Главная → История Покровского края →☺
Волшебные камни
Прислониться к валунам близ села Верхососенье Покровского района едут со всей матушки-России и даже из-за границы
Каменное чудо
Трасса, на удивление, хорошая. Едешь себе на машине, следуя указателям. Только изредка поворачиваешь. Но потом асфальт у указателя «Святой источник» резко обрывается, и около километра тянется грунтовка. В распутицу не проедешь, а в сухую погоду — хоть на боку катись.
В низине у святого источника «Каменец» находится купель. Добротный сруб венчает небесного цвета купол. Здесь можно и воды набрать, и искупаться, и отдохнуть с дороги.
Неподалеку от купели лежат камни необычной формы. Они словно растут из земли.
Верхососенские валуны выглядят аскетично и угрюмо. По преданию, целитель и прорицатель схимонах Никодим в полном одиночестве много дней и ночей молился на этих камнях. Поэтому паломники с особым почитанием относятся к валунам, черпая здесь целительную силу. На многих установлены высеченные из камня иконы Спасителя, Казанской Божией Матери, Пресвятой Богородицы «Неупиваемая чаша», Николая Чудотворца, Серафима Саровского.
Местные жители уверяют, что если прийти с верой в исцеление и с особым усердием попросить о нем, то оно обязательно произойдет. Для этого нужно босыми ногами походить по валунам, полежать на них. Каждый камень лечит от определенной болезни.
По одной версии, в этом месте некогда был горячий источник вулканического происхождения. Во время его извержения песчаник, находившийся поблизости, превратился в пузыристую массу. Она спустя много веков приобрела твердость камня.
Некоторые ученые и экстрасенсы определяют подобные места как «места силы». Это участки земной поверхности, где благодаря каким-то таинственным процессам происходят пока необъяснимые явления. Человек силой мысли и эмоций транслирует их через камень в непроявленный мир, и через какое-то время они воплощаются в реальности. Существует гипотеза, что кристаллическая решетка минералов может накапливать информацию и оперировать ею. Постояв на камне, получаешь приток жизненных сил.
Мир не без добрых людей
Немало людей помогают обустраивать святой источник. Строитель Сергей, которому источник помог вылечиться от пьянства, изготовил поклонный крест и установил его на горе над источником. Вместе с другими прихожанами он и поставил здесь купель, колодец.
С благословения местного священника отца Вениамина начались масштабные работы по превращению святого источника «Каменец» в духовный центр Покровского района и место паломничества покровцев и жителей соседних районов и областей.
Главными действующими лицами, координаторами этой деятельности стали настоятель Свято-Покровского храма села Архарово (Малоархангельский район) отец Ефрем и председатель ПТЗПО «Покровчанка» депутат Покровского районного Совета народных депутатов Владимир Третьяков. Владимир Михайлович вместе с работниками организации и представителями некоторых других учреждений райцентра менее чем за год проделал большую работу по благоустройству источника.
Ливенский скульптор Константин Сараев изготовил икону Покрова Пресвятой Богородицы, которую недавно установили на постамент, сооружённый мастерами Ю. Новиковым и А. Гавриным у входа на святой источник.
Основные работы предполагается завершить к 14 октября — знаковому для Покровского района празднику. И если ко всем духовным энтузиастам, делающим богоугодное дело, присоединится Покровская районная администрация, то, может быть, появится к этому времени вместо грунтовой щебёночная дорога до источника. Надо-то всего 900 метров отсыпать.
Оглядывая на прощание зеленую низину со святым источником, ловишь себя на мысли: эта трава по пояс, заросли ракитника, валуны-великаны, хрустальная родниковая вода — во всем остались первозданность, чистота и целомудренность. Появляется желание снова вернуться сюда.
Сказание о невидимом монастыре
Святой источник «Каменец» овеян ореолом таинственности. Одна легенда передается из поколения в поколение.
История эта давняя. Произошла она в конце XVI, а может, в самом начале XVII века. Тогда здесь бесчинствовали орды крымских татар. Населённые пункты разоряли, жителей грабили и в полон уводили.
И стоял в Верхососенье на святом источнике в местечке Каменец монастырь. И снова крымская орда к броду на реке Сосне подошла. Разорили татары селение и собрались было дальше идти, на Мценск, как заметили вдруг несколько в стороне кресты на высокой церкви.
Подошли к монастырю и предложили монахам отдать им десятую часть их имущества и людей. Но из-за частокола в татар стрелы полетели. Разъярились татары и на штурм монастыря пошли. Но сделать это оказалось не так-то просто. Свободное пространство для атаки находилось только с одной стороны монастырских стен. А с других защитники чувствовали себя уверенно: там крутая гора, камни да овраги находились. Наскоки крымцев были отбиты с большими для них потерями.
Вечер наступил, татары себе передышку сделали. А чтобы не возиться с непокорными защитниками монастыря, стали готовить хворост, брёвна и горючие стрелы: решили сжечь первый деревянный оплот православия на земле покровской.
Всю ночь костры крымцы поддерживали, спать защитникам не давали, стращали новым нападением. Но этот штурм иноземный был вынужденно отсрочен: к утру сильнейший туман окутал весь лагерь татарский и монастырь — как покрывалом, накрыл. А когда ближе к полудню туман рассеялся, увидели изумлённые татары, что нет перед ними ни стен монастырских, ни самого монастыря, ни его защитников — как сквозь землю всё и все провалились, и только гул колокольный по ушам захватчиков бить стал.
Испугались крымцы, свернули лагерь быстро и вместо Мценска снова в степи свои ушли.
Ещё несколько лет прошло. Возродилось Верхососенье, жители его к святому источнику снова ходить стали. И рассказывать начали, что звон колокольный, откуда-то из-под земли идущий, слышали.
Не раз в святом месте жителям случались видения: поющие монахи неспешно двигались вдоль горизонта.
Екатерина Козлова и Александр Полынкин.