная история.
24 июля 1917 года у Антонины Фёдоровны, проживавшей в это время в Орле, родилась дочь Ирина. Гарри Блюменфельд скончался после тяжёлого заболевания в 1920 году, и Антонине Фёдоровне пришлось одной поднимать на ноги и воспитывать дочь, которая тоже стала впоследствии известной художницей.
Антонина Софронова и Орловщина
Антонина Фёдоровна Софронова, пожалуй, единственная из крупных художников, творивших в XIX-первой половине XX века, кто не только родился на нашей благословенной земле, но и долгие годы был связан с нею крепчайшими узами. В волостном селе Дросково (Малоархангельского уезда) она родилась, постоянно проживала первые десять лет, а потом неоднократно сюда возвращалась. Знаковыми местами Орловщины для Софроновой стали также сам губернский центр, города Малоархангельск, Мценск, Ливны и село Покровское, в которых она или жила некоторое время, или регулярно их посещала. И – самое главное – после пребывания в них, уезжая снова в Москву или Питер, увозила с собой художница с родины десятки набросков, эскизов или готовых к выставкам картин – пейзажей, натюрмортов, портретов.
Особенно памятным среди всех орловских периодов стал для Антонины Фёдоровны промежуток с 1917 по 1920 год, включивший в себя тяжелейшие испытания гражданской войны.
После рождения дочери Ирины художница только раз покидала Орёл: в декабре 1917 года отвозила свои орловские пейзажи на очередную выставку «Мира искусства». Но отбор картин уже был закончен, и Антонина Фёдоровна ограничилась тогда вступлением в недавно организованный профсоюз художников.
Вернувшись в Орёл, Софронова провела зиму 1918 года в заботах о дочери, семейных хлопотах, чтении и рисовании. С весны она начинает прогулки с дочкой по городскому парку и пишет пейзажи. Осенью 1918 года, в попытке заработать на хлеб насущный, Софронова участвует в переписи населения и начинает вести уроки рисования в школах Орла (вот когда пригодилось свидетельство Московского учебного округа – А.П.).
В годы гражданской войны для семьи Софроновых начались тяжелые испытания: в Орле, после заболевания тифом, умерли ее мать, Александра Николаевна, и племянница Наташа.
Федор Васильевич Софронов после этих трагических событий, опасаясь все усиливающихся в Орле голода, холода и эпидемий, увёз всю семью в село Дросково, где он ранее проработал более двадцати лет земским врачом.
Вместе с отцом переехала в Дросково Антонина Федоровна с маленькой дочкой Ириной. Тяжелые это были времена для художницы Софроновой. Лишь работа спасала ее от тяжелых раздумий. Около года Антонина Федоровна давала уроки рисования и трудового обучения в Дросковской школе, а по вечерам и на каникулах занималась творчеством.
В дросковский период Антонина Федоровна много рисует пейзажи и пишет портреты своих близких. Но, к сожалению, сохранилось лишь небольшое количество работ тех лет. Портрет Федора Васильевича Софронова дольше других существовал в семье сестры, Евгении Федоровны, но и он сгорел во время войны – в Мценске в 1941 году.
В одной из дневниковых записей сохранился для нас буквально крик её души: «Господи! Помоги остаться только художником!» Этому так трудно было следовать, но всю дальнейшую трудную, часто неустроенную жизнь она старалась придерживаться своего кредо.
Осенью 1920 года Антонина Федоровна Софронова, с согласия отца и сестры, оставив маленькую дочь на их попечение (Ирина приехала к матери через 5 лет), уехала из Дросково в Тверь.
Жизнь в Москве. Итоги
А с 1921 года художница уже навсегда переселилась жить и работать в Москву, где стала преподать живопись и рисунок, сотрудничать в качестве оформителя в журналах и книжных издательствах. Но летом Софронова всегда уезжала на природу – в родные орловские места, в Подмосковье, на Украину, на Кавказ. Во время войны Антонина Федоровна ненадолго эвакуировалась на Урал, но в 1943 году снова возвратилась в Москву.
И все это время – работала, работала, работала. В 1962 году, во время наступившей «оттепели», в Центральном Доме литераторов впервые после длительного перерыва, к 70-летию полузабытой художницы, была организована её большая персональная выставка. А 14 мая 1966 года Антонина Федоровна Софронова умерла в Москве, в своём доме по Большому Афанасьевскому переулку, где прожила свыше 40 лет.
Что же оставила после себя художница?
Более пятисот живописных, графических полотен и рисунков к литературным произведениям. К ее живописи подходят слова, записанные когда-то в дневнике ее рано умершим мужем Блюменфельдом: «Живопись должна быть скромная, простая и хорошая. Как настоящее красивое лицо. Чтобы сразу незаметно было».
Антонина Софронова - "Натюрморт с цветами и будильником"
Антонина Софронова - "Дымы МоГЭСа" (1931)
Лучшие картины Антонины Федоровны Софроновой находятся в Государственной Третьяковской галерее, в Государственном Русском музее, в Государственном музее изобразительных искусств имени Пушкина, в Государственном музее Андрея Белого в Москве, во многих других российских государственных музеях (в том числе на родине, в Орловском музее изобразительных искусств), в частном музее русского искусства Р.Герра в Париже, в греческой коллекции Г.Костаки.
К 100-летию со дня рождения А.Ф. Софроновой прошли две её персональные выставки – в Третьяковской картинной галерее и в Орловском музее изобразительных искусств. 18 апреля 1997 года в Орле на доме по улице им. М. Горького (бывшая Садовая), в котором она некоторое время жила, была установлена мемориальная доска, а на родине, в селе Дросково, именем художницы назвали сельскую библиотеку.
Покровская делегация вместе с дочерью А.Ф.Софроновой - Ириной Андреевной Евстафьевой и её мужем - С.И.Ефстафьевым - на открытии мемориальной доски художницы 18.04.1997 (Орёл, д.14 по ул.Горького)
Мемориальная доска
Благодаря активности дочери, Ирины Евстафьевой, и её мужа, активных хранителей и пропагандистов творчества Антонины Софроновой, в 2001 году, в серии «Художники русского авангарда» вышла 600-страничная книга – «Антонина Софронова. Записки независимой».
Так что к настоящему времени имя выдающейся русской художницы ХХ века, одной из «амазонок русского авангарда», после долгого забвения, наконец-то, стало звучать в полный голос.
Портрет А.Софроновой работы Юрия Новикова
(Александр Полынкин)
Читайте также:
Нашли ошибку? Есть что добавить? Напишите нам: klub.mastera@yandex.ru
|