Доброго времени суток! Вы находитесь на сайте районного клуба творческих личностей "МАСТЕРА".
 
Рубрики
Творчество Мастеров Творчество наших читателей Библиотека История Покровского края История Орловского края Покровская районная библиотека Мир духовный Заметки на доброту дня Фотографии Покровского края Видеотека Поездки и заседания Доска объявлений Новости О сайте "Мастера" Обратная связь RSS - лента Виджет для Яндекса Приложение для Android

Серебряное кольцо


МКУК ПМЦРБ

Сайт районной библиотеки


Нужна помощь!

Поможем, земляки?


Стена сайта
Всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Просмотров сегодня:
Яндекс.Метрика
Посетителей сегодня:


Главная » Творчество Мастеров » Творчество Дмитрия Коренева

Орловский характер Дмитрия Коренева
Опубликовано: 26.06.2015.

Как-то получилось, что этот материал о нашем коллеге, опубликованный ещё два с лишним года назад, прошёл мимо внимания сайта «Мастера». Мы исправляем допущенную оплошность, поскольку интервью с Дмитрием Михайловичем многое позволяет понять в  характере известного реконструктора и даёт представление о нём как об учёном

(админ) 

«Дмитрий Коренев — ученый-историк, преподаватель истории в одном из орловских вузов, а также один из руководителей клуба военно-исторической реконструкции «Новик»   Сегодня, когда буйным цветом расцвели разного рода псевдоисторические идеи и течения, Дмитрий занимается поиском исторической правды через реконструкцию древних русских костюмов. О своем увлечении, столь тесно связанном с профессией, историк рассказал корреспонденту «Орловской среды».

Дмитрий Коренев

- Вы не только ученый, но и реконструктор. Расскажите, как соотносятся эти два вида вашей деятельности? Помогает ли одно другому?

- Занимаюсь реконструкцией русского костюма позднего средневековья. Это как раз время формирования русского централизованного государства. Сфера научных интересов – преломление в костюме чинов государева двора как раз процессов централизации. Собственно реконструкция – это хобби. Клуб исторической реконструкции «Новик» – это неформальное объединение. На данный момент в нем пять человек. Для клуба, реконструирующего XVI-XVII века в российской провинции, это не так уж мало. По мере возможности ездим на фестивали. Естественно, приходится выкраивать свободное от работы время.

- Видимо, не зря говорят, что мода отражает состояние общества. Так каким же образом в костюме преломлялись процессы централизации государства?

- Лейтмотивом этой концепции является фраза одного из известных французских философов Мишеля Фуко: «Государству нужно послушное тело. Как только тело становится послушным, послушным становится и дух». Под «телом» здесь понимается не только внешний вид, но и поведение. Отсюда и формирование необходимых государству институтов: централизованное образование, централизованное исполнение наказаний, регулярные вооруженные силы, которые одеты в единую форму. Соответственно, и одежда перестает быть индивидуальной. Я попытался исследовать, насколько были актуальны эти процессы для Московского царства. Вывод таков – да, актуальны. Русские цари того времени пытались одеть свой двор сообразно идеологемам, которые были на тот момент главенствующими. В частности: «Москва – Третий Рим», «Москва – центр православия, последняя православная держава». Костюм знатных людей, вхожих ко двору, подчинялся также этим идеям. Сильнейшее влияние православия выражалось в презрении к телесному, то есть в отказе от одежды, которая так или иначе подчеркивает формы тела. Кроме того, более выраженным становится подражание византийскому костюму – как выражение преемственности. Примечательно, что изменения внешнеполитической ситуации четко отражаются в костюме знати – к XVII веку проявляется влияние польской моды. К концу XVII века знать все более и более желает выглядеть по-европейски. Конечной точкой и вершиной этой тенденции стали, конечно, реформы Петра. Именно поэтому обывательское мнение о том, что Петр просто ни с того ни с сего обрезал своим придворным бороды, рукава и полы одежды, неверно. Это часть длительной эволюции костюма как минимум чинов двора. И представление о том, что до Петра одежда была мешком с рукавами, в котором было неудобно даже ходить, – это тоже ерунда. Были разные виды одежды, приспособленные под разные условия. Просто ритм жизни и отношение к ней было другое. Человеку не надо было, например, опрометью бежать в лес за дровами. Он спокойно садился на лошадь и спокойно отправлялся по своим делам. Физически работать в этой одежде также очень удобно. Опять же – проверено на себе. На фестивалях приходится в старинной одежде разбивать лагерь, разводить огонь и так далее.

- Возможно ли выделить особенности именно орловского костюма позднего средневековья?

- Дело в том, что достоверных исторических источников по этому вопросу практически нет – пожары, набеги и Смута сделали свое дело. С XVI века не сохранилось ни одного образца одежды, который мы точно и достоверно можем связать именно с орловским регионом. Тем не менее, какие-то тенденции, контуры орловского костюма обрисовать можно. Во-первых, Орловщина достаточно длительное время находилась в составе Великого княжества Литовского. Во-вторых, сам характер проживания здесь – это военное сословное общество. Здесь очень долго сохранялась активная воинская культура, которая предполагает определенные, своеобразные виды одежды. Если, скажем, посмотреть на костюм XIX века бывшего южного порубежья – Орловская, Брянская, Курская, Рязанская области и так далее, то видим очень большой процент приталенной мужской одежды. То, что называли зипунами, каратаями. Генетически эта одежда восходит как раз к воинским костюмам XVI-XVII веков.

