Главная → История Орловского края →☺
Владимир Бочаров – первый Герой-орловчанин
Две соседние области, Орловская и Курская, с равным основанием, считают Владимира Бочарова своим первым Героем. Орловчане – потому, что он родился 20 июля (2 августа по новому стилю – А.П.) 1910 года в селе Колпенском Малоархангельского уезда (ныне – райцентр, посёлок городского типа Колпна – А.П.). А куряне убеждены, что именно их земля вырастила будущего героического лётчика и закалила его мужественный характер, ведь он жил в Курске с двухлетнего возраста и обучался здесь в школе №42.
На приёме у Сталина
Совсем ещё мальчиком Володя однажды попал (в составе какой-то делегации) — на прием к Сталину, чтобы вручить ему рапорт курских школьников. Случай сам по себе достаточно редкий. Но еще более примечательно то, что на вопросы Сталина, «как живут курские железнодорожники, как питаются рабочие, каково материальное положение в их семьях, каково настроение, — на все эти вопросы Володя рассказывал правду, ничего не приукрашивая, — рабочим тогда жилось нелегко». Мальчику, школьнику (да и не только мальчику) повести разговор со Сталиным в подобном ключе было не так-то просто. Для этого требовалось, по крайней мере, преодолеть тот установившийся оптимистический стиль, в котором в те времена было принято выдерживать всякого рода доклады и рапорты «наверх». Иными словами, требовалось ясное сознание своей ответственности перед людьми, которые его послали, требовалось определенное гражданское мужество. Это мужество было присуще Владимиру Бочарову и всю его дальнейшую короткую, но яркую жизнь.
Лётчик
В старших классах «заразился» он любовью к небу и, торопясь к нему, даже не стал заканчивать «десятилетку», а по одному из очередных молодёжных наборов (тогда это было возможно) поступил в Вольскую военно-теоретическую школу ВВС. После годичного обучения в ней продолжил образование в Оренбургской военной авиационной школе лётчиков. Успешно закончив её в 1931 году, Владимир Бочаров стал летать на истребителях.
За пять лет прошёл путь от младшего лётчика в 7-ой истребительной авиаэскадрилье до командира отряда в 40-ой авиаэскадрилье 83-ей истребительной авиабригады Белорусского Военного округа. Служил и летал старший лейтенант Бочаров так здорово, что вместе с лучшими пилотами 1 Мая и 7 ноября 1935 года участвовал в воздушных парадах над Красной площадью. А весной 1936 года «за успехи в боевой, политической и технической подготовке» он был награждён орденом Красной Звезды (очень редкое отличие тех лет – А.П.).
Под псевдонимом Хосе Галарс
Летом того же года началась гражданская война в Испании: против народного республиканского правительства подняли мятеж националисты. Советский Союз не стал оставаться в стороне от событий, привлекших внимание всего мира, и вскоре в Испанию, на помощь республиканцам, поехали и полетели первые наши добровольцы. Сначала это были военные советники, а потом – лётчики и танкисты, на наших же самолётах и танках.
Владимир Бочаров прибыл в Испанию в составе второй группы советских лётчиков-добровольцев в начале ноября 1936 года. Из пилотов этой группы была сформирована эскадрилья на истребителях И-16. Одним из отрядов, входивших в неё, командовал капитан Бочаров, получивший псевдоним «Хосе Галарс».
10 ноября 16 истребителей этой эскадрильи приземлились на аэродроме Алкала под Мадридом. Весть о прибытии пополнения подняла настроение у республиканцев, а необычный для своего времени самолёт вызвал интерес у многих. В связи с этим было решено устроить демонстрацию высшего пилотажа.
Владимир Бочаров, поднявший тогда свой истребитель в воздух, вызвал восхищение у всех. Один из советских лётчиков - добровольцев, Герой Советского Союза Е. Ф. Кондрат, наблюдавший полёт товарища, вспоминая о его высоком лётном мастерстве, писал, что он с блеском, стремительно и изящно, сделал несколько фигур, а из пике вывел самолёт у самой земли, почти коснувшись травы.
