Игорь Михайлович Фурсов родился 21 июня 1962 года в селе Покровское Покровского района Орловской области (ныне – посёлок городского типа, районный центр – А.П.), закончил 10 классов Покровской средней школы в 1979 году (классный руководитель – Ссыпных Альбина Михайловна).
В том же году Игорь поступил в Московское высшее командное училище дорожных и инженерных войск (располагалось оно в Балашихе). В 1983 году был выпущен со званием лейтенанта и получил направление в город Сургут на должность командира автомобильного взвода.
С 16 октября 1987 года и по 12 февраля 1989 года находился в Афганистане, вплоть до вывода наших войск. Должность – заместитель командира 692 отдельного дорожно-комендантского батальона по технической части (командир – подполковник Михаил Глевич).
692-й одкб, имея в своём штате дорожно-комендантские подразделения со специализированной дорожно-строительной техникой (автокраны, автогрейдеры, бульдозеры, шнекороторы, самосвалы, экскаваторы), мог выполнять дорожное обеспечение в полном объёме. Имелись в составе его и обычные грузовые автомобили: КАМазы, ЗИЛы-131-ые, ГАЗ-66-ые, УАЗики и военная техника – БТР-ы.
Численность 692-го одкб, который включал в себя штаб, четыре роты и отдельные взвода, по штату составляла 400 человек. Значительную часть их контролировал зампотех Фурсов, главная задача которого заключалась в том, чтобы обеспечить круглогодичную бесперебойную работу техники всеми имеющимися способами и средствами.
Весь батальон в период службы в нём Игоря Фурсова был дислоцирован на перевале Саланг и размещался гарнизонами от н.п.Душак до н.п. Калавуланг провинции Баглан. В это время уже были определены более четкие требования к организации движения на перевале Саланг.
Штаб батальона до ноября 1986 года располагался у северных ворот тоннеля Саланг, после - в н.п. Шауль провинции Баглан.
Высокогорный перевал Саланг и тоннель в нём – самый трудный участок автомобильной дороги Термез — Пули-Хумри — Кабул, которая и так проходила по местности со сложным горным рельефом.
Очень тяжёлые климатические условия и высокая загруженность автомобильной дороги, по которой осуществлялось тыловое обеспечение основной части 40-й армии, требовало постоянного присутствия специализированного формирования дорожного обеспечения.
Поэтому, в соответствии с директивой Штаба ТуркВО, в июне 1982 года, и был создан 692-й отдельный дорожный батальон. 1 апреля 1983 года 692 одкб вошёл в 278-ю отдельную дорожно-комендантскую бригаду. На батальон легла обязанность по обслуживанию дорожно-комендантского участка №2: н.п. Чаугани - перевал Саланг - н.п. Калавуланг. Командный пункт батальона - северный портал тоннеля Саланг (с ноября 1986 г. - н.п. Шауль). На дорожно-комендантском участке батальона располагалось 4 диспетчерских пункта (ДП-200 – северный портал тоннеля, ДП - 201 - н.п. Душак, ДП-202 - южный портал, ДП-203 - н.п. Калавуланг). Протяженность участка ответственности батальона составляла 40 километров.
Представляешь, читатель, 40 километров сложнейшей горной трассы, - в том числе и почти 3 километра – сам тоннель Саланг, а вместе с южной галереей около 6 километров, и всё это – на высотах свыше 3 километров?
Сильно разряженный воздух, резко меняющаяся погода (от минусовых значений до плюс 45 градусов), при которой необходимая для схода лавин снежная масса (глубина 60-90 см) накапливалась на склонах за несколько десятков минут. Колонны часто приходилось буквально проталкивать даже под угрозой схода лавин. К сожалению, были случаи, когда транспортную или дорожную технику сбрасывало лавиной в пропасть. За сутки обильного выпадения снега на участке дороги протяженностью 40 км сходило до 30 лавин различной мощности, сметая на своем пути машины, людей, строения, орудия, и это всё вкупе с постоянной угрозой нападения противника. Снег, остававшийся после схода лавины, превращался, по словам Игоря Михайловича, буквально в камень (от спрессованного снега отскакивал нож бульдозера), от которого с огромным трудом удавалось освободить трассу. Не менее страшными, чем лавины, оказывались и сели – потоки грязи и огромных валунов.
Часто выходили из строя техника и оборудование, но личный состав своим героическим трудом, часто с риском для, жизни обеспечивал доставку нашим частям и подразделениям боеприпасов и других необходимых грузов, а южные провинции страны буквально спасали от голода.
В самом начале эксплуатации перевала Саланг было недопонимание в вопросах безопасности прохождения по нему колонн, к которым добавлялись изношенная система вентиляции и плохое освещение. Это приводило к трагическим последствиям, в частности, к событиям 3 ноября 1982 года.
