Доброго времени суток! Вы находитесь на сайте районного клуба творческих личностей "МАСТЕРА".
 
Рубрики
Творчество Мастеров Творчество наших читателей Библиотека История Покровского края История Орловского края Покровская районная библиотека Мир духовный Заметки на доброту дня Фотографии Покровского края Видеотека Поездки и заседания Доска объявлений Новости О сайте "Мастера" Обратная связь RSS - лента Виджет для Яндекса Приложение для Android

Серебряное кольцо


МКУК ПМЦРБ

Сайт районной библиотеки


Нужна помощь!

Поможем, земляки?


Стена сайта
Всего: 5
Гостей: 5
Пользователей: 0
Просмотров сегодня:
Яндекс.Метрика
Посетителей сегодня:


Главная » Творчество Мастеров » Рассказы о людях земли Покровской

Писатель Павел Якушкин – «бессребреник и странник»
Опубликовано: 18.11.2015.

К человеку, о котором я хочу рассказать, живи он в наше время, очень  многие отнеслись бы с большим подозрением.

 Ведь  что сейчас у нас ценится? Деньги - деньги – и ещё раз деньги. А кто из граждан России в почете у властей да и у соседей? Конечно же, тот, кто умеет эти деньги (желательно, большие) «делать» (именно так – «делать»,  а не зарабатывать).

Павел Иванович Якушкин, один из первых в России профессиональных собирателей фольклора, этнограф и писатель, «делать деньги» не умел, да и не любил, будучи настоящим «бессребреником» всю свою недолгую жизнь.

 Происходил он из старинного дворянского рода Смоленской губернии,  однако сам дворянином так и не стал, поскольку его отец, Иван Андреевич,  свой брак с «дворовой девкой»  Прасковьей Фалалеевой долгое время официально не регистрировал,  и родившегося в 1822 году сына Павла причислили к мещанскому сословию.

   Появился на свет будущий писатель и фольклорист в сельце Сабурово Малоархангельского уезда, в 70 верстах от губернского центра (ныне – территория Покровского района – А.П.).

Постигнув в родительском доме грамоту и усвоив «начатки наук», Павел Якушкин поступил в Орловскую гимназию, где обращал на себя внимание своей мужиковатостью, небрежностью в костюме и полным неумением соблюдать  благопристойную внешность. Особенно своими непослушными вихрами «убивал он господина директора», и как ни стригли эти вихры, они постоянно торчали во все стороны, к ужасу начальства, которому неприятно было возиться с волосами Якушкина и потому ещё, что каждый раз при пострижении он «грубо оправдывался такими мужицкими словами, что во всех классах помирали со смеху». Таким образом, страсть к простонародности формировалась у будущего фольклориста ещё в школе, и учитель немецкого языка Функендорф называл его не иначе, как «мужицка чучелка».

В 1840 году Якушкин поступил на физико-математический факультет Московского университета, но полного курса не закончил вследствие увлечения совершенно другим родом занятий, которые сделали его имя известным в литературе и обществе. Некоторое время был он учителем в уездных училищах в Богодухове и в Обояни (Харьковского учебного округа), но в том и другом недолго и неудачно.

Уже обучаясь в Московском университете, Якушкин стал изучать (вначале – в родном сельце Сабурово, а позже и в других местах) произведения устного народного творчества, собирая их во время  странствий – путешествий.

Павел Якушкин

    Под видом  мелкого торговца – офеня Павел Иванович пешком обошел Новгородскую, Псковскую, Владимирскую, Тверскую, Костромскую, Ярославскую, Нижегородскую, Черниговскую, Астраханскую и, конечно же, родную Орловскую губернии.

 В результате своих многочисленных хождений по Руси Якушкин записал более тысячи фольклорных произведений, которые составили позже  самую ценную часть собрания народных песен П. Киреевского.

  Первое же самостоятельное этнографическое произведение Якушкина называлось «Народные сказания о кладах, разбойниках, колдунах и их действиях», и написано оно было на орловском материале.

   Во время своих странствий фольклорист много раз промокал, замерзал, заболевал, попадал в полицию и в другие рискованные ситуации.

