Доброго времени суток! Вы находитесь на сайте районного клуба творческих личностей "МАСТЕРА".
 
Рубрики
Творчество Мастеров Творчество наших читателей Библиотека История Покровского края История Орловского края Покровская районная библиотека Мир духовный Заметки на доброту дня Фотографии Покровского края Видеотека Поездки и заседания Доска объявлений Новости О сайте "Мастера" Обратная связь RSS - лента Виджет для Яндекса Приложение для Android

Серебряное кольцо


МКУК ПМЦРБ

Сайт районной библиотеки


Нужна помощь!

Поможем, земляки?


Стена сайта
Всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0
Просмотров сегодня:
Яндекс.Метрика
Посетителей сегодня:


Главная » Творчество Мастеров » Рассказы о людях земли Покровской

Юрий Cтефанов и его «МИ-6» (к 30-летию вывода советских войск из Афганистана)
Опубликовано: 09.12.2018.

9 декабря, в зимний праздник Георгия Победоносца, в России уже 12 лет отмечают как День Героев Отечества. В дореволюционные годы на эту дату чествовали георгиевских кавалеров, в настоящее время – Героев Советского Союза, Героев России, кавалеров ордена Славы и – снова георгиевских кавалеров (знаменитая награда сейчас восстановлена – А.П.).

Впрочем, 9 декабря – это праздник гораздо более широкий, мы вспоминаем всех воинов, кто был удостоен наград, героически защищая нашу Родину и выполняя свой воинский долг за её пределами.

По инициативе Покровской организации Ветеранов Боевых Действий в 2014 году вышла в свет моя книга «Афганские дороги покровчан». Сейчас, снова по просьбе своих бывших учеников, готовится второе издание. Оно увидит свет к 30-ой годовщине вывода советских войск из Афганистана – к 15 февраля 2019 года. Книгу дополнят новые очерки и фотографии. На сайте «Мастера», в течение двух месяцев до приближающегося события, я буду публиковать некоторые из них. В первом рассказе речь пойдёт о вертолётчике Юрии Ивановиче Стефанове.

Он родился 2 апреля 1953 года в деревне Высокое Покровского района в семье колхозников (отец, Иван Александрович, – прицепщик, заведующий фермой, мама, Зинаида Митрофановна, – разнорабочая). Учился Юра в Высокинской начальной, Верхне-Жёрновской восьмилетней и Дросковской средней школах. После окончания 10 класса в 1970 году поступил в Харьковское Военно-авиационное техническое училище. Это было среднее военное учебное заведение с трёхгодичным сроком обучения. Вышел из него Юрий Стефанов в 1973 году с погонами лейтенанта и со специальностью техника-механика.

Юрий Стефанов после окончания училища

Получил направление сначала в Тюратам, что находился в Казахстане. Это пригород всем сейчас известного Байконура, но спустя буквально несколько дней лейтенант Стефанов отбыл оттуда на Камчатку, где вскоре занял должность бортового техника в одном из вертолётных экипажей, входивших в состав авиационной части Ракетных войск стратегического назначения. Короткое время лейтенант Стефанов обслуживал и летал на МИ-4, а потом перешёл на знаменитый вертолёт МИ-6, с которым оказалась связана вся дальнейшая военная судьба уроженца деревни Высокое.

На камчатском полигоне Кура, о котором раньше информация была полностью закрыта, да и в настоящее время этот объект является стратегическим, входя уже в структуру не РВСН, а в Военно-Космические Силы, Юрий Стефанов прослужил 8 лет. Здесь он стал семейным человеком, найдя себе спутницу жизни – Надежду и дослужился до капитана.

В 1981 году Юрий Иванович был переведён в Херсон, который стал судьбоносным городом для нашего земляка, и с которым до сих пор его многое связывает. Отсюда Стефанов вместе со своей эскадрильей вертолётов МИ-6 направлялся для участия в военных учениях стран Варшавского Договора «Щит-82», а потом – дважды отбывал в длительные командировки на территорию Афганистана.

Первая командировка для бортового техника Стефанова началась 27 июня 1983 года: с аэродрома Каган в Средней Азии прибывшая сюда из Херсона его эскадрилья вертолётов МИ-6 была переброшена в Кандагар, где вошла в состав 280 отдельного вертолётного полка. В его составе капитан Стефанов целый год успешно выполнял свои обязанности, доставляя различные грузы нашим частям в разные города Афганистана: в Кабул, Баграм, Газни, Гардез, Бамиан, Джелалабад и другие.

