Доброго времени суток! Вы находитесь на сайте районного клуба творческих личностей "МАСТЕРА".
 
Рубрики
Творчество Мастеров Творчество наших читателей Библиотека История Покровского края История Орловского края Покровская районная библиотека Мир духовный Заметки на доброту дня Фотографии Покровского края Видеотека Поездки и заседания Доска объявлений Новости О сайте "Мастера" Обратная связь RSS - лента Виджет для Яндекса Приложение для Android

Серебряное кольцо


МКУК ПМЦРБ

Сайт районной библиотеки


Нужна помощь!

Поможем, земляки?


Стена сайта
Всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Просмотров сегодня:
Яндекс.Метрика
Посетителей сегодня:


Главная » Творчество Мастеров » Рассказы о людях земли Покровской

Саланг в судьбе Игоря Фурсова (К 30-летию вывода советских войск из Афганистана)
Опубликовано: 15.01.2019.

Игорь Михайлович Фурсов родился 21 июня 1962 года в селе Покровское Покровского района Орловской области (ныне – посёлок городского типа, районный центр – А.П.), закончил 10 классов Покровской средней школы в 1979 году (классный руководитель – Ссыпных Альбина Михайловна).

В том же году Игорь поступил в Московское высшее командное училище дорожных и инженерных войск (располагалось оно в Балашихе). В 1983 году был выпущен со званием лейтенанта и получил направление в город Сургут на должность командира автомобильного взвода.

С 16 октября 1987 года и по 12 февраля 1989 года находился в Афганистане, вплоть до вывода наших войск. Должность – заместитель командира 692 отдельного дорожно-комендантского батальона по технической части (командир – подполковник Михаил Глевич).

692-й одкб, имея в своём штате дорожно-комендантские подразделения со специализированной дорожно-строительной техникой (автокраны, автогрейдеры, бульдозеры, шнекороторы, самосвалы, экскаваторы), мог выполнять дорожное обеспечение в полном объёме. Имелись в составе его и обычные грузовые автомобили: КАМазы, ЗИЛы-131-ые, ГАЗ-66-ые, УАЗики и военная техника – БТР-ы.

Численность 692-го одкб, который включал в себя штаб, четыре роты и отдельные взвода, по штату составляла 400 человек. Значительную часть их контролировал зампотех Фурсов, главная задача которого заключалась в том, чтобы обеспечить круглогодичную бесперебойную работу техники всеми имеющимися способами и средствами.

Весь батальон в период службы в нём Игоря Фурсова был дислоцирован на перевале Саланг и размещался гарнизонами от н.п.Душак до н.п. Калавуланг провинции Баглан. В это время уже были определены более четкие требования к организации движения на перевале Саланг.

Штаб батальона до ноября 1986 года располагался у северных ворот тоннеля Саланг, после - в н.п. Шауль провинции Баглан.

Высокогорный перевал Саланг и тоннель в нём – самый трудный участок автомобильной дороги Термез — Пули-Хумри — Кабул, которая и так проходила по местности со сложным горным рельефом.

Очень тяжёлые климатические условия и высокая загруженность автомобильной дороги, по которой осуществлялось тыловое обеспечение основной части 40-й армии, требовало постоянного присутствия специализированного формирования дорожного обеспечения.

Поэтому, в соответствии с директивой Штаба ТуркВО, в июне 1982 года, и был создан 692-й отдельный дорожный батальон. 1 апреля 1983 года 692 одкб вошёл в 278-ю отдельную дорожно-комендантскую бригаду. На батальон легла обязанность по обслуживанию дорожно-комендантского участка №2: н.п. Чаугани - перевал Саланг - н.п. Калавуланг. Командный пункт батальона - северный портал тоннеля Саланг (с ноября 1986 г. - н.п. Шауль). На дорожно-комендантском участке батальона располагалось 4 диспетчерских пункта (ДП-200 – северный портал тоннеля, ДП - 201 - н.п. Душак, ДП-202 - южный портал, ДП-203 - н.п. Калавуланг). Протяженность участка ответственности батальона составляла 40 километров.