И-16 с опознавательными знаками Испанской республики.
Трагическая смерть Героя
А потом начались боевые вылеты. Капитан Бочаров-Галарс успел совершить их всего три – до своего последнего, 13 ноября 1936 года. В это время Мадрид подвергся атаке очередной группы франкистских самолётов: 8 бомбардировщиков под прикрытием 18 истребителей. На перехват их поднялись 24 наших истребителя. В ходе завязавшегося воздушного боя одно звено мятежников осталось прикрывать бомбардировщики, а другая часть немецкой эскадрильи, рассредоточившись, заняла позицию выше, прикрываясь облаками. Советские лётчики смело пошли в атаку. Часть истребителей противника, не скрытых облаками, получив повреждения от меткого огня республиканских истребителей, стала покидать поле боя. Один из немецких He-51 был подбит Бочаровым.
Намереваясь повторить удар, И-16-ые после первой атаки пошли на вертикаль. В этот момент немецкие лётчики из группы прикрытия, оставшиеся незамеченными, атаковали советские истребители. Очереди вражеских истребителей попали в самолёт Владимира Бочарова и ранили его самого. Лётчик нашёл в себе силы мастерски, на шасси, посадить свою повреждённую машину. Всё было сделано правильно, за исключением одной, роковой ошибки – он сел в районе Сеговия, на территории противника.
Здесь, видя, что его окружают, Бочаров стал отстреливаться, и последней пулей он застрелил подбежавшего к нему вражеского офицера. Франкисты схватили его, пытали, затем зверски убили и надругались над телом лётчика.
Спустя два дня на мадридский аэропорт Баррахос, где базировались советские летчики-добровольцы, фашистский авиалайнер сбросил на парашюте ящик. Внутри в окровавленном узле находились куски человеческого тела. Лицо было обезображено, но по большому родимому пятну товарищи установили, что это останки Владимира Бочарова.
В записке, вложенной в ящик, говорилось: «Это дар командующему ВВС «красных», пускай знает, что ждет его самого и его красных крыс - большевиков!».
Перевезённые в морг останки казнённого пилота показали иностранным корреспондентам, которые были потрясены этим актом жестокости. Фотографии с соответствующими подписями попали тогда во многие зарубежные газеты.
Память
Похоронили капитана Бочарова в братской могиле неподалёку от Мадрида. А 9 мая 1989 года прах лётчика – Героя, в числе 188 воинов-интернационалистов, павших на испанской земле, был перенесён на городское кладбище под Мадридом. На братской могиле установили надгробие - гранитную стелу и фигуру скорбящей женщины.
31 Декабря 1936 года Центральный Исполнительный Комитет Союза ССР принял постановление о присвоении звания Героя Советского Союза 11 лётчикам и 6 танкистам, сражавшимся и отличившимся в Испании. Шестым в этом списке был назван Владимир Михайлович Бочаров.
В 60-ые годы XX века, когда о его подвиге стали, наконец, писать и говорить открыто, то куряне увековечили память лётчика-Героя: его именем назвали улицу в г. Курске, а на доме, где он жил, была установлена мемориальная доска. Материалы о нём экспонируются сейчас в музеях боевой славы школ № 10 и № 34 (бывшей №42) г. Курска.
Во дворе школы № 34, в сквере, установлен бюст героя-летчика, выполненный известным скульптором В.А.Чухаркиным.
Постарались не отстать от курян и орловчане: в Колпне, на Аллее Героев, был установлен бюст Героя Советского Союза Владимира Бочарова. Очерк о нём появился в книге «Золотое созвездие орловцев», вышедшей в Туле в 1985 году к 40-летию Победы.
Однако, к сожалению, 100-летний юбилей первого своего Героя орловчане почему-то не отметили.
Но, я думаю, что и сейчас не поздно вспомнить о мужественной жизни и трагической смерти Владимира Михайловича Бочарова: он был ПЕРВЫМ!
Александр Полынкин