Доброго времени суток! Вы находитесь на сайте районного клуба творческих личностей "МАСТЕРА".
 
Рубрики
Творчество Мастеров Творчество наших читателей Библиотека История Покровского края История Орловского края Покровская районная библиотека Мир духовный Заметки на доброту дня Фотографии Покровского края Видеотека Поездки и заседания Доска объявлений Новости О сайте "Мастера" Обратная связь RSS - лента Виджет для Яндекса Приложение для Android

Серебряное кольцо


МКУК ПМЦРБ

Сайт районной библиотеки


Нужна помощь!

Поможем, земляки?


Стена сайта
Всего: 2
Гостей: 1
Пользователей: 1
r487vr57rus
Просмотров сегодня:
Яндекс.Метрика
Посетителей сегодня:


 

О часовне деревни Вязоватой.

 

Во второй половине XVIII века, одновременно    с Вознесенской церковью села  Трудок, в деревне Вязоватой  существовала церковь в честь Георгия Победоносца (Георгиевская), и несколько десятилетий обе церкви смотрели друг на друга с противоположных сторон реки Труды. Но потом деревянный Георгиевский храм обветшал, был разобран, а его прихожане стали посещать церковь в Трудках. С тех пор прошло много лет, но память о Георгиевской церкви и Святом источнике неподалёку от неё сохранялась как у жителей самой деревни Вязоватой, так и у их соседей, посещавщих этот источник.

На сходах нескольких обществ (в Вязоватой, Трудках, Балчике, Туровце) в 1913 году прихожане выразили общее желание построить часовню рядом с Вязоватовским святым источником (совсем неподалёку от места расположения бывшей Георгиевской церкви).

В Государственном архиве Орловской области сохранилось два документа, которые содержат информацию об этом важном для трудкинцев событии.

Итак, фонд №4, ед.хранения 7154, стр.8-9:

 

Документ №1.

 

«В строительное отделение Орловского губернского правления

от церковного старосты Вознесенской церкви села Трудок

Малоархангельского уезда Алексея Иванова Наумова и

крестьянина Михайла Петрова Шеховцова

 

Отзыв.

 

      Вследствие требования строительным отделением Губернского правления честь имею представить при сем ручательную подписку от техника-инженера Господина Голубкова, принявшего на себя обязанность надсмотра над работами при выстройке часовни в селе Трудках, при деревне Вязоватой, а также и ответственность при какой-либо негодности в постройке.

1914 года, апреля 28 дня.

К сему отзыву церковный староста  (подпись)  - Алексей Иванов Наумов

Крестьянин (подпись) -                                             Михайла Шеховцов

 

Документ №2.

 

Подписка.

 

1914 года, марта 30 дня, я, нижеподписавшийся инженер-механик Александр Алексеевич Голубков, имея законное право на производство работ по Диплому, выданному из Императорского Московского Технического Училища от 15 декабря 1899 года за №8151, даю сию подписку строительному отделению Орловского Губернского правления в том, что принимаю на себя наблюдение и руководство над работами по устройству часовни в селе Трудках во всём, согласно чертежей, утверждённых строительным отделением Орловского Губернского правления по протоколу от 17 сентября 1913 года за №124, а также принимаю на себя ответственность за правильность и прочность постройки, а равно и за несчастные случаи с людьми на работах.

Инженер-механик Александр Алексеевич Голубков.

Местожительство имею –

Москва, Николо-Ямская улица, дом Тюляева, Рогожская часть 1-го участка.

 

P.S.  В строительном отделении Губернского правления  обе бумаги были зарегистрированы 3 мая 1914 года. Разрешение на строительство было дано, и часовня под наблюдением Александра Голубкова начала строиться  в том же году. Точной даты её освящения у нас нет, но, скорее всего, это произошло на следующий, 1915 год.

По такому торжественному случаю от Вознесенской церкви до часовни прошли все собравшиеся на открытие часовни крестным ходом и присутствовали потом на водосвятии.

С тех пор, вплоть до начала 30-ых годов XX века, Вязоватовская часовня, Святой источник и крестные ходы стали неотъемлемой частью жизни села Трудок и его прихода. Но по мере  роста антирелигиозной пропаганды и силовых действий по отношению к религии и верующим, всё духовное ушло в подполье. И Вознесенская церковь, и часовня были уничтожены.