Здесь необходимо сказать несколько слов о вертолёте МИ-6, на котором летал бортовым техником Юрий Стефанов и его товарищи по эскадрилье (в тот период в ней насчитывалось 12 машин).

К началу войны в Афганистане Ми-6 оставался самым мощным в мире вертолетом, выпускавшимся серийно. В советских Вооруженных Силах машина была хорошо освоена личным составом и заслужила не просто уважение, а свойственное лишь авиаторам одушевленное обожание. За двадцать лет службы Ми-6 пришлось поучаствовать в нескольких региональных конфликтах, и с началом афганской эпопеи эти незаурядные винтокрылые машины попали на еще одну войну, где их выдающиеся летные характеристики пришлись как нельзя кстати.

Уже в первые месяцы боевых действий экипажи Ми-6 приступили к выполнению задач, ставших главной работой подразделений тяжелых вертолетов, - транспортировке боеприпасов, вооружений, топлива, медикаментов и других грузов на небольшие площадки отдаленных или блокированных моджахедами гарнизонов. Большие габариты грузовой кабины вертолета позволяли перевозить артиллерийские орудия, минометы и автомобили, но особенно много приходилось доставлять продуктов, как говорится, своих кормили. Одним из мест, куда приходилось постоянно летать, было селение Бамиан в 130 км северо-западнее Кабула. Снабжение стоявших там войск велось исключительно по воздуху и требовало чуть ли не ежедневных вылетов. Среди других постоянных пунктов назначения были Лашкаргах, Чагчаран, Турагунди. За один рейс даже в условиях летней жары и высокогорья с помощью Ми-6 удавалось доставить 4-4,5 т грузов, что в 2-3 раза превышало возможности Ми-8. Зимой загрузка возрастала до 6-7 т.

МИ-6

Первое время МИ-6 летали парами без боевого сопровождения, но 11 июля 1984 года был сбит вертолёт А.Трегубова, шедший по маршруту Кабул-Бамиан. Он перевозил 3 тонны муки и при пересечении хребта на высоте 5000 м (превышение 2000 м) был поражен ракетой ПЗРК («Стрела») в заднюю часть подвесного топливного бака. Начался пожар, отпали створки грузовой кабины, началась тряска. Командиру удалось совершить вынужденную посадку в расположении противника. Все члены экипажа успели выскочить из кабины, а вертолёт полностью сгорел. «Духи» уже пошли в наступление на начавших отстреливаться членов экипажа, но их спас экипаж вертолета Ми-8 из соседнего 50-го отдельного смешанного авиаполка А. Лукьяненко.

После этого случая МИ-6 стали совершать полёты только в сопровождении боевых вертолётов Ми-8 или Ми-24, защищавших «транспортников».

За год с лишним своего пребывания в первой командировке (она завершилась 23 августа 1984 года) капитан Юрий Стефанов побывал во многих городах Афганистана, привозя в советские гарнизоны почти всё – от автомобилей и бомб к «Градам» - до самых разных видов продовольствия. Ему везло – под обстрелы попадал, но сбитым не был, совершив 600 боевых вылетов и налетав 750 часов. Был представлен к ордену «За службу Родине в Вооружённых Силах СССР» 3-ей степени и получил его из рук маршала Шапошникова (в тот момент – командующего авиацией Одесского военного округа) по возвращении в Союз из первой командировки.

С конца августа 1984 по конец октября 1985 года капитан Стефанов служил в Херсоне, откуда отправился во вторую «афганскую» командировку, на этот раз – в 181 отдельный вертолётный полк, базировавшийся в Кундузе. В этот период пребывания в Афганистане летать Юрию Ивановичу не пришлось, поскольку он получил повышение по службе, став заместителем командира эскадрильи по технической части, то есть, отвечал за состояние вертолётов и их ремонт. Сбитых душманами вертолётов за год второй командировки (с 01.11.1985 по 07.11.1986) в экадрилье Стефанова не было, но ремонта всегда хватало. Медаль «За боевые заслуги» украсила его грудь после возвращения в Херсон.

