|
О Вознесенской церкви села Ворово в середине XIX века. |
Одна из самых старых и известных церквей нашего края – Вознесенская церковь села Ворово. Она возникла в конце XVII века. К сожалению, в Государственном архиве Орловской области сохранилось всего лишь шесть метрических книг этой церкви (за 1846, 1848, 1850, 1853, 1859, 1863 годы), но и с их помощью можно получить интересную информацию о самой церкви, её приходе, священнослужителях и прихожанах.
Итак, приход церкви, кроме самого села Ворово, составляли деревни: Березовец (этот населённый пункт вплотную прилегал к селу), Труды (Теряева), Гремячая и Княжое. Несмотря на кажущееся небольшое число селений, народу в них проживало достаточно много – в середине XIX века – более трёх тысяч человек. Потому и состав священнослужителей в Вознесенской церкви всегда был двухштатный, то есть два священника с причетниками. В конце 40-ых годов XIX века службы в храме вели священники Дионисий Осипов и Никита Лосев, а помогали им дьякон Прокопий Маккавеев, пономари Андрей Крутиков, Кинтиллиан Соколов, дьячки Егор Кудрявцев и Андрей Нецветаев.
С течением времени состав причтов значительно изменился. Вместо Никиты Лосева священником стал Алексей Марков, дьяконскую должность занял Никонор Трудковский, а место пономаря оказалось у Михаила Петрова. Все пришедшие закончили Орловскую духовную семинарию.
Что касается жителей села Ворова и приходских деревень, то подавляющее большинство из них составляли казённые (государственные) крестьяне (само Ворово, д.д. Березовец, Гремячая и Труды (Теряево). Только те, кто проживал в деревне Княжое, являлись крепостными крестьянами и дворовыми людьми помещиков, князей Кугушевых. Название их поместной деревни, скорее всего, произошло как раз от княжеского титула владельцев (татарские князья Кугушевы).
Казённые крестьяне из перечисленных деревень когда-то, ещё в первой половине XVIII века являлись служилыми людьми, однодворцами, а потом превратились в одну из групп российского крестьянства. Причём, представители многих семейств проживали на одном и том же месте десятилетиями и даже столетиями, а их потомки продолжают населять Ворово, Теряево, Гремячее до сих пор.
Вот, к примеру, какие фамилии с XVII по начало XX века были распространены в селе Ворово: Бабаевы, Бачурины, Драчёвы, Дуровы, Жердевы, Кореневы, Курловы, Мальцевы, Муратовы, Разинковы, Ревякины, Ротановы, Рудневы, Русановы, Селезнёвы, Сизёновы, Тимонины, Усачёвы, Фурсовы.
В деревне Березовец самыми популярными фамилиями были: Алехины (первоначальный вариант – АлЕхины, но не АлЁхины – А.П.), Герасимовы, Гревцовы (Гревцевы), Даниловы, Карагодины (Корогодины), Кирилловы, Локтионовы, Меркуловы, Пашковы, Позняковы (без буквы «д»), Семёновы.
В деревне Гремячей проживали: Васютины, Ефремовы, Казаковы, Кирилловы, Полянские, Проскурины, Русановы, Селютины, Старых, Харитоновы, Черниковы.
Основными фамилиями в деревне Труды (Теряева) являлись: Балачевцевы, Внуковы, Гревцевы, Дагаевы, Коптевы, Мальцевы, Теряевы.
Что касается владельческой деревни Княжое, то фамилии там появляются только во второй половине XIX века.
По метрическим книгам Вознесенской церкви легко проследить прирост населения прихода: ежегодно рождалось свыше 150 младенцев (1846 год – 160, 1848 – 191, 1850 – 194, 1853 – 150), а умирало – от 86 до 141. Даже в год наивысшей смертности прирост составлял 50 человек, а в 1850 году он вообще превысил 100 человек.
В целом же, население этого прихода являлось зажиточным, малоземельных крестьян было немного, как раз большинство – бывшие крепостные помещика Кугушева. Об этом помещичьем семействе – отдельная история.
Вознесенская церковь была закрыта в начале 30-ых годов XX века, а чуть позже полностью уничтожена. Битый кирпич храма в послевоенное время использовался местными жителями при строительстве наливных домов. Попыток возрождения Вознесенского храма не предпринималось. Некоторые из икон церкви сохранились у местных жителей.
А.Полынкин
Здесь стояла Вознесенская церковь села Ворово
Одна из сохранившихся икон Вознесенской церкви