Но источник-то жив до настоящего времени, и даже деревянный сруб на нём не истлел пока ещё до конца. Не пора ли трудкинцам возродить на этом Святом месте если уж не церковь, то хотя бы часовню во имя иконы «Достойно есть – Милующей» (именно эта икона, по воспоминаниям местных жителей) была главной в Вязоватовской часовне?

Тем более, что в Трудках есть по-настоящему православные люди, мечтающие о возрождении местных святынь…

Икона Богородицы Достойно есть - Милующая

 

 

ГлавнаяИстория Покровского края →☺
 
Нашли ошибку? Есть что добавить? Напишите нам: klub.mastera@yandex.ru
Облако тегов

Надоела реклама?

Смотреть панорамы Покровского: 360 градусов.


Внимание! Акция.

Создадим вместе, покровчане!


Мнения читателей
Последние комментарии:
04.12.2025
Анатолий, да, другие населённые пункты в окрестностях Трудок тоже достойны звания!

03.12.2025
Еще добавлю к моему субъективному мнению несколько штрихов… Я прочитал вашу статью в «Сельской правде» от 2 апреля 2022 года. Там вы писали: «…А теперь подробнее расскажу о событиях тех страшных дней, происходивших в селе Трудки зимой 1941-1942 годов. Но вначале – несколько слов о самом селе. Оно начинается в 18 километрах от станции Верховье и тянется на 12 километров к югу, по берегам реки Труды. Фактически одно огромное село Трудки формально-административно делилось и делится до сих пор на несколько населенных пунктов: Вязь-Выселки, Вышний Туровец, Нижний Туровец, Балчик, Вязоватое и собственно Трудки….» Если следовать логике, то согласно указа, деревня Трудки удостоилась звания воинской доблести, а все остальные (входящие в Трудки) – нет. Как буд-то в Вязь-Выселках, Вышнем Туровце, Нижним Туровце, Балчике и Вязоватом не было никаких героических событий…. Несправедливо…

03.12.2025
Анатолий, ты прав в том, что я в своих статьях писал и пишу о Трудках как о селе. И это на самом деле так, потому что селом в дореволюционные годы назывался населённый пункт, в котором имелась церковь (в Трудках - Вознесенская). К сожалению, в советские годы перестали обращать внимание на эту разницу, и в настоящее время в официальных документах (например, справочнике территориально-административного деления Орловской области и законе Орловской области об этом от 28 декабря 2004 года)  Трудки поименована как деревня, так она названа и в Указе Губернатора. Кстати, деревнями у нас сейчас, кроме Трудок, стали дореволюционные сёла  Вепринец, Верхний Жёрновец, Трубицино, Вязовое, Енино Первое, Критово, Никольское. А вот Моховое, в котором никогда не было церкви (она находилась в Критово) превратилось в село. Этот процесс ошибочного переименования случился в течение достаточно долгого времени (с довоенной поры), так что есть теперь - то есть... Некоторые официальные (не совсем знающие историю) лица осуществили это.
Кстати, в 1976 году официально именовались сёлами у нас также Вышний Туровец, Журавец, Ретинка (в них церквей не было никогда), а вот Моховое в 1976 году правильно названо деревней. 
Если закон Орловской области будет когда-либо корректироваться, к этим моментам можно и нужно вернуться.

03.12.2025
Александр Михайлович, а почему ДЕРЕВНЕ? Это же СЕЛО. Да и везде, во всех своих статьях вы пишете - "село Трудки". 21 августа этого года заседала комиссия по рассмотрению ходатайства  о присвоении  СЕЛУ Трудки Покровского района  почётного звания Орловской области «Населённый пункт воинской доблести». А Указ Губернатора Орловской области от 27.11.2025 № 650 г сообщает о ДЕРЕВНЕ Трудки. Где произошла ошибка? Александр Михайлович, кому верить?

30.11.2025
Общая культура кладбищ в широком смысли и частных захоронений зависит и определяется времянем и общий культурой социума.

20.10.2025
Спасибо! Павлу Ивановичу - здоровья и всего-всего-всего!
А.М.Полынкин

20.10.2025
Спасибо за поздравления. Статью дедушке прочитали. Он растрогался, просил передать благодарность за внимание и подарки.

18.10.2025

Погода

Регистрация

 Индекс цитирования Клуб "Мастера" 2.0 ©  2011г.-2025г.