База 181 отдельного вертолётного полка в Кундузе

Юрий Стефанов с боевыми товарищами (второй справа)

Оставшуюся часть военной карьеры майора Стефанова можно поделить на две части: третье пребывание в Херсоне (1986-1991) и Германия, городок Ораненбург (18 километров от Берлина). Это уже была не ГДР, а объединённая Германия. Да и у нас уже – не СССР, а новая Россия.

После окончательного вывода (ухода) наших войск из Европы майору Стефанову предложили новую должность в Забайкальском военном округе, но у него уже было 24 с половиной года календарного стажа и целых 38 лет – по «выслуге». Майор написал рапорт и в декабре 1994 года стал гражданским человеком, купив на полагавшиеся ему выплаты квартиру поближе к родной деревне – в Ливнах.

Там и «осел» с женой Юрий Иванович Стефанов. Трудился на заводе «Промприбор», а в 2015-ом году назад решил «завязать» с производством – здоровье начало о себе напоминать.

Каждое лето, с ранней весны до поздней осени, живёт с тех пор Юрий Иванович на родовой усадьбе в деревне Высокое Покровского района. Когда-то очень большая, она «усохла» до нескольких домов и жителей. На его «конце» - три дома, два - давно нежилых, брошенных и зарастающих бурьяном, и третий - его, где, пока есть силы, Стефановы занимаются подсобным хозяйством. Не столько для пропитания, сколько для души, удовольствия и здоровья. Огород, куры и собака (их с отъездом поздней осенью в Ливны Юрий Иванович отдаёт одному из стариков, ещё проживающих здесь постоянно) – вот три объекта для наблюдения и «пригляда».

Дорога к дому Стефановых в деревне Высокое

Дом Стефановых

Юрий Иванович Стефанов у дверей родного дома в Высоком

(14 сентября 2018 года)

Жаль, конечно, что семьи сына и дочери живут в Херсоне. Они – граждане Украины, вот так судьба определила. Общаются по телефону, зовут их Юрий Иванович и Надежда Николаевна к себе, но…

В Высоком родился майор Стефанов, сюда и вернулся во второй половине жизни, полетав и повидав много чего в высоком небе родной страны, в Европе и далёком Афганистане…

(Александр Полынкин)

Читайте также:

Нашли ошибку? Есть что добавить? Напишите нам: klub.mastera@yandex.ru
Рубрика: Рассказы о людях земли Покровской | Добавил: admin (09.12.2018)
Читали статью: 787 | Теги: Афганцы
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Войти ]
Облако тегов

Надоела реклама?

Смотреть панорамы Покровского: 360 градусов.


Внимание! Акция.

Создадим вместе, покровчане!


Мнения читателей
Последние комментарии:
21.04.2024
Это вторая съемка Андрея. Первую - мы смотрели всей компанией.  

16.04.2024
16.04.2024
02.04.2024
Спасибо, Всем. Встреча мне очень понравилась.
С уважением, Владимир Зайцев.

01.04.2024
Два раза - жаль. Первый раз жаль: то что Покровский артефакт ушел в другой район, а второй раз жаль: то что испортили сам экспонат: просверлив в нем отверстия и прикрепив табличку а ля кладбищенскую.....

29.02.2024
Анатолий, последние три - это, почти стопроцентно, один и тот же населённый пункт. В сельце обязательно должен быть помещичий дом, в данном случае, так и было. А вот деревня Медвежий Колодезь - это, скорее всего, современная деревня Медвежка, но нужно, всё-таки, разбираться...

29.02.2024
...ненаселённой земли, находящейся  Малоархангельского уезда  в деревне Медвежьем Колодезе, именуемой Степью". Александр Михайлович, вопрос к вам. Можно ли считать деревню Медвежий Колодезь (что в тексте),  сельцо Медвежья (18 века), сельцо Медвежка (19 века) и д. Казинка (за свинокомплексом, где бывший колхозный сад) – одним и тем же населенным пунктом? Согласно старым картам - последние три указанных населенных пункта - это одна и та-же деревня или сельцо (в прошлом).

19.02.2024
Я слышал, что упало 22 столба, причем бетонных!!!


Погода

Регистрация

 Индекс цитирования Клуб "Мастера" 2.0 ©  2011г.-2024г.