После этого командование 40-ой армии приняло экстренные меры по нормализации пропуска автотранспорта через Саланг. Это выразилось, в частности, в маятниковом движении колонн, когда один день они шли из Союза, а на другой день – из Кабула и южных провинций Афганистана. На постоянной основе заработал Центральный диспетчерский пункт, улучшилась система вентиляции, строже стал пропускной режим, а каждый водитель автомобиля, который проходил через Саланг, обеспечивался гопкалитовым патроном – дополнением к противогазу, которое обеспечивало защиту от окиси углерода в условиях сильной загазованности тоннеля.
Днём на 40-километровом участке «хозяйничали» офицеры и солдаты 692 одкб, а в 17.00 они передавали свои посты горно-стрелковому батальону.
За год и четыре месяца нахождения Игоря Фурсова в составе 692 одкб чрезвычайных случаев внутри самого тоннеля ни разу не случалось. Но потерь на внешнем пространстве избежать не удалось. Погибло за это время 6 человек: одного рядового, Юрия Долгих, унесло лавиной (тело нашли), остальные потери – при обстрелах душманами двигавшихся колонн и падении бронетранспортёра в пропасть.
За умелое и качественное выполнение своих обязанностей в должности заместителя командира 692 отдельного дорожно-комендантского батальона по технической части капитан Фурсов был удостоен медали «За боевые заслуги» (май 1988 года), а незадолго до вывода (это произошло 12 февраля 1989 года, то есть, уходили они почти последние) его представили к ордену «За службу Родине в Вооружённых Силах СССР» III степени. Правда, награда отыскала героя только в 2006 году. Указ о награждении капитана Фурсова подписывал президент СССР М.С.Горбачёв, а на орденской книжке – уже подпись президента России В.В.Путина.
Осенью 1988 года, когда в 40-ой армии уже вовсю шли разговоры о скором выводе всех войск на территорию СССР, в 692 отдельном дорожно-комендантском батальоне предстояла демобилизация отслуживших солдат-«срочников» и замена их новобранцами: уйти предстояло 270 из 450 человек, то есть, больше половины личного состава. В таких сложных условиях лучше следовало бы оставить «стариков», и офицеры обратились к солдатам с просьбой о возможности добровольно дослужить до вывода войск. И все без исключения согласились – подчеркну, все! Именно опытные воины сумели обеспечить вывод самой ценной части техники и грузов в Союз, а оставшееся имущество было передано по акту афганской армии.
После возвращения на родину Игорь Михайлович Фурсов прослужил в Вооружённых Силах ещё 9 лет (считая три года учёбы в Академии тыла и транспорта - Санкт-Петербург, Васильевский остров, 1989-1992). Майор Фурсов выпустился из неё в день своего рождения – 21 июня 1992 года (в 30 лет) и получил направление в Великий Новгород – командиром дорожно-комендантского батальона. Ещё будучи военным, получил он и второе высшее (гражданское) образование – юридическое.
Ушёл в запас в 1998 году. Трудился Игорь Михайлович в разных должностях – начальником отдела кадров, заместителем главного судебного пристава, в Росреестре, но особо памятной стала для него школа №33 Великого Новгорода, где подполковник Фурсов, будучи заместителем директора по воспитательной работе, успешно руководил военно-патриотическим отрядом «Вече» имени генерал-полковника Ивана Терентьевича Коровникова (2013-2017 годы).
В настоящее время Игорь Михайлович Фурсов трудится начальником отдела юридического и кадрового обеспечения одного из новгородских техникумов.
Он давно и счастливо женат, вместе с женой, Тамилой Сергеевной, воспитали двух дочерей, которые закончили высшие учебные заведения и работают: одна в Новгороде, другая – в Питере.
Судьба забросила Игоря Фурсова далеко от родных мест, но в Покровском он бывает ежегодно – здесь живут его мать, Людмила Ивановна, и сестра Елена с племянницей. Вспоминает Игорь Михайлович учителей и одноклассников, ведь 30-летие вывода советских войск и его лично из Афганистана совпало с 40-летием окончания Покровской средней школы. Что и говорить – знаковые совпадения…
Капитан Игорь Фурсов на перевале Саланг
Игорь Фурсов (справа) с боевым товарищем
Игорь Фурсов (второй справа) с офицерами батальона
На построении (Игорь Фурсов четвёртый справа)
В «рабочем кабинете» на Саланге
Игорь Фурсов на «гражданке»
Игорь Фурсов с женой Тамилой, мамой Людмилой Ивановной
и родственниками - с портретом деда, Ивана Ивановича Мишина, погибшего подо Ржевом,
Александр Полынкин
Читайте также:
Нашли ошибку? Есть что добавить? Напишите нам: klub.mastera@yandex.ru
|