Совсем недавно, 7 августа 2014 года, Иван Александрович Потапов отметил 80-летний юбилей. Самое время теперь ему вспомнить прошлое и подвести итоги, которые, впрочем, уже давно подведены другими: прожил ветеран жизнь нелёгкую, но достойную, не стыдно ни перед родственниками, ни перед знакомыми.
В многодетной крестьянской семье Потаповых из деревни Шатилово Покровского района (вообще-то, официальное название её – деревня Варварино, но практически никто из жителей не использует этого имени – А.П.) было четыре брата и две сестры, младшая из которых, Люба, появилась на свет уже во время оккупации, в ноябре 1941 года. Так получилось, что гитлеровцы пришли в их деревню позже, чем в другие населённые пункты района – на рождество 1942 года. Пришли и для начала выгнали жителей из самых приличных домов – в подвалы. На глазах у многих сразу же расстреляли местного учителя и его дочь. Однажды под горячую руку фашиста попал семилетний Иван Потапов – чуть не прибил его разозлившийся из-за чего оккупант. Благо, другой немец, постарше (видно, свои дети были), заступился.
А через две недели и вообще всех шатиловцев не только из жилищ, но из своего родного селения изгнали. Пришлось Потаповым помыкаться по белу свету – и по Орловской области, и по другим далёким местам. Отец сумел однажды, где-то под Глазуновкой, летом 1943 года, улучив момент, пробраться с тремя мужиками к своим. Товарищей тут же на фронт отправили, а Александра Потапова, по причине язвы желудка, определили трудиться в тылу, в городе Калинине. Там он каменщиком был на стройке, кстати, и остался на новом месте навсегда – к семье не вернулся, хотя связь с родными в послевоенные годы поддерживал.
Матери же с детьми пришлось хлебнуть горя полной чашей. Вернулись в Шатилово – а жилища нет, распилили немцы их сделанный из соломенных пучков дом на части и на окопы отправили. Пришлось ютиться в промерзаемом насквозь зимой каменном сарае. Только-только чуточку оклемались Потаповы – сразу два брата, Александр (15 лет) и Сергей (11 лет), в 1947 году погибли, подорвавшись на мине (тьма их ещё оставалась на окрестных полях и в оврагах).
А летом 1951 года сделанный ценой невероятных усилий небольшой дом Потаповых сгорел дотла. Пришлось строить новый. Так новая беда случилась: 24-летняя сестра Анна поехала в Верховье за стропилами для крыши нового дома, простудилась в пути и скончалась скоропостижно от крупозного воспаления лёгких. Вот и не стало сразу половины семейного состава.
Иван Потапов сумел закончить в соседнем селе Липовец семилетку и поехал к отцу в Калинин. Поработав там некоторое время и закончив курсы шоферов, возвратился на родину, на помощь матери, которая осталась одна (брата Николая в армию призвали). Трудился Иван в Покровской МТС штурвальным на комбайне, потом шоферил в местной кинофикации, пока не призвали в 1955 году в армию.
Служил в транспортной роте, водителем. Довелось перед демобилизацией в 1958 году доставлять из-под города Клинцы (Брянская область) ракеты в ГДР (всё делалось в обстановке строжайшей секретности). Демобилизовался Иван Александрович Потапов и уже через две недели, 16 декабря 1958 года, был принят на должность водителя Покровского райпотребсоюза. Так начался его более чем 35-летний труд на благо Покровской кооперации. Для начала целых 16 лет крутил баранку грузовика, грузы с баз Орла и Змиёвки перевозил в Покровское.
За полтора десятка лет много случалось разных происшествий на трассе, особенно зимой. Ведь в те годы снега выпадало намного больше, иногда машина двигалась буквально в снежном тоннеле, в одну колею, – борта оказывались ниже уровня снега по обочинам дороги. Приходилось и ночевать в пути. Однажды из Орла до Покровского по причине снежных заносов добирался Потапов с товарищем целых три дня.
Да и волки тогда в наших краях ещё водились. Председателю райсоюза однажды серый хищник прямо на капот машины свалился с дороги. Ружьё у Василия Ивановича Петрова зимой всегда под рукой было. Он и воспользовался случаем – выстрелил, а потом преследовал волка, пока не добил его.
Возили шофёры и экспедиторы грузы долгое время в открытых машинах. Поэтому водку, к примеру, приходилось зимой тщательно укрывать – чтобы не замёрзла, однако порой холода стояли такие, что 30-градусная «Перцовка» становилась желеобразной к концу рейса. Но водитель Иван Потапов из любых поездок возвращался благополучно, привозя доверенные ему грузы.
Первые три года работы в райсоюзе жил он в Липовце, у тёщи, в малюсенькой хатёнке. Когда родился сын Александр в 1961 году – решился Иван Александрович на строительство собственного жилья. Председатель Покровского райпотребсоюза В.И.Петров помог со шлакоблоком. Перевозка его из Орла в Покровское стала целой эпопеей. Но закончилось всё удачно, и вскоре семья Потаповых уже осваивала просторный дом в самом начале улицы Садовой (дочки Лена и Люда уже в нём родились).
В 1974 году, когда председателем правления Покровского райпо стала Раиса Васильевна Сапрыкина, она заметила добросовестность, ответственность и трудолюбие водителя Потапова и уговорила его занять должность механика. Машин в райпо уже было порядочно, а вот порядка с их ремонтом и выходом в рейсы – никакого. Иван Александрович, чтобы с новыми обязанностями справиться – курсы механиков при Покровском ДОСААФе закончил, а устройство любой имевшейся в гараже райпо машины он и так назубок знал. Уже через пару лет никаких проблем с техникой у водителей не было – ремонт и обслуживание всегда проводились в срок, запчасти были наготове. При содействии Раисы Васильевны Сапрыкиной были построены настоящие гаражи, и шофёры зимой теперь чувствовали себя намного комфортнее. Штат водительский Иван Александрович тоже перетряхнул – от нерадивых и пьяниц понемногу избавился, а на работе появились такие добросовестные, как, к примеру, Николай Полянский, сумевший даже «убитый» ЗИЛ восстановить из «чермета», а потом и прицеп к нему подделать. И за один рейс с тех пор Полянский вдвое больше грузов привозил, чем другие шофёры.
Не стало перебоев с доставкой товаров потом по сельским магазинам. В общем, система транспортная при Иване Александровиче работала, как часы. К началу 90-ых годов число автомобилей в гараже Покровского райпо достигло уже 50 единиц, и механик Потапов превратился в начальника автобазы. К сожалению, этот момент стал пиком развития Покровской кооперации. Она стала испытывать большие трудности, грузов перевозили всё меньше. Отношения же Ивана Александровича с менявшимися председателями райпо не складывались, и как только подошёл срок ухода в 1994 году на заслуженный отдых, Потапов, не раздумывая, сделал это. Уходил он с чистой совестью, сделав всё, что мог: «Пусть другие теперь сделают больше».
В последнее время в своём старом, но уютном доме Иван Александрович живёт вдвоём с любимой женой Раисой. Но дочери и внуки частенько заезжают в гости, радуя стариков. Ведь что им сейчас нужно? Внимание и тепло близких людей.
Ветераны Покровской кооперации (третий слева на снимке – И.А.Потапов)
Иван Александрович Потапов (фото 2008 года)
Иван Александрович Потапов (фото 25.08.2014года)
Александр Полынкин
Нашли ошибку? Есть что добавить? Напишите нам: klub.mastera@yandex.ru
|