Доброго времени суток! Вы находитесь на сайте районного клуба творческих личностей "МАСТЕРА".
 
Рубрики
Творчество Мастеров Творчество наших читателей Библиотека История Покровского края История Орловского края Покровская районная библиотека Мир духовный Заметки на доброту дня Фотографии Покровского края Видеотека Поездки и заседания Доска объявлений Новости О сайте "Мастера" Обратная связь RSS - лента Виджет для Яндекса Приложение для Android

Серебряное кольцо


МКУК ПМЦРБ

Сайт районной библиотеки


Нужна помощь!

Поможем, земляки?


Стена сайта
Всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Просмотров сегодня:
Яндекс.Метрика
Посетителей сегодня:


Главная » Творчество Мастеров » Творчество Олега Волкова

Дороги князя Хилкова (окончание)
Опубликовано: 24.01.2023.

Начало - здесь

Русско-японская война 1904-1905 годов. Тяжёлые, зачастую трагичные страницы нашей истории. Сама тема сложная, в нескольких предложениях не рассказать. Да и написано об этих событиях немало. Поэтому сейчас только о князе Хилкове и его министерской деятельности в суровую военную годину.

Перед министром стояла сложнейшая задача - обеспечить переброску войск и грузов по железной дороге на дальневосточный театр военных действий. А до театра несколько тысяч километров. И преграда немалая - Байкал. Дело в том, что в то время Кругобайкальская железная дорога ещё не была достроена.Поезда через озеро переправляли по частям с помощью понтонной переправы. А как быть зимой? Проблема на проблеме...

Министр Хилков взялся за сложнейшее дело. Михаил Иванович срочно выехал из столицы на Байкал. Вспомним, что дело происходило в феврале 1904 года. И рельсы в мороз проложили … по льду озера! Вагоны перегоняли на конной тяге до станции Танхой. В условиях суровой байкальской зимы.

Байкальская переправа

Немногие жители Центральной России знают это слово, «сарма» (с ударением на втором слоге). Байкальцы хорошо знают. Именно так называется осенний и зимний ветер на озере, достигающий огромной разрушительной силы. Такой, что суда выбрасывало на берег и люди платили стихии десятками, а порой и сотнями человеческих жизней. Незадолго до описываемых событий, в 1901 году, от ударов сармы погиб пароход «Потапов», погибло 176 человек. Год спустя ураганный ветер пришёлся на пароход «Александр Невский». Пароход очень сильно потрепало, буксируемые им баржи уничтожило, погибли 172 человека. Вот в таких условиях приходилось работать!

Задача была решена. Вот что писала английская «Таймс»: «Князь Хилков является для Японии более опасным противником, чем военный министр Куропаткин. Он знает что делать, а самое главное - как делать. При нём Сибирская магистраль стала работать очень эффективно, а её служащие демонстрируют высокий профессионализм. Если и есть человек в России, способный более чем кто-либо помочь своей стране избежать военной катастрофы, то это именно князь Хилков». А вот что писал в феврале-марте 1904 года сам военный министр Куропаткин в своём дневнике: «На Байкале меня встретил князь Хилков. Осунулся, похудел, совершенно расстроил свои нервы. Очевидно, взял задачу не по своим физическим силам, но выполнил её с успехом: 65 паровозов (в разобранном виде) и 1600 вагонов удалось передать по рельсовому пути, установленному по льду, несмотря на массу трудностей и почти ежедневные трещины во льду. Некоторые части паровозов катились по рельсам, везомые несколькими лошадьми». И он же, генерал Куропаткин, некоторое время спустя : «Вдохновение и энергия князя Хилкова выручила нас из этого тяжёлого положения, невзирая на все трудности, на страшном морозе и ветре, старый князь лично вёл дело и хотя крепко заболел, но выручил нас… Большое дело было им сделано и, надо надеяться, будет оценено родиной».

Год спустя, с октября 1905 года, князь Михаил Иванович Хилков в отставке. Причиной называют охватившие страну забастовки железнодорожников и неспособность министра справиться с ними. Может и так, но и годы давали о себе знать. За князем осталась одна должность, член Государственного Совета Российской империи, которую он исполнял с 4 января 1895 года.

На известной картине Ильи Ефимовича Репина «Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года» для Михаила Ивановича Хилкова место нашлось, ведь он состоял членом Государственного совета с 4 января 1895 года. Кстати, рядом с ним изображён неоднократно цитируемый Сергей Юльевич Витте, министр финансов. Грандиозное полотно в Русском музее. 400 на 877 сантиметров! Во всю стену. На боковых стенах зала этюды, изображающие участников заседания. Репин писал картину по заказу императора. У художника сильно болела правая рука и он выговорил право привлечь к работе своих учеников, Ивана Семёновича Куликова и Бориса Михайловича Кустодиева. Куликов писал левую часть картины, возможно его кисти, с правкой Репина, и принадлежит портрет князя Хилкова..

Князь Хилков. Этюд к картине

«Торжественное заседание Государственного совета».

