Доброго времени суток! Вы находитесь на сайте районного клуба творческих личностей "МАСТЕРА".
 
Рубрики
Творчество Мастеров Творчество наших читателей Библиотека История Покровского края История Орловского края Покровская районная библиотека Мир духовный Заметки на доброту дня Фотографии Покровского края Видеотека Поездки и заседания Доска объявлений Новости О сайте "Мастера" Обратная связь RSS - лента Виджет для Яндекса Приложение для Android

Серебряное кольцо


МКУК ПМЦРБ

Сайт районной библиотеки


Нужна помощь!

Поможем, земляки?


Стена сайта
Всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0
Просмотров сегодня:
Яндекс.Метрика
Посетителей сегодня:


 


 

 

Легенды Никольской церкви

Эту почти мистическую историю, события в которой оказались растянуты во времени более чем на сто лет, рассказал мне пенсионер, ветеран труда из деревни Кромской Покровского района Леонид Терентьевич Гусев.

          Вымирающая деревня, состоящая сейчас из девяти разбросанных далеко друг от друга домиков, называлась вначале Дворы Старые, а чуть позже у нее появилось другое имя – Кромская. Рядом с Кромской расположился еще один населенный пункт – Никольская. До начала 30-х годов XIX века эта была большая и зажиточная крестьянская деревня, в которой, по мнению местных мужиков, имелось почти все необходимое для нормальной жизни: хорошие земли, мельница, кузня. Не хватало только церкви.

И собрали тогда никольские мужики сход, пригласив на него жителей соседних деревень. Сход решил, что церковь нужна обязательно. Епархия дала разрешение, собрали средства для начала строительства, но возникла проблема с местом для церкви. Самое удобное, красивое и возвышенное  было в деревне Кромской. Никольские мужики согласились на этот вариант, но в просторечии церковь, все-таки, называли никольской, а не кромской.

Неизвестный архитектор спроектировал замечательный, буквально парящий в воздухе храм, получивший  имя Святого Архистратига Михаила. Когда строительство церкви близилось к завершению, сход мирян решил, что для такой красоты обычного креста на купол будет недостаточно. Решили отправить  в Киев  десять самых надежных и уважаемых мужиков, чтобы принести оттуда освященный крест для новоявленной церкви. Одним из десяти мужиков оказался прадед нашего рассказчика.

Подробности этого путешествия-паломничества скрылись за завесой времени, но известно, что тяжелый металлический крест никольские и кромские бородачи, постоянно меняясь, доставили к уже построенной церкви почти через год. Никому не доверяя, водрузили они святыню на купол.

Когда храм освятили, и приглашенный из Малоархангельска звонарь в первый раз ударил в новый колокол, все собравшиеся упали на колени и закрестились истово, с поклонами. Звон колокола Никольской церкви в тихую погоду слышен был за пятнадцать верст.

С батюшками новому храму везло с самого начала – настоящие ревнители веры Христовой служили в Михаило-Архангельской церкви, готовые всегда прийти на помощь прихожанам. Побывать в Никольской церкви, крест на куполе которой из самой Киево-Печерской лавры, стремились прихожане других храмов уезда и даже губернии.

В конце XIX века церковь перестраивали, но знаменитый крест оставили на новом куполе. Приход у храма был большой, имелось в нем два притча: два батюшки, сменяя друг друга, службу вели. В 20-е годы прошлого века веру в Бога у местных жителей поддерживали отец Леонид и отец Иван.

При Советской власти в первые послереволюционные годы Михаило-Архангельский  храм действовал, как и до революции: так же несли сюда младенцев для крещения, так же венчались молодые пары и отпевали умерших. В начале 30-х годов, когда Советская власть развернула решительное наступление на остатки капитализма в стране, началась коллективизация в сельской местности, и стали повсеместно закрывать церкви.

В 1932 году отец Леонид и отец Иван крестили последних младенцев (среди них был и наш рассказчик). К концу того же года начались гонения на церковь, и оба батюшки, предчувствуя аресты, спешно уехали из Никольского. После этого следы священнослужителей затерялись где-то в больших городах, хотя слухи изредка доходили (по одному из них – отца Леонида расстреляли во время Великой Отечественной войны).

Без батюшек и прихожан церковь осиротела и некоторое время стояла закрытой. Ее судьбу решил, пользуясь покровительством начальства, председатель местного колхоза имени Ворошилова. На заседании правления было решено построить колхозную конюшню. Когда строительных материалов найти не удалось, председатель приказал разобрать церковь. Приказ вызвал волнение среди местных жителей, и они отказались крушить храм. Председатель долго уговаривал, убеждал и угрожал мужикам, пока не нашел первых добровольцев.

Одним из храбрых оказался родной дядя нашего рассказчика Иван Афонин. Он взобрался на купол и несколько часов усердно трудился, выковыривая и выпиливая крест из гнезда, в которое сто лет тому назад поставил этот крест его родной дед. Пару раз Иван едва не сорвался, но, пересиливая себя, все же, сумел расшатать крест, потом привязал к нему длинную толстую веревку. Десяток стоявших внизу крепких мужиков дергали крест до тех пор, пока он не упал на землю, издав странный болезненный звук, от которого вздрогнули и закрестились испуганные мужики.

Председатель колхоза приказал сбросить колокола, а потом разобрать кровлю. Когда дошла очередь до церковных стен, выяснилось, что кирпичи – главное, для чего разбирали храм – взять почти невозможно. Только отдельные из них удавалось отделить друг от друга, да и то ценой немыслимых усилий. Большинство же спрессовалось намертво, поэтому приходилось крушить стены, превращая кирпичную массу в щебенку.