Представляешь, читатель, 40 километров сложнейшей горной трассы, - в том числе и почти 3 километра – сам тоннель Саланг, а вместе с южной галереей около 6 километров, и всё это – на высотах свыше 3 километров?

Сильно разряженный воздух, резко меняющаяся погода (от минусовых значений до плюс 45 градусов), при которой необходимая для схода лавин снежная масса (глубина 60-90 см) накапливалась на склонах за несколько десятков минут. Колонны часто приходилось буквально проталкивать даже под угрозой схода лавин. К сожалению, были случаи, когда транспортную или дорожную технику сбрасывало лавиной в пропасть. За сутки обильного выпадения снега на участке дороги протяженностью 40 км сходило до 30 лавин различной мощности, сметая на своем пути машины, людей, строения, орудия, и это всё вкупе с постоянной угрозой нападения противника. Снег, остававшийся после схода лавины, превращался, по словам Игоря Михайловича, буквально в камень (от спрессованного снега отскакивал нож бульдозера), от которого с огромным трудом удавалось освободить трассу. Не менее страшными, чем лавины, оказывались и сели – потоки грязи и огромных валунов.

Часто выходили из строя техника и оборудование, но личный состав своим героическим трудом, часто с риском для, жизни обеспечивал доставку нашим частям и подразделениям боеприпасов и других необходимых грузов, а южные провинции страны буквально спасали от голода.

В самом начале эксплуатации перевала Саланг было недопонимание в вопросах безопасности прохождения по нему колонн, к которым добавлялись изношенная система вентиляции и плохое освещение. Это приводило к трагическим последствиям, в частности, к событиям 3 ноября 1982 года.

После этого командование 40-ой армии приняло экстренные меры по нормализации пропуска автотранспорта через Саланг. Это выразилось, в частности, в маятниковом движении колонн, когда один день они шли из Союза, а на другой день – из Кабула и южных провинций Афганистана. На постоянной основе заработал Центральный диспетчерский пункт, улучшилась система вентиляции, строже стал пропускной режим, а каждый водитель автомобиля, который проходил через Саланг, обеспечивался гопкалитовым патроном – дополнением к противогазу, которое обеспечивало защиту от окиси углерода в условиях сильной загазованности тоннеля.

Днём на 40-километровом участке «хозяйничали» офицеры и солдаты 692 одкб, а в 17.00 они передавали свои посты горно-стрелковому батальону.

За год и четыре месяца нахождения Игоря Фурсова в составе 692 одкб чрезвычайных случаев внутри самого тоннеля ни разу не случалось. Но потерь на внешнем пространстве избежать не удалось. Погибло за это время 6 человек: одного рядового, Юрия Долгих, унесло лавиной (тело нашли), остальные потери – при обстрелах душманами двигавшихся колонн и падении бронетранспортёра в пропасть.

За умелое и качественное выполнение своих обязанностей в должности заместителя командира 692 отдельного дорожно-комендантского батальона по технической части капитан Фурсов был удостоен медали «За боевые заслуги» (май 1988 года), а незадолго до вывода (это произошло 12 февраля 1989 года, то есть, уходили они почти последние) его представили к ордену «За службу Родине в Вооружённых Силах СССР» III степени. Правда, награда отыскала героя только в 2006 году. Указ о награждении капитана Фурсова подписывал президент СССР М.С.Горбачёв, а на орденской книжке – уже подпись президента России В.В.Путина.

Осенью 1988 года, когда в 40-ой армии уже вовсю шли разговоры о скором выводе всех войск на территорию СССР, в 692 отдельном дорожно-комендантском батальоне предстояла демобилизация отслуживших солдат-«срочников» и замена их новобранцами: уйти предстояло 270 из 450 человек, то есть, больше половины личного состава. В таких сложных условиях лучше следовало бы оставить «стариков», и офицеры обратились к солдатам с просьбой о возможности добровольно дослужить до вывода войск. И все без исключения согласились – подчеркну, все! Именно опытные воины сумели обеспечить вывод самой ценной части техники и грузов в Союз, а оставшееся имущество было передано по акту афганской армии.