До наших дней сохранилось немного изображений Михаила Ивановича. Несколько портретов и фотографий в зрелом возрасте. Он занимал в это время пост министра путей сообщения. А более ранних нет. Причины понятны, занятость по службе и личная скромность. Князь не выставлял свою личную жизнь на всеобщее обозрение. В ряде публикаций о семье Михаила Ивановича сплошь неточности и «белые пятна». Попробуем разобраться...

Как уже говорилось, в 1863 князь Михаил Иванович Хилков женился на Анне Николаевне Неведомской. В браке родилось четверо детей. Две дочери, Ольга (30.7.1864) и Анна (12.10.1866), и два сына, Степан (1869) и Михаил (1873). Старшая дочь, княжна Ольга Михайловна Хилкова, вышла замуж за графа Константина Павловича Кутайсова, офицера Лейб-гвардии конной артиллерии. Впоследствии он дослужился до полковника и флигель-адьютанта, награждён Георгиевским оружием и орденами российской империи. Убит во время Гражданской войны. Жена, графиня Ольга Михайловна, скончалась ранее, в 1911 году. Детей в браке не было. 

Младшая дочь, княжна Анна Михайловна Хилкова, родилась в Аргентине. Она вышла замуж за лейтенанта флота Владимира Дмитриевича Ермолова, приходящемуся генералу от инфантерии Алексею Петровичу Ермолову двоюродным племянником. Напомним, что знаменитый полководец, как и его родители, имел непосредственное отношение к Орловщине. В адрес-календарях Орловской губернии удалось отыскать сведения и об Анне Михайловне Хилковой. До замужества, в 1890-1892 годах, она состояла почётным членом Общества охотников конского бега. Так и написано: «княжна Анна Михайловна Хилкова». В браке родились два сына и две дочери.

Старший сын, князь Степан Михайлович Хилков, служил на флоте мичманом. Умер совсем молодым, бездетным, в двадцать один год.

Младший сын, князь Михаил Михайлович Хилков, сопровождал отца в 1896 году во время третьей поездки в Соединённые Штаты. Американской прессой он назван «атташе по вопросам финансов». В годы революции проживал в семейном имении, его следы теряются во время Гражданской войны. Дом Хилковых сгорел в 1919 году.

Жена Михаила Ивановича, княгиня Анна Николаевна, скончалась 27 января 1892 года, ей было пятьдесят два года. Князь Хилков спустя некоторое время вступил во второй брак. Его избранницей стала Александра Николаевна Неведомская. Младшая сестра покойной жены. Понимаю недоумение читателей, но из песни слова не выкинешь. Так было. Весомым обстоятельством для заключения этого необычного брака послужило то обстоятельство, что у Михаила Ивановича и Александры Николаевны была … внебрачная дочь. Девочка появилась на свет 3 августа 1882 года, ещё при жизни первой жены князя. Назвали её Евдокией. Впоследствии Михаил Иванович добился, чтобы она ничем не отличалась от его законных детей. 4 апреля 1896 года согласно Высочайшего указа правительствующего Сената Евдокия Михайловна Хилкова вступила во все права, «законным детям принадлежащие». Княжна Евдокия училась в Смольном институте, а 22 августа 1901 года вышла замуж за инженера путей сообщения Владимира Петровича Шуберского. И вот здесь начинается путаница. Некоторые публикации называют мужем Евдокии Михайловны некоего Чуберского, путают года рождения, инициалы мужа и ещё очень-очень многое. Но вот документ о бракосочетании из Центрального государственного исторического архива Санкт-Петербурга (фонд 19, опись 127, дело 1084, кадр 757). И там сказано, что «...Жених - причисленный к министерству путей сообщения Владимир Петрович Шуберский, православный, 23 года. Невеста - дочь министра путей сообщения княжна Хилкова Евдокия Михайловна, 19 лет». И ещё одно свидетельство, запись о крещении внучки, Прасковьи Владимировны Шуберской: «...родилась 23, крещена 28 августа 1902 года. Восприемник - действительный тайный советник князь Хилков Михаил Иванович (ЦГИА СПб фонд 19, опись 127, дело 1283, кадр 56). Вот так, документ есть документ...

Князь Хилков не оставил детям большое состояние, оставил честное имя. Всю жизнь он чурался «тёмных» приработков и довольствовался исключительно казённым жалованьем. Воспитывал детей и давал им хорошее образование. А дальше - сами! Характерны записи о зяте-железнодорожнике, Владимире Петровиче Шуберском: «Володю назначили инспектором императорского пути, а это означало, что он нёс ответственность за все маршруты, по которым должен был проезжать император. Поскольку на пути следования императора вполне могли заложить бомбу, Володе следовало ехать на отдельном паровозе впереди императорского поезда в качестве подставного, чтобы в критической ситуации его взорвало первым». Вот так протекция!

Удалось отыскать интересный документ о Первой мировой войне. Называется «Дневник командировки в Германию для осмотра русских военнопленных в июле-октябре 1916 года». Издан в Петрограде. 1916 год. Государственная типография. Автор - Шуберская Евдокия Михайловна. Больше о ней пока ничего не нашёл. После революции Евдокия Михайловна развелась с мужем и уехала за границу, в преклонных годах скончалась в Бельгии. Следы её потомков затерялись в чужедальних краях.