В одном из первых длительных путешествий Якушкин заразился натуральной оспой, заболел и свалился в первом попавшемся деревенском углу; здоровый его организм выдержал болезнь, несмотря на отсутствие врача и всякой  помощи. Зато лицо его с тех пор  было сильно изуродовано, и Якушкину не раз приходилось потом платить за это случайное несчастье от тех людей, которые по лицу привыкли составлять впечатление. Оно иногда пугало женщин и детей при уединённых встречах и возбуждало подозрительность у полицейских. Сам Якушкин простодушно сознавался всем, что первыми неприятными столкновениями он обязан был именно подозрительности своей физиономии, что «в действительности она из таких, которые не находят невест, но очень удобно приобретают врагов».

Было и ещё одно неприятное последствие многолетних путешествий Якушкина: он пристрастился к алкоголю, получив это заболевание фактически как профессиональное. Ведь  вызвать какого-то мужика-крестьянина на откровенный разговор или, тем паче, заставить его спеть (чтобы потом записать это), - можно было только одним способом – «угостив» собеседника. А пить одни, без угощавшего, мужики никогда не соглашались.  Первое время Павел Иванович трудностей с решением проблемы – «пить или не пить» -  не испытывал, но потом  был вынужден признать, что ему и самому стало требоваться при таких встречах  спиртное.  Многие мемуаристы, писавшие о Якушкине, отмечали, что обедая в ресторанах, он любил заказать рюмочку «посурьёзнее». У петербургских половых, как тогда называли официантов, появился даже особый термин – «якушкинская рюмка».

Якушкин боролся с собой, и эта борьба не всегда была тщетной. Но трудные обстоятельства жизни часто снова подталкивали его к тому, чтобы «забыть» на некоторое время о своих проблемах. Впрочем, появлению его собственных произведений эта пагубная привычка первое время не мешала.

   В 1861 году Якушкин опубликовал в журнале «Современник» «Путевые письма из Орловской губернии», многие из которых написаны были  на малоархангельском и сабуровском материале и сделали имя автора  сразу же хорошо известным в определённых кругах.

   С 1865 по 1868 год Павел Иванович почти безвыездно провел в имении матери Сабурово, куда был сослан по подозрению в пропагандистской деятельности. В последующие годы он продолжил свои странствия, в последнем из которых Павел Иванович и скончался.

   Умер  Якушкин без гроша в кармане, но его товарищи сумели обеспечить писателю достойные похороны: «положили в честный гроб с украшениями, понесли который на честных рабочих руках, с церковным пением, которое любил покойный – и с полковой музыкой, которая так отвечала и приличествовала замечательному певцу и страннику» (так написал о похоронах фольклориста его товарищ С.Максимов – А.П.)

Якушкин остался в истории русской литературы, прежде всего,  как один из первооткрывателей кладезя народной мудрости – устного народного творчества. Его образ  нашел отражение в поэме Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» (здесь он – Павлуша Веретенников) и в романе М. Горького «Дело Артамоновых» (а тут он – Япушкин).

Но Павел Иванович был не только собирателем: он написал несколько десятков собственных замечательных рассказов, очерков  и зарисовок, посвящённых его любимому персонажу – русскому народу в лице самых разных его представителей. К сожалению, сборник его сочинений издавался  очень редко: дважды – в XIX веке и только раз – в XX-ом.

26 января 2007 года, в  185-ю годовщину со дня рождения известного русского писателя, этнографа и фольклориста на его родине, в деревне Тетерье Покровского  района (она находится в двух километрах от исчезнувшего Сабурово – А.П.), прошли праздничные мероприятия, посвященные Павлу Якушкину, во время которых был открыт памятный знак знаменитому земляку.

Памятный знак в деревне Тетерье

Проходят с тех пор в Покровском районе  и ежегодные (в январе) Якушкинские фольклорные фестивали.

И в заключение – предоставлю слово самому Павлу Ивановичу:

Жизнь и нравы в губернском центре

(Письмо Якушкина из Орла, 10 апреля 1861 года)

«Сохранились и теперь предания: что до назначения Орла губернским городом на реке Оке моста не было и что в самый год этого назначения началось здесь судоходство; в первый раз отправились только две маленькие барки по двенадцать сажен длиною, и как дело для орловцев новое, то почти весь город провожал эти барки вёрст за десять.  И теперь есть старики, которые помнят, что в Орле был только один трактир, одна табачная лавка; будочников, пожарных солдат совсем не было: на пожар сбегались и тушили сами жители; некоторые опаздывали или совсем не приходили, с тех брали пени. По ночам караулили сами хозяева, и между очередными караульщиками случались караульщицы – женщины и девушки.