Сброшенные колокола и освященный в Киеве крест погрузили на телеги и отвезли в Малоархангельск. По пути с одной из подвод пропал колокол. Лишь перед самой войной обнаружили его в соседней деревне, где до 80-х годов колокол висел на большой раките – местные жители использовали его как пожарный.

Иван Афонин, который начал крушить  храм, уехал в Сибирь. Долго о нем никто ничего не слышал, но в 1953 году он приехал в родные места. Во время Великой Отечественной Иван воевал, пока не был тяжело ранен. Своему племяннику Леониду Гусеву он сказал: «Вот, племяш, видишь, ногу в госпитале отрезали. Думаю, что это наказание Божие за грехи мои. Молод был, глуп».

Обломки, битый кирпич Никольского храма в послевоенные годы использовали при заливке фундамента Кромской школы, которую построили в пятидесяти метрах от разрушенной церкви. Школа эта полностью сгорела в 1988 году. Через восемь лет перестроенная школа сгорела еще раз. Пожар уничтожил Никольский медпункт, в двух семьях живьем сгорели дети. Кто-то скажет: случайность. Кто-то подумает: кара Божья!

P.S. До революции на территории Покровского района действовало 22 храма: 19 из них стерты с лица земли, три полуразрушены и бездействуют. А единственный старинный колокол, чудом сохранившийся из всех колоколов 22 церквей района,  хранится в настоящее время в музее поселка Покровское.

 

Александр Полынкин

 

 

 

ГлавнаяИстория Покровского края →☺
 
Нашли ошибку? Есть что добавить? Напишите нам: klub.mastera@yandex.ru
Облако тегов

Надоела реклама?

Смотреть панорамы Покровского: 360 градусов.


Внимание! Акция.

Создадим вместе, покровчане!


Мнения читателей
Последние комментарии:
04.12.2025
Анатолий, да, другие населённые пункты в окрестностях Трудок тоже достойны звания!

03.12.2025
Еще добавлю к моему субъективному мнению несколько штрихов… Я прочитал вашу статью в «Сельской правде» от 2 апреля 2022 года. Там вы писали: «…А теперь подробнее расскажу о событиях тех страшных дней, происходивших в селе Трудки зимой 1941-1942 годов. Но вначале – несколько слов о самом селе. Оно начинается в 18 километрах от станции Верховье и тянется на 12 километров к югу, по берегам реки Труды. Фактически одно огромное село Трудки формально-административно делилось и делится до сих пор на несколько населенных пунктов: Вязь-Выселки, Вышний Туровец, Нижний Туровец, Балчик, Вязоватое и собственно Трудки….» Если следовать логике, то согласно указа, деревня Трудки удостоилась звания воинской доблести, а все остальные (входящие в Трудки) – нет. Как буд-то в Вязь-Выселках, Вышнем Туровце, Нижним Туровце, Балчике и Вязоватом не было никаких героических событий…. Несправедливо…

03.12.2025
Анатолий, ты прав в том, что я в своих статьях писал и пишу о Трудках как о селе. И это на самом деле так, потому что селом в дореволюционные годы назывался населённый пункт, в котором имелась церковь (в Трудках - Вознесенская). К сожалению, в советские годы перестали обращать внимание на эту разницу, и в настоящее время в официальных документах (например, справочнике территориально-административного деления Орловской области и законе Орловской области об этом от 28 декабря 2004 года)  Трудки поименована как деревня, так она названа и в Указе Губернатора. Кстати, деревнями у нас сейчас, кроме Трудок, стали дореволюционные сёла  Вепринец, Верхний Жёрновец, Трубицино, Вязовое, Енино Первое, Критово, Никольское. А вот Моховое, в котором никогда не было церкви (она находилась в Критово) превратилось в село. Этот процесс ошибочного переименования случился в течение достаточно долгого времени (с довоенной поры), так что есть теперь - то есть... Некоторые официальные (не совсем знающие историю) лица осуществили это.
Кстати, в 1976 году официально именовались сёлами у нас также Вышний Туровец, Журавец, Ретинка (в них церквей не было никогда), а вот Моховое в 1976 году правильно названо деревней. 
Если закон Орловской области будет когда-либо корректироваться, к этим моментам можно и нужно вернуться.

03.12.2025
Александр Михайлович, а почему ДЕРЕВНЕ? Это же СЕЛО. Да и везде, во всех своих статьях вы пишете - "село Трудки". 21 августа этого года заседала комиссия по рассмотрению ходатайства  о присвоении  СЕЛУ Трудки Покровского района  почётного звания Орловской области «Населённый пункт воинской доблести». А Указ Губернатора Орловской области от 27.11.2025 № 650 г сообщает о ДЕРЕВНЕ Трудки. Где произошла ошибка? Александр Михайлович, кому верить?

30.11.2025
Общая культура кладбищ в широком смысли и частных захоронений зависит и определяется времянем и общий культурой социума.

20.10.2025
Спасибо! Павлу Ивановичу - здоровья и всего-всего-всего!
А.М.Полынкин

20.10.2025
Спасибо за поздравления. Статью дедушке прочитали. Он растрогался, просил передать благодарность за внимание и подарки.

18.10.2025

Погода

Регистрация

 Индекс цитирования Клуб "Мастера" 2.0 ©  2011г.-2025г.