Документов о работе Михаила Ивановича Хилкова непосредственно на Орлово-Грязинской железной дороге пока найти не удалось. Но на 46 странице адрес-календаря Орловской губернии за 1893 год значится, что в это время князь находился в Орле и состоял членом совета Орловского благотворительного общества.

А теперь несколько завершающих набросков...

23 мая (4 июня по новому стилю) 1896 года в Москве открыто высшее инженерное училище для подготовки железнодорожных кадров. На следующий день ему был присвоен статус Императорского. У его истоков стоял министр путей сообщения - Хилков Михаил Иванович. Учебное заведение неоднократно переименовывалось, неизменной была качественная подготовка специалистов. Сейчас это Российский университет транспорта.

Первый профессиональный праздник в России - День железнодорожника, он ежегодно праздновался с 25 июня 1896 года. Изначально праздник был приурочен ко дню рождения императора Николая Первого, при котором была построена железнодорожная ветка до Царского Села и магистраль от Санкт-Петербурга до Москвы. По докладу министра путей сообщения князя Хилкова император Николай Второй и принял решение о празднике. Приказом №68 от 28 июня 1896 года по министерству путей сообщения Михаил Иванович довёл монаршую волю до управляющих железными дорогами. После революции праздник отменили как «царский». Вновь праздник вернули в 1936 году, сейчас он отмечается в первое воскресенье августа.

Михаил Иванович Хилков скончался 8 (21) марта 1909 года, похоронен на фамильном кладбище дворян Неведомских в Тверской губернии. Грозные годы революций и войн пощадили место последнего приюта князя. Но в 1976 году через территорию кладбища проложили асфальтированную дорогу к животноводческому комплексу колхоза, носящего имя революционера и партийного деятеля Чудова. Могила министра Хилкова оказалась под дорожным полотном. Вот так учудили! Историческую справедливость с захоронением Михаила Ивановича Хилкова восстановили лишь в 2016 году. Приложили усилия общественность, Министерство транспорта РФ, РЖД и РОСАВТОДОР. 

Первого ноября 2022 года в Санкт-Петербурге у входа в Музей железных дорог открыли памятник Михаилу Ивановичу Хилкову. Скульптор - Александр Таратынов, архитектор - Михаил Корси. Памятник хорош, опираясь на трость, министр идёт по шпалам. Но совершенно бесспорно, что лучший памятник Михаилу Ивановичу — это построенные им дороги.

Дремала Сибирь от Урала до моря.

От века дремала. Тайга да снега.

Решением стала монаршая воля

О стройке дороги. И вся недолга.

Гудела тайга от рабочего люда.

Аршины, сажени да вёрст череда.

Хилков сотворил небывалое чудо.

И вот по Транссибу пошли поезда.

Лета не помеха, коль взялся за дело.

Князь знал, что такое мозоль трудовой.

Он брался и строил рукою умелой

В грядущее путь. Вечный памятник свой.

Олег Волков

Читайте также:

Нашли ошибку? Есть что добавить? Напишите нам: klub.mastera@yandex.ru
Рубрика: Творчество Олега Волкова | Добавил: admin (24.01.2023)
Читали статью: 181 | Теги: Олег Волков
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Войти ]
Облако тегов

Надоела реклама?

Смотреть панорамы Покровского: 360 градусов.


Внимание! Акция.

Создадим вместе, покровчане!


Мнения читателей
Последние комментарии:
21.04.2024
Это вторая съемка Андрея. Первую - мы смотрели всей компанией.  

16.04.2024
16.04.2024
02.04.2024
Спасибо, Всем. Встреча мне очень понравилась.
С уважением, Владимир Зайцев.

01.04.2024
Два раза - жаль. Первый раз жаль: то что Покровский артефакт ушел в другой район, а второй раз жаль: то что испортили сам экспонат: просверлив в нем отверстия и прикрепив табличку а ля кладбищенскую.....

29.02.2024
Анатолий, последние три - это, почти стопроцентно, один и тот же населённый пункт. В сельце обязательно должен быть помещичий дом, в данном случае, так и было. А вот деревня Медвежий Колодезь - это, скорее всего, современная деревня Медвежка, но нужно, всё-таки, разбираться...

29.02.2024
...ненаселённой земли, находящейся  Малоархангельского уезда  в деревне Медвежьем Колодезе, именуемой Степью". Александр Михайлович, вопрос к вам. Можно ли считать деревню Медвежий Колодезь (что в тексте),  сельцо Медвежья (18 века), сельцо Медвежка (19 века) и д. Казинка (за свинокомплексом, где бывший колхозный сад) – одним и тем же населенным пунктом? Согласно старым картам - последние три указанных населенных пункта - это одна и та-же деревня или сельцо (в прошлом).

19.02.2024
Я слышал, что упало 22 столба, причем бетонных!!!


Погода

Регистрация

 Индекс цитирования Клуб "Мастера" 2.0 ©  2011г.-2024г.