- Зачем же будочников завели? – спросил я старика, рассказывавшего мне это.

- А затем, батюшка, - отвечал мне старик, - больно задорно стало; в одной улице – караульщик, в другой – караульщица – долго ль до греха! Сейчас грех, как есть грех!...

- Так и тогда доходило до греха?

- Как не доходить, доходило! А все грехи в те времена были куда меньше! А жили веселее, скромнее жили, по Божию, оттого хорошо и было… Вот я тебе докладывал: у нас в Орле всего только один трактир  и был, Телёнков прозывался. Стоял он супротив Егорьевской церкви (Георгиевская или Сретенская церковь, разобранная в 40-ые годы XX века, находилась на Болховской улице, на этом месте сейчас расположен кинотеатр «Победа» - А.П.). Так и в том-то одном трактире народу, почесть, не бывало! А зайдёт какой в трактир да узнает отец – такой задаст трактир – три недели на место сесть не сядет; а проведают  по городу про холостого, так пальцами тычут: «Вон, - говорят, - трактирщик из трактира ползёт». Да такому парню и девку не скоро сыскать: весь город исходи – ни одна девка замуж не пойдёт! А теперь что? Зайдёт в трактир… и трактиров-то столько развелось! – идёт всякий в трактир при отце родном… да ещё табачище проклятый закурит…».

P.S. Вот, читатель, какими строгими, патриархальными были нравы в Орле 150 лет назад, а какими они стали теперь – ты и сам хорошо знаешь…

Александр Полынкин

Читайте также:

Нашли ошибку? Есть что добавить? Напишите нам: klub.mastera@yandex.ru
Рубрика: Рассказы о людях земли Покровской | Добавил: admin (18.11.2015)
Читали статью: 1462 | Теги: Якушкин, Сабурово, Населённые пункты Покровского район
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Войти ]
Облако тегов

Надоела реклама?

Смотреть панорамы Покровского: 360 градусов.


Внимание! Акция.

Создадим вместе, покровчане!


Мнения читателей
Последние комментарии:
29.02.2024
Анатолий, последние три - это, почти стопроцентно, один и тот же населённый пункт. В сельце обязательно должен быть помещичий дом, в данном случае, так и было. А вот деревня Медвежий Колодезь - это, скорее всего, современная деревня Медвежка, но нужно, всё-таки, разбираться...

29.02.2024
...ненаселённой земли, находящейся  Малоархангельского уезда  в деревне Медвежьем Колодезе, именуемой Степью". Александр Михайлович, вопрос к вам. Можно ли считать деревню Медвежий Колодезь (что в тексте),  сельцо Медвежья (18 века), сельцо Медвежка (19 века) и д. Казинка (за свинокомплексом, где бывший колхозный сад) – одним и тем же населенным пунктом? Согласно старым картам - последние три указанных населенных пункта - это одна и та-же деревня или сельцо (в прошлом).

19.02.2024
Я слышал, что упало 22 столба, причем бетонных!!!

13.02.2024
Спасибо, Александр Михайлович, за тёплые слова.

17.12.2023
Балы, красавицы, лакеи, юнкера
И вальсы Шуберта, и хруст французской булки.
Любовь, шампанское, закаты, переулки,
Как упоительны в России вечера...
Наступил 1917 год и народ стал громить усадьбы и храмы...
«Не приведи Бог увидеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный…»

13.12.2023
Юрий Иванович, сегодняшнее поколение такими телефонами не пользуется!!!! Сейчас у школьников iOS или Android)))

08.12.2023
Мероприятие 07.12. 2023г. в Военно патриотическом музее прошло познавательно - информативно. Спасибо ВСЕМ!                                   *** "Кто не любит прошлое - того казнит будущие" ***

17.11.2023
Очень интересно и познавательно. Спасибо!


Погода

Регистрация

 Индекс цитирования Клуб "Мастера" 2.0 ©  2011г.-2024г.