После возвращения на родину Игорь Михайлович Фурсов прослужил в Вооружённых Силах ещё 9 лет (считая три года учёбы в Академии тыла и транспорта - Санкт-Петербург, Васильевский остров, 1989-1992). Майор Фурсов выпустился из неё в день своего рождения – 21 июня 1992 года (в 30 лет) и получил направление в Великий Новгород – командиром дорожно-комендантского батальона. Ещё будучи военным, получил он и второе высшее (гражданское) образование – юридическое.

Ушёл в запас в 1998 году. Трудился Игорь Михайлович в разных должностях – начальником отдела кадров, заместителем главного судебного пристава, в Росреестре, но особо памятной стала для него школа №33 Великого Новгорода, где подполковник Фурсов, будучи заместителем директора по воспитательной работе, успешно руководил военно-патриотическим отрядом «Вече» имени генерал-полковника Ивана Терентьевича Коровникова (2013-2017 годы).

В настоящее время Игорь Михайлович Фурсов трудится начальником отдела юридического и кадрового обеспечения одного из новгородских техникумов.

Он давно и счастливо женат, вместе с женой, Тамилой Сергеевной, воспитали двух дочерей, которые закончили высшие учебные заведения и работают: одна в Новгороде, другая – в Питере.

Судьба забросила Игоря Фурсова далеко от родных мест, но в Покровском он бывает ежегодно – здесь живут его мать, Людмила Ивановна, и сестра Елена с племянницей. Вспоминает Игорь Михайлович учителей и одноклассников, ведь 30-летие вывода советских войск и его лично из Афганистана совпало с 40-летием окончания Покровской средней школы. Что и говорить – знаковые совпадения…

Капитан Игорь Фурсов на перевале Саланг

Игорь Фурсов (справа) с боевым товарищем

Игорь Фурсов (второй справа) с офицерами батальона

На построении (Игорь Фурсов четвёртый справа)

В «рабочем кабинете» на Саланге

Игорь Фурсов на «гражданке»

Игорь Фурсов с женой Тамилой, мамой Людмилой Ивановной

и родственниками  - с портретом деда, Ивана Ивановича Мишина, погибшего подо Ржевом,

Александр Полынкин

Читайте также:

Нашли ошибку? Есть что добавить? Напишите нам: klub.mastera@yandex.ru
Рубрика: Рассказы о людях земли Покровской | Добавил: admin (15.01.2019)
Читали статью: 796 | Теги: Афганцы
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Войти ]
Облако тегов

Надоела реклама?

Смотреть панорамы Покровского: 360 градусов.


Внимание! Акция.

Создадим вместе, покровчане!


Мнения читателей
Последние комментарии:
21.04.2024
Это вторая съемка Андрея. Первую - мы смотрели всей компанией.  

16.04.2024
16.04.2024
02.04.2024
Спасибо, Всем. Встреча мне очень понравилась.
С уважением, Владимир Зайцев.

01.04.2024
Два раза - жаль. Первый раз жаль: то что Покровский артефакт ушел в другой район, а второй раз жаль: то что испортили сам экспонат: просверлив в нем отверстия и прикрепив табличку а ля кладбищенскую.....

29.02.2024
Анатолий, последние три - это, почти стопроцентно, один и тот же населённый пункт. В сельце обязательно должен быть помещичий дом, в данном случае, так и было. А вот деревня Медвежий Колодезь - это, скорее всего, современная деревня Медвежка, но нужно, всё-таки, разбираться...

29.02.2024
...ненаселённой земли, находящейся  Малоархангельского уезда  в деревне Медвежьем Колодезе, именуемой Степью". Александр Михайлович, вопрос к вам. Можно ли считать деревню Медвежий Колодезь (что в тексте),  сельцо Медвежья (18 века), сельцо Медвежка (19 века) и д. Казинка (за свинокомплексом, где бывший колхозный сад) – одним и тем же населенным пунктом? Согласно старым картам - последние три указанных населенных пункта - это одна и та-же деревня или сельцо (в прошлом).

19.02.2024
Я слышал, что упало 22 столба, причем бетонных!!!


Погода

Регистрация

 Индекс цитирования Клуб "Мастера" 2.0 ©  2011г.-2024г.