- Наверное, жизнь на границе накладывала отпечаток не только на костюм, но и на характер жителей орловского региона?

- Безусловно, это так называемая психология фронтира. До 70-х годов XVI века граница на территории нашего региона проходила по реке Рыбнице. Каждый встреченный человек мог оказаться врагом, шпионом, преступником. Доверять здесь никому нельзя. Ситуация складывалась такая, что эффективнее было сначала ударить, а потом уже разбираться и извиняться. Здесь традиционно не доверяют власти, потому что исторически эти территории периодически переходили из рук в руки. Кажется, что жители орловского региона большую часть истории бросаются из крайности в крайность – от страстного желания угодить действующей власти до противостояния Москве, как в эпоху Смуты. Кроме того, граница с Диким полем – это место, где ослабляется контроль государства. Традиционно это место притяжения людей авантюрного склада, тех, кто готов пожертвовать собственной спокойной жизнью ради свободы. Поэтому, как мне кажется, орловцев отличает некое обостренное чувство справедливости с жаждой бурной деятельности. Орловцев в позднее средневековье, после малоизвестной, к сожалению, Стародубской войны, прозвали «дубинниками» – то есть, если упрощенно объяснять, остановить их можно только ударом дубины по голове.

- Почему вы изучаете костюм именно XVI-XVII веков? Почему именно эта эпоха?

- Мне всегда были интересны времена сложные, которые находились на стыке эпох. Кроме того, при изучении истории Орла мне попался интересный документ: челобитная послов, которые просили увеличить им жалованье, потому как, несмотря на то, что им пришлось претерпеть муки в крымском плену, они все равно не выдали места, где находилась казна, которую везли. Далее описывались все тяготы этих людей. В этом документе как бы квинтэссенция того, насколько трудна была жизнь на границе, что приходилось переживать нашим предкам здесь. Между тем жизни обычных людей в эту эпоху в нашем регионе традиционно уделялось не очень много внимания, а она этого достойна. Выходило, что мы оказались иванами, родства не помнящими. В 2002 году наш клуб «Новик» стал одним из первых в России, кто занимался XVI веком.

- Сейчас очень много появилось клубов, которые называют себя реконструкторами, но при этом внешний облик их членов и их поведение далеки от исторического. Как вы относитесь к этому явлению?

- Конечно, это личное дело каждого. Печально только, что эти люди называют себя хранителями традиций. Но весь вопрос в цели. Если есть задача только показать эффектную картинку на народных гуляньях в городе или получить грант, то зачем нужно прилагать огромные усилия на исторический поиск?… К тому же, наши люди часто относятся к реконструкторам так: «Я пришел сюда развлекаться, развлекай меня давай!» С этим не каждый может справиться. Бывает, на тебя показывают пальцем, а ты понимаешь, что остановить их и начать читать лекцию по истории просто не имеет смысла, становится обидно. Это обида не на конкретных людей. А на то, что в нашей стране сложилась система, где уровень национального самосознания людей настолько низок. Тем не менее ситуация меняется в лучшую сторону. Недавно государство выразило заинтересованность в поддержке реконструкторов. Хорошо это будет или плохо и не останется ли это только на словах – увидим».

Елена Маслова

(Орловская среда, 3 апреля 2013 года)

Читайте также:

Источник: http://orelsreda.ru/orlovskij-harakter/
Нашли ошибку? Есть что добавить? Напишите нам: klub.mastera@yandex.ru
Рубрика: Творчество Дмитрия Коренева | Добавил: admin (26.06.2015)
Читали статью: 1035 | Теги: Реконструкторы, Дмитрий Коренев
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Войти ]
Облако тегов

Надоела реклама?

Смотреть панорамы Покровского: 360 градусов.


Внимание! Акция.

Создадим вместе, покровчане!


Мнения читателей
Последние комментарии:
21.04.2024
Это вторая съемка Андрея. Первую - мы смотрели всей компанией.  

16.04.2024
16.04.2024
02.04.2024
Спасибо, Всем. Встреча мне очень понравилась.
С уважением, Владимир Зайцев.

01.04.2024
Два раза - жаль. Первый раз жаль: то что Покровский артефакт ушел в другой район, а второй раз жаль: то что испортили сам экспонат: просверлив в нем отверстия и прикрепив табличку а ля кладбищенскую.....

29.02.2024
Анатолий, последние три - это, почти стопроцентно, один и тот же населённый пункт. В сельце обязательно должен быть помещичий дом, в данном случае, так и было. А вот деревня Медвежий Колодезь - это, скорее всего, современная деревня Медвежка, но нужно, всё-таки, разбираться...

29.02.2024
...ненаселённой земли, находящейся  Малоархангельского уезда  в деревне Медвежьем Колодезе, именуемой Степью". Александр Михайлович, вопрос к вам. Можно ли считать деревню Медвежий Колодезь (что в тексте),  сельцо Медвежья (18 века), сельцо Медвежка (19 века) и д. Казинка (за свинокомплексом, где бывший колхозный сад) – одним и тем же населенным пунктом? Согласно старым картам - последние три указанных населенных пункта - это одна и та-же деревня или сельцо (в прошлом).

19.02.2024
Я слышал, что упало 22 столба, причем бетонных!!!


Погода

Регистрация

 Индекс цитирования Клуб "Мастера" 2.0 ©  2011г.-2024г.